Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Продвигающие статьи



Где корни рода твоего?
Комиссаренко Александр Николаевич, Почётный гражданин Шарыповского района, Почётный гражданин г. Шарыпово, краевед, журналист, педагог дополнительного образования

Неоднократно задумываемся, когда начинаем поиск своих родовых корней. Откуда пошла наша фамилия, где жили предки, кто и кем были прадеды? Эти вопросы возникают все чаще и чаще. Тем более, в Шарыповском районе многие увлечены составлением родословных. Немалый опыт накоплен историко-родословным обществом «Древо», его создателем Еленой Васильевной Буркиной, которая оказывает большую помощь практическую и методическую в составлении веточек родового древа. Единомышленников у Елены Васильевны много. Татьяна Юрьевна Ботвинкина, Валентина Афанасьевна Цибринская, Людмила Ивановна Донскова, стоящие у истоков историко-родословного общества, их последователи – педагоги и школьники, простые сельчане выполнили огромный объем исследований. Он вылился в большие семейные сборы, открытие зала родословий, генеалогические таблицы, очерки и письменные работы, публикации в книгах о людях и селах Шарыповского района.

Шарыповский район – уникальный уголок Красноярья, где соседствуют селения, которые существовали задолго до русского освоения территории, и те, что появились в середине восемнадцатого века в период начала крестьянской колонизации территории. Потомки аборигенов и первых русских поселенцев и сейчас живут в нашем районе. В течение ХIX – начале ХХ века число переселенческих сел и деревень значительно возросло, бывшие жители губерний западной части Российской империи оседали и в хакасских улусах, как это ранее делали крестьяне и служилые люди, начиная с восемнадцатого века. Пожалуй, с этого времени появляются и смешанные браки, когда русские парни выбирали в жены хакаску, а аборигены – русскую девушку.

Списки населенных мест Российской империи по состоянию на 1859 год, памятные книжки Енисейской губернии за ряд лет, списки населенных пунктов Енисейской губернии за разное время, в том числе и по итогам Всероссийской сельскохозяйственной и земельной переписи, изданные в 1921 году, наконец, Список населенных мест Сибирского края дают представление о становлении и возникновении сел и деревень нашего района. Первые русские селения возникли в начале второй половины восемнадцатого века. Так, деревня Гудково, как зафиксировано в Списке населенных мест Сибирского края, появилась в 1753 году. Село Березовское, Шарыпово, деревни Кадатская, Бережинская также основаны во второй половине восемнадцатого века. У некоторых, как у села Березовского, плавающая дата основания, у других она не указана. Некоторые селения имели двойные названия, Так, Березовское носило имя Климово от имени основателя Клима Тихонова. Бережинское (Береш) – Поперешинская - Поперчка, Парнинская – Божьеозерная, Скрипачи – Урюп, Новоалтатка – Логуново. Из Списка населенных мест Сибирского края можно узнать часть дат основания сел и деревень, некоторые даты приняты, видимо, условно. Прежде всего, по бывшим хакасским улусам. К примеру, село Большое Озеро – Божьеозерское основано в 1200 году, деревня Усть-Парная - в 1446-м. Хотя по данным археологии на месте этих населенных пунктов люди жили еще до нашей эры.

Во второй половине девятнадцатого века интенсивность заселения территории Шарыповсого района существенно возросла. Появляются села Ивановка, Дубинино, Казанка, Новокурск, Александровка, Горбы, Глинка, Едет, Гляден. Открываются новые переселенческие участки, землеустроители проектируют новые места под будущие деревни, пашни, покосы. Они пригодились уже в веке двадцатом, когда в ходе Столыпинской аграрной реформы на территории района возникли деревни Линево, Сорокино, Листвянка, Ключи, Ашпан и другие. Переселенческое движение продолжалось и в послереволюционное время. Так, в 1920 году возникла деревня Базыр, немного позднее - Андрюшкина Речка, к концу двадцатых годов – выселки Степановский, Цинголь… Создание совхоза Золотопродснаба потребовало открытие новых селений, которые ныне называются Родники, Скворцово и Росинка.

В 30-е годы прошлого века в наши места приезжали семьи, которые уходили от голода в западной части страны, а также так называемые плановые переселенцы (к примеру, из Орловской, Пензенской областей, Белоруссии). Сказались и годы Великой Отечественной войны – беженцы, немецкие семьи из Республики немцев Поволжья, поляки и представители народов Прибалтики пополнили население района. Период культурной революции, коллективизации также наложил свой отпечаток на население района. В начале тридцатых годов создаются машинно-тракторные станции в Ораках и Шарыпово, в Новокурске и Березовском, для работы приезжают специалисты – инженерно-технические работники, агрономы, зоотехники. Сельские школы пополнились учителями. Освоение Горячегорского месторождения нефелинов, строительство к нему железнодорожной ветки Красная Сопка – Базыр, затем сооружение линии Шушь – Кия-Шалтырь потребовало возведение поселков Горячегорск, Инголь, Дубинино, Шушь, Белоозерка. В 80-е годы прошлого века на карте района появляется новое село – Холмогорское, которому была уготована участь районного центра. Это было время КАТЭКа, когда в наш район, а затем и в город Шарыпово приезжали тысячи строителей комплекса. Нужно учесть и миграционные процессы 90-х годов прошлого века и нулевых века настоящего, когда в район прибыло много новых жителей из Казахстана, других регионов распавшегося Советского Союза. И для многих Шарыповский район стал новой малой родиной.

Эта общая картина заселения района позволяет нам познать, как шло его освоение, прежде чем приступить к изучению своей родословной. Но, занимаясь поисками корней рода, нужно учесть административно-территориальное деление района в разное время. С момента создания Енисейской губернии территория современного Шарыповского района входила в состав Назаровской, Ужурской волостей и Кызыльской степной думы. Позднее были образованы Шарыповская и Березовская, а затем и Никольская волости, а Кызыльcкая степная дума реорганизована в Кызыльскую инородческую управу, ставшую к 1917 году Кызыльской волостью. На короткое время возникала и Едетская волость. В первые годы советской власти, когда началось районирование, большая часть района вошла в районы Березовский и Чебаковский. В последний, ставший потом Ширинским, – все селения бывшей Кызыльской волости, а с 1935 года в Саралинский район Хакасской автономной области. Березовский район до 1935 года упразднялся – его территория переходила частью в Назаровский, частью – в Ужурский районы. Березовский район существовал с 1935 по 1962. Весной 1941 года из состава Саралинского и Березовского районов часть сельсоветов передаются вновь организованному Шарыповскому району. В конце 1962 года упраздняются Березовский и Шарыповский районы, и если осенью 1965 года Шарыповский восстанавливается в прежних границах, то Березовский остается в районе Назаровском. А в 1981 году два сельсовета Назаровского района – Березовский и Новоалтатский вошли в наш район. Все эти сведения важны для поиска родственников с учетом административных преобразований прошлых лет.

Для составления родословной важно знать корни своего рода: где жили предки, как они перебрались в Сибирь, с кем породнились на новых местах, остались ли родственники на прежней малой родине. Нужно учитывать, что часть населенных пунктов исчезла с карты района. Нет уже деревень Карбалык и Казанка, Трехречка и Талкино, Новопокровка и Андрюшкино, Еловка и Акатка, многих других. И только старожилы да устная история семей напоминают о местах прежнего жительства. Начинающим родословам помогут и старые названия улиц или, по-другому, краев в селах и деревнях. Так, в селе Дубинино есть Черниговский и Тамбовский края. В Глядене помнят, что корни сельчан находятся в Курской области. В Линево в 1908 году переселились выходцы из Орловской и Вятской губерний. Так, Ващилины, Спевакины, Печеновы и их земляки жили в селе Алешковичи ныне Суземского района Брянской области, а Одеговы - в Вятской губернии. Позднее из Алешковичей перебирались в Сибирь Ботвинкины и еще Ващилины. Первопоселенцы Александровки вышли из Харьковской губернии, а Горбов – из Полтавской, деревни Ашпан – Волынской. Старожилы исчезнувшего селения Кадат помнят, что многие их предки вышли из Курской губернии.

Полтавская, Тамбовская, Харьковская, Волынская, Черниговская, Курская, Вятская, Пензенская, Симбирская губернии – вот далеко не весь перечень географии переселенческого движения в наш район. Нужно учитывать, что в восемнадцатом начале девятнадцатого века в современные центральные районы и на юг края шли переселенцы из Енисейского уезда. На примере служилых людей Похабовых, а среди их потомков есть энтузиасты-родословы, можно проследить пути миграции – одни стали основателями Иркутска, другие – крестьянами. Представители рода Похабовых живут и в нашем районе, Шарыпове. В районе остались и потомки поляков, сосланных в Сибирь после восстаний в девятнадцатом веке.

Особое место в изучении родословных занимают древа аборигенов – коренных жителей наших мест – Тархановых, Шушеначевых, Тартачаковых, Талкиных, Итпековых, Каражаковых, а также других. Во многих этих семьях хранится информация до девятого колена. Но исследования, изучение браков, в том числе межэтнических, необходимы, чтобы создать родовое древо как можно полнее.

Для поиска корней старожилов, аборигенов помогут ревизские сказки, метрические книги церквей, книги приговоров (протоколов) сельских сходов, похозяйственные книги сельсоветов, документы на продразверстку, а также колхозов, артелей. Старые телефонные справочники, списки избирателей, Книги Памяти, списки лишенных избирательных прав, раскулаченных – все источники информации следует учитывать. Освоение современных технологий с использованием компьютера позволяет регистрироваться в архивах, которые хранят много необходимых сведений. В Шарыповском районном архиве всегда доброжелательно встречают поисковиков, помогают найти необходимые документы. Важно сотрудничество с историко-родословными обществами субъектов Российской Федерации. Так, Курское историко-родословное общество откликнулось на просьбы наших земляков, помогло в поисках корней переселенцев в деревню Гляден.    

Значение знаний о корнях рода своего чрезвычайно высоко. Это и сохранение исторической памяти, и укрепление семейных ценностей, и воспитание подрастающего поколения. Но, изучая свою родословную, ее исследователи попутно получают знания по истории, географии малой родины, всей нашей большой страны.     

 

 

Пройти следами благих предков
Буркина Елена Васильевна, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Шарыповского района, председатель Шарыповского районного историко-родословного общества «Древо», краевед, учитель Оракской основной школы

 

Любой род – сверкающий луч, высвечивающий                                                                            тайны человеческих душ. Это исток жизни и вдохновения.

 

Установлено: растущий человек нуждается в двух учебниках - в сказках, а чуть повзрослеет в рассказах о семье. Почти все мамы перед сном читают ребенку сказки: в них мудрость народная.

О семейной принадлежности говорим реже. Почему? Одна из причин - мало что знаем о предках, не ведем семейную летопись. А ведь в генеалогии скрыт большой потенциал для личности ребенка. Никто не будет отрицать, человек растет сильным, успешным, если его питают соки мощного родословного древа. Знать о предках как можно больше — задача каждого человека, желающего избрать свой собственный жизненный путь. Заслуги благих предков могут стать прекрасным примером для выбора правильного направления развития личности, в то время, как знание нерешенных проблем не самых лучших представителей родового древа, поможет избежать повторения их ошибок.

Ещё одним серьёзным доводом в пользу организации среди детей генеалогической исследовательской деятельности является открытие в Оракской школе в 2014 г. единственного в крае Зала родословия «Генеалогия села Ораки». В Зале размещено 20 родословных древ. Это дает возможность учащимся приобрести опыт ценностного отношения в процессе общения с представителями старшего поколения, осмысливания их судеб в контексте исторической действительности и постижения общечеловеческих ценностей, таких как честь, совесть, ум, доброта, трудолюбие, истина, красота, вера, надежда, любовь.

Мир духовных ценностей невозможно навязать ребенку извне, он вырабатывается собственными усилиями через прожитые образы. Как составить родословную, написать историю семьи – рекомендации дадут в Шарыповском историко-родословном обществе (ШИРО). Оно было создано в 2013 году для генеалогических исследований, подготовки и проведения Больших семейных сборов. В 2018 году отмечает свое пятилетие. Основателями его являются: я – председатель ШИРО, Комиссаренко А. Н., Донскова Л. И., Цибринская В. А., Кулинич С. В., Денисьева М. Н. и др. Шарыповское историко-родословное общество разрастается, сейчас в нем около ста человек, в течение 2017 года обновлен совет общества, утверждены гимн и герб ШИРО. Работа историко-родословного общества активизировалась, в новый совет ШИРО были избраны руководитель управления образования Полежаев Д. А., руководители школьных музеев.

Нами проведено восемь семейных сборов: «Белорусы в Ораках» (Рудченко, Сороко), Писарцовы – в 2012 г., Хомяковы – 2013 г., Кукарцевы – 2014 г., Рыжих – 2014 г., Яковлевы – 2014 г., Тархановы – 2016 г., Марьясовы – 2017 г.. Готовится девятый - Хомяковы – 2018 г.

Недавно Оракская школа стала базовой площадкой для школ района, защитив проект «Генеалогия Шарыповского района». Проект стартовал с января 2017 года. Он предполагает изучение династий деревень района, вовлечение обучающихся и их родителей в эту деятельность. Для этого организована поисковая и исследовательская деятельность в школах района. Идет отработка модели системы сопровождения поисковой работы по составлению родословных и написанию истории семей. Самый главный результат генеалогических изысканий - вовлечение в эту деятельность новых людей. Это способствует тому, что семья разрастается и крепнет, ей возвращается изначальная природная, человеческая ценность - родство.

Организована работа Шарыповского районного историко-родословного общества «Древо» и творческих групп по школам. На установочную сессию историко-родословного общества собралось около 30 человек. Было принято решение в июне 2018 года в селе Холмогорском открыть второй в районе Зал родословия. В рамках проекта «Культурная столица Красноярья-2017» проведен восьмой Большой семейный сбор «Марьясовы: триста лет на сибирской земле», на который собрались Марьясовы из разных мест. Для его проведения был создан оргкомитет, куда вошли представители образования и культуры. Организаторам хотелось воссоздать историю рода в контексте истории страны или «малой родины». Готовятся к публикации материалы семейного сбора Марьясовых в печати с целью сохранения их для потомков и общественности. Впервые над проведением семейного сбора работала команда единомышленников - организационный комитет, в котором были распределены обязанности. Хочется поблагодарить за большой вклад в подготовку семейного сбора Донскову Л. И. – составила ветвь Марьясовых в Малом Озере в 150 человек, подготовила выступление на сборе этой ветви. Ботвинкину Т. Ю., которая в течение всего учебного года проводила сбор материалов по Марьясовым, уроженцам села Темра, организовывала и воспитывала семьи Марьясовых, готовила их выступление к семейному сбору. В общей сложности провела большую исследовательскую работу по поиску своих односельчан Марьясовых, свыше 800 листочков собраны Татьяной Юрьевной. 

Большой семейный сбор: это возможность объединить разрозненные семьи, вспомнить общих предков, рассказать о себе и своей семье роду; это особое средство сделать людей счастливыми, привнести радости в обыденную жизнь; это найденный для некоторых смысл жизни и открытие новых возможностей.

Шарыповскому историко-родословному обществу пять лет. Много сделано, но еще больше планов. За пять лет существования члены общества увлекли своим делом людей разных возрастов и профессий. Исследовательская работа членов историко-родословного общества продолжается. Под эгидой муниципального казенного учреждения «Управление образования Шарыповского района» издается первый родословный вестник – научно-художественный сборник уникальных семейных историй. Но в целом жизнь общества зависит от всех нас - таких разных и таких увлеченных. И именно мы превращаем заседания общества в то место, куда хочется возвращаться, делиться своим творчеством, черпать вдохновение и общаться с замечательными людьми.

Родословы Шарыповского района всегда в поиске. Идет постоянный процесс взаимопроникновения человеческих судеб и, причем, не только давно ушедших лиц, а и тех, кто живет сегодня. И для нас за последнее время столько случилось событий, встреч и открытий, будто часть звездного неба упала в ладони и радует, и удивляет. Мы соединяем новые штрихи биографии с прошедшим и настоящим. Глубину веков хочется воссоздать достоверно. Обстановку в доме прадеда - крестьянина средней руки или торговца, портреты знаменитых земляков или родной красавицы бабушки, документы репрессированного деда, старые фотографии.

И, если сказать образно, однажды появляется всего один новый листок на древе, он живет, и к нему можно даже прикоснуться. Он трепещет от счастья, уже стремится прилететь сюда, на родину предков. Устройте для себя счастье. Пусть маленькое. Начните составлять родословную.


 

Одно частное мнение на общий вопрос – «С чего начать?»
Полежаев Денис Анатольевич, руководитель МКУ «Управление образования Шарыповского района»

Жители республики Тыва сформулировали и опубликовали Кодекс чести тувинских мужчин, и первым пунктом в нем числится: «Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Знай и помни свою родословную от основателей рода». Как коротко и емко сформулирована мысль, не имеющая национального окраса и имеющая мощную патриотическую силу.

Изучение своей родословной, по моему мнению, самый эффективный метод изучения истории своего народа, его непростых, порой, исторических периодов, и должно присутствовать в каждой воспитательной системе (будь то воспитание в школе, детском саду или в семье). Только через призму жизни своих предков возможно понять, что такое любовь, верность, долг.

Однако, изучение истории семьи это процесс, к которому следует подготовиться психологически. Есть люди, которые не хотят заниматься с  изучением своих корней, и в этом отношении они как новорожденные котята, которые никогда не прозреют и, возможно, не получат шанс в жизни узнать,  кто они такие по сути.

Множество проблем ждут исследователя на пути изучения своих корней. Самая первая проблема, которую необходимо решить -   техническая. Вам придётся перво-наперво определиться с техническими средства и методами оформления содержания. Я определился, что мое древо будет исполнено (на первом этапе) средствами электронных таблиц. В них очень удобно редактировать данные, добавлять столбцы, строки, помечать цветом. Кроме того, в сети Интернет есть достаточно широкое предложение по генеалогическим программам, однако, большинство из них платные.

Работая с древом, сталкиваешься с проблематикой, которую я условно назвал «кровь». Задаешься вопросом, стоит ли вносить в древо детей приемных и внебрачных. Специалисты-родословы говорят, что стоит. Так как считается, что, принимая ребенка в семью, род берет на себя ответственность за его жизнь, здоровье, судьбу. А внебрачные дети по определению имеют «кровное» отношение к роду и должны быть отмечены на древе. Однако, принимать решение предстоит самостоятельно исследователю.

Самый страшный и лютый враг в работе родослова – это время. С одной стороны, имея свои обыденные обязанности (трудовые, семейные, хозяйственно-бытовые), трудно найти свободные часы, чтобы сесть за такое значимое для рода дело, как составление древа. С другой стороны, время течет, и из жизни уходят старожилы семьи – носители важной информации и, зачастую, они ее уносят с собой, не успев передать «семейную память».

Но если старожилы живы и открыты вам, будьте готовы к ответственности, которая ложится на вас. Вся семья будет ждать от вас, что вы станете хранителем этой «семейной памяти». К вам будут обращаться, просить рассказать воспоминания, поделиться, найдутся потерянные родственники. Все, что вам станет известно в ходе изучения рода, должно быть зафиксировано на бумаге и в электронном виде, для того чтобы можно было «поделиться».

Общаясь с представителями рода, иногда сталкиваешься с нежеланием человека открыться, рассказать о своем прошлом, о том, что ему известно о предках. Такую сакральность я назвал «внутренней». Порой, она очень объяснима, так как не каждый готов потревожить свои воспоминания, хранящие также и боль утраты.

Однако существует и сакральность «внешняя». Сложилось такое впечатление, что практически весь официальный мир против того, чтобы у тебя появилось генеалогическое древо. Архивы и ЗАГСы неохотно идут на предоставление информации, порой это связано просто с нежеланием сотрудников, но, хвала небесам, что не все представители структур, хранящих информацию и документы о наших предках, соотносимы с   этой характеристикой. Спасибо им.

Столкнувшись со всеми этими проблемами, непроизвольно   вырабатываешь для себя следующие принципы:

«Кровь»: свое древо я сформировал по принципу «кровной» принадлежности к роду, т.е на нем отражены только кровные родственники.

Сакральность и сохранность: информация, ставшая мне доступной в ходе исследования, должна быть доступна каждому члену рода и сохранена в семье.

Вера: необходимо верить в то, что эта работа важна для моей семьи и моего ребенка, и она будет охранять род, а также давать силы для движения вперед его представителям.

Уважение и благодарность: каждый «листочек» родового древа заслуживает внимания, уважения и благодарности. Каждый ушедший из жизни родственник заслуживает того, чтобы его жизнь, труд потомками уважались, а заложенные семейные традиции - чтились.

Как отмечают родоведы, изучение своего рода – это дело потрясающе интересное и захватывающее. Многие с головой уходят в этот процесс, не жалея сил, времени, средств. Увлеченность эта рождается в человеке и дает ему крылья. Сакральные знания семьи расширяют ему горизонты и формируют понимание мира, открывая истинные ценности.

 

 

Тархановы из Золотой Долины
Буркина Елена Васильевна, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Шарыповского района, председатель Шарыповского районного историко-родословного общества «Древо», краевед, учитель Оракской основной школы

 

Семейный сбор Тархановых состоялся 2 июля 2016 года в селе Парная, до этого в течение нескольких лет выписывались архивные данные, в интернете велся розыск представителей рода Тархановых, завязывалась переписка, прочерчивались родословные веточки, которые впоследствии нашли свое место на общем родословном древе. Древо печатается на баннере и его можно заказать всем желающим. На Большой семейный сбор Тархановых съехались 130 родственников со всей Сибири от Новосибирска до Братска, со всех деревень Шарыповского района и других районов. Собрались на поверку своих рядов, чтобы вспомнить о родовой истории, перезнакомить всех со всеми. В общем, не потехи ради сошлись Тархановы, а чтобы послушать речи самых мудрых среди них и тех, кто помоложе: кто они, представители молодежи, обосновавшиеся в основном в городах, чем живут, чем славны, что могут дать они для развития рода.

Хорошие амбиции питают помыслы тех, кто собирается на родовые сходы. Много позитивного в целевых установках таких собраний, перспектив на будущее. Тархановы – один из татаро-русских родов – солидный в численном плане полиэтнический архипелаг. С давних пор живут в Сибири, в Метрических книгах, Ревизских сказках писались как ясачные кочующие и оседлые инородцы шуйского рода Кызыльской думы. До принятия христианства наши предки были язычниками, иногда оказывали сопротивление вместе с нерусскими народами массовой принудительной христианизации. Ужурская церковь возведена Ульчегачевым в форме юрты в 1760 году. В 1788 году массовые новокрещенные по приходам. В Ужурском приходе православную веру принял Тарханов В.М. (семья пять чел), в Шарыповском приходе Тарханов Г. Г. и Тарханов С.Г. (11 чел), Тарханов Максим Дмитриевич (34 чел семья) в улусе Ключи на Урюпе.

 На родовом сходе в 2016 году представители фамилии превратили встречу не только в ностальгическое собрание, но скорее использовали ее для определения целей сегодняшнего дня. По очереди выходили на сцену представители разных ветвей большого древа, рассказывали о себе, где живут, представляли достойных людей, чествовали долгожителей, вызывали на сцену тех молодых родителей, у которых только что дети родились. Сколько ветвей, столько номеров художественной самодеятельности, артистам аплодировали от души. В заключении награждались медалями самые мудрые «Старше всех», «Я родился» - рожденные в 2016 году. Сертификатом «Хранитель рода Тархановых» вручен тем, кто проводил исследование по своей ветви, помогал в подготовке сбора. Всем собравшимся вручили «Послание Рода Тархановых» и утвердили Совет Рода Тархановых, который продолжит работу по изучению рода и организует встречу через пять лет. Обычно торжественная часть заканчивается общим застольем на берегу озера, в Шарыповском районе их 273, одно прекраснее другого.

На древе Тархановых 524 человека, выписано же в архивах около двух тысяч, живших между реками от Июсов до Урюпа, иначе это место называется Золотой Долиной. Многие Тархановы забыли свои корни, поэтому нет возможности присоединить эти ветви, некоторых невозможно отыскать. Род Тархановых ведет свое начало от Машѝ Тархана. Он выходец из древних народов Сибири, европеоид, живший в Сибири до прихода казаков. Коренные они или переселившиеся с каких-то мест, пока неизвестно.

История рода Тархановых - это история Сибири. Маши Тархан кочевал со всеми родственниками и улусными людьми, осуществляющими воинскую повинность. Пока удалось найти трех его сыновей и прочертить эти ветви.

К этому древу прикрепилась ярцевская ветвь Тархановых. Случилось это так: в 1980 годы в газете «Красноярский рабочий» на первой странице была фотография школы и заметка, в которой сообщалось, что Ярцевская школа отметила свой юбилей и чествовала учительские династии, в том числе Тархановых. В тот же день я написала письмо директору школы и вскоре получила письмо от Татьяны Николаевны Тархановой. Так нашлась обрезанная ветвь, с тех пор мы дружим, переписываемся, видимся. Историю своей семьи она представила на семейном сборе. Всматриваюсь в фотографии Тархановых и обозначаю ощущения одним словом: «РОДНЯ». У кого-то уши торчат, брови такие же, как у наших. А вот скулы азиатские - следствие смешанного брака с хакаской. У некоторых наших есть такие скулы. Другой на всех фото вместе с женой, наверно, в любви и согласии жизнь прожили, приятно на них смотреть. Любуюсь родней — красивые. 

Река времени несет его по жизни от будущего в настоящее, от настоящего в мир прошлого. Человек потупил взор, понимая, что ничего не зависит в жизни от него, ведь он жертва стечения обстоятельств и случайностей. И до тех пор, пока человек не научится управлять своим умом, чувствами, воображением, ощущениями, он будет беспомощно передвигаться по жизни, попадая то на мель, то в пучину вод, то в водоворот событий. И однажды река времени переместит человека в мир прошлого.

Так и наше Родовое древо когда - то зародилось в этих краях, пустило свои корни и начало расти… Но как хочется узнать, кто же был самым первым, тем самым первым нашим предком, опустившим семечку в эту красивую землю, чтобы начало расти наше большое теперь, Семейное Древо, Древо судьбы Рода Тархановых.

В природе движение сока по дереву – неиссякаемая сила. Так и родословное древо от Маши Тархана имеет пока свыше пятисот листочков. Это люди, родные по крови, это могучий жизненный поток. Кто не согласится, что энергия живших до нас поколений и живущих ныне всегда направлена в единое русло добра и созидания.

Хочется Урюп сравнить с рекой Жизни, что течет из Древа Рода Тархановых. Каждый из нас, идя по жизни, не всегда выбирает, как и река, прямой путь. Есть среди людей нашего Рода личности, подобно текущей реке, щедро распространяющие свои дары на окружающих. Есть и личности с изъянами – семья не без урода. Но всех объединяет одна Родина, одно Родовое древо!

И мы все – листочки на ветвях этого живого дерева, Древа жизни семьи Тархановых, корнями произрастающего  на реке Урюп, что несёт свои воды много веков.

 

Темра и Марьясовы
Ботвинкина Татьяна Юрьевна, Отличник народного просвещения, Заслуженный педагог Красноярского края, Почетный гражданин Шарыповского района, краевед, педагог дополнительного образования

Поля да овраги, луга, перелески,

Люблю тебя с детства, мой край деревенский,

Зимою село утопает в сугробах,

Весной – в белой пене садов и черёмух.

А летом вокруг золотая пшеница.

Ну как мне в такие места не влюбиться?

 

Село Темра. Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для меня и его жителей. Село Темра - одно из старинных сел Шарыповского района. В момент создания Енисейской губернии оно вошло в состав Ужурской волости Ачинского округа, как деревня Темринская. В некоторых источниках упоминается как хакасский улус. Точной даты возникновения села нет, как и сведений о первых поселенцах в пойме речки. Считается, что деревня возникла на рубеже 18-19 веков. Название села произошло от гидронима Темра, в переводе с тюркского – лишай река. Так считает В. Я. Бутанаев, доктор исторических наук из города Абакана. В нижнем течении река разливается, образуя несколько рукавов. Это место жители села называют Ивкой, здесь большие заросли мха, который до сих пор используется при строительстве домов и хозяйственных построек. А жители села считают, что в переводе с татарского Темра означает «яма». И это действительно так. Села не видно, пока не подъедешь очень близко, со всех сторон его окружают холмы. Ещё по одной версии Темра - «темная низина», темь – это тьма у Даля, а темрюк, темряй, темряк означает угрюмый домосед. Остров Темра в Ирландии означает «холм», а город Темрюк переводится с тюркского как «железо».

Итак, название села Темра можно переводить как - железо, лишай, холм, яма, низина. Географических названий, схожих со словом Темра, есть немного. Это город Темрюк Краснодарского края, село Темра Старая в Белоруссии (Брестская область, Кобринский район), д. Новая Темра (Дрогичинский район, Брестская область), река и село Темрюк в Донецкой области (Украина), река Темра в бассейне реки Припять, село Темряна в Тульской области, остров Темра в Ирландии, слово Темра присутствует в названии географического объекта в Марокко.

Окрестности села богаты природными дарами и памятниками археологии, что свидетельствует о раннем заселении нынешней территории села. Вокруг села найдено 16 поселений и 10 курганов, одна рудоплавильня, которая находится недалеко от Березовой гривы. Поселения Тагарской и Андроновской культур датируется 3 – 1 тысячелетиями до нашей эры.

Население нашего села испокон веку занималось земледелием и животноводством. Темра была большой деревней, в 1906 году в ней жило более 600 человек. Это почти в два раза больше, чем сейчас. В настоящее время в селе проживает 320 человек. А в 19 веке наше село было больше, чем Шарыпово. По данным переписи 1926 года в Темре было 184 хозяйства и проживало 955 жителей. В годы советской власти в Темре было два колхоза - "Большевик" и «Заря», колхоз, который позднее был назван "2-я Пятилетка", они в 1950 году объединились в один - имени Калинина. Добрым словом старожилы вспоминают председателей темринских колхозов Андрея Сидоровича. Козлова, Тимофея Евламптьевича Колмакова, Антона Степановича Федоренко. В 1961 году вместо колхоза в Темре образовано отделение совхоза "Оракский", управляющим назначается Марьясов Алексей Михайлович, а потом Ботвинкин Юрий Андреевич. В 1978 году Темринское отделение передано в совхоз "Белоозерский". Многие годы Темра была центром сельсовета, в который входили еще две деревни – Нижний Ашпан и Косые Ложки. В селе имелась школа-семилетка, а затем восьмилетка, ФАП, библиотека, клуб.

Со слов старожилов известно, что первые поселенцы в пойме реки Темра появились в 1822 году. А, судя по записям в церковных книгах, заселение было гораздо раньше. В нашем селе проживало много семей по фамилии Марьясовы.

Анализируя записи метрических книг, только в конце 19 веке и начале 20 века было заключено более 300 браков, участниками которых были люди с фамилией Марьясов или Марьясова. На войну в 1941-1945 годах ушло 62 Марьясовых из 200 темринцев, а вернулось только 20. В годы репрессий из Темры было выслано более 30 семей Марьясовых. В послевоенное время в Темре проживало около 60 семей Марьясовых. К началу 21 века в результате миграции и естественного ухода из жизни – осталось 16 семей. В настоящее время в селе проживают только пять семей Марьясовых. А потомков из семей Марьясовых, но имеющих другие фамилии,12 человек.

Из воспоминаний старожилов села можно сделать вывод, что большинство Марьясовых были трудолюбивыми, хозяйственными, имели большие семьи. В дореволюционное время среди них были очень зажиточные, имели хорошие дома, большое хозяйство, нанимали батраков. Самым богатым считался Марьясов Фокей Андреевич. У него был самый большой дом, а в подвал под ним входила запряженная тройка лошадей. В 30-е годы Фокей был раскулачен и выслан с семьёй. В его доме расположилась школа. Я в этом здании училась до четвертого класса. Хорошо помню это здание – дом на две половины, в одной, видимо, жила семья Фокея, а в другой велась хозяйственная деятельность. Подвал под домом был выложен плитняком. Помню, что верх дома был украшен резьбой. Марьясов Фёдор, тоже богатый человек, пожертвовал колокол для Шарыповской церкви.

Революционные события и гражданская война 1917-1919 годов отразились на Марьясовых. Погибла жена Марьясова Константина Васильевича Любовь Сергеевна, они были первыми коммунистами в селе. Любовь Сергеевна похоронена в братской могиле в центре села. Сейчас там установлен памятник погибшим в гражданскую войну.

В период коллективизации в Темре было создано два колхоза. Председателем колхоза «Большевик» был избран Марьясов Константин Васильевич, колхоза «Заря» - Марьясов Петр Иванович.

Трудились Марьясовы во всех сферах сельскохозяйственного производства.  Они были бригадирами в полеводстве, животноводами, водителями, учителями, работниками культуры. За трудолюбие и ответственность односельчане ценили Марьясовых. Механизаторы Николай Петрович, Альберт Михайлович, Николай Максимович пахали, сеяли и убирали зерно. Марьясов Александр Герасимович всю свою трудовую жизнь провел за баранкой грузовых машин, возил и грузы, и людей, детей в Парнинскую школу и не допустил ни одной аварии. Валентина Лукинична и Клавдия Петровна в годы войны работали на тракторах, а потом трудилась в животноводстве. Мария Егоровна была «тысячницей», навязывала по 1000 снопов при уборке зерновых. Добросовестно трудились доярки и телятницы: Марьясова Прасковья, Марьясова Варвара, Марьясова Мария, Марьясова Людмила Александровна трудилась дояркой, а затем техником искусственного осеменения животных. Виктор Лукич был хорошим коневодом, содержал в порядке лошадей и упряжь.

Я не была знакома лично с Марьясовой Риммой Ивановной, но её любовь к своей малой родине вызывает уважение. Римма Ивановна родилась в Темре в 1934 году, а после войны семья переехала в Шарыпово. Она получила высшее образование и защитила кандидатскую диссертацию, ей было присвоено ученое звание кандидата педагогических наук. Трудовая деятельность Риммы Ивановны была связана с обучением студентов иностранным языкам. Занималась она изучением истории своего родного села, написала несколько очерков о людях села, в том числе и о Марьясовых. Мне очень нравится её небольшое стихотворение о селе «Моей родной Темре посвящается», в котором заложен наказ всем будущим жителям села.

Лежит в снегах,

      Во глубине России

Селение под названием Темра!

Где воздух чист,

Где небо сине, сине,

Когда приходит

      Зимняя пора.

Подкамень летом

Полыхал жарками.

Под Трясогузской

журчала Имурина.

Я с грустью вспоминаю

                          временами,

Как над Темрой – рекой

                          цвела калина.

Всем авеню, проспектам

                          предпочту Заречку.

Увижу ль Дальнее

                       и Ближнее озера.

Я здесь оставила

                          души своей частичку,

Где я росла,

                          где крепла моя вера.

Темра родная,

                       дала мне свой завет.

Звучит рефреном он во мне

                            уж много лет:

Цвела природа бы всегда,

Пернатых радовало пенье,

И в повседневности труда

Нас озаряло вдохновенье!

При подготовке к семейному сбору Марьясовых мне удалось найти данные о 825 представителях этого рода. Много потомков Марьясовых проживает в Шарыповском районе и городе Шарыпово, а в селе имеют дачи в родительских домах.

 

 

А без меня народ неполный
Шевелева Татьяна, ученица 7 класса Оракской ООШ, директор школьного музея

Один из  героев Платонова говорит: «А без меня народ неполный». Мне нравится это выражение, оно о значимости каждого человека — как гражданина и личности. В Шарыповском районе проживает почти пятнадцать тысяч человек. Район – это люди. И каждый значим и востребован. Каждый человек относится к определенному роду. А род состоит из семей. И уж если человек важен, то семья еще важнее. И никому не приходит в голову не доверять словам «А без меня народ неполный» или сомневаться в их наивной простоте. Вот и я уже не заменима в школе, в своем селе, так как стараюсь быть активной и всегда во всем участвовать.

Являясь сотрудником зала родословия, могу назвать династии земли шарыповской. Село Шарыповское основывали Шарыповы. К примеру, в 1892 году, когда 187 хозяев с. Шарыповское застраховали свои дома, то 28 семей из них носили фамилию Шарыповы, 27 – Гашковы, 13 – Веселковы, семь – Мешковы, были Похабовы, Потехины, Ворошиловы. В архиве Шарыповского района есть список коневладельцев села Шарыповское 1921 года. В этом списке 337 человек – хозяев, из них Веселковых - 21 семья, Комлевых – 16, Метелкиных – 12, Гашковых -12, Шарыповых - 31. В банке данных нашего зала родословия на сегодня свыше 90 семей Шарыповых. В основном это семьи, выписанные из Метрических книг Шарыповской Троицкой церкви. Представители этой династии разъехались по всей России, но корни помнят, и очень хотят составить свое древо, глубоко уходящее в историю Шарыповского района. Крестьяне до 1917 года жили единолично, держали коней, коров, овец, свиней, гусей, кур. Имели амбары под хлеб, собственные мельницы. Такими зажиточными были Шарыповы, Веселковы и др. В 1930 годы из села Шарыповское было репрессировано 20 семей Шарыповых. Например: «Шарыпов Андриян Николаевич. Родился в 1880. Проживал в с. Шарыпово Шарыповского с/с Березовского (ныне Шарыповского) р-на Ачинского округа. Состав семьи: жена Зиновья Ивановна 1886 г.р., дети Александр 1910 г.р., Михаил 1912 г.р., Василий, 16 л., Васса, 13 л. Лишены избирательных прав в 1928, высланы за пределы района. Сын Шарыпов Михаил Андрианович. Род. в 1911. Уроженец и житель с. Шарыпово Ачинского уезда Енисейской губ. Русский. Занимался личным хозяйством. Арестован 02.02.1930 по делу Провоторова Г.С. (61 чел.). Обвинение по ст. 58-3 УК РСФСР. Осужден 23.04.1930 особой тройкой ПП ОГПУ СК на 10 лет концлагерей. Реабилитирован 05.11.1990 Красноярским крайсудом (АРУ ФСБ России по Красноярскому краю д. 019692; Назаровский городской архив, ф. Р-10/584, оп. 1-с. дело 21, 23, 1256, 1261)». В семье как в зеркале отражается история страны, род Шарыповых трудолюбивый, живущий веками на родной земле, был незаслуженно обижен советской властью. 

Не меньше проживает в районе Веселковых. Веселковы – фамилия говорящая, полученная за определённые черты характера, видимо, предок никогда не падал духом, отличался веселым нравом и был душой компании.  В 1810 году в Шарыпово родился Крысантий Анкудинович Веселков. У него было около двадцати детей, не все выжили, но сыновья: Филипп, Иван, два Александра, Семен, Григорий. Веселковы расселились по всему району и проживают почти во всех населенных пунктах. Очень распространена такая фраза: «Что на роду написано, то и сбудется». Но это не так. По наследству нам передается предрасположенность к определенным программам, моделям поведения, жизненным сценариям. Если человек не знает о них, то они им просто управляют. Известный психолог Юнг говорил: «Все, что мы не осознаем, управляет нами в виде судьбы». Но современный человек может контролировать эти процессы через их осознание, изменение своих индивидуальных особенностей, способа восприятия и реагирования, но для этого надо знать историю семьи, рода.Человек, знающий свои корни, укорененный — значит, крепко стоящий на ногах, устойчивый в жизни. Сознание, что ты не сам по себе, а часть огромного дерева и за твоими плечами многие поколения вполне конкретных людей, добавляет силы, дает ощущение поддержки, расширяет границы нашей жизни.

В прошлом году я исследовала род Марьясовых, корни которых в селе Темра, а проживали они в разных деревнях: Шуши, Береше, Парной, Малом Озере, Большом Озере, Ораках, Шарыпово и др. Вотчина Марьясовых - шарыповская деревенька Темра, до войны имеющая богатый колхоз, густонаселенная, сегодня – неперспективная деревенька, состоящая в основном из пенсионеров, жителей в ней около 200 человек. Марьясовы разъехались, нигде они так компактно, как раньше жили в Темре, не живут. А может, их просто нет теперь – ведь столько погибло. Род ослаб, пережив гражданскую войну, репрессии, войну. В Шарыповском районном архиве есть список домохозяев Темры 1920 г. по продразверстке, в него включались только работающие семьи, в нем 100 хозяев села, из них 47 – Марьясовы. Значит, в Темре было 47 домов Марьясовых. Семьи были большими, а к 1941 году количество семей увеличилось, подросли те мальчишки, что погибнут на войне, защищая страну от фашизма. В недалеком будущем будет в нашем зале родословия составлено древо Марьясовых. Летом 2017 года проведен семейный сбор Марьясовых - особой династии земли сибирской, которая покажет, как много обрезанных веточек образовалось из-за страшной войны. Поразило, как много было призвано Марьясовых на Великую Отечественную войну, как бесстрашно они воевали, как много среди них награжденных. Вызвало боль и горечь большое количество погибших одного рода. Мною составлено три списка участников войны – Марьясовых (пропавшие без вести, погибшие и вернувшиеся). Не могу утверждать, что списки точны и не потребуют дальнейших изменений, так порой противоречива информация, поэтому работа по ним продолжится. Подтвердилась и моя гипотеза: книги памяти устарели, появилось много новых данных. Если в Книгах Памяти по Шарыповскому району числилось 50 Марьясовых (48 погибли и два вернулись), то сейчас установлено 92 человека Марьясовых – участников войны:

- 21 человек числится пропавшим без вести;

- 38 участников войны Марьясовых известны, где погибли, где похоронены;

- 33 человека призваны из Шарыповского района, точно неизвестно вернулись или погибли.

59 жизней Марьясовых оборвала эта жестокая война. За каждым именем стоит образ храброго защитника. Каждый из них, не задумываясь, отдал свою жизнь ради жизни других людей. Сейчас на нас ложится серьезная задача – сохранить память о ветеранах и их подвиге,   предотвратить фальсификацию истории нашей страны. К тому же, ветеранам будет просто приятно осознавать, что молодому поколению они не безразличны и все их лишения были не напрасны.

Что ни деревня, то новая история. Есть в нашем районе деревня Гляден, ее основали переселенцы с Курской области. Сотрудниками зала родословия Оракской школы подготовлено и проведено в этом селе два семейных сбора по фамилиям Писарцовы, Рыжих и Яковлевы. Вместе с представителями этих фамилий с Рыльского уезда Курской области приехали Ивановы, Изюмченко, Астаховы, Анголенко, Любченко и др. Три древа составлены: Писарцовы с 1680 года, Рыжих свыше 700 человек, Яковлевы от четырех сыновей.

 Шесть поколений после переселения народились и считают себя настоящими сибиряками. Славно трудятся на шарыповской земле, растят детей и внуков. Что такое история Рода? Это не только имена родственников и даты их жизни, это не только таблицы родственных связей и поколенные росписи. Это нечто большее. История Рода объединяет людей в самое тесное сообщество, именуемое семьей. История Рода дает нравственные уроки и задачи. История Рода заставляет вспоминать о традициях фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им, отвечать за то, что они родственники.

Древо слева, древо справа тянут ветки на восход – получается держава, получается народ. Составление родословной, изучение истории наших предков, построение семейного древа - все это требует много времени, усилий, терпения. Но в результате мы получаем бесценную информацию о своих корнях, о предках, которые стояли у истоков своего рода, мы становимся хранителями своей родословной, которую будут продолжать наши потомки. А так как человек без прошлого не имеет будущего, то нет ничего более ценного, чем хранить память не только о своем роде, о своих предках и корнях, но и династии всего района – такова цель нашего зала родословия.

 

История моего рода
Кукарцева Венера, ученица 7 класса Оракской ООШ

Изучением Кукарцевых в нашей школе занимаются более 20 лет. За это время был собран богатый материал о представителях рода Кукарцевых. Созданы три древа: от Василия, от Алексея, от Сидора. Исследовано происхождения фамилии Кукарцевых. В 2014 году на большом семейном сборе Кукарцевых в селе Большое Озеро выяснилось, что многие приехавшие не вошли в представленные родословные деревья, и поэтому требовалась систематизация собранных материалов. В этом вижу актуальность продолжения изучения рода Кукарцевых.

Свои поиски решила строить на проверке легенды о четырех братьях Кукарцевых. Хакасский общественный деятель Иннокентий Васильевич Шушеначев поведал о том, что его предок родоначальник Кызыльской степной думы Пятигеш Шушеначев рассказывал о том, что в Кызыльскую степную думу якобы пришли четыре брата Кукарцевых и просились на местожительство. Решив проверить легенду, обнаружила противоречия: если Кукарцевы пришли в Кызыльскую степную думу, значит они переселенцы, хотя везде в архивных документах они значатся как ясачные инородцы. Если четыре брата пришли в Кызыльскую думу, то это было после 1823 года, а в метрических книгах первое упоминание о Кукарцевых в 1821 году. В таком случае, какое административное образование существовало до 1823 года? Если верить легенде о четырех братьях, то родословных тоже должно быть четыре, но согласно ранее полученным данным их только три.

Исследования рода Кукарцевых проводились обучающимися Оракской школы. Некоторые из них опубликованы в краеведческих сборниках общества «Поиск». В школьном музее я получила сведения из метрических книг, выписанных в Шарыповском районном архиве. Из электронного архива Красноярского края дополнила сведения выписками из метрических книг о представителях рода Кукарцевых по Ужурской, Шарыповской, Божьеозерской, Парнинской и Тайдоновской церквам за 1819-1918 год. Основой для построения родословных деревьев я взяла данные исповедальных росписей по Ужурской и Шарыповской церкви за 1782-1856 год и ревизские сказки Шуйской управы за 1850 и 1856 год. В исследовании использовала данные Тобольского, Новосибирского, Томского архивов и архива Алтайского края о представителях рода Кукарцовых, проживающих на территории Урала, Западной Сибири, Алтая.

Для описания административного деления Кыргызской землицы и происхождения фамилий использовала монографии В. Я. Бутанаева «История енисейских кыргызов» и «Происхождение хакасских фамилий». Сведения о существовании и расположении Шуйской управы с 1623 года нашла в книге Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке» и исследовании «Формирование Российской границы в Иртышско-Енисейском междуречье в 1620-1720 гг.». Для описания инородцев и путей передвижения переселенцев по Западной Сибири, использовала книгу Н. М. Ядринцева «Сибирские инородцы: их быт и современное положение» и данные статистического исследования, проведенного экспедицией под руководством П. Г. Сущинского в 1894 г. Итоги этой работы описаны в монографии «Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томской округе» одним из участников экспедиции С. П. Швецовым. О быте одного из Кукарцевых в Большом Озере узнала из книги А. А. Ярилова «Кызыльцы и их хозяйство».

Существует несколько версий происхождения фамилии Кукарцев. Очень подробно все версии рассматриваются в исследовательской работе бывшей ученицы нашей школы, моей сестры Кукарцевой Яны. Изучив эту работу, я придерживаюсь мнения, что фамилия Кукарцев – топоним. Происходит от названия местечка Кукарская слобода, что находится в Вятской губернии. Туда в 15 веке были переселены новгородские крестьяне, принадлежащие боярину Кукасю, по кличке Кукарц. По имени барина и назвали вновь образованный населенный пункт, а его жители стали звать себя Кукарцами. В 17 – 18 веках жители Кукарки и его окрестностей стали переселятся в Сибирь. Причинами переселения жителей Кукарки были следующие: Вятская и Казанская губерния являлись окраинными и здесь в основном жили государственные и беглые помещичьи крестьяне. Среди них подавляющее большинство было старообрядцами. Недаром в 1689 году в Вятскую губернию были отправлены войска для борьбы с раскольниками, и 12 скитов, находящихся вокруг Кукарки, были уничтожены и расселены. Второй причиной расселения стало то, что благодаря географическому положению, в Вятскую и Казанскую губернию стекались люди, желающие переселиться на окраины России, уходя от крепостного гнета. Переселяясь, вятские крестьяне, у которых не было фамилий, называли себя Кукарцами или Кукарцов, по принадлежности к местности. Схожее происхождение фамилий: Казанцов, Самарцов, Уфимцов, Кунгурцов. Подчеркну, что первоначально фамилия Кукарцов писалась именно через «о», и лишь позже её стали писать через «е». По мнению доктора исторических наук, профессора Института истории Сибирского отделения Российской академии наук Т. С. Мамсик и Е. Голубковой из Новосибирского государственного университета фамилии с корнем КУКАР имеют общее происхождение: это Кукарцев, Кукарин, Кукар, Кукарцов, Кукаркин, Кукарский.

Со временем стали называться целые населенные пункты именем жителей Кукарки. Так, в Ишимской волости во второй половине XVIII века появилось деревня Кукарцева, а в Барабинской степи - деревня Кукарина. По легенде местных жителей она существует с 1700 года, и основали её староверы, но метрические записи этой местности только с 1856 года. Замечу, что по утверждению В. Я. Бутанаева, кызыльцы пришли на территорию Кыргызской землицы именно с Барабы. Словом, происхождение фамилии Кукарцев носит топонимический характер.

Первое появление Кукарцова в Сибири относится к 1719 г., когда в Переписной книге Тобольского уезда упоминается подворник Кукарцов, живший в Белоярской Течинской слободе, что на Южном Урале. Здесь находилась Белоярская крепость, которая являлась заградительной линией русских поселений от набегов кочевников. Исследовав ревизские сказки и переписные ведомости Аяцкой волости Верхотурского уезда Томской губернии (современная Свердловская область), выяснила, что Кукарцевы (семья более 10 человек) с 1770-х г. значатся в селах Южаково и Черемисское. С 1748 года в Ревизских сказках Ишимского дистрикта Тобольской губернии и метрических книгах Ишимской и Тарской волости встречаются упоминания о крестьянах Кукарцовых. Они жили в населенных пунктах: д. Полковая Боровской крепости, д. Воронихина, д. Стрехнино, д. Озерки, д. Воронина, д. Серебряково, дер Кукарцева, д. Десятова, с. Тара. Сопоставив карту населенных пунктов Ишимского дискрикта и места расселения, становится понятным, что от Белоярской Течинской крепости и деревни Полевой Кукарцевы начали расселяться по направлению на север и восток. Обнаружила, что в Таре Тобольской губернии проживал Ефтихий Емельянович Кукарцов в 1747 году, однако позже его потомков не нашла.

Таким образом, продвижение в Сибирь Кукарцовых началось с Урала с 1719 г, а затем можем наблюдать очаги расселения в Аяцкой и Ишимской волости Тобольской губернии с 1748 г. Считаю интересной находкой сведения в Переписной книге Кузнецкого острога за 1719 год. Андрей Онтропович Кукарцев являлся одним из основателей Бердской крепости. Место, где основан острог в 1716 г, находится на территории Новосибирской области, сейчас это дно Новосибирского водохранилища. Кукарцов числился беломестным казаком деревни Гуселетовой Кузнецкого округа. В 1754 году Кукарцовы появляются на Алтае. За этот год в книге Венчальной памяти Колывано-Вознесенского горного округа имеется запись о горном строителе Кукарцове, который прибыл из Нижнего Тагила в составе приписных рабочих на Змеиногорские рудники. За последующие годы в ревизских сказках и переписных книгах встречаем записи о Кукарцовых, живущих в населенных пунктах Алтая: д. Кармадской и Мельниковой Белоярской волости, д. Безголосова, д. Космолинской Шаховской волости. Согласно исповедальной росписи за 1770 г., Кукарцев Иван Андреевич и Кукарцов Козьма Петрович, являются старожилами и основателями староверческого села Бураново Шадринской волости.

Следовательно, маршрут расселения Кукарцовых: Южный Урал - Ишимская и Тарская волости – Кузнецкий округ и Алтай. Это движение на восток доказывает, что Кукарцевы пришли в Сибирь с запада и, следовательно, не являются коренными инородцами. Сведения о том, что в это время Кукарцевы проживали на территории бывшего Алтысарского улуса, а затем Кыргызской землице не обнаружила. У В. Я. Бутанаева лишь есть упоминание, что Кукарцевы - Шуйского рода, при этом предок, как у других родов, не указывается.

При просмотре архивных документов 1821 г. обратила внимание на то, что упоминается Шуйская волость, хотя общеизвестно, что на нашей территории существовала Кызыльская степная дума. Выяснила следующее: 22 июля 1822 года принят «Устав об управлении инородцев». Он регулировал систему местного самоуправления инородцами. Согласно этому закону в 1823 г. была образована Кызыльская степная дума, призванная руководить инородцами, проживающими от Ачинска до Июсов. Территория, на которой проживали шуйский род, относилась к этому административному образованию и именовалась Шуйская инородная управа. Таким образом, орган управления шуйцами начал функционировать в 1823 г. Возникает вопрос о какой Шуйской волости шла речь в документе 1800 года? В. Я. Бутанаев указывает, что после угона в 1703 году кыргызов Алтысарского улуса в Джунгарию, на его месте к 1734 г. образовалась Кыргызская землица. К этому времени территория уже находилась в ведении русского государства, и бывший Алтысарский улус был разделен на Кызыльскую, Шуйскую, Бусагарскую, Ачинскую, Камларскую, Аргунскую, Игинскую волости. В ней проживало около 200 различных фамилий, консолидирующим оказался Кызыльский род, имя которого впоследствии присвоили инородческой управе. Таким образом, по утверждению В. Я. Бутанаева, Шуйская волость образовалась в 1734 году.

Изучая сведения о составе народов и народностей, проживающих на территории центральной части Западной и Восточной Сибири, выяснила, что Шуйские (Щусские, Шушские) земли существовали на территории Западной Сибири еще с 1661 года. Автор Б. О. Долгих утверждает, что они простирались от верховий р. Кии по рекам Тисуль, Каштак (современная Кемеровская область). Существуют документы, указывающие, что острог Каштакский был построен на шуйских землях. Эти территории так же называли горные порубежные земли, потому что восточнее существовали земли киргизов (Алтысарский улус), южнее телеутов. Еще автор отмечает, что в 1661 и 1681 гг. жители горных порубежных волостей, в том числе Шушской  и других волостей, убегали от киргизов на р. Томь, что дает основания думать, что шуйцы являлись кыштымами (данниками) кыргызов и, следовательно, походом на шуйские земли кыргызы принуждали жителей волости отдавать ясак. Однако, как отмечает Б. О. Долгих, щушцы временами кочевали и в земле киргизов, в частности у истоков Сережа у Белого озера, на р. Береж, в верховьях Урюпа, на Божьем озере. Как указывает Б. О. Долгих, в 1624 г., по данным переписных ведомостей, проживало всего 9 плательщиков ясака Шуйской волости, общая численность населения была 45 человек. В своей работе автор сделал вывод о том, почему так мало плательщиков ясака среди шуйцев и других предгорных народов. По его мнению, шуйцы, жившие рядом с киргизами, скорее всего, были их кыштымами, но с приходом русских постарались освободиться от уплаты двойного налога, и, скрываясь в лесах и горах, не платили налог вообще никому, ведя кочевой образ жизни.

Таким образом, в 17 веке шуйцы проживали значительно западнее, и Шуйская управа Кузнецкого округа существовала уже в 1661 году. Те представители шуйцев, которые кочевали вдоль Урюпа и Береша и в сторону Белого и Божьего озер, считались Шуйским родом Кызыльской управы Ачинского округа и территория, затем составила Шуйскую волость Колывано-Вознесенского наместничества, а затем Красноярского округа Томской губернии.

В процессе поиска следов Кукарцевых в районе Бердского острога я обнаружила сведения, что представители шуйского рода проживали в Кайлинской волости до 1894 года и причислялись к Шуйской управе, именно тогда было проведено статистическое исследование народов, проживающих вдоль главных путей расселения, группой ученых под руководством П. Г. Сущинского. Относительно Шуйской управы авторы отмечают следующее: когда-то шуйцы имели свою территорию, но она была утрачена. Часть шуйцев, проживающая на территории Кайлинской волости, возможно, это были те инородцы, которые не хотели жить в соседстве с кыргызами. Еще одним вариантом можно считать следующий: территория, где жили шуйцы ранее 1661 года, простиралась еще заднее, до реки Оби. И они считали эту землю своей, но под натиском русских переселенцев стали жить восточнее и приобские территории утратили, однако население осталось и по-прежнему считало себя шуйцами. К 1894 году инородцы шуйского рода проживали лишь в селах Глядень и Вассино Кайлинской волости, но их приписывали к Шуйской управе и платили они ясак. Отмечалось, что шуйцы ведут оседлый образ жизни и проживают компактно с крестьянами-переселенцами. Очень часто между переселенцами и шуйцами-инородцами возникал спор о владении землей и уплате ясака. Русские переселенцы возмущались тем, что инородцы платили ясак и пользовались землей в особом порядке для охоты и промысла, чего переселенцам не разрешалось. Автор описывает случаи, когда шуйские инородцы покидали свои территории и направлялись на восток. Так случилось в 1820-х годах. Тогда было принято решение о наделении землей переселенцев и инородцев, и тогда бы последние стали платить подушную подать, однако не все инородцы согласились, и стали переезжать в малонаселенные территории, где можно вести прежний образ жизни.

По определению одного из авторов исследования, С. П. Швецова, инородцы – это сельские жители, приписанные к инородным управам, платящие ясак, при этом ничем не отличающиеся от русских крестьян, потому как разговаривали на русском языке, приняли православную веру. Таковыми описывают Вассинских и Гляденьских шуйцев. В их ряды очень легко могли влиться русские крестьяне, потому, как отмечает автор, они ничем от инородцев не отличались. Таким образом, существование Шуйской инородной управы на территории Центральной области Западной Сибири говорит о том, что возможно в более ранние времена (16-17 век) территории шуйцев находились и там, но были покинуты вследствие увеличения численности русского населения.  

Откуда и когда пришли Кукарцевы в Шуйскую волость? Достоверно выяснить так и не удалось. В найденных архивных документах первое упоминание о Кукарцевых датируется 28 января 1819 года. В метрической книге Ужурской Петропавловской церкви существует запись о венчании дочери Артамона Кукарцева Марфы с ясачным инородцем Калиной Кочкиным. В том же году 9 июля брат Артамона Алексеевича, Василий Алексеевич вторично женится на вдове Тархановой. Дочь Артамона Екатерина вышла замуж 14 октября 1819 года также за представителя шуйского рода Шушеначева. Все это позволяет думать о том, что Кукарцевы жили на территории Шуйской волости уже не первый год, раз успели завести родственные связи с местными шуйцами. 

Вспомним легенду Пятигеша Шушеначева. Когда изучила исповедальную роспись Шарыповской Троицкой церкви за 1834 год, показалась, что я нашла 4 брата, которые пришли на шуйскую землю. В улусе Заимошном проживало всего 5 семей: Сидора Степановича Кукарцова (с ним проживал брат Андрей Степанович), Артамона Алексеевича Кукарцова, Гаврила Васильевича Кукарцова, Ивана Васильевича Кукарцова и инородца Колмагорова. Может это те четыре брата? Заметила противоречие. К 1834 году Кукарцовых было гораздо больше. Если мы сопоставим эти списки и данные метрических книг, то обнаружим, что к этому времени были уже взрослыми и могли жить своими семьями Нефед Степанович Кукарцов (первое упоминание о нем в 1835 г. по Ужурской церкви как о Кухарцове, который крестил свою дочь Марфу, а свидетелем был Сидор Кукарцов, что говорит о родстве), Харитон и Михаил Артамоновичи, Давыд Иванович, Никита Степанович или не были учтены. По метрическим документам установила следующее местожительство Кукарцевых с улуса Заимошного после 1834 года. Ветвь от Гаврилы Васильевича: Еремей, Прохор, Прокопий отчислены в крестьяне, след их теряется. Григорий и его потомки – в Ораках, Наум – в Большом Озере. Ветвь от Ивана Васильевича: известно, что сам он и его старшие сыновья жили в Большом Озере и занимались торговлей, о чем упоминает А. А. Ярилов. Далее несколько сыновей перебираются в Ораки, и до сих пор там проживают их потомки. Я являюсь правнучкой Ивана Васильевича в девятом поколении. Ветвь Артамона Алексеевича: в улусе Заимошном с отцом проживали сыновья Федор, Елистрат, Василий. Неизвестно, где проживали совершеннолетние сыновья Харитон и Михаил, позже они жили в Ораках, как и их отец. Ветвь Сидора Степановича: известно, что Сидор к 1840-м годам переехал в Большое Озеро с Михаилом и Марком, однако, Никита Сидорович жил в Родионовской Заимке. Считаю, что улус Заимошный со временем стал называться Родионовской заимкой, и проживало там, судя по метрическим книгам, большое количество человек. Можно считать, что основателями Заимки, о которой знают многое жители села Большое Озеро, являются Кукарцовы, поселившиеся подальше от глаз людских, может поэтому, их нет ни в одном церковном документе.

Нефед Сидорович Кукарцев впервые встречается в метрических книгах за 1835 год, скорее всего, он проживал в Большом Озере, как и его потомки. Проведя анализ времени рождения Нефеда, поняла, что он не может являться сыном Сидора Степановича, так как между ними семь лет разницы, но Нефед Сидорович точно был родственником Кукарцевых. Тогда я пришла к выводу, что был еще один Сидор, около 1768 г. рождения и у него кроме Нефеда были сыновья Иван и Никита. Если взять отчества старейших представителей Кукарцевых, то, выделяем Алексея (1751), Василия (1766), Сидора (1768) и Степана (1770). Именно от них пошел род Кукарцевых на Шуйской земле. Возможно, об этих братьях и рассказывал Шушеначев, которые приехав в район Божьего озера, просили разрешение у родоначальника проживать на территории волости и представились инородцами Шуйского рода. Скорее всего, заселились там, где никто ранее не жил, в лес на Заимку, стали вести оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют записи метрических книг Шарыповской церкви за 1833год, где Кукарцевы называются ясачными инородцами улуса Заимошного, а другие представители рода - «Кызыльской степной думы, Шуйской управы ясашный инородец Шушеначев», т. е. без привязки к населенному пункту.

Таким образом, доказано существование четырех Кукарцевых - основоположников династии Кукарцевых. Были ли они братьями - неизвестно, однако их наследники проживали совместно, придерживались родственных связей. Возможно, это были дяди-племянники, а возможно где-то еще были родственники.  Четверо братьев Кукарцевых поселились на заимке в лесу, а четыре семьи их потомков впоследствии проживали на том же месте, но стали называть местожительство улус Заимошный, который позже стал называться Родионовская Заимка. Постепенно на заимке жить перестали, переселившись в Божьеозерский улус и улус Урак.

Возникает вопрос: откуда случился приход Кукарцевых и когда? На основе ранее изложенного, становится понятным, почему Кукарцевы назывались Шуйского рода. Ведь Шуйские земли распростерлись далеко на запад и даже около Оби жили шуйцы. Возможно, именно там переселенцы с Вятки жили бок о бок с представителями Шуйского рода, были знакомы с их образом жизни, обязанностями ясачных перед государством, порядком проживания, и когда пришло время, отправились на восток, где тоже жили шуйцы. Изучила информацию о селе Тогучинского района Новосибирской области Вассино. Выяснила, что в там до сих пор живут многочисленные Кукарцевы. О количестве семей в селе можно судить по тому, что в Великой Отечественной войне погибло 14 Кукарцевых, шесть семей Кукарцевых были раскулачены и сосланы. Однако по архивным материалам Кайлинской волости до 1850-х годов Кукарцевы нигде не числятся.

Подобная скрытность встречается не первый раз. Я пришла к выводу, что Кукарцевы были староверами, так как потомки вятичей были в основном раскольниками - федосеевцами, и, прожив в Сибири много лет среди инородцев, они сумели сохранить свою веру. Уже упоминалось о селе Бураново на Алтае, где основателями были Кукарцевы. Нашла информацию, что в 1850-х годах там был бунт староверов за сохранение веры. И судили затем бурановцев в Томске. Может боязнь того, чтобы не заставили отказаться от веры, вынуждала людей скрываться в лесах, жить так, чтобы не могли приписать к новой церкви. Даже С. П. Швецов в своей экспедиции отмечает, что, когда при проведении опроса заходил вопрос о вере, население, придерживающееся раскольничества, сразу замыкалось, и дальнейшая беседа была невозможна, поэтому вопрос о принадлежности к церкви вообще перестали задавать. Эта ситуация показывает, что быть раскольником было опасно, поэтому люди скрывались от официальных властей. Еще одним доказательством о раскольничестве, является свидетельство Кукарцевой С. Н. (1912 -2010 гг.). Она говорила о своем свекре Кукарцеве Евстафии Евсеевиче, как о мужчине очень строгих нравов, потому что «придерживался старой веры», хотя ездил в церковь. Таким образом, делаем вывод о том, что вероятно Кукарцевы были раскольниками, старались сохранить свою веру, скрывались, однако православие после реформ Никона укреплялось, и они начали приспосабливаться к новым условиям.

Поселившись в Шуйской волости Красноярской округи, Кукарцевы долгое время не приписывались к местной Ужурской церкви, бывали там лишь эпизодически (венчание). Только с 1830-х годов посещение церкви стало, пусть не регулярным, но довольно частым (венчание, рождение, а отпевание – ни одного случая), а регулярным только с 1850-х годов, о чем свидетельствует запись в исповедальных росписях 1850 г. по Шарыповской церкви. Новокрещеные шуйские инородцы вообще посещали церковь очень редко.  

Временем переселения четырех Кукарцевых может быть 1790-1815 гг., если исходить из дат рождения. В это время Шуйская волость только формируется, земли были накануне присоединены к Томскому округу. В Западную Сибирь пошел поток русских переселенцев, поэтому шуйские инородцы кочевали в более удобные для них территории, находящиеся на востоке. Ограничила время переселения 1815 годом, потому, что семьям нужно было обжиться, построить жилица, обустроить хозяйство. Ведь в 1819 году уже стали устанавливать родственные связи с местными инородцами. Предполагаю, что Кукарцевы переселились из Кайлинской волости Томской губернии, где проживали с шуйскими инородцами. Когда-то у шуйцев там была территория, но она была утрачена, и под натиском переселенцев, инородцы начали уходить на восточные шуйские земли. Вместе с этими кочевниками и пришли Кукарцевы на шуйские территории, что у Божьего озера. Вероятнее всего, четверо братьев Кукарцевых пришли в Шуйскую волость Томского округа в период с 1790 по 1815 год и поселились близ улуса Божьеозерского, в лесу на заимке. Они придерживались раскольничества, поэтому старались жить скрытно, по крайней мере, от властей. Обратившись к шуйским родоначальникам, они стали считаться инородцами Шуйской волости и платили ясак как инородцы, от рекрутской повинности были освобождены, как инородцы. Скорее всего, они вели оседлый образ жизни. Потомки четырех братьев Кукарцевых так и продолжали жить на Заимке, но появились и такие, которые стали жить ближе к инородцам, заключали с ними браки, переселялись в инородческие улусы.

Таким образом считаю, что доказала легенду о четырех братьях Кукарцевых, которые пришли на территорию близ Божьих озер и попросили у родоначальников разрешение на поселение. Были записаны ясачными инородцами и дали жизнь целому клану Кукарцевых. На основе этой легенды составлены четыре родословных дерева Кукарцевых: от Василия – 256 человек, от Алексея – 182 человека, от Сидора – 480 человек, от Степана – 308 человек. Если бы мы нашли общего предка, то это была бы родословная на 1226 человек. Работа над составлением родословных деревьев еще не закончена и будет пополняться.

В чем смысл исследования? Решившись заняться генеалогическим расследованием, начинается длинный тернистый путь исследователя корней рода, в конце которого вырастет прекрасное «Древо» - картина развития Вашей родословной. Результатом станет прекрасно оформленная родословная книга - символ единства вашей семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов.- Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000

2. Бутанаев В. Я. Происхождение хакасских родов и фамилий.- Абакан: Хакасия, 1994

3. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. .- М. : Издательство Академии наук СССР, 1960

4. Исповедальные росписи церквей Ачинского округа за 1774-1775. ГАКК. Ф. 592. о. 1. д. 40

5. Исповедальные росписи церквей Ачинского округа за 1790. ГАКК. Ф. 592. о. 1. д.142

6. Исповедальные росписи церквей Ачинского округа за 1800. ГАКК. Ф. 592. о. 1 д. 250

7. Исповедальные росписи Шарыповской церкви 1834 г. ГАКК. Ф. 592. о. 1. д. 662

8. Исповедальные росписи церквей Ачинского округа за 1835. ГАКК. Ф. 592. о. 1. д .678а

9. Ландратская перепись. РГДА. ф. 350. о. 1. д. 214

10. Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе: статистические материалы / С. П. Швецов, П. М. Юхнев – Барнаул: Типо-Литография при Главном управлении Алтайского округа, 1898

11. Метрические книги Ужурской Петропавловской церкви за 1842-1918 гг. ГАКК. ф. 2453. о. 2. д. 322-372

12. Метрические книги Шарыповской церкви за 1877-1917 гг., Муниципальный архив Шарыповского района

13. Метрические книги Божьеозерской церкви 1872-1917 гг., Муниципальный архив Шарыповского района

14. Метрические книги Тайдоновской церкви за 1864 г. ГАКК. ф. 658. о. 1. д. 327

15. Метрические книги Корниловской церкви за 1857-1918 год. ГАКК. ф. 658. о.1 д. 253.

16. Метрические книги Боровской крепости. ГАОО. ф. 16. о. 2 д. 47

17. Метрические книги Ишимской богоявленский собор за 1835 г. ГАТО. ф. 16, о. 2. д. 83

18. Метрические книги Ишиского духовного правления за 1852 г. ГАТО. Ф. 16.о.2 д 158

19. Окладные книги за 1857 г. по Кайлинской волости. ГАНО. ф. Д-101. о. 1. д.342

20. Переписная книга государственных крестьян слобод Усламинской, Коркинской, Абацкой с деревнями Ишимского дискрикта Тобольского уезда. 1719 г. РГДА. ф. 350. о. 2-20. д. 3572

21. Переписная книга Кузнецкого острога и уезда за 1719г. РГДА. ф. 214, о. 1, д. 1611

22. Переписная книга Тобольского уезда за 1719 г. РГДА ф. 214 о.1, д. 1587

23. Ревизские сказки за 1834 г. по Алтайскому округу ГААК ф.2. о.1 д.8926

24. Ревизские сказки по Шуйской управе Кызыльской степной думы за 1850 г. ГАКК. ф.160. о.3. д 438

25. Ревизские сказки по Шуйской управе Кызыльской степной думы за 1858 г. ГАКК. ф.160. о.3. д 646

26. Ревизские сказки по Тарскому округу Тобольского наместничества за 1747 г. РГДА. ф.350 о. 1. д. 325

27. Ревизские сказки Аяцкой волости за 1782 г. ГАПК. ф.24. о.1. д. 23

28. Ревизские сказки по Шадринской волости Алтайского округа. ГААК. ф.2. о. 1. д. 9573

29. Ярилов А. А. Кызыльцы и их хозяйство.- Юрьев: типография Маттинсона,1899

30. http://sibistorik.ru/project/kotel/004.html

 

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.195 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь