Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБОИХ ТЕЧЕНИЙ



 

В числе важнейших вероубеждений в этой связи следует упомянуть представление о созерцании лика Всевышнего Аллаха в будущей жизни, в которое верят сунниты. Читая сборники хадисов, которые считаются у них достоверными, такие как ″ Сахихи″ Бухари и Муслима, мы находим, что они представляют это созерцание в буквальном, а не в переносном смысле[35], более того, мы находим там признаки антропоморфизма в представлении Всевышнего Аллаха, как, например, в словах о том, что «Он смеется[36], шествует по земле и спускается с небес на землю», [37] и даже «открывает Свою голень, по которой Его безошибочно можно распознать»[38], «ставит Свою ногу в ад…», и много еще подобных деталей в описании Аллаха, тогда как «Он стоит превыше всего этого»[39].

Припоминаю, как я шел по городу Ламо в Кении, что в Восточной Африке, и обнаружил там имама из числа ваххабитов, представшего перед молящимися в мечети и говорящего им о том, что у Аллаха есть две руки, и две ноги, и два глаза, и лицо, и когда я возразил ему на это, он стал приводить доводы, основываясь:

«И сказали иудеи: " Рука Аллаха привязана! " У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет! Руки у Него распростерты...»[40].

 «И сделай ковчег пред Нашими глазами...»[41].

 «Всякий, кто на ней, исчезнет, и останется лик Господа твоего...»[42].

Я сказал: «Брат мой, все эти аяты, которые ты приводишь в качестве доводов, и многие другие – все они аллегорические, а не буквальные! »

Он ответил мне: «Весь Коран – буквален и не содержит аллегорий». Тогда я спросил: «В таком случае, как вы истолковываете аят, который гласит: " А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей - слеп..." [43]? Разве здесь имеется в виду буквальное значение? И всякий слепой в этом мире будет также слепым и в будущем? » Шейх ответил: «Мы говорим о руке Аллаха, оке Аллаха и лике Аллаха, мы не рассматриваем здесь вопрос о слепоте! »

Я согласился: «Оставим вопрос о слепоте. Как тогда вы истолкуете приведенный вами же аят: " Всякий, кто на ней, исчезнет, и останется лик Господа твоего…"? » Он обратился к присутствующим: «Есть ли среди вас такой, кто не понимает этого аята? Поистине, он так же ясен, как и высказывание Всевышнего: " Всякая вещь гибнет, кроме Его лика" [44]». Я ответил: «Ты только замутил дело. Брат мой. Когда мы спорили о Коране, ты утверждал, что в Коране нет аллегорий, а есть только буквальные значения! Я же утверждал, что в Коране есть аллегории, в особенности в аятах, в которых приводится описание тела Аллаха и в которых имеется его ″ уподобление″ человеку, а если ты настаиваешь на своем мнении, то тебе придется признать, что если всякая вещь исчезнет, кроме Его Лика, то это означает, что и Его руки, и Его ноги, и все Его тело исчезнет, и не останется от него ничего, кроме Его Лика. Превелик Аллах, намного превыше Он всего этого! » Затем я обратился к слушателям со словами: «Устраивает ли вас такое толкование? » Все промолчали, включая их шейха, никто не произнес ни слова, и шейх распрощался с ними, я также вышел, призывая их встать на правый путь и обрести в этом успех.

Да, таково их вероубеждение относительно Всевышнего Аллаха, присутствующее в сборниках их преданий, которые они считают достоверными, и в их лекциях. Надо сказать, что некоторые их ученые отвергают такую точку зрения, однако большинство верит в то, что в загробной жизни они узрят Всевышнего Аллаха так же, как видят луну в ночь полнолуния, не закрытую облаками, основываясь на аяте: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие»[45].

Достаточно обратиться к вероубеждениям шиитов-имамитов по этому вопросу, чтобы душа и разум получили успокоение через толкование коранических аятов, в которых имеется «уподобление» Всевышнего Аллаха человеку в аллегорическом, переносном смысле, а не буквально и дословно, как воображают себе некоторые.

Имам Али (А) говорит в этой связи: «Не может постигнуть Его помыслов широта и охватить Его проницательности глубина. Нет для описания Его ни границы очерченной, ни определения известного, ни времени отмеренного, ни срока проверенного...»[46].

Имам Мухаммад Аль-Бакир (А) говорит в возражение антропоморфистам:

«Все, что мы различаем в своем воображении, давая ему точное определение, есть сотворенное подобно нам и к нам же оно возвращается..»[47].

И достаточно нам в этом возражения Самого Всевышнего Аллаха, четко выраженного в Его Книге: «И не подобно Ему ничто» и «Не постигают Его взоры», а также ответа Его Своему посланнику Мусе (А): «Ты никогда не увидишь Меня», в ответ на просьбу: «…Господи, яви мне Себя, дабы я воззрил на Тебя! » Он ответил: ты никогда не увидишь Меня! ». Согласно Ан-Нахату, «Аз-замахшарийа» подтверждает это утверждение.

Все это веские доказательства правоты шиитской позиции, которая основывается на изречениях имамов из числа Ахл уль-Бейт (А), являющихся источником знания и хранителями Послания, которым Аллах передал в наследство знание Книги.

Того, кто желает поглубже изучить этот вопрос, мы можем отослать к подробной книге, посвященной данному предмету, – «Слову о созерцании» Сайида Шарафуддина, автора «Аль-мураджиат»[48]. 

Книга «Аль-мураджиат» принадлежит к числу тех книг, которые необходимо прочесть всякому, желающему ознакомиться с вероубеждениями шиитов-имамитов и образом их мысли.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь