Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лев Толстой и его идея опрощения



Семидесятые годы стали временем острого религиозно-моралистического перевозбуждения во всех слоях общества. Усиливаются сектантские движения и жажда «обращения» или «пробуждения». Так, Л.Н. Толстой в «Исповеди» изложил свою жизнь по типичной схеме «обращения». Его главная мысль - основание новой религии, которая соответствует цели развития и совершенствования человечества, но свободна от веры и таинственности, религии сугубо практической. «Здравый смысл» писатель противопоставил истории. Жизненная неправда преодолевается выходом из истории - опрощением. Л.Н. Толстой убеждается в том, что и вся философия, и всякая наука есть только бесполезное пустословие. И от него он ищет укрытие в трудовой жизни простого народа. Большая история есть только игра. И в этой игре нет героев, нет действующих лиц, есть только незримый рок начала и поступь безликих событий. Все распадается и разлагается на совокупность сцен и ситуаций. В истории ничего не достигается. От истории следует укрыться.

Влияние творчества Л.Н. Толстого на российское общество было огромным. Николай II с раздражением говорил: «В России два правительства - я и Лев Толстой».

Достоевский: о причинах обессиливания человека и общественный идеал

Религиозный смысл и характер кризиса 70-х гг. был раскрыт Ф.М. Достоевским, который задумал написать огромный роман «Атеизм». Писатель изучал человека в его свободе, которой дано решать, отвергать и принимать или же продаваться в рабство. Однако «своеволие» человека часто оборачивается саморазрушением. Такова главная тема Достоевского, и именно этот процесс прослеживается в его романах.

Упорство в самоопределении и самоутверждении отрывает человека от духовных традиций и тем самым его обессиливает. В беспочвенности Достоевский открывает духовную опасность. Он показывает, как пустая свобода ввергает человека в рабство страстей или идей. Свобода праведна только через любовь, но и любовь возможна только в свободе. Однако Достоевского не удовлетворяло романтическое решение этой проблемы. Органическую целостность нельзя обрести через возврат к природе или к земле. Нельзя просто потому, что мир вовлечен в кризис: органическая эпоха оборвалась.

Общественным идеалом писателя становится Церковь. Только в Церкви мечтательность угашается и призраки рассеиваются. В «Записках из мертвого дома» Достоевский показал ужас принудительного общения с людьми. Но не является ли каторжная тюрьма только предельным случаем социалистического общества? И не неизбежно ли в таких условиях развивается «судорожное нетерпение», инстинктивная тоска по самому себе? Достоевский отрекся от социалистической утопии. Его «Записки из подполья» написаны, по-видимому, в ответ на роман «Что делать? » Н.Г. Чернышевского. Власть мечты или одержимость идеей - одна из главных тем в творчестве Достоевского. И нужно вернуться не только к цельности чувств, но именно к вере. Писатель надеялся и пророчил, что «государство» обратится в Церковь, верил в историческое разрешение жизненных противоречий; и здесь он, по оценке Г. Флоровского, оставался мечтателем [15. C.299].

Архитектура и живопись

Новый русский стиль

При Александре I в архитектуре доминировал стиль империи - ампир. Его отличают крайняя простота линий при колоссальных размерах зданий. Первое монументальное здание времен Александра I - Казанский собор русского архитектора А.Н. Воронихина - положило начало крупным городским ансамблям на Невском проспекте.

Настоящим представителем нового русского стиля стал Тома де Томон, строитель Большого театра и петербургской Биржи. А.Д. Захаров построил Адмиралтейство. Завершителем александровского стиля был Карл Росси. Именно он придал Петербургу монументальный вид, создав ансамбли Дворцовой площади, а затем Сенатской площади. А.А. Монферраном был построен Исаакиевский собор. На этом заканчивается петербургский архитектурный период с монументальными зданиями. От архитектуры начинают требовать практичности, которая раньше игнорировалась в пользу классицистических принципов древнего храма с колоннами и портиками.

В 30-х гг. XIXв. правительство формально потребовало нового национального стиля. Заказ был исполнен архитектором К.А. Тоном. Русская архитектура обогатилась массой подражаний старой московской архитектуре. Квазивизантийский пятиглавый храм, победивший в XVII в. русский национальный, теперь сделался образцом национального стиля. Поиск русского стиля был связан как с простым копированием старинных русских форм, так и с формами совсем нерусскими (здание Исторического музея в Москве). Свое влияние на поиск оказала теория о происхождении русского стиля из восточного стиля (здание Политехнического музея в Москве), предпринимались не совсем удачные попытки приспособить старинные русские формы к потребностям современного общественного здания и т.д. Однако национальный стиль сохранился в архитектуре исключительно для декоративных целей.

4.2. Романтизм и академизм в живописи

Развитие русской живописи в XIXв. характеризовалось отказом от жестких ограничений классицизма. Среди романтиков большую известность получил О.А. Кипренский, линия сентиментализма прослеживается в творчестве В.А. Тропинина. Истинным жанристом был А.Г. Венецианов. Начинался поворот к реализму. В 1848г. знаменитая картина П.А. Федотова «Утро чиновника, получившего первый орден» («Свежий кавалер», 1846) на Академической выставке удостоилась первой премии.

Академизм приобрел второе дыхание в творчестве Карла Брюллова. Его картина «Последний день Помпеи», академическая по приемам, была воспринята под знаком романтизма.

В 1863г. тринадцать талантливых учеников Академии отказываются изображать «Бога Одина в Валгале» (очередная тема, заданная Академией на золотую медаль). Они решают, что Академия им больше не нужна, и подражанию великим образцам они предпочитают натуру, притом русскую натуру. Покинув Академию, молодежь составляет «артель», сделавшуюся потом ядром Товарищества передвижных выставок. На академических выставках им становится тесно, их привлекают «передвижные» выставки. Передвижники - И.Я. Крамской, И.Е.Репин, В.И. Суриков, В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов - оказали огромное влияние на развитие русской реалистической живописи. Эпоха передвижников продолжалась до 90-х гг., затем их техника усложнилась. Передвижники сблизились с академистами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь