Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Следопыт с берегов Мохаука
Наш друг и наставник Клэр У. Грейвз жил и работал в Гудзонской долине, в нескольких милях от исторической реки Мохаук и канала Эри. В годы после Второй мировой войны Грейвз был достаточно скромным преподавателем психологии. Как это часто бывает, энергия, порожденная военным временем, и послевоенная эйфория послужили отличной питательной средой для развития дальновидного мышления и смелых, новых прорывов в области знаний о человеке. Именно это и случилось с Грейвзом. Вместо того чтобы перекраивать старые психологические построения или участвовать в дебатах между конфликтующими теориями тех дней, он решил начать заново — с поиска причин, стоящих за изменениями точек зрения на природу человека. «В конце концов, чёрт побери, человек имеет право быть тем, кто он есть на самом деле». Клэр У. Грейвз Грейвз прилагал усилия, чтобы осознать суть проблемы и изучить причины, по которым люди различаются между собой, почему одни меняются, а другие нет, и каким способом лучше всего ориентироваться в развивающихся и порой хаотических формах человеческого развития. Сам он говорил об этом так: «Если говорить коротко, то я считаю, что психология взрослого человека представляет собой развивающийся, раскрывающийся и вибрирующий процесс движения по спирали, отмечаемый нарастающей по мере изменения значимых для человека проблем степенью подчинения старых систем более низкого уровня новым системам, находящимся на более высоком уровне». Иными словами, по мере того как мир вокруг нас становится всё более сложным и мы пытаемся сохранять над ним контроль, человеческое мышление развивается в достаточно четко определяемых рамках. В то же самое время мы постоянно изменяем наш мир, поскольку мы умны. Грейвз был одним из первых психологов, понявших, что мы живём, действуем, принимаем решения и изменяемся через сложные системы. Наброски и иллюстрации Грейвза были знакомы любому студенту, серьёзно изучающему квантовую физику, теорию систем или теорию хаоса. Грейвз стремился интегрировать «био-», «психо-» и «социо-» и тем самым объединить человеческое знание и разрушить академические стены, разъединяющие отдельные научные дисциплины и области исследований. Начиная с 1973 года он постоянно говорил о невероятной важности исследований мозга и процессов мышления с особым акцептом на то, как устроен разум с точки зрения неврологических структур и сетей и как он активизируется за счёт химических агентов и условий жизни. Подобные предположения звучали ересью в те золотые годы гуманизма, приведшие к возникновению сегодняшней политкорректности и эгалитарной ортодоксальности, однако Грейвз стойко оборонялся. Часто он формулировал свою точку зрения в нескольких тезисах: 1. Человеческая природа не является статичной или конечной. Человеческая природа меняется вследствие изменения условий существования и тем самым куёт новые системы. Тем не менее старые системы остаются с нами. 2. Когда активируется новая система или уровень, мы меняем нашу психологию и правила жизни для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. 3. Мы живём в условиях потенциально открытой системы ценностей, и нам доступно неограниченное количество способов прожить жизнь. Нет никакого конечного состояния, к которому мы все должны стремиться. 4. Человек, компания или общество в целом может позитивно реагировать только на те принципы управления, мотивационные призывы, методы образования, юридические и этические правила, которые приемлемы для нынешнего уровня человеческого существования. Спиральные вихри лучше всего описывают это проявление человеческих систем, которые развиваются но уровням всё возрастающей сложности. Каждый восходящий поворот спирали символизирует пробуждение более проработанной версии поверх того, что уже существует. Таким образом, человеческая спираль состоит из скрученных цепочек систем ценностей, взглядов на окружающий мир и точек зрения, присущих различным эпохам и соответствующим различным жизненным условиям. Клэр Грейвз был человеком вне своего времени. В конце 1960-х годов канадский журнал Macleans Magazine упоминал его концепцию как «теорию, которая всё объясняет». Хотя сам он поёжился от таких заявлений, по проделанная им работа элегантна и обширна — это всесторонний мыслительный процесс, системная совокупность и стратегия действий, время которой ещё не пришло два десятилетия назад. Однако время имеет свойство отделять зёрна от плевел, когда дело касается идей. Всё большую силу получают концепции, способные лучше объяснить происходящее и предоставляющие возможность для практического применения. Только теперь, через десять лет после смерти Грейвза в 1986 году, его вклад становится известен и получает достойное признание. Предложенная им теория возникновения, изменения и трансформации человеческих систем была не опровергнута, а напротив, расширена и подтверждена современными исследованиями. Как только вы начнёте мыслить в категориях, предложенных Грейвзом, то поймёте, что эта точка зрения обладает силой и точностью, позволяющей иметь дело с людьми и социальными группами всех типов, начиная от агрессивных вождей, сторонников силовых методов и различных «-измов» и заканчивая благотворительными организациями, заботящимися о жертвах, и миротворцами, сбитыми с толку в неразберихе. Одни и те же принципы спиральной динамики применимы к отдельному человеку, организации или обществу в целом. Так как модель даёт некое универсальное описание человеческой природы, не выделяя отдельных типов личности в зависимости от расы, пола или этнической принадлежности, то она обеспечивает общий язык для охватывания как локальных, так и глобальных проблем. Она предлагает систему взглядов, делающую возможным целостное (холистическое) мышление и действия в соответствии с ним. Хотя Грейвз был вовлечён в исследования как специалист в области общественных наук, большая часть его работы на самом деле описывала производственный сектор. В своей статье «Ухудшение рабочих стандартов» (The Deterioration in Work Standards), опубликованной в ноябре 1967 года в журнале Harvard Business Review, он смог не только предсказать общее снижение производительности труда в Америке, но и заложить основы для решения таких актуальных в наши дни вопросов, как реинжиниринг и тотальное качество. Как вы обнаружите, концепция Грейвза учитывает такую составляющую, как человеческий фактор, который пытались найти последователи Эдварда Деминга, а другие ещё не поняли, что им этой составляющей недостаёт. Его система взглядов отражает, каким образом следует трансформировать компанию или культуру для того, чтобы её оздоровить и сделать более восприимчивой для включения в быстрые изменения и сложные технологии. ГЕНЫ и МЕМЫ: В своей книге «Развивающаяся личность» (Evolving Self) (Harper Collins, 1993), Михай Чиксентмихайи[16] соотнёс формирование поведения человека с формированием его физических характеристик и использовал выражение «мем» по аналогии с понятием «ген». Сам термин впервые был предложен несколькими годами ранее Ричардом Доукинзом, который сократил греческий корень «mimeme». Он сам и другие использовали этот термин для описания единицы культурной информации, такой как политическая идеология, тенденции моды, использования языка, музыкальных форм или даже архитектурных стилей. В своей статье в мартовском (1994) выпуске журнала Wired, Джон Перри Барлоу утверждает, что идея Доукинза включает «…самотиражирующиеся паттерны информации, которые распространяют сами себя среди экологии разума, с моделью воспроизводства, очень сходной с воспроизводством форм жизни… Они самовоспроизводятся, взаимодействуют с окружающими и приспосабливаются к ним, они мутируют, и они устойчивы. Они развиваются и заполняют пустые ниши в своих локальных средах, которые в данном случае представляют собой окружающие системы верований и культуры своих носителей, то есть нас самих». Таким образом, мемы для нашей психокультурной ДНК являются тем же, что гены для нашей биохимической ДНК. Гены представляют собой единицы информации о пашей физической природе. Это производная от генетического вклада наших мам и пап и отличительных особенностей, наследуемых от нашего вида. Мемы рождаются, но замечанию Чиксентмихайи, «когда человеческая нервная система реагирует па полученный опыт» Они являются единицами информации в пашем коллективном сознании и передают свои представления через наш разум. Мем содержит набор поведенческих инструкций, передаваемых от одного поколения к другому, социальных артефактов и ценностных символов, скрепляющих социальные системы. Подобно интеллектуальному вирусу, мем размножается через различные концепции, такие как стили одежды, новые слова в языке, стандарты популярной культуры, архитектурный дизайн, формы искусства, религиозные выражения, социальные движения, экономические модели и моральные императивы относительно того, как должна строиться жизнь. Мемы действуют подобно элементарным частицам. Спиральная динамика предполагает наличие воли другого порядка — неких мета-мемов, систем или «ценностных мемов» (цМемов[17]). Эти цМемы представляют собой организационные принципы, действующие подобно аттракторам для наполненных содержанием мемов, описываемых Доукинзом и Чиксентмихайи. Крупные цМемы являются аминокислотами нашей психосоциальной ДНК и действуют подобно магнетической силе, объединяющей мемы и другие типы идей в сплочённые пакеты мыслей. Изначально формируясь в мозгу каждого человека, цМемы обладают такой жизненной силой, что овладевают целыми группами людей и начинают сами структурировать их мышление. ЦМемы определяют направление и процесс формирования убеждений. Они структурируют мышление, системы ценностей, формы политического устройства и мировоззрение целых цивилизаций. ЦМемы являются краеугольными камнями корпоративных культур, определяющих, как и почему принимаются решения. Личный набор цМемов является центральным элементом нашей собственной личности и задаёт тон нашим отношениям — будем ли мы счастливыми туристами или неприкаянными душами. Если гены развиваются достаточно медленно, то системы решений, формируемые с помощью цМемов, находятся в постоянном движении. ЦМемы бывают настолько превалирующими, что начинают напоминать архетипы и могут с лёгкостью ошибочно приниматься за «типы» людей. Когда несколько цМемов находятся в состоянии гармонии, они начинают напоминать ноты, формирующие музыкальный аккорд. Однако если цМемы находятся в конфликте между собой, это приводит к возникновению личностных проблем, распаду семей, корпоративным недомоганиям, церковным расколам, к угасанию и падению цивилизаций. Являясь «живыми», цМемы могут испытывать периоды отливов и приливов, они могут гореть ярче или тише подобно гирлянде из лампочек на рождественской ёлке. Некоторые из них могут объединяться для поддержки определённого вопроса, идеи или проекта, так как обладают сходным ценностным содержанием. В других ситуациях, люди с чрезвычайно сходными наборами цМемов могут вступать в жестокие споры относительно отдельных деталей, понимания того, что есть «благо». В результате таких разрушительных споров наступает упадок, начинаются «священные» и «гражданские» войны. В нас могут присутствовать токсичные, опасные гены, которые заранее предсказывают физические проблемы. (Возможно, единственной большой проблемой, стоящей сегодня перед специалистами по медицинской этике, является то, как мы справимся с этим знанием.) У нас могут присутствовать надоедливые и неприятные мемы, кроющиеся в наших убеждениях, поведении или отношении к чему-либо. Аналогично, можно найти неподходящие цМемы, которые контролируют индивидов, организации, или культуры. Те же силы, которые позволяют нам отвечать на все новые возникающие в нашей среде проблемы, могут также препятствовать успешной адаптации, если цМем не здоров. Любая сила, доведённая до предела, превращается в слабость. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие великие культуры растворились в исторических сносках. Их цМемы износились задолго до воздвигнутых ими памятников. Аттрактор ценностного мема (цМем)[18]
Каждый цМем представляет собой организующий принцип, центр гравитации, геометрический фрактал, самовоспроизводящуюся силу и магнитное поле, притягивающее небольшие и наполненные содержанием мемы.
Внутри цМемов зашифрованы инструкции, определяющие наши мировоззрения, предположения о том, как всё работает, и разумное объяснение для принимаемых нами решений. Для наглядности подумайте о яппи[19], которого вы знаете. Это быстрый, целеустремлённый, очень конкурентоспособный и обращающий большое внимание на собственный статус человек. Он (или она) очень явно выражает то, что мы обозначаем с помощью цветовых кодов как ОРАНЖЕВЫЙ цМем. Подобные люди часто одеваются так, чтобы это подчёркивало их успешность, они стараются покупать автомобили престижных марок, посещают правильные места, демонстрируют высококачественного супруга или партнёра, делают правильные карьерные шаги и мечтают о независимости, подкреплённой мешком золота. Пока этот ценностный мем искрится и повторяет своё сообщение, такой тип поведения будет сохраняться. Он может быть передан детям, которые ретранслируют его в определённую музыку, будут следовать определённому стилю моды и покупательскому поведению. Процессы, связанные с действием цМемов, могут господствовать среди людей, живущих по соседству, и определять политику того или иного сообщества. Процессы могут оставаться на одном уровне или становиться ещё более интенсивными. ОРАНЖЕВЫЙ представляет собой лишь один из восьми основных цМемов, присущих спирали. ЦМемы похожи на некую параллельную форму жизни. Мы почти не осознаём их силы, так как можем высказывать догадки, только исходя из демонстрируемого поведения и артефактов, создающих вокруг них водоворот. Однако подобно тому, как различные кишечные микроорганизмы перерабатывают для нас проглоченную пищу, цМемы помогают нашим извилинам разобраться, что же представляет собой мир «на самом деле». Спиральная динамика описывает, каким образом они взаимодействуют на трёх различных, но явным образом взаимосвязанных уровнях. • Индивидуумы обладают доминирующими цМемами, придающими форму их жизненным приоритетам и ценностям, начиная от основных ценностей, связанных с физическим выживанием, и заканчивая ценностями жителей «глобальной деревни» и так далее. Развитие ребёнка включает пробуждение, направление и обучение выражать цМем в здоровой форме и в подходящее время. Возникновение новых цМемов часто провоцирует личный кризис в семьях и рабочих отношениях. Карьеры руководителей в большой степени уязвимы для таких конфликтов и перегрузок. • Организации имеют собственные ценностные мемы, которые определяют их успех или неудачу на конкурентном рынке или позволяют судить об уровне социальной ответственности, присущем их базовой культурной ДНК. И хотя задача организационного развития на протяжении многих лет заключалась в улучшении и преобразовании «гаек и болтов» компании, всё чаще это начинает включать в себя пробуждение новых цМемов. Изменение набора применимых мемов является гораздо большей трудностью, чем задача «работать упорнее и с большей отдачей». • Общества, будь то местные или национальные, бросаются то в одну, то в другую сторону до тех пор, пока не обретут твёрдую основу в важнейших цМемах, совпадающих с теми мирами, в которых они обитают. И потрясения, и стабильность являются продуктами цМемов, находящихся в постоянном движении, хотя лишь немногие аналитики способны увидеть их сквозь густой туман сомнительных идей. Мы рассказали всего о нескольких проявлениях ключевых цМемов. Динамическая спираль представляет собой модель, на которую нанизаны пробуждения и выражения цМемов. Этот принцип организации достаёт вопросы «Почему? » из очевидного хаоса и позволяет понять язык наших ценностей. Вместо того чтобы заниматься категоризацией поведения или классификацией людей — для этого есть большое количество других моделей, — спиральная динамика направит ваши поиски за невидимыми, но живыми цМемами, которые циркулируют намного глубже внутри человеческих систем и пульсируют в центрах принятия решений внутри интеллектуального центра каждого человека, организации или общества. Глава 2 Подобно генам, мемы не действуют в одиночку, а образуют мозаику, формирующую weltanshauungs[20], взгляд на окружающий мир. Гопарл Блум, «Принцип Люцифера (The Lucifer Principle)», The Atlantic Monthly Press, New York, 1995, стр. 131 Собирайтесь в путь. Мы отправляемся охотиться на спираль. В ходе нашего путешествия вы встретитесь с различными людьми, жившими в разное время, в разных местах и в разных культурах. Вы прокатитесь на ковре-самолёте виртуальной реальности вашего мышления. (Поразительное смешение мифологии с высокой технологией — Аладдин встречается со Стивеном Джобсом[21] благодаря Уолту Диснею! ) Ваша задача — найти ответ на единственный вопрос, задавая его каждому встреченному вами человеку: «Что такое жизнь? » Возможно, у вас уже есть свой ответ на этот вопрос, но мы предполагаем, что вы захотите узнать, что думают и другие, так как их воззрения являются существенными для менеджмента, религии, образования и политики. А теперь давайте отправимся на охоту за цМемом. Интервью с шестью людьми Сангома Для начала наш ковёр-самолёт приземляется в сельском районе Квазулу в Южной Африке. «Я ищу ответ на вопрос " Что такое жизнь? ", — говорите вы сангома, африканскому сказочнику средних лет. (Сангома накладывает и снимает порчу, сочиняет заклятия, смешивает снадобья и продаёт отвары muti (волшебных лекарств), защищающие людей от дурных сил и/или призывающие силы добра на их сторону.) «Смысл жизни в том, чтобы радовать духов», — осторожно отвечает сангома, не уверенный в том, кто вы и к какому клану принадлежите. «Мы живём, чтобы почитать наших предков, — продолжает сангома, потирая в руках мягкий амулет, — потому что они и сейчас с нами. И мы живём ради нашего племени». «Большое спасибо, — говорите вы, — и пусть вам и вашим близким улыбнётся удача». Уходя, вы вспоминаете, что видели в точности такого же человека в фильме Shaka Zulu[22] и читали о похожих мемах в повестях Топи Хиллермана о народе навахо. Дитя улицы Быстрее, чем летящая пуля, вы перемещаетесь в нью-йоркский район Южный Бронкс и оказываетесь в вагоне метрополитена. Бы стоите в грязном, расписанном граффити вагоне лицом к лицу с безжалостным, на первый взгляд, ребёнком улицы. От холодного, пронизывающего, пристального взгляда юного хулигана у вас мороз по коже. Вместо того чтобы вести себя развязно как мачо, вы держитесь поближе к своему спасительному ковру, задавая вопрос. «Не твоё собачье дело», — усмехается парень, постоянно высматривая, есть ли у вас что-нибудь ценное и пытаясь убедиться, не являетесь ли вы переодетым полицейским или осведомителем «Зелёных драконов», ужасной банды из престижной части города. По всей видимости, вы не представляете опасности и вас пет смысла грабить, поэтому парень говорит: «Хорошо, раз уж ты спросил, я тебе отвечу. Но ты, типа, слушай внимательно, понял? Жизнь — отстой. Ты должен беречь свой зад, потому что никто кроме тебя это делать не будет. Воруют все, и у всех есть цепа. Если ты чего-то хочешь, ты должен взять это сам. Ты, может, завтра сдохнешь, так что — сейчас или никогда. Каждый, кто тебя достаёт, заплатит за это. Вот такие дела. А кто говорит что другое, тот дурак. Всё, чего я хочу от других людей, это уважение». «Благодарю вас, сэр», — говорите вы и с облегчением выдыхаете, когда спасительный ковёр-самолёт уносит вас прочь. Теперь у вас есть ещё один цМем. Мир этого паренька удручает, однако он приспособился к нему. А вы смогли бы? Как бы то ни было, вы испытываете душевный подъём, слыша звуки бравурного марша и пролетая над рекой Гудзон в направлении легендарного плаца Вест-Пойнта, военной академии США. Кадет из Вест-Пойнта Вы планируете вниз перед аккуратными, подтянутыми, ясноглазыми курсантами-первогодками академии, стоящими перед памятником генералу Дугласу Макартуру неподалёку от знаменитого плаца Вест-Пойнта. После того как вы прочитали выгравированную на камне цитату «Долг, честь, отечество», вы задаёте свой вопрос. Ответ кадета полон уверенности и убеждённости: «Есть призвание, превосходящее по своей важности всё остальное. Это выгравировано на этом мраморе. Это моя религия. Я узнал об этом от моих родителей. Это часть нашего национального наследия. И я дал клятву защищать эти идеалы и флаг, который их олицетворяет. Я готов умереть за эти священные принципы. Только таким образом мы можем гарантировать сохранение нашего образа жизни для будущих поколений. Это Господня воля — то, что мы распространяем свободу и демократию на всей Земле». Кадет быстро отдаёт салют и уходит, оставляя вам свой цМем. А вы сохраняете его в своей памяти. «Какая преданность» — думаете вы про себя, размышляя о том, куда приведёт вас ваша странная одиссея. Волшебный ковёр-самолёт выбирает курс через Северный полюс в сторону Сингапура. Пролетая над деревнями эскимосов в Арктике, вы вновь вспоминаете о сангоме и уличном парне — насколько же сильно различаются картины мира! Ваша задумчивость обрывается, когда ковёр сгружает вас прямо перед входом в отель «Раффлз»[23]. В тот момент когда вы приземляетесь, азиатский яппи выходит из своего BMW и передаёт ключи служащему гостиницы. Этот человек и есть ваш следующий собеседник. Предприниматель Элегантно одетый предприниматель, потягивающий в баре скотч 20-летней выдержки, даёт совершенно другой ответ на ваш вопрос. «С моей точки зрения, — отвечает он, — моё будущее в моих руках. Жизнь бросает нам вызов — мы должны выиграть самые большие и самые красивые жемчужины, затем продать их и вырастить ещё более крупные. Знаете, в могилу с собой всё не заберёшь. Мы должны наслаждаться лучшим из того, что жизнь может предложить, потому что, возможно, это всё, что у нас есть. Я усердно трудился и знаю, как можно хорошо играть в эту игру. Риски существуют всегда, но именно они заставляют игроков оставаться в игре. А теперь извините меня, я должен ответить на звонок из моего гонконгского офиса. Всего вам хорошего, и я желаю вам процветания и удачи в вашем путешествии». Скотч допит, у вас в руках очередной цМем, и вы вновь садитесь па свой ковёр. Очевидно, есть что-то англофильское в том, что вы покидаете «Раффлз»[24] и направляетесь прямиком в Лондон. Пролетая над Ближним Востоком, вы размышляете о том, каким бы мог стать уличный парень, будь у него нефтяные деньги, и о том, насколько похоже прямолинейное мышление кадета из Вест-Пойнта на убеждения арабских мулл, при всём их кажущемся различии. Активистка А теперь вы слышите отдалённый звон колоколов Биг-Бена, и это возвращает вас снова к основному вопросу, в то время как вы в своём виртуальном путешествии восхищаетесь различиями людей. И вот вы стоите на Трафальгарской площади рядом с энергичной молодой женщиной, держащей в руках плакат. Её рюкзак украшен значками с политическими призывами, а внутри пего можно заметить снеки из органически выращенных продуктов и книги по международным отношениям. После того как вы перекидываетесь с ней парой фраз о трафальгарских голубях, туристах и злободневных политических событиях, вы задаёте свой вопрос: «В чём смысл жизни? » «Ого, — воркует она, — какой чудесный вопрос. Я отвечу, но потом вы должны будете поделиться вашим собственным видением со мной. Знаете, я чувствую, что смысл жизни в людях и в принадлежности, как это сказать, в понимании наших потребностей в гармонии и в общности. Я думаю, что всё это сводится к любви. Мы должны сделать шаг в сторону от материализма и всеобъемлющей конкуренции, пока ещё не потеряли человечность. Вокруг так много нуждающихся, а правительство делает так мало, чтобы им помочь. Мы только что закончили демонстрацию в поддержку прав человека перед парламентом, и мы вернёмся сюда завтра. Каждый должен делать всё, что в его силах, для поддержания справедливости и мира везде, где это возможно. Вы согласны? Теперь ваша очередь». Ох уж этот ковёр! Прежде чем вы можете хотя бы начать оформлять деликатный в достаточной степени ответ, он отрывает вас от земли и летит обратно через экватор. Служитель заповедника На этот раз вы оказались в африканском заповеднике и сидите перед костром рядом со служителем этого заповедника. Человек, готовящий чай, одет в привычное для буша[25] облачение цвета хаки. Никаких дизайнерских марок, ничего выдающегося — одежда его сугубо функциональна. Вы чувствуете в нём открытость и честность, поэтому без сомнений задаёте свой «главный вопрос». Перед тем как ответить, ваш собеседник на мгновение замолкает: «Ну, я думал об этом, но вряд ли смогу сказать по этому вопросу что-то впечатляющее — однако, на мой взгляд, я получаю большое личное удовлетворение от работы здесь, восстанавливая и сохраняя естественную среду нашего обитания. Поэтому, думаю, что отвечу так: я верю в то, что мы должны радоваться жизни и почитать её такой, как она есть. Более того, я думаю, что мы должны пытаться понять, насколько всё в мире связано между собой. У природы есть свой собственный темп и движение, и мы всего лишь небольшая часть этого». Вы желаете всего хорошего, и ковёр начинает поднимать вас (вместе с охапкой цМемов в руках) всё выше, возвращаясь в вашу виртуальную реальность. Вы побеседовали с шестью людьми, каждый из которых дал совершенно разный ответ на вопрос «В чём смысл жизни? ». Какой из вариантов ответа был, по-вашему, самым правильным или самым лучшим ответом? Почему вы так думаете? Все ли ответы обладают одинаковой ценностью? Какой из цМемов ближе всего к вашему собственному видению? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы