Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 17 – Культуры Древней Месопотамии
Культура Месопотамии динамична и разнообразна. Древнейшая — Шумеро-аккадская — создала, как принято считать, первую на Земле письменность — шумерскую клинопись (древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички, ~ IV тыс. до н. э.), основанную на идеографически-ребусном письме (впоследствии превратившемся в словесно-слоговое), первые поэмы и элегии, первый библиотечный каталог, первые медицинские книги (сборники рецептов), первый календарь земледельца и т. д. Наследница Шумерско-аккадской цивилизации — Вавилония (а затем Ассирия) известна развитой мифологией, математикой, астрономией, правом (древнейший правовой памятник — Свод законов царя Хаммурапи), созданием шестидесятеричной системы, одним из семи «чудес света» — «висячими садами» Семирамиды (озеленёнными террасами Вавилонской башни) и т. д.
Вопрос 18 – Культура Древнего Египта В культуре Древнего Египта особо следует выделить «культ мёртвых» и культ бессмертия как выражение протеста против смерти («Книга мёртвых», бальзамирование и мумифицирование, пирамиды и сфинксы, их стерегущие), иероглифическое (рисуночное и символическое) письмо, особую мифологию и обожествление фараонов, успехи в астрономии, медицине, математике, изобретение древнейших часов (водяных и солнечных), особые каноны в искусстве. В эпоху эллинизма возведён Александрийский маяк (еще одно из семи «чудес света». Особо заметим, что культуры и Двуречья, и Древнего Египта являются «доосевыми».
Вопрос 19 – Культура Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство и чань (дзень-буддизм) в мировой культуре В культуре Древнего Китая обратим внимание на ее рациональный (прагматический) характер, на замкнутость, герметичность китайской цивилизации, на фундаментальную роль конфуцианства (основатель — Кун-Фу-Цзы, 551 — 479 гг. до н. э., этико-политическое, социальное и религиозно-философское учение, основными положениями которого являются социальный иерархизм (почитание старших и т. п.), культ предков, сакрализация власти (Император — «Сын Неба» и т. п.), традиционализм, консерватизм, ритуальность и церемониальность, идеализация древности, моральный характер всех норм поведения, его регламентация и т. п.), диалектически взаимосвязанного с оппозиционной религиозно-философской магической системой даосизма (основателем принято считать Лао-Цзы, автора «Книги о дао и дэ», приблизительно рубеж VI — V вв. до н. э., термин «дао» неопределим, приблизительно означает универсальный путь, единый закон, базируется на теории «не деяния») при наличии еще и системы третьей — буддизма, на иероглифическую письменность, на своеобразие науки и искусства, на холизм и гилозоизм китайской культуры («холизм» в общем виде есть философия «целостности», представление о творческой эволюции мира под влиянием фактора целостности; «гилозоизм» — учение о всеобщей одушевлённости; китайское мировоззрение отождествляет человека и природу, физические и нравственные законы), на огромное число изобретений, имеющих глобальное значение в мировой истории — бумага, тушь, порох, компас, двигатель, шёлк и т.д. и т. п. Даосизм Одна из древнейших национальных религий в мире. Его основателем является полулегендарная личность — Лао-Цзы. Его имя переводится как «старый мудрец», по преданию он родился уже стариком. Центральным звеном даосизма выступает понятие Дао, имеющее разный смысл – «путь», «всеобщий закон», «бог». Лао-Цзы о Дао говорит: «Человек зависит от земли, земля от Неба, Небо от Дао, а Дао от самого себя. Люди лишь могут знать о существовании Дао, но они никак не могут воздействовать на него, потому что Дао – непостижимый всеобщий закон, которому подчиняется мир. Он корень всего и творец всех вещей. Дао – есть закон вечного изменения и непостоянства». Даосизм учит смирению, стремлению к неизменности, вечной гармонии и устойчивости жизни, отрицает насилие. Лао-Цзы учил: «Кто действует — потерпит неудачу, кто чем-либо владеет — потеряет. Поэтому мудрец всегда бездеятелен, беден и созерцателен, так как он следует Дао». Первоначально даосизм был просто уникальной древней философией, но в средние века его последователи превратили даосизм в религию. Это произошло тогда, когда Лао-Цзы начали обожествлять, в его честь стали строить храмы и читать молитвы. Конфуцианство У этой религии был реальный основатель — Кун-Цзы (в европейской традиции Конфуций), родившийся в 551 году до н.э. в одном из средне-китайских княжеств. Большую часть своей жизни он провел на государственной службе, а в старости отошел от дел и занялся литературной деятельностью. Учение Кун-Цзы – это учение о поведении человека в обществе. По сравнение с даосизмом оно более конкретно и понятно. О божественном и сверхъестественном в нем не говорится ни слова. Главная мысль в философии Конфуция — точно следовать в жизни всем установкам древности, до мелочей соблюдать установленные правила и законы, следовать традиции, подчиняться старшим и уважать их. Особый упор в конфуцианстве делается на верности долгу (и), преданности учителю, государю (чжун), сыновней почтительности (сяо), уважении к старшим (ли). Долгое время учение Кун-Цзы в Китае существовало как оригинальная философская система, но после обожествления его основателя превратилась в религию. Буддизм Буддизм проник в Китай из Индии в I-II веке н.э. и закрепился здесь в виде течения чань (то же самое, что дзен в Японии). Последователи этой школы буддизма в постижении божественной истины делают упор не на слово и логику, а на озарение, достигаемое особыми физическими упражнениями, силовыми единоборствами и т.д. Буддизм мировая религия, и включает в себя множество течений и сект. Так на Тибете, среди коренных жителей этого района Китая, получило распространение ламаистское течение буддизма.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы