Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Назначение тембров для записанной партитуры
Теперь можно каждой партии назначить свой тембр. Поскольку все партии мы писали, не ориентируясь на определенный тембр, сейчас имеет смысл показать все партии в виде нотного изображения, чтобы легче было провести анализ полученных результатов. На рис. 5.27 представлена партитура всех полученных партий из данной в начале гармонической последовательности. Рис. 5.27. Партитура полученных партий из начальной последовательности: Предположим, что у вас нет синтезатора, а есть MIDI-клавиатура и звуковая карта. Тогда прежде, чем назначать определенные тембры на партию, установите в программе набор инструментов GM. Для этого: 1. Выберите нужный трек и в инспекторе из списка Instruments выберите команду Setup Instruments — перед вами появится диалоговое окно с аналогичным названием (рис. 5.28). Рис. 5.28. Диалоговое окно Setup Instruments: 2. В раскрывающемся списке Pathname Source установите команду Path Name Script, а в списке Pathname Device - команду GM Voice. Данные команды дадут вам возможность выбирать нужный инструмент из списка GM на каждом треке, не запоминая номер программы. Теперь вернемся к анализу партитуры. На первом треке мы с вами записали гармоническую последовательность, которая еще может нам пригодиться в качестве педали. Но, прежде всего, нужно определиться с мелодией, каким тембром вы ее слышите? Допустим это, будет флейта, тем более что диапазон и характер мелодии этому не противоречят. Для басовой партии мы бы выбрали тембр акустического баса, особенно если вы решили оставить " шагающий бас". Для гармонической фигурации предлагаем для начала выбрать тембр арфы или акустической гитары. Для педали можно взять тембр ансамбля струнных или вокала. Установите выбранные тембры на каждом треке и послушайте, что в итоге получилось. На данном, первом этапе стоит остановиться и, наверняка, произвести коррекцию баланса громкостей всех партий. Рис. 5.29. Раскрывающийся список GM MIDI: Работа с контроллерами Дело в том, что когда вы записывали партии, то еще не предполагали, какие инструменты у вас будут звучать, поэтому вполне нормально, что аккомпанемент, например, звучит громче мелодии или бас слишком громкий. Вслушайтесь внимательно в звучащую партитуру и откорректируйте уровни громкости партий. Как вы помните, это можно сделать с помощью инспектора или инструментального ящика. Очень важным элементом сведения партитуры является панорамирование. Все вы знаете, что оркестр или группа любого состава не может находится в одной точке, т. е. на сцене все располагаются дальше или ближе воображаемого центра. Соответственно, зритель слышит определенную панораму: кто-то — слева, кто-то — справа, а кто-то — по центру. Причем " слева" и " справа" может быть " еще левее" или " еще правее", мало того, это может быть глубже или ближе. Индивидуальное положение инструментов на сцене и дает тот неповторимый колорит звучания каждого произведения. Для начала расставьте панораму для каждой партии в поле Pan в инспекторе. Помните, что партия баса, как правило, звучит по центру, то же относится и к бас-барабану и малому барабану. Хотя, как вы понимаете, каких-либо запрещений по этому поводу быть не может. Панораму звучания можно установить указанным способом на каждом треке индивидуально. Тогда установка будет действовать на весь трек и все его части. Если требуется в каких-либо частях трека менять панораму, то лучше это делать с помощью специального инструмента в виде двух громкоговорителей с разнонаправленными под ними стрелками. Такая установка будет действовать только в определенной части трека. Пределы панорамирования лежат от L64 (крайнее левое положение) до R63 (крайнее правое положение). Регулировать панораму можно еще несколькими способами. Например, если щелкнуть левой кнопкой мыши в самом веху колонки Track, появится раскрывающийся список контроллеров (рис. 5.30), в котором необходимо выставить флажок против контроллера Pan. Рис. 5.30. Раскрывающийся список контроллеров: Нажмите клавишу, и в главном окне рядом с колонкой Track появится новая колонка Pan (рис. 5.31). С помощью регуляторов напротив каждого трека можно установить нужное значение. Еще один способ — это из меню Panel с помощью команды MIDI Track Mixer вызвать MIDI-микшер и выставить панораму на нем. Все описанные способы равноценны и позволяют видеть панорамирование всех треков одновременно. Более тонкое и гибкое регулирование панорамы можно осуществить в редакторе Edit с помощью того же контроллера. 1. Два раза щелкните левой кнопкой мыши по нужному вам треку или его части и войдите в клавишный редактор (можно войти в клавишный редактор через команду в главном меню). После того как вы отрегулировали панораму, т. е. линейное или горизонтальное размещение инструментов, можно приступить к регулировке положения инструментов в глубину. Рис. 5.31. Колонка Pan в главном окне: Рис. 5.32. График изменения панорамы: Это можно сделать с помощью контроллера 91, который управляет уровнем реверберации. Если вы не собираетесь в процессе исполнения постоянно менять уровень реверберации, проще всего выставить ее уровень с помощью MIDI-микшера MIDI Track Mixer. 1. Вызовите MIDI-микшер MIDI Track Mixer с помощью соответствующей команды из меню Panels. Рис. 5.33. Дополнительная панель регулировки эффектов MIDI Track Mixer: 3. Нажмите черную кнопку Off, перед вами появится раскрывающийся список с перечислением устройств для регулировки эффектов (рис. 5.34). Если у вас в наличии только звуковая карта, выберите из списка пункт MU100R - Part Editor. Хотим вас сразу предупредить, что эффект реверберации нужно с большой осторожностью применять к партиям ударных инструментов и баса. Проставьте в каждой партии необходимые значения и послушайте результат. Но мы советуем вам ставить значения панорамы и реверберации в режиме реального времени. Для этого включите воспроизведение вашей партитуры в режиме Loop, нажав на транспортной панели кнопку с изображением кольца. После этого откройте MIDI-микшер и начинайте выставлять на пульте нужные параметры. Преимущества такого способа очевидны. Еще несколько советов. Всю эту работу необходимо делать при правильном расположении ваших акустических систем. Вы должны слышать реальную панораму, а не вычислять ее. Поскольку не каждый может позволить себе качественную звуковую аппаратуру, лучше пользоваться головными телефонами, они позволяют получить довольно реальную картину. Рис. 5.34. Раскрывающийся список редакторов эффектов: Рис. 5.35. Окно редактора эффектов Part Editor: Как вы обратили внимание, в редакторе Part Editor достаточно много ручек и ползунков для регулировок различных контроллеров, все эти контроллеры эффектов можно регулировать в режиме реального времени. Принципы и способы регулировки всех котроллеров редактора Part Editor одинаковы. Из раскрывающегося списка редакторов эффектов (см. рис. 5.34) вы при необходимости можете выбрать любой эффект. Они практически одинаковы функционально, только предназначены для работы с соответствующими синтезаторами, имеющими генераторы типа XG или GS, которые позволяют работать с большим количеством эффектов. При работе над усовершенствованием автоаккомпанемента мы с вами говорили о штрихах, но как мы уже отмечали, там это, как правило, не нужно. При сочинении собственных партий или переложений партий для других инструментов такая работа чаще всего просто необходима. Для примера поработаем со штрихами с партией гармонической фигурации (трек 2). Выберите для этой партии инструмент Viola в списке GM. Так как у нас записана данная партия, то звучать она будет штрихом легато. Допустим нам нужно, чтобы в первых четырех тактах, в каждом из них, первые шесть нот оставались со штрихом легато, а последние две были не сыграны стаккато. В последующих четырех тактах объединим штрихом легато по две ноты, т. е. первые две ноты соединяются легато, но при этом вторая звучит со штрихом стаккато. И так далее, до конца. Чтобы переделать данную партию, как мы хотим, нужно (рис. 5.36): 1. В тактах с 1 по 4 седьмые и восьмые ноты сократить по длительности не менее чем на половину. Больше или меньше — зависит от темпа и требуемой остроты стаккато. Естественно, вышеописанные штрихи и их сочетания являются простейшими, но из них рождаются более сложные штрихи и сочетания штрихов. Реализация в ваших будущих партитурах всего штрихового многообразия будет зависеть только от вашего опыта и творческой фантазии. Еще немного о контроллерах, которые наиболее часто применяются в корректировке записанной музыки.
Все вышеперечисленные контроллеры помогут вам оживить партию, только не забывайте, что все хорошо в меру. Дополнительные приемы " оживления" аранжировки При аранжировке какого-либо произведения вы можете столкнуться с тем, что звучание какого-нибудь инструмента (тембра) на слух воспринимается как плоское, невыразительное по тембру. Можно попробовать тембр данного инструмента смешать с близким по звучанию другим тембром, для этого нужно скопировать партию на другой трек и назначить ей нужный тембр. При этом потребуется регулировка параметра Volume в инспекторе. Но и этого может оказаться недостаточно. Для оживления тембра можно попробовать следующее: 1. Скопируйте партию на другой трек. С помощью варьирования этим параметром вы получите более объемный звук, не забудьте откорректировать соотношение параметра Volume, т. к. суммарная громкость увеличится. Здесь необходимо дать некоторые разъяснения. Параметр Delay, в отличие от других, выражен в " тиках", условных единицах программы, где тридцать вторая длительность содержит 1920 тиков. То есть параметр Delay можно отрегулировать достаточно тонко. Оживить отдельные партии вашей партитуры поможет и MIDI-процессор, который можно установить, войдя в меню Modules. 1. В меню Modules активизируйте команду Setup, перед вами появится диалоговое окно Module Setup (рис. 5.38). Рис. 5.38. Окно Module Setup: 2. Выберите из списка модулей пункт MIDI Effect Processor, в полях ACTIVE и PRELOAD поставьте значения Yes и закройте окно. Рис. 5.39. Меню команды MIDI Effect Processor: 4. Активизируйте в этом меню команду MIDI Processor, и перед вами появится окно процессора (рис. 5.40). 5. Сделайте нужные установки в списках Instrument, Output и Input и поле Channel и не забудьте установить флажок Status. Процессор готов к работе. Рис. 5.40. Окно MIDI Processor: Теперь можно подробнее рассмотреть работу модуля. В верхней части модуля расположено шесть регуляторов-ползунков (слайдеров):
Значения всех вышеперечисленных параметров можно ввести и с клавиатуры, предварительно дважды щелкнув мышкой в полях, где указаны значения параметров. Для создания партии гармонической фигурации вам может понадобиться модуль Arpeggiator, его можно открыть точно так же, как модуль MIDI Effect Processor. После того как вы активизируете и откроете модуль, у вас появится окно Arpeggio (рис. 5.41). Рис. 5.41. Окно Arpeggio: Арпеджиатор является стандартным блоком программы, начиная со второй версии, и практически не изменился к пятой версии. Как вы уже заметили, окно арпеджиатора состоит из шести модулей. Верхний модуль — общий для всех четырех каналов, остальные модули могут быть настроены индивидуально на каждый канал. Рассмотрим отдельно функции каждого модуля.
В программе Cubase есть модуль, который позволит вам обходиться без инструмента с автоаккомпанементом. С его помощью вы можете создавать собственные стили и использовать любые отрывки MIDI-аранжировок для создания новых стилей. С помощью этого модуля можно создавать библиотеки приемов игры на различных инструментах, например, вам удалось создать два такта для гитары приемом " бряцание" или интересное арпеджио. Вы имеете возможность с помощью этого модуля применять стиль в любой вашей аранжировке. Существует также библиотека стилей для Cubase. Речь идет о модуле Styletrax. Инсталлируется данный модуль точно по той же схеме, как и все предыдущие. Для того чтобы начать работу в Styletrax, нужно создать трек класса Style Track. Как говорилось ранее, каждый класс трека имеет свой вид инспектора, инспектор Style Track выглядит следующим образом (рис. 5.48). Рис. 5.48. Панель инспектора Style Track: С помощью инспектора Style Track вы можете в режиме реального времени управлять модулем. Чтобы загрузить какой-либо стиль, нужно щелкнуть по одной из пятнадцати кнопок под полем Style. После этого откроется диалоговое окно, из которого вы сможете загрузить какой-либо стиль. Стилевые файлы имеют расширение агг. Кнопка, с помощью которой вы загрузили стиль, станет активной. Всего в модуль можно загрузить пятнадцать стилей. Теперь подробнее разберемся с инспектором Style Track.
На рис. 5.49 показан вид инспектора в активном состоянии, т. е. когда в модуль загружен стиль. Рис. 5.49. Инспектор трека Style Track в активном состоянии: Важным элементом модуля Styletrax является его редактор Style Track Editor Вызывается Style Track Editor комбинацией клавиш Ctrl+E или из ме-ню Modules. Работа с данным редактором принципиально ничем не отлича-ется от работы на синтезаторе с автоаккомпанементом, которая подробно описана в главе 2. Но, как вы понимаете, двух абсолютно одинаковых устройств не бывает, и Style Track Editor, конечно, имеет свои особенности о их в основном мы дальше и поговорим. После вызова редактора вы увидите следующую картинку (рис. 5.50). Рис. 5.50. Окно редактора Style Track Editor: Как вы уже обратили внимание, редактор Style Track Editor условно можно разделить на три подмодуля. Верхний подмодуль состоит из раскрывающегося списка Mode, он аналогичен соответствующей кнопке в инспекторе. Далее следуют два информационных поля Scale и Chord. В первом поле отображается лад, во втором — тональность. Последние два раскрывающихся списка - Style и Variation - позволяют выбрать стиль и его вариацию. Второй подмодуль редактора состоит из пяти кнопок, позволяющих установить один из пяти режимов работы редактора. Первый режим - Tracklist - дает возможность редактировать треки стиля по различным параметрам. Все параметры редактирования дорожек вам уже знакомы. Второй режим - GM Map - существует для редактирования GM-карты, собственно, операцию редактирования GM-карты можно провести и в предыдущем режиме. Выбирайте, что вам удобнее Третий режим — Settings — режим установки модуля, это окно разделено на две части. Первая часть — Trigger Parameters — регулирует режимы смены вариаций, режимы перехода между ними, режимы фиксации смены аккордов и характер переключения вариаций. Все эти режимы описаны и аналогичны соответствующим в инспекторе. Вторая часть Scale Parameters. Редактор Style Track Editor может распознавать аккорды со специальной дорожки Chord Track или с MIDI-клавиатуры, все зависит от режима, выставленного в списке Mode. Редактор может преобразовать ладовое наклонение с помощью установок в списке Scale. Четвертый режим Remote - редактирует параметры дистанционного управления с MIDI-клавиатуры. Обратите внимание, что виртуальная клавиатура поделена на определенные участки, обозначенные разным цветом:
Последний, пятый режим модуля — Styles — предназначен для управления вариациями стиля, он дублируется на панели инспектора и в дополнительных объяснениях не нуждается. Третий, самый нижний подмодуль окна является вспомогательным и содержит уже разобранные выше информационные поля и управляющие кнопки, в зависимости от пяти режимов работы редактора, рассмотренных выше. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы