Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 12 / 25 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
Родился 1 / 14 июля 1893 года в городе Москве. Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь[135] и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей. В 1918 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В 1919 году, после закрытия Лавры, перешел в Гефсиманский скит[136]. Неизвестно, принял ли монашество, но в следственном деле 1936 г., Сергея Александровича иногда называют "монахом-попом" С 1922 года - регент церковного хора и псаломщик в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде. С 21 октября 1928 года - псаломщик в храме на Кукуевском кладбище. Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым). В 1935 году сотрудники НКВД арестовали бывших насельников Лавры, живших в квартирах Загорска, и священников, служивших в городских храмах. 21 октября 1935 года послушник Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу "Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г." как "участник контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом". Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Некоторые обвиняемые и свидетели показали, будто Сергей Крестников говорил, что церковнослужителей замучили налогами, что советская власть «поставила своей задачей ликвидировать все православные церкви в России, поэтому мы видим на каждом шагу разрушение церквей против желания верующих; делают это сидящие у власти евреи»[137]. Следователем для дачи показаний были вызваны: благочинный Загорского округа протоиерей Димитрий Баянов, священники Виталий Лукашевич, Михаил Поздеев, Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили арестованных, подписав лжесвидетельства против них. Один из свидетелей говорил: "Крестников являлся организатором богослужений монастырского характера, стремился к выполнению монастырского церковного устава и служению акафистов, также старался укрепить монастырский распорядок в общине" Следователь спросил послушника Сергия, какие беседы велись среди монашествующих, на что тот ответил, что беседы ведутся на религиозно-духовные темы: одни считают, что уже наступили времена антихриста и по этой причине усиливаются гонения и преследования за религиозные убеждения; но он считает иначе – что все переживают сейчас время преддверия прихода антихриста. – Как вы реагировали на закрытие церквей? – спросил его следователь. – Советская власть закрывает церкви без согласия верующих и делает это неправильно, а также ни за что высылает духовенство, лишая его нормальной жизни. – Вы выражали недовольство советской властью окружающим вас лицам? – Я советской властью недоволен, потому что она насильно, без согласия верующих закрывает церкви, ни за что высылает духовенство и верующих. – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Я настроен антисоветски, потому что советская власть организовала гонение на религию, высылает ни за что верующих, без согласия верующих закрывает церкви, – повторил послушник. На этом допросы были закончены, и 5 января 1936 года закончено и само следствие. Послушник Сергий был обвинен в том, что будто бы он «являлся участником контрреволюционной группировки, среди окружающих распространял контрреволюционные ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, в контрреволюционных целях прославлял могилу “старца Алексея”, распускал ложные слухи “о чудесных исцелениях на могиле старца”, читал и распространял контрреволюционную антисемитскую литературу»[138] (при аресте была найдена книга Нилуса). 8 января 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, и он был отправлен в Ухтпечлаг в город Чибью. 21 января 1938 года снова был арестован как "участник контрреволюционной группы, проводил среди заключенных контрреволюционную деятельность, направленную на дискредитацию партии и правительства" и заключен в следственный изолятор в Чибью. – Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил его следователь. – Виновным себя не признаю. Я говорил заключенным, что в лагере жить тяжело. Больше показать ничего не могу. 15 марта 1938 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Расстрелян 25 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле. 15 декабря 1989 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1936 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
События дня. Утреня. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Перед началом службы на амвон вышел о.Александр Корниенко, который, несколько волнуясь, прочитал некий текст на тему покаяния. Покаяние – есть дверь в Царство небесное, как говорил некий из Афонских подвижников. Нет иной преодоления греха и нет силы, могущей преодолеть грех. Все мы согрешили и лишены славы Божией, все мы находимся в диавольском прельщении через грех. Но сам Бог пострадал ради нас и нашего спасения, даровав нам Царство Небесное и средство врачевания греха – покаяние, которым мы можем очищать грех, а Бог, видя наше покаяние, очищает нас. Однако покаяние имеет смысл, когда сопровождается усилиями по преодолению греха. Покаяние должно быть для нас подлинной переменой ума и именно тогда имеет смысл, когда человек, каясь, стремится больше грех не совершать. К этому мы, к несчастью, мало прилагаем усилия, а если прилагаем, то наше усердие иссякает очень быстро. Итак, чтобы добиться подлинного единения с Богом, сопроводим наше покаяние усилием по преодолению греха. живущего в нас…. После этого он начал чтение последование чина исповеди, прочитав 50 псалом, чаще всего при этом опускаемый, но из обычных при этом молитв, в которых священник испрашивает кающимся прощение грехов, была прочитана всего одна. А потом был совершен чин общей исповеди, традиционный накануне дня воспоминания тайной вечери, ведь храм в этот день всегда полон, и почти все эти люди желают причаститься Святых Тайн. После окончания чтения последования из алтаря вышли о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов, к которым пришедшие на исповедь подходили под разрешительную молитву, после которой, собственно, человек и получает освобождение от греха, а если у кого есть что добавить к ней, чего не было в чине общей исповеди, добавляли. Лишь после окончания чина началась утреня, которую совершал о.Александр Корниенко. Принимать исповедь он не выходил. Пел боковой хор. Начиная с Великого четверга великопостные распевы прекращается, пение становится торжественным. Тема личного покаяния человека отходит на второй план. Отныне все богослужение целиком посвящается теме Крестного пути Христова. После обычного начала службы читаются два псалма, во время которых священник кадит храм. Затем – чтение Трисвятого по «Отче наш…». После этого читаются тропарь и кондак Кресту Господню и еще один кондак, посвященный Божией Матери. Слово, начинается утреня, как обычно. Затем – краткая ектения, а потом следует второй возглас, после которого начинается шестопсалмие, а потом служба пошла обычным чередом…. После «Аллилуиа» троекратно был пропет особым распевом, очень красивым, тропарь Великого четверга. В отличие от прошлого года, этот момент никак не выделялся (в прошлом году в этот момент в храме зажигался свет и открывались Царские врата, как это всегда бывало в храме Новомучеников). После окончания великопостного чина в службе прекращено и чтение кафизм. Лишь на утрени Великой субботы будет прочитана 17 кафизма с особыми стихами. Теперь же после пения тропаря – сразу читается Евангелие (от Луки): 1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. 3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. 7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. 9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? 10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? 12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. 13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. 14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. 23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. 24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим. 25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. 27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. 28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. 31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. 35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. 38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. 39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. 40Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. 41И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. 45Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. 47Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. 48Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? 49Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. 52Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. 54Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. 55Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. 57Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. 58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! 59Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62И, выйдя вон, горько заплакал. 63Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65И много иных хулений произносили против Него. 66И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его. Описание Тайной вечери. На литургии об этом событии будет прочитано более подробно, для чего будут взяты несколько отрывков из разных Евангелий. После совершения традиционной трапезы праздника пейсах (праздника освобождения евреев от египетского плена) Господь и его ученики ложатся для обычной трапезы (ведь в античные времена ели не сидя, а лежа), и уже в этот момент Господь устанавливает новое Таинство. Отныне верующие едят не мясо печеного ягненка, прообразующего собой Христа, который принесет СЕБЯ за грехи мира, но Тело и Кровь самого Христа… После чтения Евангелия – сразу читается 50 псалом и начинается чтение канона. Здесь никаких особенностей нет (традиции пения первых строк ирмоса 9 песни канона в соборе нет – такая традиция есть в храме Новомучеников). Для чтения канона выходил присутствовавший на службе Владыка Феогност, читавший довольно громко и четко, что очень ценно, учитывая столь большое число народу в храме. Ирмос 9 песни канона Великого четверга является задостойником на литургии: Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся, Егоже величаем. После окончания чтения канона, снова был пропет светилен, исполняемый в предыдущие дни: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя. Великого славословия нет, но после хвалитных псалмов следуют стихиры. Псалмы также читал правящий архиерей. Отмечу, что он неукоснительно прочел весь 150 псалом, строки из которого являются стихами для стихир, что поются в этот момент. Когда все эти стихиры н службе пелись полностью, то в этом не было нужды, так как весь псалом звучал. Но теперь, когда на утрени без Великого славословия поются эти стихиры, этот псалом фактически опускается. Владыка же прочитал его весь, также прочтя одну из предпоследних стихир, которую хор не пел. Далее утреня совершалась по чину будничной, когда она совершается без Великого славословия. Из других особенностей является то, что на 1 часе читается паремия (на 6 часе ее не будет). Итак, паремия. Книга пророка Иеремии (Главы 11 и 12): Господи, скажи ми, и уразумею: тогда видех начинания их. Аз же яко агня незлобивое ведомое на заколение не разумех, яко на мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому. Господь Саваоф, судяй праведно, испытуяй сердца и утробы, да вижду мщение Твое на них, яко к Тебе открых оправдание мое. Сего ради сия глаголет Господь на мужы Анафофски ищущия души моея, глаголющия: да не пророчествуеши о имени Господни: аще ли же ни, умреши в руках наших. Сего ради сия глаголет Господь сил: се Аз посещу на них: юноши их мечем умрут, и сынове их и дщери их скончаются гладом: И останка не будет от них, наведу бо злая на живущия во Анафофе, в лето посещения их. Праведен еси Господи, яко отвещаю к Тебе, обаче судьбы возглаголю к Тебе: что яко путь нечестивых спеется? Угобзишася вси творящии беззакония? Насадил еси их, и укоренишася: чада сотвориша, и сотвориша плод: близ еси Ты уст их, далече же от утроб их. И Ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, и искусил еси сердце мое пред Тобою, собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их. Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная изсхнет от злобы живущих на ней? Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших. Нози твои текут, и разслабляют тя. Идите, соберите вся звери сельныя, и да приидут снести е. Пастырие мнози растлишь виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную. Положиша в потребление пагубы. Яко сия глаголет Господь о всех соседех лукавых, прикасающихся наследию Моему, еже разделих людем Моим Израилю: се Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их. И будет егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю их, когождо в достояние свое, и когождо в землю свою. Русский текст: 18Господь открыл мне, и я знаю; Ты показал мне деяния их. 19 А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: "положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось". 20 Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое. 21 Посему так говорит Господь о мужах Анафофа[139], ищущих души твоей и говорящих: "не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших"; 22посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода. 23 И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их. Глава 12. 1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? 2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. 4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет". 5 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? 6Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. 7Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. 8Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его. 9Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его. 10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; 11сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу. 12На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает всё от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти. 13Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа. 14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. 15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. 16И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: "жив Господь!", как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. 17Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь. Казалось бы, речь идет об очередном вразумлении народа еврейского за отступление от Бога. Но слова эти чрезвычайно созвучны отмечаемым ныне событиям – они напоминают нам о страданиях Христа. Характерно, что здесь содержится обличение жителей города, где жили члены колена Левия, из которых комплектовалось еврейское священство, ведь именно еврейское священство в числе первых восстало против Христа. Их, в числе прочих иудейских вождей, Господь обличал в нечестии, и они же распяли Его….. По окончании службы о.Александр напомнил всем о расписании служб на сам день и пожелал всем Ангела-Хранителя на предстоящую ночь. После этого те, кто уже исповедовался или просто пришел помолиться в храме, расходятся по домам, а еще не успевшие подойти к священнику, еще стоят в храме. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы