Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 11 / 24 апреля, в Соборе Белорусских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских



Родился 23 декабря 1870 (это было бы 5 января 1872) года в городе Якобштадте[114] Курляндской губернии[115] в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.

В 1893 году окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и один курс духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно.

Был наблюдателем церковных школ Гродненского уезда.

С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно.

В 1906 – 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии[116].

В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.

В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент.

Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

25 марта 1935 года президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода.

2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны: «Я, нижеподписавшийся... обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб»

Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

20 сентября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения.

Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона сщмч. Елисея Штольдера, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково[117].

В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался давать показания. Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля - Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал.

Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета – тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.

На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? – спросил священника следователь.

Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.

– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?

– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.

– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.

– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.

– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.

– Не могу. Забыл.

– Расскажите о вашем отношении к советской власти.

– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.

– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.

– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.

15 сентября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен в Ухтпечлаг.

В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако приговор относительно них отменен не был.

Скончался 24 апреля 1938 года в Ухтпечлаге. Погребен в безвестной могиле.

Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV. Тверь, 2006. / Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский). С. 88-93.
  • ГАРФ. Ф. 5263, оп. 1, д. 1287.
  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-70332.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Николай (Гаварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 139-144) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...378
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9E...CQ*
  • «Священнослужители до закрытия Никольского храма», сайт Никольского храма села Ромашково:
    • http://romashkovo.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/24103

События дня.

Утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена великопостная утреня, последняя в этом году. Прошла она с теми же особенностями, что и в предыдущие два дня. Служил о.Александр Корниенко при пении бокового хора. Кафизма читалась всего одна.

После чтения кафизмы читалось Евангелие (от Иоанна): 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Народ с восторгом встречает Христа, но, как и те люди, что поев хлеба, пожелали провозгласить Его царем, они оказались глухи к Его словам и не верят Ему, придираясь к словам. Христа они представляли себе по-другому – как правителя, который придет, и воцарится над Израилем, и будет править во веки вечные, а все прочие народы будут рабами и слугами Израиля. Но реальный Христос говорит о грехе, о духовной жизни, о спасении души, притом, уклоняется от рассуждений о политике. Слова об отвержении греха вызывают в них дискомфорт. Вдобавок, политические деятели, добиваясь возвышения, льстят толпе, дабы получить ее поддержку. Этого втайне желают и мечтающие об идеальном царе люди, да и их вожди, желающие получить высокие и теплые места при этом царе. А Господь никому не льстит, но говорит правду, даже самую горькую и неудобную для ушей тех, кому Он это говорит. А это уязвляет их гордость, и гордые умы, вместо покаяния, впадают в злобу и ярость. Такова гордость, ослепляющая духовные очи человека, мешая ему видеть себя таким, как он есть… Господь же снова говорит о своих будущих страданиях, сравнивая Себя с зерном, которое, оставаясь лежать в емкости, в которую собрано, пребывает одно, но будучи брошено в землю, приносит много семян, а собранные зерна, частью будут пущены на производство муки и хлеба, а часть – на новые посадки. Также и Господь, приняв смерть во имя спасения человека, вознесется на небо, а вместо Него на землю придет Дух Божий, который привлечет к Себе многих…. И тут же Он повторяет слова о том, что желающий спасти свою жизнь – погубит свою душу, прибавляя к этому, что считающий себя рабом Божиим, следует за своим Господином. Сегодня выражение «раб Божий» употребляется по поводу и без повода, хоть вряд ли кто вспоминает эти слова о том, что раб следует за своим господином. А надо бы. Впоследствии апостолы почти все примут мученическую кончину, в прямом смысле последовав за Христом. Но сейчас они не столь сильны и когда их Учителя схватят иудеи – разбегутся и даже начнут сомневаться в том, что Он действительно Христос, в чем еще вчера, казалось бы, были уверены….

Вместо канона читался трипеснец, как и на утрене Великого понедельника. Стихиры после хвалитных псалмов пелись всего две, как и в самом конце утрени. В них упоминалась как блудница, упоминаемая в Евангелии от Луки, помазывающая ноги Христа в доме фарисея Симона, так и святая Мария – одна из сестер праведного Лазаря, которая также помазывает ноги Христа. К слову, синаксарь (напомню, что так называется текст, разъясняющий то, ради чего совершается данная служба, предназначенный для чтения на утрене, но на практике опускаемый) опровергает распространенное среди некоторых мнение, будто все это – описание одного и того же случая. Все это – разные случаи…

По окончании службы о.Александр пожелал всем Ангела-Хранителя на предстоящую ночь и сказал, что в сам день литургию Преждеосвященных Даров будет совершать правящий архиерей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь