Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Галицко-Волынское княжество
Владимир-Волынское княжество долгое время было яблоком раздора между потомками Олега Гореславича и старший ветви Мономашичей. Последние — Мстиславичи — окончательно укрепились во Владимире-Волынском лишь в середине XI в. Своего расцвета оно достигает при Романе Мстиславиче (1170–1205 г.). Укрепив свою власть внутри княжества, Роман перешел к внешней экспансии. После долгого противостояния с соседними князьями ему удалось установить свою власть в Галиче (1199 г.) и стать основателем единого Галицко-Волынского княжества. Впоследствии Роману Мстиславичу удалось добиться провозглашения его великим князем Киевским. Таким образом, под контролем Романа Мстиславича оказалась большая часть южных и юго-западных земель Руси. Могущество Романа было таково, что он властно вмешивался в распри польских и венгерских феодалов, совершал масштабные походы на половцев. Современники называли Романа «царем русской земли».
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. Худ. Н. Неврев.
После смерти Романа во время похода на Польшу на землях юго-восточной Руси началась длительная смута. Его наследник Даниил Романович (1205–1264 гг.) вынужден был выдержать 40-летнюю борьбу с галичским боярством и поддерживавшими его поляками и венграми за стол своего отца. Лишь в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче и восстановить единство Галицко-Волынской Руси. Однако уже в 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монгольским нашествием. В 1245 г. Даниил был вынужден признать себя данником хана. В 1250-е гг. Даниил Романович развернул активную дипломатическую деятельность по созданию антитатарской коалиции. Он заключил военно-политическое соглашение с венгерским королем Белой IV, начал переговоры с папой римским Иннокентием IV о церковной унии в обмен на участие европейского рыцарства в крестовом походе против татар. В 1254 г. папский легат короновал Даниила венцом «короля Руси». Однако неспособность Рима организовать крестовый поход сняла с повестки дня вопрос об унии. В 1257 г. Даниил договорился было о совместных действиях против Орды с литовским князем Миндовгом, но татарам удалось спровоцировать конфликт между союзниками.
После смерти Даниила Романовича королевство Галицко-Волынское постепенно теряет силы и становится ареной политических амбиций европейских государств: Венгрии, Литвы, Польши. В XIV в. земли юго-восточной Руси входят в состав владений польской короны.
(4) Культура Древней Руси
Культура Киевской Руси являет собой синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры. Принятие христианства в 988 г. определило влияние христианской эстетики на все сферы культурной жизни древнерусского общества.
ОБРАЗОВАНИЕ
Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.
Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергаменте с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве.
Остромирово Евангелие, середина XI в. ЛИТЕРАТУРА
С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:
Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев — богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица — дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.
АРХИТЕКТУРА Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество. Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. Так, Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в., являлась типичным образцом византийского крестово-купольного храма. В настоящее время от Десятинной церкви остался только фундамент.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы