Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жан Кальвин (Jean Calvin), 1509 - 1564



Известный французский богослов и деятель движения за реформирование католической церкви, основатель одного из течений протестантизма – кальвинизма Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон в Пикардии во Франции. Собственно говоря, его фамилия Кальвин (Calvin) появилась позже как латинизированная форма Кальвинус (Calvinus) его французской фамилии Ковен (Cauvin). Он был вторым из четырёх сыновей Жерара Ковена и Жанны, урождённой Лёфранк. Отец Кальвина происходил из семьи шкипера, однако, дослужился до должности главного прокурора соборного капитула Нуайона. Мать Кальвина происходила из фламандской семьи хозяина гостиницы. Воспитанием маленького Жана первоначально занималась мать, которая воспитывала его в духе традиционного римско-католического благочестия, однако она умерла, когда ему было 5 лет.

Благодаря заботам отца, начальное образование Жан Кальвин получил в Латинской школе Нуайона, Колледже Капетингов (collège des Capettes), а также вместе с отпрысками одного знатного семейства в замке Монмор. Первоначально его предназначали к церковной карьере, поэтому в 1523 году Кальвин был послан отцом в Париж для изучения теологии и гуманитарных наук. Сначала несколько месяцев он учился в Колледже де ла Марш (collège de la Marche), а затем до 1528 года – в колледже Монтегю при Парижском университете (collège de Montaigu), где преподавание велось схоластическими методами и где царил суровый аскетический дух. После окончания обучения, по совету отца Кальвин занялся юриспруденцией, изучал право сначала в Орлеане, потом в Бурже. Там он слушал лекции самых знаменитых ученых-правоведов средневековых и ренессансных школ и в 1531 году закончил обучение со степенью лиценциата права.

После смерти отца в 1531 голу Кальвин бросил юриспруденцию и снова занялся изучением теологии в одном из колледжей Парижа. В этот период Кальвин входил в круг Евангелических христиан, где распространялись письма лидера протестантизма Мартина Лютера и где обсуждались проблемы реформирования католической церкви.

К этому времени Кальвин уже прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки и мог читать Библию в оригинале. В 1532 году вышел его первый труд – комментарий к трактату античного философа Сенеки «О снисходительности» («De Clemencia»).

В 1533 году во Франции усилились преследования реформаторов церкви, в связи с чем Кальвину пришлось срочно бежать из Парижа. Сначала он жил под чужим именем в Ангулеме, затем – в Нераке, Нуайоне, Пуатье, Орлеане и Кле. В конце концов, гонения на евангелических христиан вынудили его совсем покинуть Францию. Тогда Кальвин перебрался в Страсбург, а затем поселился в Базеле, протестантском городе, проявлявшем, тем не менее, терпимость к представителям иных вероисповеданий. Во время своих скитаний во Франции, а также в Базеле Кальвин познакомился со многими деятелями Реформации, а также с Жаком Лефевром (Jacques Lefèvre d’Étaples), который перевёл Библию на французский язык, и к французскому изданию которой уже находясь в Базеле Кальвин написал предисловие.

Помимо того, что в Базеле Кальвин много писал, он также преподавал теологию. В 1536 году Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда – «Наставление в христианской вере» («Institutio religionis christianae»). Это произведение представляло собой краткое изложение протестантского вероучения Кальвина. В нём он выступал за то, чтобы каждая церковная община пользовалась самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывала своё церковное управление и охраняла свою веру. Помимо этого, в данном сочинении Кальвин пытался защитить французских протестантов от обвинений в том, что они подобно протестантам Германии являются противниками государственной власти. Саму книгу в изысканных выражениях Кальвин посвятил французскому королю Франциску I.

В том же 1536 году Кальвин некоторое время жил в Италии при дворе герцогини Ренаты Феррарской, затем в последний раз посетил свой родной город Нуайон. В июле 1536 года, будучи проездом через Женеву, Кальвин познакомился с лидером женевской Реформации Гийомом Фарелем (Guillaume Farel), который уговорил его принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Протестантизм в Женеве в это время получил развитие благодаря противостоянию женевцев с местным епископом, в руках которого была сосредоточена светская и духовная власть, и герцогом Савойским, которому принадлежала исполнительная власть. В 1536 году Женева добилась независимости, и тогда же протестантизм был признан господствующей религией.

Возглавив реформационное движение в Женеве, Кальвин отказался от каких-либо официальных должностей, предпочитая роль проповедника и богослова. Со временем среди женевцев Кальвин приобрёл большой авторитет. В 1537 году он написал «Катехизис» – краткое изложение своих взглядов на Реформацию. «Катехизис» был единогласно принят городским советом Женевы, а граждане стали приносить присягу новой формуле веры. С помощью магистрата Кальвин ввёл в Женеве суровые постановления о церковной дисциплине и нравственности горожан. Однако установление строгих порядков, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда Женева вначале заимствовала реформационные идеи, привели к тому, что у Кальвина и реформаторов появилась оппозиция. В феврале 1538 года противники реформы победили на выборах в городской совет, в марте совет потребовал от Кальвина не заниматься больше гражданскими делами, а месяцем позже он был заключен в тюрьму. Наконец, в апреле Кальвин и Фарель были изгнаны из Женевы. Кальвин уехал в Страсбург и жил там с 1538 по 1541. Там он стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов и лектором при академии. В это время было опубликовано второе издание его «Наставления в христианской вере», а также изданы его комментарии к «Посланию к римлянам» апостола Павла и «Небольшой трактат о Святом причастии». Помимо чтения лекций Кальвин участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся в Хагенау, Вормсе и Регенсбурге по инициативе императора Священной Римской империи Карла V. В 1539 году он принял страсбургское гражданство, а годом позже женился на вдове обращенного им анабаптиста Иделетте Штордер, урождённой де Бюр (Idelette Storder, née Idelette de Bure). От этого брака у него родились три ребенка, которые все умерли в младенчестве. Сама Иделетт умерла в апреле 1549 года.

В отсутствие Кальвина внутриполитическая ситуация в Женеве серьёзно осложнилась из-за попыток католиков вернуть утраченное влияние. В сентябре 1540 года городской совет принял решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Осенью 1541 года он уступил этим просьбам, но при условии, что ему будет предоставлена возможность произвести церковную реформу на основе новой системы церковных должностей. В ноябре Генеральное собрание граждан приняло его проект устава церкви, который предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В их руках находилась судебная и контролирующая власть. Постепенно вся власть в Женеве сосредоточилась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Городской совет также принял его «Церковные установления», подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских граждан.

Основной церковной единицей в Женеве стали независимые друг от друга конгрегации. Каждая из них управлялась консисторией, состоявшей из пастора, диакона, старейшин (пресвитеров) из числа мирян, избранных всеми членами общины. Из Женевы Кальвин стремился сделать прообраз «града Божьего» и одновременно – своего рода протестантский Рим. Он упразднил пышный католический культ, добился принятия строгих дисциплинарных мер, направленных на укрепление нравственности, установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и даже громкого смеха. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни.

Прозванный «женевским папой», Кальвин отличался тяжелым, властным характером и крайней религиозной нетерпимостью, как к католицизму, так и к народным реформационным течениям, в частности, к анабаптизму, последователей которых он обвинял в безбожии. В 1553 году по приговору женевской консистории был казнён за еретические взгляды испанский врач Мигель Сервет, отрицавший учение о Святой Троице. Так, впервые в истории Реформации протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие.

В период после его возвращения в Женеву окончательно оформились религиозные взгляды Кальвина. Центральным пунктом его доктрины было учение о божественном предопределении, которое, по его мнению, совершается на путях Промысла Божия вне зависимости от духовного состояния человека и его образа жизни. Одни люди, по учению Кальвина, изначально предопределены Богом к спасению, другие – к погибели. Дар веры дается Богом по Его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно строить свою жизнь строго на основе Священного Писания и стараться реализовать своё призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу, успех в профессиональной деятельности, а также зажиточность являются показателем его угодности Богу и служат подтверждением избранности человека.

Другой стороной учения Кальвина было отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Так, во время богослужения в кальвинистской церкви не звучит духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения.

Что касается государственной власти, то, по мнению Кальвина, она является одним из орудий благодати. Функция государства состоит в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивал на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако тем, кто занимает низшие ступени в общественном управлении, Кальвин оставлял право на сопротивление.

В 1550-е годы Кальвин вышел на международную арену, стал вести обширную переписку с теологами и аристократами многих европейских стран, в 1559 году основал Женевскую Академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих. Благодаря деятельности Кальвина, его идеи получили широкое распространение не только в Швейцарии, но и во многих странах мира. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма произошли Нидерландская (16 век) и Английская (17 век) революции.

После многолетней болезни Кальвин умер в Женеве 27 мая 1564 года. Он был похоронен без церемоний и без памятника на «Кладбище Королей» в женевском районе Пленпале (Plainpalais), где его могила находится и поныне.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь