Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профили и уровни стандарта MPEG-2
Нормы стандарта МРЕG-2 для кодирования ТВ-сигнала образуют семейство систем с упорядоченными свойствами унифицированности и совместимости. Каждому семейству систем соответствуют различные сочетания параметров кодированного сигнала. Такие группы параметров, объединяющие показатели качества сжатого сигнала и требуемых скоростей передачи, получили название профилей и уровней МРЕG-2. Профиль – это определённый поднабор полного синтаксиса МРЕG-2, или инструментальный набор (например, формат цветовой дискретизации 4: 2: 2; использование только I/P-кадров при предсказании; дискретно-косинусное преобразование – ДКП). Каждый более высокий профиль является более сложным и последовательно добавляет дополнительные возможности к предыдущему профилю. Однако для пользователя это улучшение качества влечёт определённую плату за сложность декодера. Каждый профиль МРЕG-2 предлагает набор инструментальных средств для сжатия, которые все вместе составляют определённую систему кодирования. Простой профиль – это профиль, в котором используется наименьшее число функциональных операций по компрессии видеоданных. В нём при компрессии используется компенсация движения изображения и гибридное дискретно-косинусное преобразование. Основной профиль содержит все инструментальные средства простого профиля плюс ещё одно, называемое двунаправленным предсказанием. Для той же самой скорости передачи он обеспечивает максимальное качество по сравнению с простым профилем, но требует больших аппаратных затрат. Декодер основного профиля декодирует изображения, кодированные с параметрами основного и простого профилей. Аналогично обратная совместимость имеет место для всех профилей. Масштабируемые профили добавляют инструментальные средства, которые позволяют улучшать или шумовые параметры (масштабируемость по соотношению сигнал/шум), или разрешающую способность (пространственная масштабируемость) за счёт обмена одних показателей на другие. Основной смысл этого профиля – повышение устойчивости цифрового телевидения и сохранение работоспособности при неблагоприятных условиях приёма. Операция масштабирования позволяет в рассматриваемом случае повысить устойчивость системы за счёт некоторого снижения требований к допустимому уровню отношения сигнал/шум в воспроизводимом ТВ-изображении. При масштабировании поток видеоданных разделяют на две части. Одна из них несёт наиболее значимую часть информации – её называют основным сигналом. Вторую часть, несущую менее значимую информацию, называют дополнительным сигналом. Декодирование только одного основного сигнала позволяет получить ТВ-изображение с пониженным отношением синал/шум. Одновременное декодирование основного и дополнительного сигналов повышает отношение сигнал/шум до исходного значения. Помехоустойчивое кодирование требует введения дополнительных бит, что увеличивает общий поток информации. Задача упрощается, когда более мощная защита применяется только к части информации и тем самым соблюдается баланс между уровнем потока видеоданных и степенью их защиты. При неблагоприятных условиях приёма (например, при низкой напряжённости электромагнитного поля, при приёме на комнатную антенну и т.п.) сохраняется возможность устойчивого декодирования более защищённого основного сигнала, а неустойчиво воспринимаемый дополнительный сигнал просто отключается. Это ведёт к некоторому росту уровня шума, зато система остается работоспособной. Высокий профиль включает все инструментальные средства более низких профилей плюс способность одновременного кодирования цветоразностных сигналов. Профессиональный профиль является разновидностью высокого профиля и специально предназначен для оптимизации видеомонтажных операций в студийных центрах за счёт сокращения времени задержки из-за прохождения больших групп кадров. Характеристики профилей МРЕG-2 приведены в табл.10.2. Таблица 10.2. Характеристики профилей МРЕG-2
Уровень – это определённый набор ограничений, накладываемых на параметры сигнала изображения и соответствующего ему передаваемого потока битов в пределах конкретного профиля (например, максимальный размер изображения, частота кадров, максимальная скорость битов, максимальный размер буфера декодера). Уровни связаны с исходным форматом сигнала изображения, обеспечивая ряд значений его потенциального качества – от низкой (ограниченной) чёткости до высокой чёткости. Низкий уровень определяет формат изображения, составляющий четверть обычного формата, определённого рекомендацией МСЭ (Международного Союза Электросвязи). Низкому уровню соответствует новый класс качества ТВ-изображения, которое вводится в стандарте MPEG-2, – телевидение ограниченной чёткости. В этом случае в кадре ТВ-изображения содержится 288 активных строк (в два раза меньше, чем в телевидении обычной чёткости) на 352 отсчёта в строке. Основной уровень соответствует формату кадра 576 активных строк на 720 отсчётов в строке. Это соответствует кодированию сигналов телевидения обычной чёткости. Высокий-1440 уровень имеет формат высокой чёткости с 1440 отсчётами в строке. Высокий уровень имеет формат высокой чёткости с 1920 отсчётами в строке. В обоих «высоких» уровнях кадр ТВ-изображения содержит 1152 активные строки (вдвое больше, чем в телевидении обычной чёткости). Численные характеристики уровней MPEG-2 приведены в табл.10.3. Таблица 10.3. Численные характеристики уровней MPEG-2
Комплект инструментальных средств МРЕG-2 принято подразделять на ряд комбинаций (согласованных точек) профилей и уровней. В настоящее время в стандарте МРЕG-2 пять профилей и четыре уровня. Качество изображения и Известно, что телевизионный цветовой сигнал изображения представляет собой совокупность сигнала яркости ЕY и двух цветоразностных сигналов ЕR – Y и EB – Y . (В международной системе стандартизации эти сигналы обозначаются соответственно Y, U и V). Вариации их значений допускают 256 градаций (от 0 до 255 для Y, и от –128 до +127 для каждого сигнала U и V), что в двоичном исчислении соответствует 8 битам, или 1 байту. Теоретически каждый элемент кадра имеет собственные значения YUV, т.е. требует для представления в виде электрического сигнала трёх байт. Такое представление, когда и сигналы яркости, и сигналы цветности имеют равное число независимых значений, обычно обозначают как 4: 4: 4. Однако зрительная система человека менее чувствительна к цветовым пространственным изменениям, чем к яркостным. Установлено, что без видимой потери качества число цветовых отсчётов в каждой строке можно уменьшить вдвое. Именно такое представление, обозначаемое как 4: 2: 2, было принято в вещательном телевидении. При этом для передачи полного значения телевизионного сигнала изображения в каждом отсчёте кадра вполне достаточно 2 байт (если делать отсчёты независимых значений сигналов U и V поочерёдно). Более того, для целей потребительского видео признано допустимым уменьшение вдвое и вертикального цветового разрешения, т.е. перейти к представлению 4: 2: 0. Это уменьшает приведенное число байт на отсчёт одного кадра до 1, 5. Таким образом, формат 4: 2: 2 означает, что частота горизонтальных отсчётов цветоразностных сигналов сокращена в два раза по сравнению с отсчётами сигналов яркости, а формат 4: 2: 0 означает, что частота как горизонтальных, так и вертикальных отсчётов цветоразностных сигналов сокращена в два раза по сравнению с отсчётами сигналов яркости. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы