Сплав на плоту по реке Сыне на Приполярном Урале совершили пензенские туристы

Сплав на плоту по реке Сыне на Приполярном Урале — мероприятие интересное и захватывающее. А если пройти до верховьев Сыни по Аранецким болотам с посещением горы Сабля — интереснее вдвойне.

Борис Хейфец, турист и «спец по специям», вспоминает о своем первом походе, где совершил сплав на плоту по реке. Про Бориса наш пензенский альпинист, поэт и бард Евгений Сайков написал нижеследующие строки, очень тонко описывающие его характер:

С запасом дружелюбных слов,

Сверкает добротою, как фонарик.

И предложить всегда готов

Душевно налитый стопарик.

- 6 -

Сплав на плоту по реке Сыне на Приполярном Урале. Борис Хейфец вспоминает

Я точно год не помню, в конце восьмидесятых дело было.

Как получилось, что я в этот поход по Приполярному Уралу попал? До этого я просто в лес ходил, зимой на лыжах катался. И получал от всего этого кайф. Смотрел по телевизору «Клуб путешественников» – мне все эти путешествия нравились очень. Я после армии, здоровья – через край, захотелось тоже попробовать. Не куда-то отдыхать, на песке жариться, а сходить в поход. Купил путёвку. Первый у меня был Селигер, десять дней на шлюпках – прелесть поход. Потом полугорный-пешеходный «Архыз и города — курорты». На Алтай сходил, тоже пешеходный. Потом желание проснулось – чего-то мне захотелось посолиднее.

Что интересно – я ведь с Володей Панфиловым знаком был, в одной школе с ним учились. И потом, после армии общались. Но так получилось, что никуда с собой в горы он меня не приглашал.

Я просто пришёл на Лермонтова, 34 — в Клуб туристов. Кабанов Геннадий встретил меня — с гордостью показываю ему свои бумажки, несколько значков «Турист СССР». Интересуюсь: есть ли что-нибудь на июль – август, чтобы нормальный, хороший поход был? Оставил телефон, через несколько дней мне звонят – если есть желание, приходи, есть группа. Конечно, у меня есть желание. Я пришёл. Руководитель Даниленко, инструктор Дмитриев. Ещё с нами был Олег – как охотник. Он не турист. Чей приятель, я так и не понял. И две девчонки – Эллочка и Светочка. И две палатки. Всё, договорились… И назначают меня завхозом…

Завхозом, так завхозом

Ну, хорошо, завхозом, так завхозом, если будете мне помогать — а я постараюсь. Опыта никакого. Я только примерное представление имел об этих делах — из плановых походов.

Какая категория, не помню. Но помню, что на поезде доехали до станции Печора.

Из Печоры поплыли на теплоходе до Аранца.

В первый же день, едва забросил на плечо — только что купленный рюкзак крякнулся. Наверное, брак. Я взваливаю рюкзак на плечо – и почти отрывается лямка, трещит. И звук этот неприятный какой-то. Иду до первой остановки, чуть не дыша, боясь

- 7 -

чихнуть или кашлянуть, поддерживая руками этот пресловутый рюкзак. Длинная игла нашлась, и весь поход я чуть ли не ежедневно пришивал эту лямку, как мог. Покупал я его в «Малышке» — там был отдел спорттоваров. Рюкзак такой – столитровый, сбоку подвязки.

Про начало маршрута вот ещё что приходит на память. Промок у меня рюкзак после первого дня. Может, плохо плёнкой закрыли. Но пакеты с супами все мокрые. Хорошо, погода — солнышко яркое. Разложили всё это добро продовольственное, высушили. А иначе, как принято, голодные туристы могли бы завхоза съесть.

Я с собой взял нож «супер-комбинированный» — там ложка, вилка, всё такое прочее, в чехольчике. Так круто на поясе висит. На второй день пошли какими-то дебрями. Ходили, бродили. Добрели до обеда. Я – глядь, а у меня чехольчик пустой. Мозг пронзает мысль: «Ложка! » Нож потерял — полбеды, а вот есть нечем. Кушать-то хочется. Все со своими ложками, и в ремнаборе запасной не предусмотрено. Пришлось строгать. Умения-то никакого. Мне Даниленко первую ложку сделал. А всего было две-три ложки за поход. Жалко, не сохранились. Так что в музей сдать нечего.

Аранецкие болота

Аранецкие болота – вроде тайга. Шли 2-3 дня по просеке, просека кончилась, потом берём азимут. Глухая тайга, не Ахунский лес.

У меня с собой была гитара. Дешёвая, пензенская. Сам я не играю, но на всякий случай взял. Я её в рюкзак ставил, а из рюкзака гриф торчит. По дебрям продираемся, Дмитриев прёт как вездеход, мы за ним чуть ли не бегом. Остановка, перекур. Смотрю – у меня гриф – кряк! Отошёл гриф, где-то зацепил, когда «перелазил» или «продирался».

Разобрали гитару. Впоследствии, когда была «точка» в Пензе, у Эллочки был день рождения. Я из гитары выпилил дощечку, в виде рыбки, и доску ей подарил. Мы в походе как доску её и использовали.

Когда идёшь по Аранецким болотам, горы не сразу видно. В последний день движения хребет открылся – красота. На Саблю не лазили, поднялись немного – фотосессию провели. Рисковать не было смысла, да и время поджимало.

- 8 -

Берёзовый плот

Подошли к речке Сыне – начали плот строить. Ну, думаю, сплав на плоту по реке — увлекательное дело. Но удивительно: почему-то из берёзы сделали первый плот. Ну, ладно я - «нулёвый», городской житель. Но были и более старшие товарищи, в смысле опыта. Трудоёмко – часа три потратили времени, без обеда. Только рюкзаки на него забросили, и на глазах плот ко дну пошел.

Недалеко оказалась хорошая лиственница. Разбираем это берёзовое чудо – верёвки развязываем и новый плот делаем. Все голодные. Думаем: дело сделал – гуляй смело. Хочется засветло успеть, чтобы день походный не терялся. Валим лиственницу. Падает она удачно – речку перекрыла, там очень узкое место было. Часов несколько помучились, и готов новый плот. Здесь встали лагерем, заночевали. Главное – сделали плот.

Утром загрузили все рюкзаки, я и Даниленко садимся, а остальные по берегу идут налегке по тропинке. А какие тропинки? Идёшь – бум! – глухая скала. Реку вброд преодолеваешь – там опять тропинка, и так постоянно.

Через пару суток думаем – зачем пешком ходить, надо второй плот строить, так быстрее будет. Девчонки тоже забузили – идти неохота, когда на глазах плывущий плот уходит, где-то впереди, за поворот. Плот назвали «Беда».

Свои обязанности завхоза исполнял, как мог. Хлеб – сухарики. Я, как завхоз, выделял сколько можно. Девчонки обижались, что мало даю. Конфетки просили, но всё нормировано.

Шикарнейшая рыбалка

А рыба? Была у нас шикарнейшая рыбалка. Какая-то запруда естественная попалась на реке, заводь. И видно, как в аквариуме – плавают рыбины.

Чем Приполярный Урал запомнился? Я думал — будут мошка, гнус, комары съедят, но в основном там были оводы. Тучи оводов, жужжание постоянное. Комары появляются только вечером. Но там уже костёр, и спишь в палатке!

Овод на тебя садится, ты его – шлёп! Вот и наживка — на крючок его. Рыбалка была – в жизни такой рыбалки не видел! Рыба кругами ходит, ходит, потом крючок – хвать! Видно было, как крючок заглатывает. Штук пять-шесть таким образом вытащили.

У нас азарт мозги туманит, а они уже не хватают наживку. То ли наелись, то ли боятся. Больше никогда не доводилось хариуса ловить и есть. Мы голодные были, отварили эту

- 9 -

рыбу. И как раз на этой доске гитарной рыбу разделывали. Хорошая дощечка оказалась, полезная.