Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЛЬЮ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
| ||||
Роли музыки в жизни человека | В. Астафьев «Домский собор» |
Рассказчик
убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. | ||
К. Паустовский «Старый повар» | Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. | |||
В. Короленко «Слепой музыкант» |
Петрусь
родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. | |||
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» | Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте,
трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих. | |||
Л.Н.Толстой «Альберт» | Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. | |||
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Своим пением Наташа Ростова
способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. | |||
Роли художественной литературы в становлении личности | М. Горький «Мои университеты» | Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания,
стать человеком… | ||
Роли чтения в жизни человека | Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту». | Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. | ||
Р. Брэдбери «Воспоминания» | «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже».
| |||
Нравственной ценности художественной литературы | Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» | В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. | ||
Ю. Бондарев «Редкий дар» | В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. | |||
В. Шукшин | «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»
| |||
Роли живописи в жизни человека | Б. Екимов «Музыка старого дома» | Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
| ||
Роли искусства в жизни человека человека | В. Тендряков «Свидание с Нефертити» | В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию. | ||
Сохранения культуры | Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма.
Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
| ||
Р. Брэдбери «Улыбка» | Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу. | |||
Взаимоотно -шений власти и личности, власти и художника | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает,
что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов,
захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
| ||
А.И. Герцен «Сорока- воровка» | Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя
| |||
Я. Голованов «Этюды об ученых» | Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия. | |||
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||||
Личности и власти | М.Замятин «Мы» | Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера»,
похожие на запрограммированных людей. | ||
Господства зла в мире (справедливого возмездия) | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло господствует потому, что нет в обществе силы,
способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо:
писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием,
напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле,
возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. | ||
Добра и зла | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости,
подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. | ||
В. Тендряков «Суд» | Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести | |||
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) | М. Булгаков «Собачье сердце» | Главный герой повести – профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой.
Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий,
понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. | ||
М. Булгаков «Роковые яйца» | Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. | |||
Р. Брэдбери «И грянул гром» | В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев,
рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «…Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что… всех будущих потомков этой мыши уже не будет…,
уничтожается миллион мышей… Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса…
Сгинет… множество форм жизни… И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен…» | |||
Ж. Берн «Вверх дном» | Завязкой романа является «безобидный»
замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось.
Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая — стала горами, где всё погибло бы .от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого. | |||
Бесчеловечности и бессмысленности войны | В. Быков «Одна ночь» | Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом,
потрясенный тем, что сделал, проклял войну. | ||
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» | «Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. | |||
К. Воробьев «Убиты под Москвой» | Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому. | |||
М. Шолохов «Бахчевник» | Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца,
Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца. | |||
М. Шолохов «Родинка» | Гражданская война стала причиной того,
что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына,
Николку, не узнав его в красном комиссаре. | |||
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» | Лейтенант Генри понимает, что война —
это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях.
Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом. | |||
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) | В. Распутин «Прощание с Матерой» | Лихорадочные действия пожогщиков,
спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. | ||
А.П. Чехов «Студент» | Перед Пасхой Иван Великопольский,
студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. | |||
В. Распутин «Поле Куликово» | На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. | |||
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,
старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране». | |||
В. Солоухин | «Человек — явление социальное,
национальное, историческое,… у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых… его просто нет». | |||
В. Солоухин «Черные доски» | Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды…
Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В
этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик. | |||
В. Солоухин «Письма из Русского музея» | Рассуждая о” реконструкции Москвы,
автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы