Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВОВАНИЕ ИЛИ ЖИВОЙ ПОСТУПОК?



 

В практике театральной педагогики не всегда верно толкуется сущность метод физических действий.

Из анализа работы сенсорного механизма человека мы можем сделать вывод структуре физического действия. Каждое из них, а также структуру отдельног жизненного поступка можно представить себе с двух взаимосвязанных сторон:

а) со стороны внутренней-как совокупность чувственных образов, внутренни видений, мысли и речи;

б) со стороны внешней - как совокупность кинестезии моторных движений кинестетических рефлексов.

Мы видели, что кинестезия связана с мыслью, а чувственные образы и речь- кинестезией. Движение- мысль! Взаимосвязь их обнаруживается еще и в том, чт кинестетическую память можно пробудить зрительным восприятием или воспоминанием, а мысль (или внутреннее видение) может возникнуть в результате воспроизведени кинестетического рефлекса, так как сама связь между движением и мыслью - рефлекторна.

Кинестетическая память связана в механизме рефлекса и с эмоциональной памятью.

При совершении целесообразного физического движения для какой-нибудь цели готов включиться все контакты нервных связей, соединяющих кинестезию совершаемог движения с рефлексами (зрительными, словесными, эмоциональными, .кинестетическими) прошлых аналогичных поступков.

Оживляет ли физическое действие следовые рефлексы само по себе? В жизни-да. Вед в жизни каждое физическое действие - следствие предыдущего действия ил поступка, им рожденное. Жизненное действие-непрерывная цепь естественн рожденных физических действий и поступков. А в сценическом действии цеп распадается на отдельные звенья, которые актер должен соединять, одно за другим.

И одной "накаткой" действий еще нельзя превратить возможность оживления следовы рефлексов в действительность.

".. .Абсолютная, непоколебимая вера в происходящее на сцене,- говори Станиславский,- хоть и создается, но очень редко. Мы знаем отдельные, более ил менее продолжительные периоды такого состояния. В остальное же время жизни изображаемой роли правда чередуется с правдоподобием, вера с вероятием".

Актер стремится расширить эти периоды логикой и последовательностью физически действий. Но каждое действие - само является рефлекторным, и если он повторяется раз за разом, на каждой репетиции и на каждом спектакле без сознательного оживления актером следового рефлекса, бе обновления внутренних видений, оно становится механическим действием, динамическим стереотипом, возникающим непроизвольно от однообразно повторяющихс раздражителей-от репли партнера, большей частью, а то и от собственных привычных движений.

Поставив перед собой задачу действовать "каждый раз, как в первый раз", акте должен в процессе выполнения физического действия сознательно оживлять следовы рефлексы с помощью памяти восприятий, мысли, внутренних видений-для того, чтоб сознание помогло создать новый, синтезированный вариант поступка по закона жизненного действия. Непроизвольное-через произвольное!

Упрощенное, неверное понимание метода приводит, огорчая его последователей, мертвящему штампу простоты, потому что физическое действие, будь оно самы логичным, самым последовательным и целесообразным,' способно лишь расчистит чувству дорогу, открыть все нужные семафоры на нервных путях, включить вс нужные контакты и подготовить нервную систему к дилемме-либо в данное мгновени закреплять формирующийся механический рефлекс, либо породить новый живо поступок.

Когда актер будет во время действия сознательно соединять звенья разорванно цепи поступков, тогда физиологически может возникнуть естественная "цепна реакция": после ряда сознательно соединенных звеньев продолжающиеся логические последовательные действия смогут наконец сами вызвать живой поступок, Но это ещ не "истина страстей", а только ближние к ней подступы - непроизвольно родившийс поступок. Несколько таких рождений-и можно встречать живое чувство! Тогд непрерывность логически развивающегося действия ("накатанного" репетициями) даст возможность выявить истин страстей.

Принцип непрерывности, по которому в первичном жизненном действии кинестезия мысль находятся в непроизвольном единстве, надо соблюдать и в сценическом, вторичном действии. В нашей власти держать кинестезию и мысль в произвольно единстве, насильственном единстве до тех пор, пока произвольное не превратится непроизвольное. Только не нарушать непрерывности мысли, видений, чувственны образов, чтобы кинестезия не превратила действие в цепь непроизвольных штампов, как это часто бывает в жизни, если человек совершает действие автоматически, н думая о нем. Жизненные наблюдения подтверждают этот закон.

Тренинг должен извлечь из сказанного следующие уроки:

1. Нужно научиться владеть кинестезией.

2. Нужно научиться владеть течением внутренних видений, мысли, чередование чувственных образов, произвольными переключениями.

3. Нужно научиться владеть непрерывностью логически развивающегося действия.

 

СЕНСИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Вторая сигнальная система, словесная, совершенствуясь в процессе трудовой общественной деятельности человека, воздействует на породившую ее перву сигнальную систему. Роль второй сигнальной системы, роль языка и мышления, вс возрастает, но это не значит, что теряет значение система непосредственны образных представлений.

Б. Г. Ананьев в книге "Теория ощущений" верно предостерегает от недооценки рол развития и воспитания сенсомоторных качеств, нужных человеку, потому, что "самые далеко идущи успехи науки и техники,- как он говорит,- рассчитаны не только на мыслящего, н и на ощущающего человека", а отсюда -"для ученого, инженера, агронома, педагог сенсорная культура наблюдения и системы моторных умений необходимы так же, ка для художника, музыканта, писателя необходимы развитые цветоразличение, музыкальный слух, наглядные образы в мышлении, сочетаемые со сложнейшим моторными навыками и умениями".

Мы часто наблюдаем в жизни - какая-нибудь деятельность за несколько ле неузнаваемо изменяет человека. Так у прежних актеров механическое словоговорение, привычное самовзвинчивание, некое условное благородство и изящество мане приводили к выработке определенных динамических стереотипов и создавал "актерский" способ поведения, от которого человек не мог и в жизни избавиться, даже если этого хотел.

Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторны умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны актерской индивидуальности.

Сознательное владение сенсорным механизмом-это умение использовать сво возможности, а обогащение арсенала чувств-это увеличение своих возможностей н пути естественного возбуждения творчества органической природы.

Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой на отдельными качествами характера-над избирательными отношениями клюдям, явлениям и к собственной личности (то есть над самооценкой), на коммуникативными чертами личности (способом общительности, умения подойти другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами его мировоззрения. Эт работа ни может не привести К изменений Характера личности, а всякое движение сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяе темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно та преображается тип нервной системы.

Здесь возникает проблема огромной важности, которая, несомненно, будет решена п мере развития будущего, научно-программированного обучения.

Мы говорили уже о том, что при любой системе обучения, даже при обучении бе всякой системы, склады--ваются те или иные сенсорные навыки и умения, так ил иначе формируются особенности нервной системы.

Это делает жизнь. Характер сенситивности данного человека возникает в результат определенного жизненного пути, то есть в результате взаимодействия человека окружающей средой в его социальной, общественной, трудовой, творческой, повседневной деятельности. Складывающаяся в ходе жизни сенситивность оказывае обратное влияние на дальнейшее течение жизни во всех областях жизнедеятельност человека. .. Взаимосвязь и взаимозависимость между сенситив-ностью человеческой практикой имеет свои законы. Задача науки-исследовать и раскрыт их. Какие конкретно условия привели к возникновению определенной . сенситивност данного человека? Как именно идет дальнейшее развитие этой сенситивности? Како влияние оказывает сенситивность человека на его деятельность?

Когда законы развития личности начнут раскрываться, можно будет направленно активно воздействовать на характер формирующейся сенситивности, помогат формированию определенной, заданной сенситивности, необходимой для конкретно человеческой .практики, для более продуктивной и целесообразной деятельност человека.

Разумеется, сенситивность-это лишь частность в-об-щем комплексе явлений, связанных с проблемой познания и практики. Характер человеческой деятельност определяется ^не сенситивностью, взятой в отрыве, от уровня сознания человека и, самое главное, от общественных условий, в которых осуществляется деятельност человека. Все здесь взаимосвязано, одно обусловлено другим. Раскрытие законо развития личности связано с законами развития общества. Мы видим, как в наши дн общество, вооруженное передовой теорией, совершенствует общественные условия тем двигает вперед теорию, совершенствуя общественное сознание.

Если можно назвать научно-направленное воспитание сенситивности и нужны комплексов сенсомоторных умений - сенситивным воспитанием, то оно явится лиш одной из составных частей воспитания вообще. И сейчас ведь при всяко воспитании, от дошкольного до производственного и профессионального, наряду обучением нужным навыкам и освоением нужных знаний, воспитывается и определенна сенситивность. Она возникает по закону косвенного воздействия навыков, требований, знаний, характера человека, влияния окружающей среды. Задача в том, чтобы сделать этот процесс организованным и направленным.

Буржуазная наука проявляет большой интерес к вопросам педагогической и трудово психологии, но исходит она, большей частью, из положений о независимо существовании первоначальных прирожденных способностей (Д. Дьюи), о тяготеюще над человеком власти "вечных" инстинктов (3. Фрейд) и о неравенстве человечески рас (А. Гобино).

Некоторые отрасли экспериментальной педагогической психологии занимаютс изучением индивидуальных психических особенностей. На основании изучени "врожденных способностей" и "общей умственной зрелости" (с помощью специальных тестов) они составляют так называемую психограмму, которая, как и вся буржуазная система воспитания, выполняет функцию "закреплени классовых различий в общественной жизни" (это признание американского социолог Г. Эриксона привел в своем критическом очерке "Современная буржуазна психология" Н. С. Мансуров). Свойственная этой психологии переоценка "рол биологических и психологических особенностей и свойств человека, которые якоб только и предопределяют его развитие", и недооценка, а то и полна изолированность "от общественных отношений людей, от условий материальной жизн общества" (цитируем тот же очерк) исключают для нас возможность пользоваться е выводами.

Диалектика развития советской педагогической психологии, которая в наше врем большое внимание уделяет изучению формирования моральных качеств учащихся, вс теснее сближает ее с теоретической биологией. Теоретическая математика такж участвует в создании новой системы программированного обучения. Можно надеяться, что педагогическая психология соединит теорию обучения и теорию воспитания единую систему направленного формирования гармонически развитой личности, теорию, основанную на математически точном знании потребностей общества и н изучении каждой индивидуальности.

В эту единую систему войдут' вместе с общим и профессиональным обучением ка неотъемлемые и в то же время самостоятельные разделы и эстетическое воспитание, и освоение "эмоциональной грамотности"- сенси-тивное воспитание.

Наступающая эра программированного обучения потребует научной разработки важно проблемы: сочетания общих задач данного обучения с психофизиологическим возможностями данного учащегося. Иначе - планируемого и планомерного развития природных задатков, а также внов создаваемых сенсорных умений учащегося в соответствии с общими задачам обучения.

Развитие сенсорных умений и навыков, знание механизмов эмоциональной сферы, умение владеть чувствами и волей-это и есть общие задачи сенситивног /воспитания.

' Мы рассматриваем исследуемый здесь творческий тренинг как част сенситивного воспитания актера.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь