Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.
Боковой хор при этом не использовал вычурных распевов, а пел просто… Под пение плащаница выносится в центр и полагается на столе, накрываясь стеклом и украшается цветами. Великая вечерня должна завершаться пением «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» и 33 псалма, но так у нас бывает только когда вечерня начинает всенощное бдение, в прочих же случаях сразу следует конец. Так было на сей раз. По окончании вечерни второй раз на моей памяти было совершено положенное по Уставу малое повечерие (правда, в сильно сокращенном виде) с каноном «Плач Богородицы», который читали о.Антоний и о.Александр. После этого о.Антоний пригласил всех на утреню с чином погребения, которая будет совершена вечером. Проповеди он не говорил…. Суббота 27 апреля. Великая суббота.
И вот, Страстная седмица подходит к концу. Начинается сей день. Господь предан смерти и казалось, что все погибло. Но Он, как все люди, сходит в ад и как милостивый Бог, вызволяет томящихся там праведников. Впрочем, праведны все они лишь пред людьми, пред Богом же все мы виновны, согрешая ежедневно и ежечасно. Потому, а не только из-за вины Адама, люди были отвержены от Бога. «Нет творящих добро, нет ни единого» - писал еще псалмопевец Давид. Господь, совершив дело избавления пленников ада, воскреснет телом. Божеством Он не перестал быть собой и не изменился, но человечеством Он, претерпев страдания, воскреснет. Потому этот день весь наполнен ожиданием Воскресения Христа. Скорбь уходит, уступая место торжественному ожиданию Воскресения Спасителя, некоей тихой радости. Этой радости не имели ученики Христа, разбежавшиеся и в страхе сидящие взаперти, боясь, что и за ними придут люди от иудейских вождей. Более того, они начали сомневаться в том, что Он – действительно Тот, которого предсказывали пророки. Но затем они увидят Христа и поколебавшаяся вера упрочится. Но удостоверив их в своем Воскресении, а затем дав им Духа Святаго, Он даст дар веры сей и нам, никогда не видевшим Его. И мы верим в Воскресение Его, не видя этого, но слыша слово и разумея, что это – истина. Господь пострадал и ради нас, дабы и мы не погибли, но имели возможность идти путем, которого не имели люди Ветхого Завета, но который дал нам Господь, «Да где Я и вы будете….», как говорил Он перед своими страданиями. Разумеется, речь не идет о том, что НЕКТО принес нам все готовое, а нам остается только проглотить (как рассуждают протестанты), но о том, что Господь дал нам то, с помощью чего мы можем идти данным нам путем, будучи ведомы рукой Божией. Нам придется идти, время от времени падая, но Господь подает нам руку, помогая подняться, а нам остается лишь принять эту помощь. Путь этот для нас легче не только потому что Господь оставил нам средства, призванные помогать – Таинства Церкви, но и потому что мы имеем примеры тысячи людей, которые уже прошли этот путь и наследовали уготованное всем нам Царство, а этих людей мы называем святыми. Путь сложный, тернистый, но его могло вовсе не быть, не будь тех страданий, которые претерпел за нас Господь. Отсюда и та торжественность, с которой мы переживаем эти события. Ожидая праздника Воскресения Христова, мы еще заботимся и о том (если заботимся), чтобы наследовать и ВЕЧНУЮ ПАСХУ, ожидающую верных за гробом…. Тропарь Великой субботы (он же и воскресный). Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества./ Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся Силы Небесныя взываху:// Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи. Другий тропарь: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.
И праздники, собственно, 27 апреля. Больших праздников в этот день нет. Из дат этого дня стоит отметить чтимые в этот день Виленскую и Виленскую-Остробрамскую иконы Божией Матери. Отдельно из праздников этого дня стоит отметить чтимых в этот день 1000 мучеников персидских, пострадавших в правление шахиншаха (царя – «шаха шахов») Сапора (Шапура) II[169]. Пока в Римской империи проходили гонения на христиан, персы покровительствовали им. Но стоило положению христиан в Риме упрочиться, как Персия увидела в них угрозу. В данном случае, массовые казни проходили в связи с арестом епископа города Ктесифона[170] Симеона, чья мученическая кончина будет отмечаться 17 / 30 апреля. В списке чтимого в этот день сонма мучеников отдельно стоит мученик Азат скопец, занимающий при дворе царя высокую должность. В ряде вариантов жития отмечается, что Азат поклонился епископу, которого вели воины, однако тот отвернулся и обличил Азата за то, что тот, будучи христианином, отрекся от Бога, перейдя в зороастризм из страха перед гонениями. Тот тяжко скорбел о том, что епископ отвернулся от него. Это не уклонилось от царя, который стал спрашивать о причине скорби. Когда же тот сказал, что он – христианин, который ранее отрекся от Христа, а теперь раскаивается, тот Сапор сначала удивился, но потом подверг его пыткам, а потом велел казнить. Однако потом шахиншах скорбел о казни о гибели своего приближенного, так что на некоторое время прекратил преследования христиан. В связи со сходством обстоятельств мученической кончины некоторые источники считают его одним лицом с мучеником Усфазаном (Хусдазатом) скопцом, чья память, вместе со священномучеником Симеоном, будет чтиться 17 /30 апреля. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы