Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Покров Пресвятой Богородицы– 14 (1) Октября
Этот праздник искони был близок белоусской душе, между тем как своим происхождением он обязан не российской, а византийской государственной церковной истории. Странно, но неоспоримо: так и оставшись у себя на родине в ранге всего лишь события, праздник Покрова в далекой от Византии Руси вырос до размеров христианского торжества, которого человек благочестивый ожидает с особой нежностью и, быть может, даже с грустью, хотя связанная с ним история не дает для этого, кажется, никакого повода... В основе же всего был просто эпизод из времен царствования императора Льва Мудрого(886 - 912). Терпя в войне с сарацинами явное поражение, он ожидал помощи святых. И помощь эта была ниспослана, когда Андрея Юродивого,священника родом, посетило чудесное видение. Именно ему( а также молившемуся вместе с ним за всенощной другу его Епифанию) явилась Пресвятая Богородица в окружении ангелов, пророков и апостолов,простиравшая над людьми свой покров- омофо. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире ?» - спросил Андрей Юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», - ответил тот. «Молящуюся о всем мире» - в этих словах блаженного Андрея запечатлено, кажется, все, в его совокупности, соборное учение о Богородице как о Всецарице- о Защитнице, Заступнице и, наконец, о Воительнице,победительнице в битвах. «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой вечный: Тя бо виде святый Андрей на воздухе за мир Христу молящуюся» - говорится в величании праздника Покрова, где с удивительной настойчивостью утверждается вся та же соборная идея о молитве за мир, которая, как благодатный покров, осеняет изнемогающих в битвах с князем мира сего, оборачиваясь то платом, которым перевязываются наши душевные и телесные раны, то щитом, которым Царица Небесная защищает нас «от враг видимых и невидимых». Покровительствуя всем, Богородица в тоже время охраняет каждого лично, персонально, поименно. Именно с таким ощущением и сложила Церковь одно из самых трогательных и нежных своих песнопений, обращаемых к Приснодеве в тот момент, когда не только «звезда с звездою»,но и душа с душою говорит. «Царица моя преблагая, надежда моя Богородице, приятилище сирых и странным представительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя яко странна.Обиду мою веси, помози ми яко волиши...». В этом трогательном молении, передаваемом из уст в уста, слышится тихий, но настойчивый плач человека, из последних сил стучащего в дверь, которая непременно должна ему открыться. Упорно повторяемое здесь местоимение «мой» создает особое ощущение. Обитающая в окружении апостолов и ангелов, Богородица вдруг предстает моей надеждой, моей защитницей, моей помощницей, и Матерь Божия, не переставая быть матерью Христа, становится моей человеческой матерью, соболезнующей обидам всех и каждого. Вот этим, наверное, праздник Покрова и любезен народу. И мы из века в век «умильно глаголим: «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша». В середине XII века был построен первый большой храм, Посвященный празднику, - церковь Покрова на Нерли, - и появились первые иконы Покрова.
Казанская Зимняя - 4 ноября В городе Казане дочери одного воина явилась во сне Божья Матерь и указала место, где находилась ее икона. Девушка вместе с матерью отправилась в назначенное место. Из глубины полтора аршина дочь и мать действительно откопали икону Пречистой девы с Предвечным младенцем на руках. Она сияла необычным светом и обладала чудесными свойствами: слепой, приложившийся к ней, исцелился. На месте явления чудотворной иконы построена церковь и женский монастырь. С иконой Казанской Божьей Матери связана следующая история. Захватившие Россию поляки, глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города, села. Обманным путем они овладели Москвой. По призыву патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. Для воодушевления ополчения был прислан из Казани Чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Народ обратился к образу с молитвою. Воодушевленные русские войска 4 ноября1612 года освободили Москву от поляков. В память избавления столицы и России от захватчиков установлено празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери. С этим праздником народ связал множество погодных примет: «До Казанской не зима, с Казанской не осень», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», «Если на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет». Казанская считается «бабьей заступницей». Говорят, что эта икона помогает вступающим в брак: Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет. Михайлов день - 21 (8) ноября
Над всеми ангельскими чинами главным поставлен Господом Михаил. Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славуГоспода. С древних времен Михаил известен своими чудесами. Это особо чтимый на Руси святой. На иконах он изображается попирающим ногами дьявола, в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье с белой хоругвью(иногда пламенный меч), которой начертан червленый крест. По народному календарю праздник называется по– разному: Михайлов день, Михаил Архангел, Грязник Михаил. Михаил – победитель супостатов, избавитель от всяческих бед и скорбей и злых грехов. Михайлов день–веселый светлый праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес. Да и основные работы закончены. С этим праздником связано много народных присказок и примет: «Михайловские оттепели», «Михайловские грязи», «Со дня Михаила зима морозы кует», «Михайло приехал на белом коне» (говорят, если к этому дню выпадает снег. С Михайлова дня скот загонялся в сараи – на зимний корм.
Николай Чудотворец и святитель 19 (6) декабря ( зимний) Николай Чудотворец, несомненно, самый почитаемый в народе святой. Нет ни одного города без Никольского храма. И у нас, в Брагине есть храм, названный в честь Николая Чудотворца. Храм служит для повседневных церковных треб. При жизни святитель Николай совершил немало чудес: спасал бедных, терпевших кораблекрушения, оклеветанных. По преданию, на первом Вселенском соборе 325 года в Никее, распаляясь ревностью о правде, даже«заушил» («дал в ухо») по-нынешнему еретика Ария. И хоть не один святитель Николай прославился подобным, однако Русь почему-то «выбрала» именно Николу. Один из рассказов о чудесах Николы повествует, как 1 1683 году в монастырь приехал рязанский помещик Максим Хирин. Двое его дворовых слуг, Федор и Софья, в поисках воли и счастья бежали на Украину, забрав ссобой образ Николы из помещичьего дома. Молясь Николе Радовицкому,Максим слезно просил, чтобы чтимая в его семье святыня вернулась назад. И через месяц Никола привел беглецов обратно, к порогу помещичьего дома. Дворовые явно опрометчиво понадеялись на помощь краденого «путеводителя». Праздники Николы Зимнего (6/19 декабря) и Николы Вешнего (9/22 мая) в народном представлении связывались с различными земледельческими приметами и обрядами. Говорили: «Сколько Никола Зимний даст снегу,столько Никола Вешний даст травы», «Иней на Николу- к урожаю». С Николы на зимних торгах устанавливались прочные цены, поэтому существовала поговорка: «Никольский торг всему указ». В день Николы Вешнего в некоторых губерниях стада перед выгоном на пастбища обносили соответствующей иконой. Николай Угодник был настолько популярен, что его почитали и язычники-инородцы, жившие среди русских и сопредельные народы. По легенде, возникшей, по всей видимости, в11-12 веках, один киевлянин отпустил восвояси пленника-половца, поклявшегося именем Николы, что пришлет за себя выкуп. Правда, вернувшись домой, половец попытался уклониться от исполнения обещания. Однако это вызвало негодование всей его родни, опасавшейся , что тот напечет на себя и на них гнев «русского бога». Никола почитался покровителем путешествующих (в особенности от- дающих себя во власть морской стихии), ратников, крестьян, купцов. Соответственно возникали его иконы Ратного, Путного и даже Морского. Наиболее распространенными изводами образа святителя были «Никола Зимний» и «Никола Вешний»: так народное сознание именовало погрудные или оплечные иконы. На одной из которых он изображался в митре и, стало быть, она относилась к дню памяти Чудотворца19 декабря нового стиля. На другой, «вешней», иконе глава владыки не покрыта и видна непышная прическа, обрамляющая обширную лысину. Этот праздник, отмеченный 22мая (н.ст.), учрежден в честь перенесения честных мощей святителя из Малой Азии в итальянский город Бари, или, по-русски. Бар-город. Легенды о Николае Угоднике и его чудесах возникают и множатся до сих пор, словно доныне ход ответственно внимая людским бедам, сурово наказывая за грехи и пытаясь вывести заблудившуюся на исторических перепутьях Русь на верную дорогу.
«Подошел бы Николин день, Будет и зима на санках»
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы