Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иверский (Успенский) собор



размещено в: Святыни | 0

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века.
Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдастся 3 полукругами. Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце. Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Свет обильно льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из 3 сторон), а сверху — чрез окна 5 куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей — 3 саж, 2 арш., а ширина 10 саж, 2 арш. В алтаре — деревянные хоры, вход на которые из Иверского придела, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.

По стенам алтаря и храма имеются священные изображения, написанные масляными красками. Так, при входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую — чудесное явление мощей св. Иакова во время ледохода на реке Мсте, близ грозных её порогов, чудесное явление св. Иакова одному больному священнику и проч. Пол в храме из путиловской плиты. Престол утвержден на 4 каменных столбах на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на нем чеканенная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень.

Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — величественное изображение Христа Спасителя, седящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. По обеим сторонам этого образа были изображены св. двенадцать апостолов, св. апостол Иаков, брат Божий, св. апостол Никанор, св. священномученик Ириней Лугдунский и св. Стефан Сурожский. Алтарь трехчастный с 3 окнами; в диаконике в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери, а главный престол переименован во имя Успения Божией Матери при возобновлении собора, бывшего после опустошительного пожара в 1710 году, освященного митрополитом Новгородским Иовом. Иконостас в этом храме величественный, пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием Господа.
В 2008 году Святейшим патриархом Алексием II переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».



Церковь Архистратига Божьего Михаила

размещено в: Святыни | 0

Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке.
В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек.
В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал.
К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая «Никоновскою», украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография.

С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый «Никоновским», тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.





Описание

Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре.
Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части. Это градостроительное решение к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве. В 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне, возведя три постройки. Святые ворота с ц. Михаила архангела, Казначейский корпус и Михайловскую башню.
Ворота и церковь были завершены первыми – в 1685 г. По договору А. Фомин должен был выстроить пятиглавый храм, причем несколько меньшей высоты, чем стоящий ныне. Однозначных данных ни о выполнении этого договора, ни о капитальной перестройке церкви впоследствии нет. Стилистически существующая венчающая часть тяготеет к середине – концу XVIII в. Самое раннее из найденных аксонометрических изображений храма относится к первой половине XIX в. (гравюра А. Макушева), и здесь зафиксирована упомянутая композиция, дошедшая до нас.
Первоначально постройка имела фасадную полихромную покраску по левкасу, впоследствии производились неоднократные штукатурные работы с устройством новой покраски, а в XIX в. в систему экстерьерного декора были введены живописные панно.
В течение XIX в. ворота и церковь подвергались переделкам: завершение апсиды изменили с шатрового на купольное; восточные объемы галереи получили развитый классический карниз; были перебиты, заложены и растесаны часть дверных и оконных проемов; утрачена часть фасадного кирпичного декора; искажена композиция лестницы южного объема ворот.
Монастырь был упразднен в 1918 г. храм перестал действовать в 1920-е гг. Во время великой отечественной войны в нем располагался эвакуационный госпиталь. Возможно, именно в эти годы объем церкви был разделен междуэтажными деревянными перекрытиями. К послевоенному времени постройка дошла в тяжелом техническом состоянии, заполнения ворот, живописный декор фасада и убранство интерьера были утрачены.
В 1960-80-е гг. на объекте проводились ремонтные работы и частичные реставрационные работы – вычинивался сохранившийся декор, по натурным следам было воссоздано шатровое завершение апсиды с тесовым окрытием. В 1990-е гг. на памятнике установлена новая металлическая кровля, реставрационная апсида окрыта оцинкованным железом.
Фундаменты ленточные, из валунов и булыжников на известково-песчаном растворе, находятся в удовлетворительном техническом состоянии.
Стены продольные и поперечные несущие из полнотелого глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.
В 2007 году на объекте проведена полная реставрация, с заменой перекрытий и лестницы с приспособлением для Богослужений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь