Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина.



I. Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина.

Автор: Самойленко Вячеслав

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

 

Значение слова «боярин».

 Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков. Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюркского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре. В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

 

Бояре на Руси.

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре? По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя. Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Важные советники князя.

 Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

 

Бояре введенные и путные.

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству. На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

 

Земские бояре.

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

 Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

 

Кто такие бояре и дворяне.

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе. Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись. С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины.

Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.

 Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.

Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.

Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства.

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции. Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

 

Последние бояре на Руси.

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий. История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.

 

Вторые после князя.

Вопрос происхождения слова «бояре» является дискуссионным среди историков и лингвистов. Есть предположение, что оно пришло из тюркского языка, но некоторые склоняются к его болгарскому происхождению. Впервые упоминания о боярах фиксируется в 882 году, чуть позднее они также отмечаются в договоре князя Олега с Византией. Возникновение боярства на Руси относят к VI—IX вв., распаду славянских племенных союзов. Бояре являлись высшим слоем феодального общества и занимали ведущую позицию после князя. Такая схема правления была во всех областях, от Новгорода до Чернигова. Также историки сходятся во мнении, что примерно в период X–XI века боярство разделяется на княжеских и земских бояр. А в XIV веке появляются бояре путные, управляющие отдельными подразделениями княжеского хозяйства. По сравнению с остальным населением бояре были очень богатыми людьми: владели крупными наделами земли и имели в подчинении множество слуг. В военных походах они возглавляли полки воинства князя и выставляли собственные отряды. Точные функции бояр исследователи затрудняются определить, но, бесспорно, их политическое влияние и значимость в обществе того времени: управление городами и территориями от имени князя, решение важных государственных дел. Наряду с усилением политической власти бояр росло и их стремление к большей самостоятельности. И, как показывает в дальнейшем история, в некоторых областях влияние бояр было настолько сильным, что стало серьезным препятствием княжеской власти.

 

Что такое боярская дума?

Верховная власть Древней Руси была сосредоточена в руках князя и его советников. Постоянные советники представляли собой лучших людей каждой области - бояре, которые постоянно находились при правителе. А их совещания назывались думой или думой бояр. Давать однозначную формулировку боярской думе будет не совсем верно. В разные периоды истории она занимала отличающиеся друг от друга позиции. Условно ее правление можно поделить на два этапа. И первоначальное определение боярской думе можно дать такое: консультативный орган при князе. Но позднее, в XVI-XVII веках, ее роль значительно возрастает, она становится фактически высшим контрольным органом государственной власти. Сам факт существования боярской думы в России дает повод думать об ограниченной власти монарха в системе управления. И некоторые исследователи с этим соглашаются. Взаимоотношения между думой и князем (царем) на протяжении всей истории складывались не совсем гладко. С сегодняшней позиции трудно безошибочно установить пределы власти и полномочия обеих сторон. На самом деле существенную роль всегда играли стечения обстоятельств, которые выдвигали и задвигали ту или иную ветвь власти. Но в то же время были времена, когда более слаженного «дуэта» было и не найти.

Первые упоминания.

Точные сведения о создании боярской думы отсутствуют, но первые упоминания появляются в летописях конца X века. При киевском князе Владимире находился определенный круг людей, которые входят в его совет. С ними он решает различные вопросы военных дел и устройства земли. Советники называются дружиной князя или боярами и находятся постоянно при нем. Каждое утро боярская дума собиралась на обсуждение насущных вопросов: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. Древние источники не дают информации о совете бояр как постоянно пребывающем государственном учреждении, но есть намеки, что он был и до князя Владимира. С принятием христианства в совете князя появляются новые лица, епископы, но они не играли никакой существенной роли в принятии важных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земские бояре). Эта практика не была долгой, чуть позднее их присутствие было упразднено и далее в летописях о них ничего не слышно. Таким образом, после правления Владимира дума обретает более точные черты и имеет в своем составе только односословных представителей. Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.

 

Состав боярской думы.

В XII-XIV вв. состав княжеской думы несколько изменяется. В юго-западной Руси помимо бояр в думу начинают входить представители областной администрации – воеводы, тысяцкие. А в северо-восточной Руси общественные отношения складываются несколько иначе. Здесь в совет князя призываются бояре-начальники из отдельных подразделений дворцовой администрации. Понятно, что такая боярская дума имела переменчивый характер из-за часто сменяющихся лиц. В основном заседания носили только формальный характер, решение князя было уже принято, и бояре становились просто свидетелями выдачи какого-либо акта. С образованием русского централизованного государства в XV веке боярскую думу представляют два чина – родовитые бояре, включая бывших удельных князей, и окольничие, избирающиеся из близкого окружения царя. Но уже через какое-то время появляется третий чин – думные дьяки. Это не родовитые, но весьма образованные чиновники, которые становятся основными исполнителями царской власти, занимаются делопроизводством всего аппарата боярской думы. Права и полномочия думных дьяков способствовали преобразованию органов управления: теперь это не территориальное, а функциональное распределение дел. Впервые в приказах появляются судьи из бояр: приказ Казанского дворца, Ямской приказ. Думные дьяки специализируются также на выполнении специфических поручений – военных, финансовых, дипломатических. В XVII веке основной состав боярской думы изменился и пополнился, теперь он был представлен родственниками царя и менее родовитыми дворянами, выдвинувшимися за счет личных заслуг. Но в дальнейшем вместе с сокращением полномочий и функций органа его численность уменьшается.

 

 Важный государственный орган.

Становление и укрепление боярской думы как важного государственного органа происходит при правлении московского князя Ивана III. Собиратель русских земель придавал особое значение своему совету, охотно выслушивая возражения и несогласия со своими решениями. Успех его предприятий нередко объясняется именно этими встречами. В дальнейшем функции боярской думы по мере сложности поставленных государственных задач значительно расширяются. Она в действительности становится соправительствующим органом при монархе. В XV-XVI вв. дума представляет собой высший контролирующий орган государства, в руках которого сосредоточено все. Царский Судебник 1550 года тщательно излагает функции боярской думы, но по факту ее полномочия нередко превышались. Через думу проходило все: принятие законов, международные отношения, вопросы государственной безопасности, судебные разбирательства, управление приказами, земельные дела, контроль государственных расходов и налогов, а также контроль местного управления.

Думская канцелярия.

Документированные следы деятельности думы практически не сохранились. Какие-то документы уничтожались сознательно, в целях сокрытия правды от народа или из-за различных дворцовых интриг, какие-то уничтожались за ненадобностью. Большинство важных бумаг было утеряно при стихийных бедствиях, пожарах и войнах. Конечно, некоторые вопросы просто и не требовали документального оформления, если носили тайный или частный характер. Например, такие, как организация торжества при дворе. Но если обсуждались вопросы учредительного характера, то все детали тщательно готовились и прописывались – составлялись проекты, справки, постановления. Также существовала и конфиденциальная переписка, и специальные записи по особым государственным деятелям, что являлось прототипом досье. Основная часть времени заседания боярской думы посвящалась слушанию докладов комиссий. В зависимости от важности вопроса дела на рассмотрение могли поступить следующими путями: царю с боярами, боярам без царя, царю без бояр и царю в присутствии бояр. Каким способом доклад будет предоставлен, окончательное решение принимал Большой московский разряд. Это отделение, через которое проходили все документы. И оно выступало в роли посредника между верховной властью и приказами. Итоговыми документами собрания становились царский указ и приказы боярской думы. На важных документах обязательно ставилась государственная печать, изображающая двуглавого орла. Все протоколы заседания вносились в опись архива и тщательно хранились в специальных переплетах.

 

Эпоха Ивана Грозного.

Отрочество Ивана IV проходило в среде ожесточенной борьбы боярских родов за политическое влияние и главенство в думе. Шуйские, Глинские, Бельские, Телепневы-Оболенские, не гнушаясь никакими методами, старались прорваться к власти. Этот период охарактеризовал боярство как антигосударственную силу: казна постоянно разворовывалась, многочисленные казни, ссылки, смещения с постов. Как следствие, международная позиция государства существенно ослабла, а на внешних границах шли войны. Неспокойное время оставило отпечаток на юном государе и в дальнейшем определило его отношение к боярству. В начале своего правления Иван Грозный применяет меры, чтобы ослабить позиции бояр старой аристократии, значительно увеличивая состав боярской думы. Царь также выделяет из нее верных людей, с которыми решает самые важные дела правления. Этот круг лиц называют «ближней думой». С 1547 по 1560 год при Иване IV действует неофициальный совет, с помощью которого он проводит значимые реформы и на какое-то время оттесняет боярскую думу от управления и законодательства.

Земский собор и дума.

Во времена правления Ивана Грозного появляется новый государственный орган – Земские соборы. Есть предположение, что идея организации собора принадлежит духовенству близкого окружения царя. Достоверную информацию о цели созыва первого Земского собора 1549 года источники не раскрывают. Исходя из документированной речи царя можно сделать вывод, что он был призван для стабилизации общества после всех предшествующих неурядиц. Конечно, только этой задачей собор не ограничивался. Он должен был поддерживать действующую политику власти и служить своего рода проводником между ней и народом. К середине XVI века Земский собор и боярская дума – это два важных государственных органа власти при царе. В отличие от боярской думы собор до 1598 года имеет совещательное значение с редкими исключениями. Но в эпоху Смутного времени его роль значительно возрастает, он обладает реальной политической силой со всеми полномочиями. Если первоначально Земский собор и боярскую думу представляли одни и те же лица с небольшой разницей, то в дальнейшем в составе собора будут находиться уже представители всех слоев населения. С 1613 по 1622 год в условиях восстановления государства Земские соборы становятся постоянным действующим органом власти. Но к концу XVII века их значение постепенно ослабевает, на смену приходят односословные комиссии. За всю историю своего существования Земский собор собирался более 50 раз.

 

Смутное время.

Период времени конца XVI - начала XVII века, после кончины Ивана Грозного, отмечается тяжелым кризисом в государстве, который затем выливается в Великую Смуту. Среди бояр опять начинается жесткая борьба за власть. За короткий срок сменяются несколько правителей. Приходящие на трон не желали считаться с управлением боярской думы, поэтому долго там не задерживались. Все это сопровождается упадком хозяйства, продолжительными неурожаями, голодом, народными волнениями и погромами. В 1610 году к власти приходит боярская дума. И правление государства сосредоточивается в руках семи думских лидеров, которые никак не могли определиться в отношениях друг с другом в борьбе за власть. Их управление носило весьма противоречивый характер: принятые постановления постоянно менялись, передергивались, перекраивались. Бояре не могли совместно работать и сотрудничать. В какой-то момент даже было принято решение о передаче российского престола полякам. И этот факт показал всю несостоятельность думы. Ее авторитет как органа власти был сломлен. У общества не могло быть доверия к такой боярской думе, что добровольно отдавала престол иноземцу ради соблюдения своих интересов. Решением Земского собора в 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смутному времени и стало компромиссом, который устроил всех.

 

Прекращение деятельности боярской думы.

Ближе к середине XVII века боярская дума теряет свое былое значение и изживает себя. И если первый Романов на престоле еще как-то опирался на этот орган, то последующие цари все меньше прислушиваются к боярам и принимают самостоятельные решения. Россия становилась самодержавием. Таким образом, созданный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году приказ «Тайных дел» не подчиняется боярской думе и связанные с ним вопросы решаются без ее участия. Это была царская тайная канцелярия, осуществлявшая надзор за гражданскими и военными делами. После отмены местничества в 1682 году роль боярской думы в системе государственной власти бесповоротно снижается. Из законодательного органа она становится бюрократическим, и ее правление при царе носит уже только формальный характер. Окончательно свое существование боярская дума прекратила при правлении Петра I, когда столица была переведена в Петербург. Появление Сената в 1711 году лишь подчеркнуло ее ненадобность. Отмирающий бюрократический орган не нашел себе места в прогрессивном новом государстве.

 

Боярство.

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров. Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

 

Создание местничества.

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам. Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества.

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства. Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода. Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими. Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия. Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии. На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа. Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере.

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету. По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям: свадьба; венчание на престол; крестный ход; прием послов; посещение летнего дворца. Служащие спорили за получение «места».

 

В военной службе.

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров. В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Ограничение местничества.

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний. Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества.

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки. Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Отмена местничества.

С середины 16-го века время от времени начали объявлять «безместие». Чаще всего это происходило в военное время, хотя встречалось и в мирное. Этапы отмены местничества: в 1555 году при дворе во время отдельных дворцовых церемоний; в 1598 году во время венчаний на царство, на свадьбах правителя; в 1606 на свадьбе Василия Шуйского сожгли разрядную роспись; вторая половина пятидесятых годов 16 века – упразднен институт наместников, введено воеводское управление в большей части городов; в 1621 году введено «безместие» в посольской службе; в 1649 году «безместие» введено в приказной службе. Во второй половине 17-го века государев двор уже не мог удовлетворять потребности державы в кадрах. Поэтому было принято решение об окончательном упразднении института местничества. В новоучрежденных службах вводилось «безместие». В 1680 году система навсегда была отменена в войсках. Через год появился указ, который полностью отменял местничество. В 1682 году это подтвердилось на решении Земского собора.

 

В заключение.

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции. Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

 

 

 

 

 

 

I. Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина.

Автор: Самойленко Вячеслав

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

 

Значение слова «боярин».

 Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков. Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюркского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре. В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

 

Бояре на Руси.

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре? По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя. Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Важные советники князя.

 Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь