Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стиль художественной литературы
Споры о правомерности выделения стиля х.л. Большинство ученых включает с.х.л. в систему стилей р. я. (Р.А.Будагов, А.И.Ефимов, И.Р.Гальперин, Э.Г.Ризель, М.Н.Кожина, Б.Н.Головин, А.Н.Васильева), но некоторые понимают его как явление более сложное и принципиально иного порядка, выходящее за рамки общепринятой системы ф.стилей (Л.Ю.Максимов, Н.М.Шанский, Н.А.Мещерский, А.К.Панфилов). Экстралингвистические стилеобразующие факторы: - сфера искусства (художественной литературы) - цель: эстетическое и эмоциональное воздействие - задача: воспроизвести образ некой реальности, со своей организацией, отношениями, связями, существующей в воображении автора и формирующейся на основе его субъективного видения, взгляда на жизнь, мировоззрения. Особое положение с.х.л. обусловлено его специфическими чертами: Специфические стилевые черты: - отражает мир в образной, чувственно-конкретизированной форме (художественная модель мира), роль изобразительно-выразительных средств, широкая метафоричность, образность, используются возможности синонимики, многозначности (неповторимость и свежесть выражений при создании образов, недопустимость стандарта) - художественно-образная речевая конкретизация (Кожина): когда различные языковые средства направлены на активизацию читательского воображения, создание образа (акцентирование различных черт) - субъективность, экспрессивность, оценочность (эм.-эк. окрашенная лексика, экс. синтаксис) - центральная категория – образ автора. Л.Н.Толстой: «Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что художественное произведение составляет одно целое потому, что в нем действуют одни и те же лица, потому, что в нем все построено на одной завязке, или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету. В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь? ». Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев – мы ищем и видим только душу художника». - полифоничность – соединяет в себе несколько взглядов на жизнь (автора и героев) - выходит за рамки литературного языка, но при этом сохраняет строгую нормативность (точность в выборе слов, грамотность, совершенство речи); использует все яз. средства р.я., в т.ч. средства других стилей (главный критерий отбора – эстетическая мотивированность) - характеризуется не какой-либо одной стилевой окраской, а целой гаммой - системная взаимосвязь языковых единиц как составных элементов художественного целого, обусловленная идейно-образным содержанием и реализующая эстетическую функцию - динамизм (высокая глагольность) - характерно использование прошедшего времени глагола в связи с повествовательной манерой изложения - настоящее время глаголов имеет значение историчности (настоящее историческое). (Давеча задремал в канаве, слышу – идут (А.Н. Толстой)) - преобладает употребление сов. вида - редкое употребление абстрактной лексики, тенденция к опредмечиванию отвлеченных понятий (прокрадывался унылый страх) - частое употребление местоимений, качественных прилагательных
- подстили: в соответствии с родами литературы: лирика (стихотворная речь), эпос (художественно-прозаическая), драма (драматическая). Разговорный (Русская разговорная речь – под ред. Е. А. Земской; О. Б. Сиротинина, О. А. Лаптев) Экстралингвистические основания - сфера бытовых отношений (разговорная речь носителей русского языка): - неофициальность и непринужденность общения, - непосредственное участие адресата и адресанта в коммуникативном акте, - неподготовленность, спонтанность речи - роль экстралингвистических факторов (условия, ситуация, характер взаимоотношений) - значимость невербальных средств выражения мысли (мимика, жесты, интонация) - цель: передача информации, эмоции, побуждения… общение Специфические стилевые черты |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы