Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть,



да тихое и безмолвное житие поживем
во всяком благочестии и чистоте
.

(1 Тим. II. 1. 2).

Если обратим внимание на то, в какое время написал Святый Апостол Павел сие наставление Епископу Тимофею: то можем усмотреть всеобъемлющее пространство любви христианской, открыть глубокую Богодухновенную прозорливость Апостола, и глубоко почувствовать силу нашей обязанности молиться за Царя.

Святый Павел написал наставление о молитве за Царя и за сущих во власти тогда, как во всем мире не было ни одного Царя христианскаго; когда Цари и власти были иудейские, неверующие во Христа, и языческие, погруженные в заблуждения и пороки идолопоклонства, которые, приходя в соприкосновение с христианством, большею частию являлись врагами его и гонителями, с намерением совершенно истребить оное. Разум естественный конечно сказал бы: это несообразность – молиться за людей, которые хотят вас истребить. Но любовь христианская говорит: молитесь и за сих; желайте и просите им всякаго блага; может быть, в благодеяниях познают они благодетеля Бога, познав уверуют в Него, уверовав умиротворятся в отношении к другим верующим в Него; если же и не так, по заповеди возлюбленнаго Спасителя, молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Матф. V. 44). Так действительно, первомученик Стефан, за членов Синедриона, определивших побить его камнями, умирая молился: Господи, не постави им греха сего (Деян. VII. 60).

При воззрении на чуждыя христианства, и даже враждебныя ему расположения современных Апостолу земных властей, его наставление представляет вид необычайности еще в том, что он заповедует творить за них не только молитвы, но и благодарения. Неужели враги и враждебныя действия, гонители и гонения могут быть предметом благодарности? – Сие недоумение будет устранено, если примем в разсуждение, что Святый Павел есть не просто наставник, но наставник Богодухновенный. Христос Спаситель и всем христианам, для важных случаев, когда им нужно с особенною верностию и твердостию изрещи или засвидетельствовать истину Христову, дал сие обетование: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Матф. X. 20). Без сомнения, в преимущественной силе и полноте дан сей дар Апостолу, провозвестнику Христова учения для Вселенской Церкви. Итак Святый Павел хочет написать наставление Церкви Ефесской: Дух Святый в то же время благоизволяет написать чрез него наставление Церкви Вселенской. Павел смотрит на Церковь Ефесскую, как она есть: Дух в нем Божий в то же время смотрит на Церковь Вселенскую, как она есть и будет. Павел видит современный мрак Царств языческих: Дух в нем Божий провидит и, более или менее, показует ему будущий свет Царств христианских. Взор Богодухновеннаго, проницающий будущие веки, встречает Константина, умиротворяющаго Церковь и освящающаго верою Царство, Феодосия, Юстиниана, защищающих Церковь от наглости ересей, – конечно, видит далее и Владимира, и Александра Невскаго и многих распространителей веры, защитников Церкви, охранителей Православия. После сего не удивительно, что Святый Павел пишет: молю творити не только молитвы, но и благодарения за царя и за всех, иже во власти суть; потому что будут цари и власти не только такие, за которых надобно молиться с скорбию, или с утешением, но и такие, за которых, как за драгоценный дар Божий, должно благодарить Бога с радостию.

Глубокое смирение, и вместе сильное желание Святаго Павла сделать действительным преподаваемое наставление, открывается в том, что он не излагает истину равнодушно, и не повелевает властию Апостольскою, но просит и умоляет, чтобы приносимы были молитвы за Царя: молю, говорит, творити молитвы за Царя. И можем ли мы не чувствовать глубоко и сильно сей обязанности столь убедительно нам внушаемой? Как ни отдалены мы от Святаго Павла временем: но мне кажется, что звук его Апостольскаго вещания громче и сладостнее отдается в наших сердцах, нежели в близких к нему христианах Ефесской и других Церквей. Со страхом, сквозь слез должны были они молиться за Царей, чуждых христианства и угрожающих ему. Нашим отцам и нам предлежало и предлежит молиться за Царей благочестивейших, распространителей веры, защитников Церкви, охранителей Православия, – молиться с миром, с радостию, с благодарностию.

Подкрепляя свое учение о молитве за Царя, Святый Апостол указывает на ожидаемый от нея плод: да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Итак он полагает, что от Царя, по молитве Церкви и Царства, Богом просвещаемаго и укрепляемаго, весьма много зависит тихое и безмолвное житие, то-есть, жизнь спокойная и безопасная, и не только тихое и безмолвное житие, но и житие во всяком благочестии и чистоте.

Чтобы уяснить сию истину, не вдадимся в область умозрений и состязаний, в которой некоторые люди, не знаю, более ли других обладающие мудростию, но конечно более других доверяющие своей мудрости, работают над изобретением и постановлением лучших, по их мнению, начал для образования и преобразования человеческих обществ. Уже более полувека образованнейшая часть рода человеческаго, по местам, по временам, видит их преобразовательныя усилия в самом действии: но еще нигде, никогда, не создали они тихаго и безмолвнаго жития. Они умеют потрясать древния здания государств: но не умеют создать ничего твердаго. Внезапно по их чертежам строятся новыя правительства: и так же внезапно рушатся. Они тяготятся отеческою и разумною властию Царя: и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и безконечныя распри искателей власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе: а в самом деле ведут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом низвергнуть в угнетение.

Надежнее самодельных умствований можно учиться Царственной истине из истории народов и Царств, и особенно из истории, преимущественно достоверной, как писанной не страстями человеческими, а Пророками Божиими, – из истории древле избраннаго народа Божия. Она показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один.

Какое правительство дало народу еврейскому государственное образование и законы? – Один человек, Моисей, который не был Князем или Царем, потому, что Царем народа Божия был Сам Бог.

Какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейскаго? – Один Иисус Навин.

В следовавшия потом времена Судей неоднократно один судия спасал от врагов и зол целый народ. Но как такия явления были не часты: то, по пресечении единоначалия, народ приходил в разстройство; благочестие оскудевало; распространялось идолопоклонство и повреждение нравов: за тем следовали бедствия и порабощение иноплеменниками. Священный дееписатель, написав, как в доме Михи, из украденнаго сыном у матери серебра слит идол, и потом воинами колена Данова похищен, и домашнее идолопоклонство превращено во всенародное, как от необычайнаго разврата жителей Гаваона произошла междоусобная война, от которой едва не в конец истреблено колено Вениаминово, и, предвидя вопрос, как могли произойдти такия нелепости в народе Божием, дает на сие следующий ответ: в тыя дни не бяше царя во Израили; муж еже угодно пред очима его, творяше (Суд. XXI. 25).

Вновь явился один, полномочный силою молитвы и дара пророческаго, Самуил: и народ еврейский огражден от врагов: безпорядки прекращены; благочестие восторжествовало над идолопоклонством.

После того, как Бог для непрерывнаго единоначалия в народе своем благословил быть Царю, Цари Давид, Иосафат, Езекия, Иосия представляют в себе образцы того, как сильно может и должен Царь споспешествовать своему народу к провождению тихаго и безмолвнаго жития во всяком благочестии и чистоте.

Скажут ли, что были не такие Цари, и не такия последствия их владычества? – Это правда; но это было, особенно в Царстве израильском, потому, что и Цари, и народы не молились истинному Богу, а идолам; и от худой молитвы не было добраго плода.

Из истории Царств христианских ограничусь одним примером для показания, как действительно может благочестивый Царь споспешествовать распространению и утверждению истиннаго благочестия в своем народе. Было время, когда в Константинополе арианство усилилось так, что Святый Григорий Богослов, призванный православными для поддержания Православия, не нашел Церкви для своего священнослужения и проповедания, и принужден был устроить для сего церковь в доме. Но, по молитвам православной Церкви, по устроению Провидения Божия, явился благочестивый Император Феодосий, и решился оказать православию защиту и покровительство. Святый Григорий сам повествует о себе, что шел среди войска и Императора, чтобы вступить в соборный храм столицы: так нужна была предосторожность против многочисленных безпокойных ариан. С сего времени проповедь Православия свободнее стала оглашать Константинопольский народ; вскоре, при покровительстве благочестиваго Императора, составился православный Собор; и столица Империи, которую покушались сделать столицею ереси, вновь явилась столицею Православия.

Довольно. Извлеченныя теперь из Апостольскаго слова мысли о молитве и благодарении Богу за благочестиваго Царя, как за вожделенный дар Божий народу и Церкви, найдут себе дополнение в ваших, братия, собственных мыслях и чувствованиях, в том, что вы видите, и что делаете.

Не видим ли отеческаго попечения Благочестивейшаго Государя нашего о доставлении нам тихаго и безмолвнаго жития в том, что Он воздвигнутую против нас жестокую войну, поколику возможно было, ускорил прекратить, и даровать нам мир, удовлетворясь от враждовавших благоприятными обещаниями, и не ища отмщения за нанесенную брань!

Не видим ли высокаго примера благочестия Его в том, что Он своей Царской власти, уже освященной законом престолонаследия, желает еще доставить высшее освящение, чрез восприятие Царскаго венца с соборною молитвою Церкви и с благословением Божиим, и чрез Священное помазание?

Умножим, верныя чада России, умножим сердечныя моления наши о Благочестивейшем Государе нашем Императоре Александре Николаевиче, да Царь Царствующих Сам невидимо положит на главе Его венец от камене честна, и венчает Его милостию и щедротами; да помажет Его елеем Святым, елеем благодати, духом премудрости и силы, да благословит Его благословением благостынным, и с Ним да благословит и соучастницу славы Его, ныне тезоименитую Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Александровну, к полной радости нашей, к совершенному благоденствию отечества. Аминь.

 

Речь
Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу, и Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, при посещении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, после Священнаго Коронования.

(Говорена сентября 6 (19) 1856 года; напечатана в Творениях Святых Отцов в «Полицейских и Губернских Ведомостях» 1856 г. и в собрании 1861 г.).

 

Богом венчанный Государь и Помазанник Божий!

 

И так, после блеска Столицы, Тебе приятна простота смиренной обители; после величественнаго явления Твоей Царской славы, после радостных приветствий и торжественных восклицаний Твоих верноподанных, Тебе вожделенна тихая сердечная беседа с безмолвным рабом Божиим, который отрекся от всякой славы мира, но котораго благодать и добродетель возвысили до степени друга Божия.

Знаем, что подобныя настоящему посещения преподобнаго Сергия Твоими венценосными Предшественниками представили настоящему пример: но знаем также, что Тебя, Благочестивейший Государь, и Твою Благочестивейшую Супругу, приводит к нему не пример и обычай, а влечение сердца, так как оно приводило Вас к нему и прежде, когда не призывал пример и обычай.

Сия вера к дивному во Святых своих Богу, и с нею Ваш молитвенный подвиг, будут благоугодною пред Ним жертвою. Небесная любовь Праведника объимет Вашу к нему любовь; соединит его молитву с Вашею молитвою, и делом будет слово написанное: много может молитва праведника, любовию действующая (Иак. V. 16), и Ваша молитва будет новым источником надежд и благ для Вас и для России.

О сем и мы смиренные с упованием молимся; и сим образом радуемся о Вашем вожделенном пришествии радостию духовною.

 

Беседа
в день тезоименитства Благочестивейшия Государыни Императрицы Марии Александровны.

(Говорена в Успенском соборе июля 9 (22) 1858 года; напечатана в Творениях Святых Отцов 1858 г. и в собрании 1861 г.).

 

В жизни Святыя Марии Магдалины, которой памятию ознаменован нынешний день, есть необыкновенно светлая черта. В утро воскресения Христова она сподобилась видеть Господа воскресшаго, первая из учеников и учениц Его, и первая сделалась проповедницею для них Воскресения Его, по непосредственному Его повелению. Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини (Мар. XVI. 9). – Иди ко братии Моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Иоан. XX. 17).

В сие время Мария в высшем степени достойна была даннаго ей в последствии времени Церковию наименования равноапостольной. Апостолы проповедали Воскресение Христово миру; были Апостолами для мира: Магдалина проповедала Воскресение Христово Апостолам: была Апостолом для Апостолов.

Когда видим человека, который достиг необыкновеннаго успеха в делах, высокаго благополучия в жизни: тогда не будет безполезным любопытством старание узнать путь, которым сие достигнуто. Не всякому дается достигнуть необыкновеннаго: по крайней мере путь, которым достигнуто совершенство равноапостольное, конечно способен вести к обыкновенному совершенству христианскому.

Как же достигла Мария первенства в видении Господа воскресшаго и в проповедании Воскресения Его?

Бог есть Бог правды и порядка. Есть закон восхождения и приближения человека к Богу; есть закон снисхождения Бога к человеку, и благодатных явлений Христа Господа верующим в Него. Мы знаем сей закон, изшедший из уст Самаго Христа Спасителя пред самым отшествием Его на страдание и крестную смерть, как бы для предварения учеников Его, что сообразно с сим законом последует явление Его по Воскресении Его: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Иоан. XIV. 21). Из сего закона следует, что кто преимущественно успевает и возвышается в деятельной любви ко Христу; тот преимущественно приближается к Нему, и делается преимущественно способным к созерцанию Его, и к принятию от Него благодатных откровений. Из сего должно заключать и собственно о равноапостольной Марии, что ея преимущественно возвышенная и деятельная любовь ко Христу Спасителю доставила ей преимущество, первой узреть Его по воскресении Его, и быть провозвестницею Воскресения Его другим.

В самом деле, какая сила действовала в том, что когда страх от врагов Христовых, самих Апостолов, почти всех, заставил скрыться, тогда Мария Магдалина, препобеждая немощь своего пола, презирая опасность, предстояла распятому Господу до кончины Его, сопровождала пренесение тела Его от креста ко гробу, присутствовала при совершении погребения Его, потом в первые часы после субботняго дня, еще сущей тме (Иоан. XX. 1), поспешила на гроб, не обретши же тела Его, и возвестив о том Апостолам Петру и Иоанну, вновь устремилась ко гробу Господа, и, неуразумев еще Воскресения Его, со слезами искала бездыханнаго тела Его? Какая сила могла все сие произвести, если не крепкая, яко смерть, любы (Песн. VIII. 6)? Ея крепкий подвиг на смертном поприще Господнем и награжден праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшаго.

Любознательные могут заметить, что Апостолы Петр и Иоанн, так же, как и Мария, возлюбившие Господа крепкою любовию, были у гроба Его в одно время с Нею: почему же не всем трем, а по удалении двух, одной Марии Он явился? Что на сие скажем? – не дано нам испытывать всякую тайну душ верующих, и Божией благодати, действующей в них очистительно, испытательно, уготовительно и наконец совершительно. Однако, если будем внимательны, можем и в Петре и Иоанне усмотреть действие, в различных степенях, того же закона любви, которым определился жребий Марии. Можно думать, что любовь Петра была в сие время, хотя не в изнеможении, но в некоем невольном затмении тяжким сознанием трикратнаго отречения от Христа. Любовь Иоанна, которая только на минуту не была крепкою, яко смерть, во время бегства от Христа из Гефсиманскаго сада, но вскоре воспрянула, и неуклонно влекла его во след за страждущим Спасителем, не была стеснена в душе его; и свободнее нежели Петра, вела его ко гробу Господню: другий ученик тече скорее Петра (Иоан. XX. 4). Сим различным состояниям любви соответствовали различныя последствия. Петр вниде во гроб Господень; но еще не нашел в нем света Воскресения, и вынес из него только удивление: отъиде , в себе дивяся бывшему (Лук. XXIV. 12). Иоанн также вошел во гроб, и обрел хотя не видимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово. Вниде и другий ученик, и виде, и верова (Иоан. XX. 8). Для Петра же нужно было, чтобы слово Марии: яко виде Господа воскресшаго, светлое сколько по своему предмету, столько же по решительной достоверности, разгнало мглу души его, и приготовило его незатменным светом веры и любви принять свет Божественнаго явления. И действительно после сего в тот же день воскресший Господь явился Симону (Лук. XXIV. 34).

Таким образом все примеры, теперь разсмотренные, свидетельствуют об одной общей истине, что по мере непорочности, чистоты, мира души, человек приближается к Богу; что по мере деятельной любви ко Христу человек делается способным к благодатному с Ним общению, к созерцанию Его внутреннему, а при благопотребности и к принятию особенных Его явлений и откровений.

Посему и учит, братия христиане, всех нас Святый Апостол Павел: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. XII. 14). Сим изречением, во первых дает он разуметь, что узреть Господа, есть жребий, всем нам уготованный, котораго мы всемерно должны стараться достигнуть, и котораго недостигнуть было бы величайшее несчастие, какое может нам угрожать; во вторых, показывает и средства достигнуть сего вожделеннаго и блаженнаго жребия, которыя суть: мир со всеми и Святыня. Это есть тоже учение, которое мы видели в изречении Христа Спасителя. Путь к святыне есть соблюдение заповедей Христовых; матерь мира есть любовь.

Не спросите ли: как насадить и возрастить в себе такую чистоту и возвышенную любовь ко Христу Господу, чтобы она могла достигнуть благодатнаго с ним общения? Для ответа на сие, вновь обращаюсь к примеру равноапостольныя Марии. Страдание от темных сил учило ее терпению и обращению от безсильной помощи человеческой ко всесильной помощи Христовой. Полученное от Христа исцеление родило в ней благодарность и любовь к Нему. Благодарность и любовь побудили ее оставить все, следовать за Ним, и посвятить себя на служение Ему, чем могла, от имений своих. Такое отречение от всего, такая из благодарности и любви благотворительная деятельность возрастили и укрепили любовь ея к Господу так, что ни Голгофское землетрясение не могло поколебать ея, ни мрак солнечнаго зетмения, и еще более глубокий мрак после угасшаго на кресте Солнца правды, не могли затмить оной.

Примечайте и учитесь. Пользуйтесь скорбными случаями, чтобы упражнять себя в терпении, чтобы со смирением и верою прибегать к помощи Божией. Часто помышляйте о благодеяниях Господа, чтобы питать в сердце благодарность и любовь к Нему. Пренебрегайте суету и прелесть мира, отвергайте пристрастие к земному, чтобы душа легче могла устремляться к небесному. С искренним усердием служите Богу и Христу делами благочестия и ближнему делами милосердия: в такой деятельности дух Святыя любве – растет, укрепляется, возвышается, подобно семени на ниве земледельца, прозябающему и растущему, якоже не весть он, и достигает действеннаго благодатнаго общения с Духом Господним.

С радостию воспоминаю, что сказаннаго мною в сии минуты мы можем видеть живый образ в деяниях Благочестивейшаго Самодержца нашего и тезоименитыя ныне Благочестивейшия Супруги Его. Великолепно довершает Он, недовершенный четырмя предшественниками Его Священный памятник в новой столице, и величественно торжествует освящение храма преподобнаго Исаакия. Он от дел Царственных, и Она от занятий семейственных, находят время посещать отечественную Святыню в неблизких от столицы местах. Творя безчисленныя милости меньшей и наименьшей братии Христовой в Своем Царстве, Они простирают христиански благотворящую руку к Святым местам земнаго жития и страдания Христова, и к разнонародным единоверцам, за пределами отечества нашего бедствующим в стеснении от жестокаго лжеверия. И Они, – венценосные Александр и Мария духом веры и любви предстоят живоносному гробу Твоему, распныйся, и погребыйся и воскресый нас ради, Господи! Призри на Них благодатию Твоею; явися Им щедротами Твоими; благоволи, да благо и мир Царства Их смиренно послужит благу и миру Твоего духовнаго Царствия. Аминь.

 

Речь
Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, пред вступлением в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

(Говорена июля 30 (августа 12) дня 1858 года; напечатана в Творениях Святых Отцов, в «Московских Ведомостях» 1858 г. и в собрании 1861 г.).  

 

Благочестивейшая Государыня!

 

Многократно уже сретая Тебя с радостию, обитель Преподобнаго Сергия имеет ныне новое приращение сей радости в том воспоминании, что любви Ваших Императорских Величеств к Преподобному Сергию благоугодно было вступить с ним в новый духовный союз, чрез восприятие благословеннаго имени его для Вашего Благовернаго Сына.

Тем паче веруем и уповаем, что Ваша молитва, в общении с его небошественною молитвою, достигнет пренебеснаго престола благодати, и низведет новыя благословения Пресвятыя Троицы на Вас и на Ваше благословенное Семейство.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь