Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материализм и идеализм как основные направления в философии



Материализм (так называемая " линия Демокрита" ) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

 

Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием).

Идеализм (" линия Платона" ) — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на " мир идей" и " мир вещей"; " мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); " мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением " мира идей"; каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.); большую роль в преобразовании " чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи (" мир идей" ) объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия " чистых идей" и превращения " чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в

5.Диалектический метод философского мышления и его альтернативы. Исторические формы диалектики.

Диалектика (греч. букв, искусство вести беседу) является современной всеобщей теорией развития всего сущего (бытия, материи, сознания и т.п.), которая адекватно отражает его эволюцию в своих законах, категор риях и принципах. Диалектика - это понимание мира и такой способ мышления, благодаря которым различные явления, предметы, вещи рассматриваются через разнообразие их связей, взаимодействий противоположных свойств и тенденций, в процессах изменений и развития. Она - одна из древнейших наук. Истоки ее восходят из исторически первых абстракций. По утверждению. Г. Гегеля, философия возникла как диалектика, системно в и содержательно обогащалась на пути развития философской мысли думки.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• " негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;

на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам " тезис — антитезис — синтез", то ме­тафизический опирается на формулы " или — или", " если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб­кое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии (" цветное видение мира" ), а метафизика — однообразно, по принципу " черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих " умозрительный" характер;

3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической " консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей (" консервативной" ) диалектике — так называемая " негативная" диалектика.

" Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями " негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной " консервативной":

• диалектика может быть только " негативной" — критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• " негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

4. Метафизика и " негативная" диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:

эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.
Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.
Основные типы диалектики:

Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.
Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».
Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.
Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.
Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.
Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

Марксистко- материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.
Ее появление связано с естественно-научым развитием:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь