Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип 3: Зигзаг цМема между самовыражением и самопожертвованием



Спираль выковывается за счёт движения маятника, между фокусом на «я» и беспокойством о «мы», такая ориентировка чем-то напоминает «инь-ян» в китайской философии или термин «Я: Ты» (I: Thou) Мартина Бубера (Martin Buber). Подводя итог вышесказанному, эту идею, психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) говорит:

«Учёные, изучающие социальные вопросы (Абрахам Маслоу, Лоренс Кольберг, Джейн Лоевингер и Джеймс Фоулер), описывают диалектическое движение между дифференциацией и интеграцией, между вниманием, обращённым внутрь и затем наружу, между оценкой самого себя и затем более широкого общества. Это не движение по кругу, когда возвращаются в начальную точку, это скорее напоминает движение по восходящей спирали, в которой забота о себе постепенно сменяется менее эгоистичными целями, а забота о других становится индивидуалистической и значимой для самого человека» (Mihaly Csikszentmihalyi, The Evolving Self, HarperCollins, 1993, стр. 235).

Таким образом, каждый базовый цМем располагается ближе либо к одной, либо к другой стороне дуги маятника в рамках спирали. Одной семье присущи тёплые цвета (БЕЖЕВЫЙ, КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЁЛТЫЙ), представляющие цМемы, связанные с самовыражением и ориентацией на «я». Другой группе присущи холодные цвета (ФИОЛЕТОВЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, БИРЮЗОВЫЙ), связанные с самопожертвованием и ориентацией на понятие «мы».

Люди и общества как будто притягиваются то к одному магнитному полюсу, то к другому. Каждый раз, когда этот человеческий маятник достигает крайней границы своего силового поля, он создаёт новые условия жизни, справиться с которыми возможно лишь с помощью решений со стороны другого полюса. Если в проблеме слишком много «я-изма», то потом потребуется «мы»-качество, чтобы восстановить баланс. Когда «мы» чрезмерно, то привлекательным становится освобождение некоторого «я», если мы хотим гармонии.

Когда начинается раскачивание, мозг должен активировать инструменты, для обработки сообщений от/и развивающейся совокупности цМемов. Движение в сторону общественного/коллективного, «достижение внутреннего умиротворения», требует своего рода чувства радара, чтобы внешние сообщения можно было быстро и аккуратно уловить, усилить, откликнуться надлежащим образом и обеспечить соответствие с окружающим миром. Переключение на индивидуальное/элитарное «движение против и взятие под контроль» требует других инструментов — внутреннего разума, схожего с самоуправляемым гироскопом, и компаса, необходимого для изучения новых территорий, для плавания в неизведанных водах и для того, чтобы порвать со старыми и безопасными традициями.

 

 

Семья цМемов, связанных с индивидуальностью/элитарностью, фокусируется на внешнем мире (вне личности) и на том, как приобрести власть над ним, управлять им, изменять его. Контроль находится внутри отдельно взятого человека-частицы, пытающегося направить происходящее вокруг в нужном ему/ей направлении. Создаваемые человеком системы самовыражения слабо связаны, менее ограничены, более способны принимать изменения, более готовы рисковать. После пробуждения они заметно повышают нашу степень свободы поведения. Они стремятся разорвать кандалы и освободить более масштабное мышление, но, с другой стороны, они способны разъединить цепи, которые скрепляют части, собранные в единое целое.

Как только самостоятельный и «особенный» индивидуум начинает центрироваться, начинают преобладать требования личных прав и свобод, льгот и прерогатив, а также расширения полномочий для каждой независимой личности. Девиз на фамильном гербе такого человека гласит: «Я — капитан своей судьбы… властелин своей души»[31].

Другой полюс является родным домом для общественной/коллективной семьи цМемов («нас/мы»). В этой зоне самопожертвования контроль возлагается на нечто более мощное, чем любой индивидуум, — на род или народ, объединяющую высшую силу, на сообщество, имеющее взаимные интересы, или на экосистему Земли. Если группа, ставящая во главу угла Самовыражение, концентрирует свою энергию на вопросах воздействия на внешний мир, то у человека, жертвующего собой, основной объект беспокойства внутри: усилия тратятся на то, чтобы ухватить, с кем, каким образом и почему кто-то существует, и обрести мир с этим.

Вследствие этого мышление в рамках этой группы цМемов склоняется к консервативному поддержанию статус-кво (каковым бы оно ни было) и поиску порядка. Общественная/коллективная энергия обеспечивает консолидацию, принятие внешнего мира таким, какой он есть, и заставляет жертвовать сегодняшними личными интересами в пользу общих интересов соответствующей группы.

В то время как движение маятника по спирали в этом направлении отчасти расширяет концептуальное пространство, всё больше энергии начинает тратиться на выстраивание надёжных структур, обретение стабильности и придание жизни однородной устойчивости: «Долг, честь, отечество»[32], «Бережливый, смелый, опрятный и благочестивый»[33].

ЦМемы тёплых цветов всегда разбивают сущности на иерархии. Для БЕЖЕВОГО иерархия самых быстрых бегунов или тех, кто выше всех дотягивается. Для КРАСНОГО — силы, а для ОРАНЖЕВОГО — статусов. Для ЖЁЛТОГО — иерархия знаний и компетенции. Холодные цМемы объединяют людей в группы, сглаживающие иерархии, выравнивающие сущности и перераспределяющие ресурсы. ФИОЛЕТОВЫМ объединяет родных и близких, СИНИЙ собирает верующих, ЗЕЛЁНЫЙ помогает объединиться людям с общими интересами и одинаковой степенью чувствительности. Эта динамика вызывает формирование цикличности в спирали.

Возможно, вам удастся понять принцип колебания цМемов с помощью виртуального эксперимента. Представьте себе, что вы держите спиральную морскую ракушку за её кончик. Теперь представьте себе, что вы можете раскачивать грузик на верёвке внутри этой формы. Начните, расположив грузик в самом верху ракушки, и, раскачивая ваш маятник, потихоньку отпускайте нить. В данный момент вы одновременно совмещаете действия и цикла, и спирали.

С точки зрения цМемов, вы запускаете маятник на начальном БЕЖЕВОМ уровне («я выживаю») и постепенно удлиняете нить. Наблюдайте за тем, как ваш маятник прошёл пик БЕЖЕВОЙ системы и переходит к БЕЖЕВОЙ/фиолетовой фазе выхода, затем к бежевой/ФИОЛЕТОВОЙ фазе входа, а затем и к пику ФИОЛЕТОВОГО («мы, клан»). Затем он раскачивается поперёк и вниз по спирали через ряд подсистем к следующей значимой отметке, КРАСНОЙ («я, всесильный»), а затем через неё и немного вниз к пику СИНЕГО («мы, истинно верующие»), затем назад к ОРАНЖЕВОЙ зоне («я, способный»), затем через неё к ЗЕЛЁНОЙ («мы, принимающие»), к ЖЁЛТОЙ («я, знающий»), а затем к БИРЮЗОВОМУ («мы, становящиеся»). Вы могли бы продолжать этот процесс так долго, насколько росла бы спираль и насколько у вас хватило бы нити.

Подобно обитателям морских раковин, мы путешествуем по спирали между двумя зонами — индивидуальной/элитарной и общественной/ коллективной, перемешивая их в нашем сознании и совершенствуя свои личные смеси в совокупностях наших цМемов. Пропорция «я» и «мы» в наборе цМемов задаёт тон развитию целых поколений («бэби-бумеры яппи» против «эры Великой депрессии», 1980-е против 1950-х, или «ревущие двадцатые» против периода Гражданской войны), формирует стереотипы национальных характеров (буйные итальянцы против аккуратных и упорядоченных швейцарцев), а также определяет различные фазы личностного развития (достаточно сопоставить кризис двух лет и подростков, следящих за модой и отчаявшихся приспособиться к пубертатному периоду[34]). Понимание сути этих постоянно изменяющихся наборов цМемов, и управление ими представляют собой суть спиральной динамики. Для того чтобы обобщить этот основной принцип, помните о следующих основных колебаниях:

• Колебание фокуса от внутреннего («я») к внешнему («мы») локусу контроля[35] и обратно.

• Колебание центра личности между свободной индивидуальностью и личностью, определяемой в основном относительно группы.

• Колебание между доверием к воздействиям извне и внешней обратной связью с одной стороны и доверием к внутренним суждениям с другой.

• Колебание между попытками исследовать внешний мир и управлять им и необходимостью восстановления внутреннего мира и приближения к внутреннему умиротворению.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь