Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 22 июня/5 июля, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Священномученик Гавриил родился в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Архангельского. В 1903 году Гавриил окончил Волоколамское Духовное училище и с 1905 года служил псаломщиком. В 1915 году он был рукоположен во диакона и служил в храме Воскресения в Сокольниках в Москве, а с 1934 года — в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.

11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского что в Елохове храмов и заключены в Таганскую тюрьму. На следующий день диакон Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Сергия (Воскресенского). Отец Гавриил ответил на это:

- При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав.

- Следствие располагает данными, что вы лично среди окружающих вас лиц духовного звания и верующих вели контрреволюционную пропаганду, распространяя провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне. Признаете ли вы это?

- Нет, я этого не признаю.

16 декабря следователи допросили диакона Михаила Толузакова, привлекавшегося сотрудниками НКВД в качестве свидетеля во всех тех случаях, когда у НКВД не было достаточных фактов для оформления обвинения. Он показал, что «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви».

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он прибыл в город Лесозаводск, где находилось 19 отделение Бамлага НКВД.

Почти сразу после прибытия в лагерь против него и другого духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145 колонне, было начато новое дело. В начале марта 1938 года осведомители стали доносить, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники.

12 марта был допрошен в качестве обвиняемого один из священников Московской епархии, протоиерей Леонид Харьюзов, который признал себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был арестован священник из Москвы Иоанн Соколов, который также признал наличие контрреволюционных разговоров, затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу были привлечены тридцать один человек, из которых четыре признали себя виновными, остальные виновными себя не признали и среди них диакон Гавриил Архангельский; на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила всех к расстрелу. Однако они не были расстреляны сразу, также продолжали ходить на общие работы и умирали, как священник Алексий Протопопов, еще до приведения приговора в исполнение.

5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого дня, были расстреляны, и среди них — диакон Гавриил Архангельский. Память священномученика 22 июня (5 июля).

Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 октября 2007г. по представлению Московской епархии.

Источники:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 38944.
УВД по Амурской (Омской) обл. Д. Р-607.

Составитель
игумен Дамаскин (Орловский)




О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

2Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4Ибо когда один говорит: " я Павлов", а другой: " я Аполлосов", то не плотские ли вы?

5Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́ к строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́ к, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; 23вы же - Христовы, а Христос - Божий.

Истина Божия для мира – безумие, отсюда и парадоксальный совет апостола. Наша вера отвергает то, что мир считает основой жизни и подчас вменяет своим сынам в добродетель, и наоборот, считает благом то, что презирает и отвергает мир. Но и премудрость века сего есть безумие, поскольку основывается на преходящих истинах века сего, а подчас – просто на баснях, которые мир отчаянно придумывает, дабы заглушить голос истины Божией, отказываясь задумываться о вечности….

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это

сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

И объяснение притчи о жатве. Человек, живущий по заповедям Господним, уподобляется пшенице, приносящей плод, а живущий по своей воле, исполняющий прихоти своей греховной природы – сорнякам, которые только занимают место. Каждый получит воздаяние по тому, что взрастила его душа – жил ли человек, стремясь исполнять заповеди Господни, то есть, подражать Богу, либо он лишь исполнял желания своей плоти, приобретая сходство не с Богом, но с демонами. По делам этим он получит и воздаяние. Впрочем, сам по себе человек исполнить волю Божию не может, но с помощью Божией возможно все. Желающий ее исполнять пытается делать это, призывая на помощь Бога, которые не оставляет его без попечения, а не желающий только ищет причины. Увы, мы с вами, скорей, подходим под второе определение….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь