Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 6 июля (23 июня по с/с)– мученическая кончина в 1919 г. Память в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.



Священномученик Митрофан — архиепископ Астраханский и Царевский, в миру Дмитрий Иванович Краснопольский, — родился 22 октября (4 ноября) 1869 года в Слободе Алексеевка Бирючинского уезда Воронежской области. Там же окончил Духовное училище, а после — Воронежскую семинарию. В 1890 женился и был рукоположен в сан диакона. В 1893 году умирает его супруга и он поступает в Киевскую Духовную академию. В 1896 году принимает иноческий постриг с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1897 году он был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1898, по окончании курса в Киевской Духовной академии со степенью кандидата богословия, он назначается инспектором Иркутской семинарии. В 1902, после возведения в сан архимандрита, Митрофан переводится в Могилев и назначается ректором Могилевской Духовной семинарии. 25 января / 7 февраля 1907 года Высочайше ему повелено быть епископом Гомельским, викарием Могилевской епархии.
Наречение во епископа происходило в Санкт-Петербурге 10 / 23 февраля, и 11 / 24 февраля совершена его хиротония в Александро-Невской Лавре[134]. Вместе с архипастырскими обязанностями на преосвященного Митрофана была возложена и другая ответственная миссия: его избрали от Могилевской губернии в III Государственную Думу. С 1907 по 1912 год он мужественно отстаивал в стенах Думы интересы Православной Церкви от нападок

леворадикальной части депутатов.
Будучи викарием Могилевской епархии, епископ Митрофан проживал в Могилеве, поэтому ему дорога была жизнь церковная Могилева. В 1908 году он участвовал в торжествах по случаю 200-летия победы русских войск над шведами, бывших в д. Лесной Могилевской губернии, и благословил там закладку храма в честь победы над шведами. В 1910 году по Высочайшему разрешению Государя императора Николая II мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк пароходом по Днепру. Это было величайшее торжество. В пределах Могилевской епархии святые мощи было поручено встречать епископу Митрофану, который вместе с участвовавшими иерархами снимал таковые с парохода и на своих плечах в Могилеве переносил в Иосифовский Кафедральный Собор, где состоялось торжественное богослужение при многотысячном стечении молящихся, после переносил их на пароход для продолжения шествования их в Полоцк.
В 1912 году владыка Митрофан по постройке храма в д. Лесной совершил его освящение в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в котором и ныне совершается богослужение и благодарные прихожане вместе со своим настоятелем воздают честь своему Покровителю Преосвященному Митрофану, призывая его в своих молитвах, и воздают поклонение его иконе, написанной в их храме.
3 / 16 ноября 1912 года епископ Митрофан был высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же, как и в Гомеле, он на новой кафедре горячо отстаивал интересы Православной Церкви и русского (белорусского) населения края против усилившейся после революционных событий 1905 — 1907 годов католической пропаганды и польского засилья. За эту твердую позицию духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело». Исключительная забота архиерея о церкви, ее благе и чистоте напоминала его пастве святую ревность архипастырей времен Вселенских Соборов.
Большая часть времени, проведенная преосвященным Митрофаном на Минской кафедре, пришлась на тяжелое военное время. Начавшаяся в августе 1914 первая мировая война не обошла стороной пределов его епархии. В этих тяжелых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных врагом,
а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия.
За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан 14 / 27 мая 1916 года был награжден орденом Св. Александра Невского. Нельзя не упомянуть и еще об одной сфере деятельности преосвященного Митрофана на Минской кафедре. Он восстановил в народе память небесных покровителей епархии: святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого мученика-младенца Гавриила, убитого иудеями. По его благословению была написана икона Минских Святых, где они были собраны вместе, осеняемые Покровом Богоматери.
Этой иконой преосвященный Митрофан благословил свою паству и 11 / 24 июля 1916 года Высочайшим повелением он отбыл на Астраханскую кафедру. Итак, Белоруссии Владыка Митрофан отдал 14 лет своего архипастырского служения, из них Могилевской епархии — 10 лет, будучи ректором Духовной семинарии, а затем и викарным епископом Могилевской епархии. В Астраханской епархии владыка Митрофан старался усилить в своей пастве чувство патриотизма, безкорыстного и преданного служения своей Родине. Как и в Минской епархии, так и здесь архипастырь продолжал дела благотворительности. Им был устроен епархиальный лазарет в здании церковно-приходских школ Казанской церкви. По его инициативе Кирилло-Мефодиевскому братству поручалась забота о материальном обеспечении бедствующих семей, кормильцы которых были призваны в действующую армию. События начала марта 1917 года оставили трагический след в душе архипастыря. Епископ Митрофан внешне довольно спокойно встретил февральскую революцию и, следуя решению Св. Синода 10 / 23 марта 1917 года, призвал свою паству повиноваться Временному правительству. В одной из своих проповедей он призвал разумно пользоваться дарованной
свободой. Действительно, свобода начинала отнимать разум не только у паствы, но и у пастырей. Революционно настроенное духовенство смещало своих архиереев, обвиняя их в приверженности к монархии: всюду были слышны требования о коренной реформе Церкви, отмене многих ее канонов. Подобная революционная обстановка сложилась и в Астрахани. Революционерами был создан «совещательный комитет», который сразу же противостал правящему архиерею и намеревался сместить епископа Митрофана. Но духовенство и паства не пошли на поводу у них. Астраханский епархиальный съезд выразил полное доверие правящему архиерею и дал возможность продолжать ему архипастырскую деятельность. Он твердо верил в святость и незыблемость Церкви и ее канонов.29 апреля / 12 мая 1917 года Священный Синод объявил о начале подготовки Всероссийского Поместного Собора. Епископ Митрофан хорошо понимал, что только на Соборе Церковь может восстановить исконное каноническое возглавление -вернуть патриаршество, и он энергично стал готовиться к предстоящему событию. Вместе со своим намерением добиваться на Поместном Соборе восстановления патриршества епископ Митрофан, выражая желание своей паствы, решил поставить на соборе вопрос о канонизации священномученника Иосифа, митрополита Рязанского, убиенного в 1671 году. Было произведено освидетельствование святых мощей, которое выявило их нетленными. Дело шло так, что намеченный срок 11 / 24 мая 1917 года должен был стать для Астрахани днем духовного торжества. Но февральская революция отодвинула прославление на неопределенное время. Революционный обер-прокурор Синода кн. Львов выступил против канонизации убиенного митрополита Иосифа, которого до революции называли «страдальцем за Царя и за веру». Владыке Митрофану заново пришлось трудиться, призывая соборный причт и верующих активнее подключиться к этому вопросу.
11 / 24 августа 1917 году епископ Митрофан вместе с другими выбранными делегатами от Астраханской епархии выехал в Москву для участия в Поместном Соборе, где он был избран председателем отдела высшего церковного управления. Именно этот отдел должен был выработать и вынести на обсуждение всего Собора проект тех форм управления Церковью, которые и могли бы определять ее жизнь в будущем. Епископ Митрофан твердо стоял на позициях восстановления патриаршества, у него много было сторонников из епископата. Но нужно было переубедить прообновленчески настроенную группу делегатов.
11 / 24 октября 1917 году на Соборе епископ Митрофан выступил с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления патриаршества.
«Учреждением патриаршества, — говорил владыка, — достигалась полнота церковного устройства и полнота государственного управления. Упразднение патриаршества Петром I являлось антиканоническим деянием. Русская Церковь стала обезглавлена. Синод оказался учреждением, чуждым России, лишенным твердой почвы у нас. Мысль о патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта»: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди». Доклад епископа Митрофана никого не оставил равнодушным: 26 дней шли дебаты. Несмотря на упорное сопротивление противников восстановления патриаршества, число его сторонников среди членов Собора неуклонно росло. В этом была немалая заслуга епископа Митрофана.
28 октября / 10 ноября 1917 года Собор вынес историческое решение: восстанавливается патриаршество и управление церковное возглавляется патриархом.
После торжеств избрания святейшего патриарха Тихона и окончания работы первой сессии Поместного Собора епископ Митрофан в начале декабря возвращается в Астрахань. 12 января 1918 года в Астрахани началась гражданская война.
Сильно пострадали от боевых действий астраханские храмы и городское духовенство, но особенно тяжелый крест выпал на долю преосвященного Митрофана.
Он все время провел в центре обстрела, среди враждебно настроенной толпы революционных солдат, наполнявших астраханский Кремль, в котором находился архиерейский дом. После прекращения боев епископ Митрофан был выдворен из Кремля.
23 января 1918 года был опубликован Декрет советской власти «Об отделении Церкви от Государства». Этот декрет большинством православных верующих был оценен как начало гонения большевиков на Церковь. В знак протеста против действия большевистской власти по инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведен Крестный ход. С хоругвями и чтимыми иконами из различных астраханских храмов Крестный ход двинулся от Рождества-Богородицкой церкви по центру города вокруг Кремля к Знаменской церкви. Особенно знаменательно было служение епископом Митрофаном литии на братской могиле погибших во время январских боев красноармейцев. Этим архипастырь показал, что Церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо
от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. Завершился Крестный ход на площади Рождества-Богородицкой церкви, где архипастырь служил молебен. По словам очевидцев, «это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».
11 марта 1918 года епископ Митрофан снова отправляется в Москву на 2-ю сессию Поместного Собора. Здесь им сделан доклад Собору о необходимости канонизации святителя Иосифа, митрополита Астраханского. 5/18 апреля 1918 года Поместный Православный Собор Русской Православной Церкви принял постановление о прославлении священномученика Иосифа.
День прославления священомученика Иосифа назначили на 11 мая следующего, 1919 года, в связи со сложной обстановкой как во всей стране, так и в Астрахани. 12/25 апреля
1918 года владыка Митрофан был возведен в сан архиепископа. 22 июня / 5 июля архиепископ Митрофан отбыл в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора. На этой сессии была продолжена работа над составлением определений о деятельности органов Высшего Церковного управления. Кроме трудов на Поместном Соборе, для архиепископа Митрофана важным делом было сохранение Астраханской
епархии от внутренних расколов и разделений. Владыка много молился, обращаясь в своих молитвах к священномученику Иосифу, прося святого заступника земли Астраханской посодействовать прекращению нестроений в епархии. В итоге в Астраханской епархии установился долгожданный мир. Вместе с реквизицией церковных зданий, начались аресты священнослужителей. На центральной площади их расстреливали. Шли кровопролитные бои в городе. Все эти обстоятельства: обстрел храмов, массовые казни и расстрелы священнослужителей — оставили тяжелый след в душе архиепископа Митрофана. 25 марта / 7 апреля, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре[135], где во время проповеди коснулся «погибших» в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей. После литургии им была отслужена панихида по невинно убиенным. Это был смелый в создавшейся обстановке шаг владыки. Он легко мог быть сам обвинен в контрреволюции и расстрелян. Революционную современность владыка охарактеризовал как «совокупность обмана, лжи и клятвопреступлений».
Слухи об угрожающей опасности архиепископу Митрофану стали доходить до близких ему лиц, которые стали уговаривать владыку оставить пребывание в городе.
Владыка ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы: на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии.
Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом». Все понимали, что отказавшись от бегства, владыка сам добровольно отдает себя на расправу.
Отложенное по благословению Св. Синода до более благополучного времени прославление священномученика Иосифа в связи с последними трагическими событиями в Астрахани могло вообще не состояться, поэтому Владыка еще более настойчиво просил Св. Синод дать разрешение на проведение этих торжеств. Наконец, 1/14 марта 1919 года Св. Синод под руководством Святейшего Патриарха Тихона вынес решение: «Разрешить совершить прославление причисленного к лику угодников Божиих святителя Иосифа, убиенного Митрополита Астраханского и Тверского, в 11 день мая (по ст. стилю, по нашему - 24) 1919 г. Указ, полученный архиепископом Митрофаном, очень обрадовал его, и он благословил начать подготовительные работы к торжествам прославления. Противление властей допуску в Кремль, где почивали мощи священномученика Иосифа, и устроению там торжеств нарастало. Тогда Владыка избрал местом для проведения торжеств Знаменский храм, и это было не случайно, но промыслительно. Ведь Знаменский храм был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, казнивших
священномученика Иосифа. И как 10 / 23 декабря 1672 года Астрахань праздновала свое освобождение, так и 11/24 мая 1919 года в Знаменском храме астраханцы с ликованием прославляли своего угодника и заступника. Все собравшиеся тогда в Знаменском храме: и архиепископ Митрофан, и духовенство, и простые миряне — понимали, какой опасности они подвергают себя. В восторженном состоянии все молящиеся, возглавляемые архиепископом Митрофаном, с хоругвями направились Крестным ходом в Кремль к мощам астраханского угодника, но стоявшим у ворот солдатам был дан приказ стрелять. Огонь из винтовок и пулемета остановил молящихся. В этот день мог погибнуть и архиепископ Митрофан, но этого не произошло.25 мая / 7 июня 1919 года, в канун праздника Святой Троицы, архиепископ Митрофан служил всенощную в городской Троицкой церкви и после службы остался ночевать у настоятеля сего храма о. Григория Степанова. Утром, в день Святой Троицы, он намеревался отслужить здесь литургию. Допоздна владыка Митрофан молился, и в это время, в первом часу ночи, в дом явились вооруженные люди. Они предъявили архиерею ордер на его арест и потребовали пойти с ними.
Разбуженные в доме люди заволновались, раздались плачущие голоса. Владыка же был спокоен. Он быстро надел рясу и скуфью о. Григория, перекрестился, преподав благословение предстоящим, молча последовал впереди арестовавших его. В ту же ночь в Ивановском монастыре был арестован и епископ Леонтий. Обоих узников поместили в камеры ЧК. К утру население города уже знало об аресте архиереев. Причины их арестов долго не прояснялись, и только через месяц, 6 июля 1919 года, в большом зале горисполкома состоялось объединенное собрание членов партии, членов Совета, представителей профессиональных союзов и комитетов, где было объявлено о заговоре против власти, целью которого являлось отравление всего высшего командного состава Красной Армии цианистым калием. В ночь с 1-го на 2-е июля арестовали 61 человека, предполагавшихся членов этой организации, 15% из них были офицеры, остальные — крупная буржуазия и духовенство. Во главе заговора объявлены архиепископ Митрофан и епископ Леонтий. Верующие астраханцы с самого начала были уверены в полной невиновности архиепископа Митрофана и епископа Леонтия и принялись искать пути к их освобождению. Месяц тянулся. Страшный день — день казни — наступил 23 июня/ 6 июля 1919 года. Около 3-х часов ночи к камере, где содержался архиепископ Митрофан, подошел комендант ЧК Волков и караульный начальник. Комендант вошел в помещение и грубо толкнул ногой спавшего на койке владыку: «Вставай! ». Архиерей встал и начал было одевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живей выходи, на том свете обойдешься и в подштаниках». Вслед за этим комендант безцеремонно схватил владыку за руку и потащил к двери, выходившей во двор. Здесь, на дворе, он ускорил шаг, не прекращая тянуть за собой владыку. Архиепископ Митрофан в одном белье и босиком не успевал за Волковым, отчего, сделав несколько шагов во дворе, споткнулся и упал. Подбежавший конвоир поднял вместе с Волковым владыку и довел до закоулка, где проходили расстрелы. Здесь уже стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан, увидев их, благословил по-архиерейски — двумя руками. После этого солдаты отказались в него стрелять. Волков же, желая остановить благословляющую руку, ударил по ней рукояткой револьвера. Затем с яростью
схватил владыку за левую часть бороды и с силой рванул вниз, выстрелив в таком положении архиерею в висок. Стоявший по близости и наблюдавший за всем Атарбеков тоже вытащил револьвер и выстрелил упавшему владыке в грудь, попав прямо в сердце. Такова была кончина праведника и мученика за веру. Владыка Леонтий был расстрелян вслед за архиепископом Митрофаном. Знаменательно, что кончина обоих архиереев пришлась на день празднования Владимирской иконы Божией Матери — покровительницы и хранительницы града Астрахани. В тот же день в газетах был напечатан список расстрелянных ночью, в том числе были упомянуты и архиепископ Митрофан, и епископ Леонтий. Страшная весть с быстротой ветра разносилась по городу. Мать владыки Митрофана в сопровождении соборян пришла
в Губчека с просьбой отдать ей тело расстрелянного сына, со слезами бросилась в ноги часовому, чтобы ее пропустили к Атарбекову, но ее и сопровождавших ее людей прогнали. Единственно, что они увидели по милости часового, это повозку, наполненную телами под рогожей, стоявшую на солнцепеке. Отец Димитрий Стефановский вместе с И. П. Ивлевым разыскали извозчиков — тех самых, на которых лежала печальная участь перевозки мертвых тел. Под большим секретом и за огромные деньги они согласились доставить тела убиенных архиереев в определенное место с условием совершить погребение до наступления рассвета. Около часа ночи извозчики принялись за работу: их повозки потянулись за город. Около Красного моста одна повозка остановилась и с нее сняли двух покойников, переложив в ожидавшую их телегу. Телега немедленно отправилась в путь, к находившемуся в то время в двух верстах (2, 1336 км.) от города Покрово-Болдинскому монастырю[136]. Здесь, около обители, рядом со свежевырытой могилой уже толпились люди. При замаскированном свете фонаря на прибывшей телеге удалось рассмотреть тела убиенных. Оба архиерея были в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек, судя по всему, она была сломана. Епископ Леонтий был убит залпом, судя по трем кровавым отверстиям в сердце и груди. После осмотра началось приготовление к погребению. Женщины вырезали у обоих архиереев окровавленные части рубашек и одели их в приготовленные новые рубашки. Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды, а для владыки Леонтия нашлась епитрахиль. Отец Димитрий Стефановский снял с себя наперсный крест и надел его на архиепископа Митрофана. К цепочке креста была прикреплена железная коробка, а в ней записка — обстоятельства кончины и погребения. Ни гробов, ни архиерейских облачений ввиду спешности погребения достать было невозможно. Отец Димитрий начал служить погребение. Все собравшиеся тихонько подпевали ему, плакали и прощались с архиереями. Первым в могилу положили епископа Леонтия, а сверху — архиепископа Митрофана. Обоих завернули в простыни, засыпали землей, сделав на могиле небольшой холмик. Все присутствовавшие на погребении верили, что архиереи нашли здесь, у Покрова-Болдинского монастыря, лишь временное место своего упокоения. Мать владыки Митрофана со слезами просила: «Если придет время и вам предоставится возможность перенести прах моего сына в другое место, умоляю вас положить рядом с могилой святителя Иосифа и меня около него». Сама Анастасия Семеновна, мать владыки, после смерти архиепископа поселилась в Благовещенском женском монастыре, где игумения Платонида отвела ей келью. Почти каждый день она приходила на могилу своего сына, просиживая там часами. Умерла она в 20-х годах и погребена на кладбище в склепе монастыря. Перед смертью она передала келейную икону своего сына «Умиление» отцу Димитрию Стефановскому. Дочь отца Димитрия, Елизавета, отвезла образ в Киев, в Михайловский монастырь[137]. До самого закрытия монастыря хранилась там эта икона, на обратной стороне которой было выведено: «Смиренный инок Митрофан». После погребения властям каким-то образом удалось узнать о месте захоронения архиереев. Они посадили сотрудников губчека в часовне, находившейся на Красном бугре, как раз напротив монастыря и расположенной около него могилы. Агенты следили за теми, кто ходит на могилу, поэтому верующие ходили тайно, по ночам, когда агенты из часовни уходили. Так продолжалось почти месяц. Через месяц произошли события, сильно изменившие обстановку в городе. Террор «чрезвычайки» продолжал держать город в состоянии постоянного страха. Командир коммунистической роты М. Л. Арестов со дня на день ожидал своего ареста и поднял по тревоге коммунистическую роту.
Красноармейцы по его приказу окружили Особый отдел, арестовали всех его сотрудников, в том числе и Атарбекова. Их отправили в Кремль, где посадили на гауптвахту под охрану преданным Арестову солдатам. Атарбекова по личному указанию Дзержинского доставили в Москву, после чего его перевели с повышением на другую работу. Несмотря на это, особый отдел потерял свою неограниченную власть. Позже братия Ивановского монастыря, в котором управляющим был епископ Леонтий, собрала деньги и поставила кирпичный памятник-«аналойчик» на месте захоронения архиереев. На нем было выведено: «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон-Вимпфен) — убиенные 23 июня / 6 июля 1919 года». Почитание убиенных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия среди верующих всегда было очень сильным. На их могилу приезжали астраханские архиереи. Служил здесь панихиды и священномученик Фаддей (Успенский), в то время архиепископ Астраханский. В 1927 году по особому распоряжению начальника отдела секретного ВЧК Е. А. Тучкова были проведены специальные карательные мероприятия — аресты духовенства, служившего на могиле архиереев. Верующие продолжали тайно посещать дорогую им могилу. Не останавливало их и то, что в 1930 году сам памятник на могиле был разрушен. Малолетние преступники, жившие в колонии, находившейся на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря, разломали памятник до основания. Верующие собирали кирпичики и складывали их горкой на месте разрушенного памятника. И все люди шли. Так продолжалось и в 30-е годы сталинских репрессий, и в тяжелые годы лихолетья. После войны прошел слух о перезахоронении убиенных архиереев на городское кладбище. Верующие стали ходить на кладбище, где рядом с братской могилой расстрелянных в марте 1919 года астраханцев появился деревянный крест с надписью «Архиепископ Митрофан и епископ Леонтий». Местные власти в своей борьбе с памятью убиенных архиереев уничтожили на кладбище крест, но он вновь и вновь появлялся на прежнем месте. Уже в близкие нам времена, в 80-е годы, не прекращались попытки закрашивать надпись на кресте, но верующие вновь старательно выводили имена: архиепископ Митрофан и епископ Леонтий.

В 1991 году на старом городском кладбище, на месте братской могилы, появился большой памятный крест с именами расстрелянных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия и других захороненных здесь. В день праздника Всех Святых, в земле Российстей просиявших, когда по благословению святейшего Патриарха Алексия II поминались все невинно убиенные и замученные во времена советского лихолетья епископом Астраханским и Енотаевским Филаретом (Карогодиным), на могиле была отслужена панихида. Позже, когда начались поиски настоящей могилы близ бывшего Покрово-Болдинского монастыря, верующие астраханцы начали стекаться на это место. 26 — 27 декабря 2001 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Св. Синода Православной Церкви, на котором после доклада Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было решено включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века и представленного Астраханской епархией священномученика Митрофана (Краснопольского). 14/27 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы состоялось торжественное прославление этого нового угодника Божия.

Тропарь, глас 3:

Подвигом добрым яко святитель Христов подвизался еси, / веру Православную непорочно соблюд, / во время гонения лютаго мучителей прещения не убоялся, священномучениче
Митрофане, / яко первомученик Стефан, убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас. / Сего ради уготовал ти венец правды, егоже да воздаст Господь, молитвами твоими / всем
почитающим тя.

ин тропарь, глас тойже:

Воронежския земли прозябение, / во иночестве святителю Митрофану тезоименитый, / страну Белорусскую труды своими украсивый, / слова Божия проповедниче велегласный, /
Собора Поместнаго уста богодухновенная, / Патриарха Тихона соработниче верный, / во граде Астрахани священномученика Иосифа прославивый, / егоже преемник на престоле и в
страданиих явился еси, / отче наш Митрофане, / моли Христа Бога // о спасении всех почитающих тя.





































События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, на манер служб вечером в воскресные дни Великого поста, а также утреня с полиелеем в честь Владимирской иконы Божией Матери (с добавлением службы великомученицы Агрипины). Служил о.Александр Корниенко, без диаконов, при пении верхнего хора собора.

Евангелие на утрени (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Традиционное для Богородичных праздников чтение на утрени. Пречистая Дева Мариам получила благую весть о том, что ОНА станет Матерью Спасителя мира. И теперь услышав, что ее родственница, праведная Елисавета беременна, будучи уже в преклонном возрасте, Мариам решает посетить ее. И та первой прославляет ЕЕ, как Матерь Божию. а будущая Матерь Божия прославляет Бога, предрекая будущее свое прославление. Но это прославление будет потом, когда ОНА с телом будет взята на небеса. А на земле ее ждут гонения и поношения. Тем более, дав согласие на воплощение от НЕЕ Сына Божия, она подвергает себя смертельной опасности, ведь она, давшая обет девственности, могла быть обвинена в блуде или даже прелюбодеянии (ведь она формально была обручена праведному Иосифу, который, правда, фактически был лишь хранителем ЕЕ девства), а тогда ее могли побить камнями. Но ОНА повинуется воле Божией, несмотря ни на что… Пример для нас. Нас ради соблюдения заповедей Господних никто не заставляет рисковать жизнью, но временные неудобства попытки исполнить заповеди Господни нас нередко ожидают, и многие из нас не желают их терпеть, мол, покаюсь, и Бог простит. А этот пример Матери Божией призывает нас к твердости…

По окончании службы о.Александр поблагодарил всех за совместную молитву и поздравил всех с праздником…

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́ к судите обо мне вы или ка́ к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5 Посему не суди́ те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Апостол вразумляет паству, призывая перестать превозноситься один перед другим, в чем и состоит корень раздоров, поразивших его паству, а в конце главы – грозя наказанием за недостойное поведение. В качестве примера он приводит сам сонм апостолов, кои постоянно поносимы и уничижаемы от людей. А тут люди, едва обращенные к Богу, превозносятся, считая себя уже достойными людьми, восхваляют сами себя, тем самым ставя себя выше своих наставников. А апостол учит их смирению, то есть, адекватному мнению о себе, без ненужного бахвальства и с осознанием того, что все, что имеет человек, дано ему от Бога, а свои у него – только грехи. Посему, подобает помнить, что глупо приписывать себе что-либо, что мы имеем, ибо все это дал нам Бог, а вместо этого подобает благодарить Его, как даровавшего нам все для жизни, помня, что ничего своего мы в этом мире не имеем, а лишь пользуемся данным нам на время, за что позднее будем судимы

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и

заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в

тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет,

тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́ к, Господи!

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58И не совершил там многих чудес по неверию их.

И новые притчи, которые Господь говорит уже своим ученикам, стремясь им объяснить то, что говорил ранее к народу. Здесь Царство Небесное уподобляется драгоценности. То есть, если человек ставит превыше всего прочего не земные блага, а небесные, то ради самого важного он готов поступиться всем остальным, как человек ради овладения некоей драгоценной вещью готов отдать все, что угодно. Это же Господь имел в виду и когда призывал не заботиться о дне завтрашнем и о том «что есть и во что одеться». Это не значит, что человек не должен трудиться, но то, что главным для него должно быть Царство Небесное, ибо тогда остальное станет на свои места и им при случае можно поступиться. В противном случае, человек будет жертвовать отношениями с Богом ради своих сиюминутных дел…. И здесь же – снова о воздаянии человеку по делам его. Частота повторения этой мысли объясняется тем, что эта мысль – самая важная, ибо человек, помнящий о последнем воздаянии за свои дела, будет удерживаться от греха, так как будет знать, что ответит по смерти за все свои дела…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Апостол призывает к братолюбию, приводя в пример Христа, который принял смерть ради спасения человека. К такой же готовности жертвовать чем-то своим ради ближнего, готовности истощать себя ради помощи ближнему, радоваться его радостью и сопереживать его горю, если только речь не идет об откровенно греховных делах. Подражая Богу в делах любви, человек соединяется с Ним, становится прибежищем Духа Божия. Мы далеки от этого, но именно поэтому нам этот текст и читается….

Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Марфа и Мария. Это те самые две сестры, чей брат – Лазарь, был позже воскрешен. Одна из них с большим усердием готовит трапезу, суетясь и хлопоча, пока Господь проповедует. Возможно, она так увлечена хлопотами, что вовсе не слышит того, что Господь говорит. Зато она хорошо видит, что ее сестра, со вниманием слушающая Христа, не помогает ей. Но Господь укоряет ее за эту суету. во многом лишнюю. Так часто бывает, что человек всецело погружается в свои дела, носясь от суеты к суете, от хлопоты к хлопотам, пока не падает с ног глубокой ночью, при этом не давая себе времени ни на молитву, ни на всякое духовное размышление, ни на чтение, потом оправдываясь нехваткой времени. Но разбери внимательно все эти дела, в которые человек погружается с головой, и 90% из них окажутся пустыми, не имеющими необходимости, заставляющей жертвовать ради этого молитвой, духовным чтением или иным. Ленивого человека дух злобы побеждает его леностью, а трудолюбивого он носит, как ветром от суеты к суете, не давая ему опомниться и вспомнить о Боге. А Мария, которая, как кажется, бездельничает, на самом деле со вниманием слушает Христа, стараясь не пропустить Его слов, дабы, возможно, воплощать это в своей жизни. Именно за это Господь и ублажает ее, ведь, если она слушает и делает выводы, стремясь на деле выполнять повеления Божии, то она истинно стяжает то, что от нее не отнимется, но остается и созидает в душе человека Царство Божие. Почему это писание читается в Богородичные праздники? Потому что, как считается, Матерь Божия в своей жизни соблюдала равновесие между трудом, молитвой и всяким духовным чтением и размышлением. А этого равновесия не хватает всем нам…

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с нынешним праздником. Далее он говорил о нем. Сегодня мы отмечаем праздник Владимирской иконы Божией Матери. Этот образ, по преданию, написан апостолом и Евангелистом Лукой на доске стола, на котором апостолы ели. Владимирская, Смоленская, Казанская иконы Божией Матери, как звездочки на темном небосклоне служат нам ориентиром во тьме земного жития. Прибегая к иконам этим, мы молимся Божией Матери, уповая на ее помощь, надеемся, что ОНА, как наша мать, поможет нам, ходатайствуя пред Сыном Своим и Богом нашим. Вообще, Отцами ЕЙ дано чудное наименование – Заступница Усердная. А все потому что ОНА всегда ходатайствует за нас пред Сыном Своим, не оставляя нас. Потому также ЕЙ дано наименование Лестницы, поднимающейся от земли и достигающей небес, моста, приводящего всех верующих к Богу. К НЕЙ мы прибегаем, как к матери и даже больше, ибо она стоит ближе к Богу, чем кто-либо другой, ибо иначе, чем с ЕЕ помощью, ЕЕ ходатайством пред Богом, спасение невозможно. Она ходатайствует пред Богом за нас более, чем кто-либо, так как сам Господь усыновил ЕЙ нас в тот день, когда был распят на Кресте. Тогда Он, взирая на Матерь Свою, вручил ЕЕ апостолу Иоанну Богослову, который с тех пор начал заботиться о НЕЙ. С тех пор мы все вручены ЕЕ попечению. Никто, прибегающий и просящий ЕЕ молитв, не уходит без помощи. И потому и образы ЕЕ, пред которыми мы возносим молитвы, настолько почитаемы. Образ же этот, по преданию написанный апостолом и Евангелистом Лукой, мы почитаем особо. На Руси он носит название Владимирского и перед ним испокон веков наши предки молились, и по их молитвам Матерь Божия помогала нам, а Господь отвращал от нас всевозможные беды, нашествия иноплеменников и прочее. И все образы ЕЕ почитаемы: Владимирская, Смоленская, Казанская, «Умиление», «В скорбех и печалех утешение», «Вратарница» и другие. Эти названия образов, применяемые также к самой Божией Матери, ласкают слух верующего человека. Итак, да прибегаем к НЕЙ, к ЕЕ молитвам, ибо никто, просящий ЕЕ помощи, не уходит без нее…..


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.131 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь