Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инцестная (половая) теория. Спортивная теория. Спортивная теория



Эту теорию выдвинул К. Леви-Стросс.

Суть теории. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он обосновал идею о том, что особенно­сти производства человека (или иначе воспроизводство рода чело­веческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмеше­ния, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению го­сударства.

Итак, не изменение в материальном производствен, не совер­шенствование орудий труда привели к дифференциации общества и возникновению государства, а осознание того, что запрет на кро­восмешение будет способствовать развитию рода человеческого. Приведу высказывание одного из сторонников этой теории Л. Ва­сильева: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой нa основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуще­ством или пищей (дарами), словами-знаками, символами и соста­вил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую оче­редь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами». Поддержание запрета инцеста тре­бовало в свою очередь наличие особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а, во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Пер­воначально родовые органы управления поддерживали запреще­ние инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между сопле­менниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.

Спортивная теория

Автор этой теории Ортега-И-Гасет.

Суть теории. Возникновение государства автор напрямую свя­зывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом.

Человек - существо социально-биологическое с присущей ему двигательной активностью, которая ведет к упражнению его органов. Физкультурно-тренировочный или эмоционально-воз­будительный характер имеют распространенные охотничьи и во­енные танцы, исполняемые перед отправлением на охоту или в по­ход. Сама же охота и другие важные занятия требовали вниматель­ного к себе отношения, а также определенных умений и навыков. Нередко, перед тем как отправиться на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охо­титься, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время за­калял свою волю, вырабатывал точность глаза и меткость руки и т.п. Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходи­мость ее тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опы­та привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению физического воспитания. Это облегчало первобытным людям ве­дение тяжелой борьбы за свое существование. Наряду с земледели­ем и скотоводством в этих условиях все большую роль выполняет военная организация племен. Физическое воспитание в этих усло­виях выполняет функцию подготовки не только к трудовой дея­тельности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов существовал своеобразный об­ряд с педагогической направленностью - инициации (посвяще­ния), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Готовясь к по­священию, юноши усиленно тренировались, закалялись, участво­вали в охоте и др. В инициациях широко использовались физиче­ские упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы и пр.). К инициациям молодежь готовили специаль­но выделенные старшие члены рода, которые имели большую фи­зическую силу и опыт обучения, а также опыт проведения таких испытаний. Так создавалась организация, в которую входили: орга­низаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые сле­дили за правильностью проведения инициации. Возможно, что су­ществовали специальные органы, которые применяли санкции к непрошедшим испытания. Появившаяся специальная орга­низация со своей структурой, где каждый ее член имел свои функ­ции, в последующем расширила свою компетенцию и явилась прообразом государства.

Спорт связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними пле­менами, а также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части населения. Случалось, что племена лишались большей части мужчин, что гро­зило им вымиранием. Для того чтобы этого не случалось, старей­шины приглашали других мужчин из других племен и между ними устраивали состязания. Победивших в них мужчин оставляли и де­лали полноправными членами рода. Так восстанавливался нуж­ный баланс между мужчинами и женщинами в роде. И опять для проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других обществен­ных функций.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появ­лением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепенно рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в общественной жизни, занятий физическими упражне­ниями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физи­ческим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Общество дифференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему физического воспитания в Спарте, с помощью которой была соз­дана сильная армия, позволившая утвердить гегемонию в Греции. Олимпийские игры стоят в том же ряду: они способствовали объе­динению греческих полисов и образованию единого Греческого государства. Для их проведения требовались структуры, намного превосходящие по количеству людей, занятых в них, органы, соз­даваемые для проведения инициаций в первобытном обществе. В Древней Греции и были созданы именно такие структуры, которые впоследствии переросли в органы государства.

Патримониальная теория

Автором ее является Галлер.

Суть теории. Представители этой теории считают, что государ­ство произошло из поземельной собственности. Инстинкт терри­тории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Из­давна между общинами, племенами происходили стычки за терри­торию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней при­вязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племе­ни в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответствен­но им передается распоряжение землей). Постепенно власть пере­ходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Именно из права владе­ния землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей.

Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необ­ходимые расходы государства долгое время производились только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассмат­ривалось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его част­ных слуг. Сами же должности составляли частное состояние, про­давались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.

Органическая теория

Автор - Г. Спенсер.

Суть теории. Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Од­нако представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и отдельными сторо­нами человеческой души. Ему вторил Аристотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изоли­рованно существовать не может. Для иллюстрации выдвигае­мых положений он приводил такой пример: руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функ­ционировать, также и человек не может существовать без госу­дарства.

Г. Спенсер, имевший обширные познания в области биологии, психологии, этнографии, истории, развил эту идею и представил по этому вопросу теорию в завершенном и аргументированном виде. Он рассматривал общество как своеобразный организм, раз­вивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть пере­ход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи».

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются некоторые закономерности, присущие организмам, например, пе­реход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни про­цессы роста и усложнения структуры и функций, связанности ее отдельных частей, их дифференциации он представил как про­цесс постепенного объединения различных мелких образований человеческого общества в более крупные и сложные и дал им на­именование «агрегаты». Этим названием охватывались такие об­разования, как племя, союз племен, города-государства, империи. Если организм здоровый, то его клетки функциониру­ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, состав­ляющие его части, и, наоборот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффективность функционирования всего орга­низма.

Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен - социально-классовую дифференциацию, специализацию в виде разделения труда, образования органов по­литической власти.

В государстве - «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общест­венном организме), используя, в частности, право как передавае­мые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организ­ма, обеспечивают его жизнедеятельность (это - система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распреде­лительная система» или своего рода кровеносная система (торгов­ля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Понача­лу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспе­чение благополучия всего общества, служение ему, а не наоборот.

Экономическая теория

Авторами теории признаются Платон, Сен-Симон.

Суть теории. Истоки данной теории восходят к взглядам Пла­тона, объяснявшего причины появления государства обществен­ным разделением труда.

Согласно этой теории государство - это результат историче­ского прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно измене­ния в области экономики приводят к образованию государства. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно раз­вивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к дру­гой, оно стремится вперед к «золотому веку».

Возникновению государства предшествует присвоение чело­веком продуктов природы. Затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для по­требления. Собственно человеческий прогресс это и есть прогресс в средствах производства.

Надо сказать, что Сен-Симон, признавая определенную важ­ность государственных и политических сил в развитии общества, все же считал, что поступательное движение истории обеспечива­ется экономическими продвижениями общества.

Классовая теория

Ее создателями являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Наиболее пол­но эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию безого­ворочно поддерживал и пытался развить дальше В.И.Ленин.

Суть теории. Одним из основных положений марксизма явля­ется учение о социально-экономической формации, т.е. историче­ском типе общества, основывающемся на определенном способе производства. Способ производства материальной жизни обу­словливает социальный, политический и духовный процессы жиз­ни людей. Если экономические отношения - это базисные отношения, то государство и право относятся к надстроечным явлениям, а, следовательно, зависят от экономической структуры об­щества, полностью ею определяются и ей соответствуют, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Указанное соответ­ствие носит форму своеобразного повторения в надстройке неко­торой суммы признаков, присущих базису. Они как бы транслируются наверх.

Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного раз­деления труда, появления прибавочного продукта и частной соб­ственности, а затем раскола общества на классы с противо­положными экономическими интересами. Именно этими эконо­мическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.

Ф. Энгельса писал: «Так как государство возникло из потреб­ности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи го­сударства становится также политически господствующим клас­сом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Оценивая государство как «машину для подавления угнетен­ного, эксплуатируемого класса», Энгельс тем не менее считает факт появления в историческом процессе государства положи­тельным. Однако, выполнив свою в общем-то положительную роль, государство не будет существовать вечно. «На определенной ступени экономического развития, которая связана была с раско­лом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но стано­вится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же не­избежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновени­ем классов исчезнет неизбежно и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную ма­шину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором».

Психологическая теория

Представителями психологической теории являются Г. Тард и Л. Петражицкий.

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного со­общества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сто­ронники определяют общество и государство как сумму психиче­ских взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организа­ции, представители психологической теории считают, что общест­во и государство как раз-таки есть следствие реализации этих пси­хологических закономерностей развития человека. Психика чело­века, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в при­способлении человека к изменяющимся условиям, но и в образо­вании государства и права.

Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойст­венна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определен­ных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их пове­дении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служа­щими государственного аппарата.

Договорная теория

Ее авторами считают Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха. В России ее поддерживал А.Н. Ради­щев.

Суть теории. Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека. Прав­да, условия жизни людей и характер человеческих взаимоотноше­ний мыслителям представлялись неоднозначными.

Так, например Т. Гоббс думал о людях весьма пессимистично и считал, что им присущи соперничество (стремление к наживе), не­доверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю­бие). Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку - волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держа­щей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех про­тив всех».

Дж. Локк думал о человечестве гораздо лучше. В естественном состоянии, считал он, все равны и свободны, имеют собственность (с появлением денег она становится неравной); естественное со­стояние - это в основном состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает людям мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях, ибо, если никто не обладает властью его охранять, обуздывая нарушителей, он не будет испол­няться и будет бесполезным. То же касается и естественных прав людей. Естественные права, по мнению Локка, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это мо­жет воспрепятствовать его нарушению. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное ис­пользование каждым своей власти наказывать нарушителя закона природы делало наказание либо чрезмерно суровым, либо чрез­мерно мягким. К тому же в естественном состоянии часто проис­ходили споры из-за понимания и толкования конкретного содер­жания естественных законов, ибо «закон природы не является письменным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей». Кроме того, Локк определял естественное состояние не как состояние общества в целом, а состояние конкретных эмпири­ческих субъектов. Недостаточность неполитической формы бытия субъектов диктует необходимость создания институтов государст­венного принуждения.

Ж.-Ж. Руссо, напротив, рисовал прошлое человечества как «зо­лотой век». По описанию Руссо, сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было. Они были равны между собой. Но по мере совершенство­вания навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свобод­ным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой». Однако дальнейшее развитие цивилизации он считает отступлением на­зад, поскольку появляется и растет общественное неравенство.

По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы делать все для самосохранения. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в пра­вах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким образом, был заключен договор всех со всеми, позволяющий устано­вить мир. Назовем его первичным договором или договором-объеди­нением. Д.Дидро, будучи сторонником договорной теории, так из­лагает суть этого общественного договора: «Люди быстро догада­лись, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчаст­ным, чем, если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому че­ловеку нужно поступиться частью своей естественной независи­мости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех воль и всех их сил».

Но кому же люди отдали часть своих прав?

Отказавшись быть гарантом своих естественных прав и зако­нов, люди передали эту часть своих прав государству, которое те­перь стало иметь право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Иначе они заключили договор с публичной властью. Общественный договор правящих с подвластными условно назовем вторичным договором или договором-подчинением.

Однако, утверждал А.Н.Радищев, государственная власть при­надлежит народу, она всего лишь передана монарху и должна нахо­диться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу, при­надлежащую им от рождения. Государство, созданное для гаран­тии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и за­конов (мир и безопасность), не может посягать на эти права, оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав проистекает из привилегий носителей властных полномочий. Отсюда А.Н. Радищев вслед за Ж.-Ж.Руссо и выводил право наро­да на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Таким образом, государство, согласно договорной теории, яв­ляется порождением разумной воли народа, человеческим учреж­дением или даже изобретением.

Как же люди заключили общественный договор?

Общественный договор сторонниками договорной теории мыслился не как исторический факт подписания всеми како­го-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего еди­ного объединяющего всех центра. По мнению Локка, обществен­ный договор - это постоянно возобновляющийся процесс пере­хода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вме­сте. Это обеспечивает как бы преемственность общественного до­говора, свидетельствует о том, что его участниками являются не только наши далекие предки, но и все люди, жившие, живущие и те, которые будут рождены в будущем. Вот почему, если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди могут этот договор пересмотреть.

Теория специализации

Автор – Кашанина Т.В.

Исходная посылка теории. Основой выдвигаемой теории про­исхождения государства является следующий тезис: закон специа­лизации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом ор­ганизме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зави­симости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализиро­ваны его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации.

Виды социальной специализации. Производящая экономика постепенно набирала темпы, и наступил такой момент, когда производственный труд стал специализироваться. Специализа­ция в области экономики - это первый вид кардинальной специа­лизации труда. Назовем ее экономической специализацией. В свою очередь в ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда. Еще Ф.Энгельс вслед за другими учеными-историками отмечал три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесла; появление торговли.

Но это только начало. В современном мире специализация в экономической сфере очень обширна. Наряду с сельским хозяйст­вом, промышленностью, торговлей в особый вид деятельности вы­делились финансы, здравоохранение, образование, туризм и др.

Но и в пределах каждой из разновидностей экономической спе­циализации просматривается специализация в отдельных областях деятельности. Так, только в промышленности насчитывается не­сколько десятков отраслей (геологоразведка, угле-, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, электротехника и т.п.).

Уже начальные разновидности экономической специализации (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появле­ние торговли) дали мощный толчок развитию как самого производ­ства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный ба­гаж обществах специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между члена­ми общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда. И она произошла, но специализация труда уже вышла за рамки сфе­ры производства, хотя в самой сфере производства процесс специа­лизации продолжал набирать обороты. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском. Назовем ее политиче­ской специализацией. Это второй вид кардинальной специализации, происшедшей в жизни общества. Политическая специализация возникла как бы исподволь и стала происходить постепенно. Ко­нечно, дала ей толчок и заложила ее материальную основу экономи­ческая специализация. Сначала образовались вождества, но они принципиально не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Когда произошел новый подъ­ем экономики, то вождества перестали удовлетворять нужды обще­ства. Произошел кардинальный скачок: возникло государство.

Государство - это результат возникновения, наряду со специа­лизацией в производственной сфере (экономической специализаци­ей), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

В пределах каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не составляет в этом плане исключения и политическая специали­зация. В политической сфере произошли три крупных обществен­ных разделения труда, законодательная, исполнительная и правоохра­нительная деятельность. Эти три разновидности управленческой специализации появились не сразу. Как мы знаем из истории, сна­чала область государственного управления была неразделимой. За­тем управленческая деятельность начинает обособляться по уров­ням, и государственный аппарат уже представлял собой лестницу с несколькими ступеньками, которые занимали различные должно­стные лица. В дальнейшем в политической сфере или сфере госу­дарственного управления выделилась судебная деятельность. Гораз­до позднее произошло образование таких государственных органов, как парламенты, взявшие на себя профессиональное осуществле­ние законодательной деятельности. Исполнительные органы госу­дарственной власти, ранее соединявшие в своих руках все нити го­сударственного управления (и судебные функции, и функции зако­нодательные) и поэтому не выделявшиеся в особую группу, стали иметь определенную компетенцию и сосредоточились на собствен­но исполнительной деятельности, т.е. деятельности, связанной с пре­творением законодательных норм в жизнь. В последнее время воен­ная деятельность во многих странах полностью переводится на про­фессиональные рельсы и с полным основанием может быть отнесе­на к особой разновидности политической специализации.

На этом прогресс человечества не останавливается. Чуть позд­нее происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация. Это становится явью тогда, когда язычество уступает место монорелигии и появля­ются профессиональные специалисты «идеологического фронта» - жрецы, священники. На начальном этапе идеологической спе­циализации по причинам вполне понятным (ограниченность в по­знании мира) в качестве господствующей утвердилась религиозная идеология. Позднее, когда складываются соответствующие объек­тивные условия, пальма первенства переходит к правовой идеологии. В будущем же мир станет свидетелем торжества нравственной идео­логии. Таковы три крупных разделения труда в сфере идеологии. Роль же всякой идеологии состоит в сохранении миропорядка.

Накопление обществом богатства позволило произойти и чет­вертому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука. Научные исследования и открытия использовались для «добычи» знаний о мире еще в глубокой древности, но тогда ими занимались как бы попутно гадатели, жрецы и т.п. В каче­стве самостоятельного профессионального вида деятельности нау­ка стала выделяться с XV в. Возможно, в будущем, как это предполагают футурологи, миром будут править ученые. В сфере науки также можно усмотреть несколько крупных разделений труда. Обособились науки естественные и гуманитарных. В пределах этих видов наук в свою очередь существует множество разновидностей наук. Так, например, гуманитарные науки делятся на исторические, юридические, экономические, социологические, филологические, политологические, философские, психологические и др.

Развитие специализации в различных сферах социальной жиз­ни - это несомненный признак прогресса человечества.

Вицы социальной специализации Разновидности социальной специализации
Экономическая Земледелие Животноводство Промышленность Торговля Финансы Здравоохранение Образование Туризм Другие
Политическая Законодательная деятельность Исполнительная деятельность Правоохранительная Военная
Идеологическая Религия Право Мораль
Научная Естественные науки Технические науки Гуманитарные науки

Главное, чем определяется специализация, - это степень разви­тия и организованность самого общества!

Одним из главных факторов, способствующих развитию, явля­ется накал борьбы за жизнь. И чем она энергичнее, тем больше че­ловеку приходится применять усилий для того, чтобы выжить. Од­ним словом, конкуренция «всему голова».

Но от чего она зависит?

Первая причина: увеличение плотности населения.

Вторая причина: увеличение социального объема, т.е. со­трудничества, взаимосвязи между людьми. Необходимо, чтобы не просто проживало много людей, а они находились в тесном сопри­косновении друг с другом, в состоянии взаимозависимости.

Пока ресурсов достаточно, конкуренции нет. Когда же их ста­новится недостаточно и возникает конкуренция, то инстинкт са­мосохранения толкает человека, не подвергая себя опасности уничтожения и не тратя энергию на борьбу, направлять свои уси­лия туда, где можно «мирным путем» затраченные им усилия обме­нять на нечто полезное ему (если потребности в зерне в обществе удовлетворяются, то становится выгоднее направить свою дея­тельность, например, в область овощеводства). Так слабые конку­рирующие особи начинают все новую и новую специализацию, так осваиваются все новые профессии, ибо, если они предпочли бы осваивать уже существующие профессии, то столкнулись бы с новыми конкурентами и борьба бы не прекратилась, а только пе­реместилась бы.

Чем плотнее и развитее общество, тем яростнее борьба, тем бы­стрее, разветвленнее и глубже специализация.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь