Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конная прогулка Виктории и Альберта



 

Правила этикета на променаде были для мужчин куда строже, чем для женщин. К названным выше правилам стоит добавить, что если джентльмен ехал на лошади, при разговоре с дамой ему необходимо было спешиться и либо самому взять лошадь под уздцы, либо передать ее груму. Курить на прогулке с дамой было совершенно недопустимым. На променаде не дозволялось вести громкие и оживленные дискуссии: они могли побеспокоить окружающих. В общественных местах требовалось сохранять строгую сдержанность в речи и поведении.

Разумеется, между советами в справочниках по этикету и поведением отдельно взятых англичан была огромная разница. Как и наши современники, англичане той эпохи не были роботами, запрограммированными на определенное поведение. Следовать правилам или нет – выбор всегда индивидуальный. За невыполнение общественных ритуалов можно было подвергнуться осуждению, даже остракизму, но, опять же, каждый решал сам для себя, насколько важно ему было общественное мнение.

 

На берегу морском

 

Казалось бы, отдых на море – дело обычное. Трудно поверить, что в недалеком прошлом поездка на пляж сопровождалась сложными ритуалами, а само купание было далеко не таким приятным, как сейчас. В Англии начала 1800‑х морским купаниям приписывали лечебные свойства. Доктора наперебой советовали купаться в прохладную погоду, спозаранку, а еще лучше – зимой. Перед тем как окунуться, пациентам следовало выпить пол‑литра морской воды для улучшения пищеварения. С наступлением Викторианской эпохи отношение к приморскому отдыху кардинально изменилось. Выезды на побережье стали рассматриваться не как лечебные (и весьма неприятные!) процедуры, а как возможность отдохнуть от житейских забот, подышать целебным воздухом, а то и роман закрутить.

Поколения англичан лечили подагру на курортах с минеральными источниками – в древнем Бате или в йоркширском Харроугейте. Но семейный отдых на морском берегу вошел в моду после того, как королева Виктория в 1845 году построила особняк Осборн‑хаус на острове Уайт, чтобы ее дети могли играть на песке и плескаться в волнах. Популярности пляжей в огромной мере поспособствовало строительство железных дорог, благодаря которым путешествия стали по карману практически всем англичанам. Горожане получили возможность выезжать на взморье на выходные и возвращаться домой к началу рабочей недели. Из всех курортных городов лондонцы предпочитали Брайтон; чуть меньшей популярностью пользовались Блэкпул, Сауспорт, Скарборо, Рамсгейт и Уэймут.

Прибыв по месту назначения, семьи среднего класса снимали жилье, часто кишевшее тараканами и клопами. Домовладельцы считали насекомых неминуемым злом и даже не пытались с ними бороться. Постояльцам приходилось вздыхать и терпеть. Еда входила в оплату, но хозяева при каждом удобном случае обсчитывали жильцов или подворовывали их продукты. Похоже, что во все времена курортники сталкивались с одними и теми же проблемами! Сливки общества останавливались в фешенебельных отелях. Хотя условия в дорогостоящих гостиницах были не в пример лучше, чем в пансионах с горластыми хозяйками, богатым тоже приходилось несладко. Даже под ласковыми лучами солнца они не могли расслабиться как следует – требовалось соблюдать приличия и вести себя в соответствии с высоким положением.

Между развлечениями для разных классов тоже существовала огромная разница. Постояльцы дорогих отелей посещали концерты классической музыки, музеи и картинные галереи. Менее утонченные туристы довольствовались забавами попроще: песнями артистов, загримированных под негров, прогулками на осликах, катанием на каруселях, кукольными театрами и пляжными играми. Курортники с научным складом ума собирали коллекции ракушек и делали гербарии из морских водорослей. Любители танцев сберегали силы, чтобы всю ночь отплясывать под рев оркестра.

 

 

Женский купальный костюм в 1884 году. Рисунок из журнала «Питерсонс»

 

Вкусам гостей угождали толпы уличных актеров, фотографов и торговцев всевозможной снедью. В 1895 году на пляжах Блэкпула, курорта на северо‑западе Англии, насчитывалось 57 сувенирных ларьков, а также 52 киоска с мороженым и еще 21 – с креветками и устрицами. В дешевых семейных развлечениях не было нужды, да и нравы на пляжах были вольнее, чем в родных пенатах.

Нередко джентльмены захватывали с собой подзорные трубы, чтобы тайком поглазеть на прекрасных купальщиц. А судя по непристойным открыткам, некоторые пары находили новое применение кабинкам для переодевания!

Несмотря на всю чопорность Викторианской эпохи, вплоть до середины XIX века многие англичане купались нагишом. Когда в 1858 году состоятельное семейство Ротшильдов посетило фешенебельный курорт Скарборо, средь бела дня на пляже им повстречались голые купальщики. Одна из дочерей записала в своем дневнике: «Здесь наблюдается полное отсутствие одежды, как в эдемском саду до грехопадения, и сотни леди и джентльменов спокойно смотрят, как пловцы ныряют в морскую пену и выходят из нее».

Лишь в 1870‑х мораль окончательно утвердилась даже на море, и купание в первозданном виде попало под строгий запрет. Более того, пляжи для мужчин и женщин стали раздельными, дабы никто ненароком не увидел чужую наготу. Англичане завидовали своим соседям‑французам, ведь за Ла‑Маншем семьи могли купаться вместе, в то время как в доброй старой Англии даже супругам не позволяли плескаться рядышком! К счастью, эти строгости продержались не так уж долго, и с приходом XX века совместные купания возобновились.

Женский купальный костюм XIX века отражал общие тенденции моды той поры. В середине столетия он представлял собой шерстяное или фланелевое платье с корсетом. Поскольку юбки всплывали, к ним приходилось подвешивать металлические гирьки. Волосы женщины прятали под чепец или шляпку, а на ноги натягивали плотные чулки, которые в воде так и норовили сползти. Последним штрихом к этой громоздкой конструкции были туфельки на шнуровке. Бродить босиком, пускай и по морскому дну, считалось неприличным. Каким же неприятным было купание в мокром тяжелом платье! Плавать в таком одеянии было затруднительно, поэтому женщины ограничивались тем, что бродили по грудь в воде, изредка подпрыгивая и приседая. Во второй половине столетия в моду вошла модель «Принцесса» – жакет и штаны, которые укорачивались по мере того, как нравы становились либеральнее. Костюм дополняла короткая юбочка.

Переодевались в «купальной карете» – повозке, запряженной лошадьми. Свет поступал через узкие оконца, и женщинам приходилось повозиться, чтобы расстегнуть все крючки на платье, а затем облачиться в многослойное пляжное одеяние. Закончив, подавали сигнал вознице. Повозка заезжала в воду, куда потом спускались по ступеням. Карикатуры насмехаются над туристами, которые медлят на ступеньках, боясь ступить в ледяную воду. Нерешительные особы пользовались услугами мойщицы, дюжей матроны с подоткнутой юбкой и обнаженными ногами. Она подхватывала купальщиков со ступеней и несколько раз окунала в воду.

К концу Викторианской эпохи скрипящие повозки, столь милые сердцу отдыхающих, почти вышли из употребления. Уже в 1883 году сатирический журнал «Панч» назвал их «пережитком дней минувших». На место купальным каретам пришли пляжные лифты, описанные в «Автобиографии» Агаты Кристи. По словам писательницы, на каменистом пляже, ступеньками опускавшемся к морю, располагалось несколько кабинок. Купальщица заходила, запирала двери и наскоро переодевалась, после чего служитель спускал кабинку вниз, к воде. Оставалось выйти и плавать в свое удовольствие! А желающие сэкономить практиковали «купание в макинтоше». Они переодевались в гостиничном номере, накидывали плащи поверх купальников и в таком вызывающем виде отправлялись на пляж.

 

 

Купальная карета. Рисунок из журнала «Панч», 1871

 

В XIX веке женщины высшего и среднего классов готовы были пойти на все, лишь бы избежать загара. В ход шли купальные костюмы, закрывающие тело от щиколотки и до горла, зонтики от солнца, шляпы с широкими полями. Журналы рекламировали чудодейственные лосьоны, которые выводят веснушки и предотвращают загар.

Перед променадом женщинам советовали мазать кожу оливковым маслом, сливками, смешанными с пудрой, и прочими жидкостями, которые найдутся на каждой кухне. У леди были все основания опасаться густого загара, поскольку он прослыл отличительным признаком простонародья.

Но постепенно это предубеждение умерло естественной смертью: все больше людей трудились не на полях, под палящим зноем, а на фабриках, в полутемных цехах. Над трущобами, заселенными беднотой, нависала густая пелена дыма, так что рабочие практически не видели солнца. С другой стороны, верхушка общества проводила время на природе и занималась спортом – теннисом, греблей, гольфом. Кроме того, медицинские умы изменили отношение к солнечным лучам и предписывали гелиотерапию в качестве профилактики рахита и ревматизма. Уже в «ревущие двадцатые» золотистый загар в сочетании с хорошо развитой мускулатурой стал символом высокого статуса. И с тех пор мода на смуглое тело воцарилась на пляжах раз и навсегда.

 

 

Эпилог

 

В своем эссе «О подчиненности женщин» (1869) философ Джон Стюарт Милль решил доказать, что «принцип, который ныне регулирует общественные отношения между полами и заключается в подчиненности одного пола другому, несправедлив сам по себе и является одним из величайших препятствий к развитию человечества». Многие его современники и особенно современницы придерживались такого же мнения. Реформа 1832 года даровала избирательные права большинству мужчин по всей Великобритании; права голоса были лишены только несовершеннолетние, преступники, сумасшедшие… и женщины. Но если в начале XIX века женщины могли только мечтать о равноправии, во второй половине столетия они предприняли конкретные шаги к достижению своей цели. Так зародилось движение суфражисток (или суфражеток), боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав, развитие женского образования и улучшение условий их труда. Начиная с 1860‑х британские работницы создавали женские профсоюзы, а в июле 1888 года весь Лондон, затаив дыхание, следил за забастовкой работниц спичечной фабрики: женщинам надоели несправедливые штрафы и увольнения, и хозяева фабрики в конце концов пошли на уступки.

В истории суфражисток ярко сияют две фигуры – Миллисент Гарретт Фосетт и Эммелина Панкхерст. Как и большинство суфражисток, они принадлежали к среднему классу. Увы, политическая борьба требует и постоянного источника дохода, и свободного времени. Простые работницы едва ли могли позволить себе такую роскошь, как разъезды по стране, и не были достаточно образованны, чтобы писать статьи. Обе женщины были добропорядочными женами. На протяжении 20 лет Миллисент ухаживала за слепым мужем, либеральным членом парламента, и помогала ему вести дела. Эммелина совмещала заботу о пятерых детях с политической борьбой, в которой ей оказывал содействие ее муж, юрист Ричард Панкхерст. Овдовев, миссис Фосетт и миссис Панкхерст смогли целиком и полностью посвятить себя политике. Несмотря на общую цель, их методы отличались разительно. Спокойная и деятельная Миллисент рассчитывала договориться с законодателями мирным путем, достучаться до них посредством книг и статей, объяснявших необходимость равноправия. Но ее девиз «Добиться избирательного права для женщин на тех же условиях, на которых оно дается мужчинам» казался слишком многословным и чересчур умеренным.

 

 

Миллисент Фосетт

 

Другое дело – гневный возглас «Право голоса женщинам!». Он исходил от Эммелины Панкхерст и ее дочерей Кристабель, Сильвии и Аделы. Работая в манчестерском бюро регистрации рождения и смертей, Панкхерст насмотрелась на голодных, запуганных, несчастных женщин и пришла к выводу, что политическую систему нужно изменить кардинально. От мелких уступок женщинам едва ли станет лучше. Придется взять быка за рога. Последовательницы Панкхерст прославились своей воинственностью, они громогласно изъявляли недовольство и не чуждались хулиганства. Члены Женского социально‑политического союза, основанного Панкхерст в 1903 году, скандировали лозунги у стен парламента, могли плюнуть в полицейского и расколотить окна в доме премьера. Нередко они оказывались за решеткой, где устраивали голодовки (в таком случае их кормили насильно).

Еще в XIX веке, когда их тактика была более мирной, суфражистки нажили немало врагов в парламенте, да и в обществе в целом. Одна из самых выдающихся женщин своего времени, Флоренс Найтингейл отказывалась поддерживать суфражисток, считая, что право голоса это наименьшая из женских забот. Королева Виктория с неприязнью отзывалась о борьбе за равноправие: «Королева настаивает, чтобы все, кто умеет читать или писать, попытались остановить эту безумную и безнравственную блажь под названием „женские права“ со всеми сопутствующими ей ужасами – блажь, которой поддался слабый пол, отринув женственность и приличия». (И это при том, что ей так и не довелось увидеть, как суфражистки приковывают себя к оградам или взрывают бомбы!) А леди Эмберли, активной участнице комитета суфражисток, по мнению королевы, «не помешала бы хорошая порка».

Но суфражистки не сдавали позиции, и в 1918 году их многолетние усилия увенчались успехом: британский парламент допустил к голосованию всех женщин старше 30 лет. Во время Первой мировой войны, когда мужчины отправились сражаться на фронт, их рабочие места пришлось занять женщинам. Стало окончательно ясно, что женщины ничуть не ущербнее мужчин и могут приносить обществу такую же пользу. Принятию билля 1918 года в немалой мере способствовала деятельность Национального союза суфражисток, членом которого состояла Миллисент Фосетт. Ее сторонницы обходились без взрывов. Они запаслись терпением и методично боролись за права: Фосетт сравнивала свое детище с ледником, который движется медленно, но неудержимо.

«Ты пойдешь голосовать на костылях, а я встану из могилы и проголосую в саване», – писала когда‑то Барбара Бодишон своей соратнице Эмили Дэвис. К 1918 году Барбара была уже мертва, но 88‑летняя Эмили все же явилась на избирательный участок, причем даже без костылей. А в 1928 году избирательные права наконец получили все женщины старше 21 года.

 

Теперь Викторианская эпоха казалась далекой, как сон. Кошмарный это был сон или прекрасный, исполненный стонов портних или веселого смеха разряженных в шелка леди, – все зависит от точки зрения. Главное, чтобы те женщины, которые боролись или приспосабливались, выживали или, устало прикрыв глаза, погружались на дно, не канули в забытьи. Они были такими же, как мы, но при этом завораживающе другими. Из глубины веков до нас доносятся их голоса.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь