Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Высвобождение внутреннего света



Хотя это упражнение затрагивает также и физическую сторону, так как освобождает от напряженности лицо, оно имеет величайшее психическое значение. В йоге внутренний свет означает душу, искру божественности, Бога. Чем более ясно проглядывается она сквозь физическую оболочку, тем зримее красота человека. Однако напряженность и трудности жизни слишком часто омрачают ее чистый свет.

Мы должны научиться высвобождать его, сбрасывать затемняющие его напряжения. В позе со скрещенными ногами, с установленным дыханием обратите все свое внимание на систематическое расслабление каждой части тела, тем самым устраняя всякое сопротивление проявлению внутреннего света и освобождая путь внутренней красоте.

Сосредоточение на внутреннем свете

Здесь сознание фиксируется на бессмертной природе души. Это помогает преодолеть боязнь смерти.

Сосредоточение на внутреннем звучании

Отправляясь от позы со скрещенными ногами и установленного дыхания, постарайтесь полностью отключиться от внешних звуков, углубившись в себя, притупляя тем самым свою физическую способность слышать, в то же самое время с полной сосредоточенностью направьте свой слух внутрь себя, прислушиваясь к своей душе. При настойчивых занятиях с верой в успех серьезный обучающийся начнет в конце концов сознавать эту таинственную, непостижимую " музыку души".

Созвучие со всеобщей добротой

В этом упражнении, как и в упражнении " Любовь к природе" и " Музыка", собственное Я отбрасывается. Все существо приводится в состояние восприимчивости к доброте, сосредоточиваясь на мыслях о мужестве, сострадании, душевной щедрости, на доброжелательности и великодушных, благородных устремлениях.

Объект любви и посвящения

" Ее бледное лицо было освещено красотой любящей женщины". Один проявляет величайшую любовь к идеалам, к делам, к человечеству, другие - только к Богу. Все, что мы любим больше всего, все это следует удерживать в нашем сознании, " все мысли должны быть направлены на это. Выполняя глубокое и ритмичное дыхание, погрузитесь в себя, отдайтесь чувству, позволяя силе любви протекать внутрь и озарять вас. Это упражнение можно было бы сравнить по способу с Самадхи, в которой душа йога объединяется с душой Вселенной. Самадхи есть высочайшее слияние, и ее невыразимый восторг совершенно преобразует лицо того, кто достигает ее. Воспитание внутренней красоты находится в пределах возможности для всех, кто хочет не только улучшить свой внешний вид, но также обогатить свою жизнь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

" Красота спасет мир"... Во времена наши обнаружились для многих многие потери, одновременно - одно обретение. Одно - прозаически выраженное: то что зависит только от каждого " самого", только от личности человека и ни от кого и чего больше. Но это то самое, что включает и свободу, и счастье, и даже всевозможную удачу в жизни, и, конечно, здоровье и красоту... тела и души.

Йога, ставшая в современном цивилизованном индустриальном и постиндустриальном мире символом восточной мудрости, дает осваивающему ее возможность владеть своим телом, контролировать здоровье и внешний вид. Здесь претендующих на успех не связывают " начальными" данными возраста, уровня знаний и особенностями личности - всех прочитавших вышеизложенное - начиная с предисловия - лишь то, что может быть реально освоено и не более.

И правда, может походить на сказку: " пойти туда - не знаю куда", принести то, - не знаю что... - боюсь, только это-то - вне всевозможных конкурсов красоты... Дает того, отсутствие чего и стало той самой причиной, которая и создает все новые и новые опасности для существования человечества.

" Се от Запада грянет царь природы..." - эта подражательно комическая строфа из истории курьезов в русской литературе и ее продолжение: " и удивленные народы не знают, что начать..." неожиданно стали вполне реалистичными (выражение данной пере-ходящности).

Как пишет Н. Филен в одной из своих книг по Хатха-йоге, преодоление разделенности человека на стороны восприятия праны (" breath" ): правой - солнца " ха" и левой - луны " тха" - и есть цель этой йоги, дающей соединение человека с Богом или универсумом.

В современной западной культуре, отличительной генетической особенностью которой стали рационалистическая философия, машинная техника - до опасного уровня контроля и манипуляции над человеком (смотрите " Новая технологическая волна на западе", М., " Прогресс", 1986 г.), ставшей достоянием всех частей света, было уже давно логично и кратко сформулировано: отрыв человека от природы.

Применительно к технике, к самой ее системе приспособлений как особенности образа жизни на западе часто цитируют слова Овидия Назона, обращенные к своей любимой жене: " Nee tecum vivre passum, nee sine be" (" Ни с тобой жить не могу, ни без тебя" ). В известном смысле, свободный человек и отличается от не-такового тем, что может передвигаться и на ходулях, и на костылях, и без них. Крупнейший западный мыслитель XX" века М. Хай-деггер по-своему выразил это состояние, сделал вывод: вернуться к более изначальному раскрытию потаенного и услышать голос ранней истины. o йога, по существу, наиболее древнейшее практическое учение, более того, восходящее к тому доисторическому, донаучному, относительно ментальности, т. е. природы научных представлений, современных ученых авторов этих определений, - " сверхъестественному сознанию", человека, вероятно, еще не различавшего " практику" и " учение".

Согласно ее выразителям йога доступна всем живым существам, независимо от времени, пространства и формы.

Исторически древнейшие источники, запечатлевшие асаны - позы и упражнения йоги, - это каменные статуи и рисунки Харап-ской цивилизации, существовавшей в долине Инда в 3-2 тыс. до н. э. (потомками которой, по мнению большинства археологов, являются дравиды, группа народов, населяющих современный юг Индии, а также в небольшом количестве Иран и Афганистан). Таким образом, " йогический" радиус современной истории составляет около 5-6 тысяч лет. В это время самый ранний письменный источник, относящийся ко II в. н. э., излагающий систему йоги, - " Иога-сутра" Патанджали1.

Пронизывая всю духовную и культурную жизнь Индии, йога выделяется как одна из шести систем классической индийской философии2. Практическая йога претерпела значительные изменения в различных школах. Но, в в общем, как учение или способ управления психикой и достижения высших состояний, самадхи - глубочайшего сосредоточения, взаимопроникновения человека-микрокосма и макрокосма, йога стала тем, что через Индию соединила современного человека с потерянными-для него способностями наших предков. Ведь изначально изустно передаваясь от учителя к ученику, подобная система обучения может сохраниться у какого-либо затерянного племени, не потерявшего тотальной связи с природой в любом уголке мира.

На санскрите, литературном и культовом языке Древней Индии, " йога" - постоянная тренировка, упражнение, участие, созерцание, соединение, растяжение. В " Бхагаватгите", наиболее известной и почитаемой книге Индии, содержится более полутора десятков различных значений видов " йоги".

Самой " йоге" существует море определений и толкований, древних и современных йогов-комментаторов и исследователей индийских, европейских и прочих. Так, по В. Межамиру это " дорога, не требующая материальных затрат" (несколько поэтическое, но близкое к древним). Среди современных, и вообще - в исследованиях учения йоги (соответствуя одном из двух древнейших направлении: " джнана-йога" - йога познания, в отличие от " карма-йоки", йоги активного действия), ближе всего - так сказать, " этимологически" - понимание значений терминов " изнутри", из их происхождения, " родственности" (в том числе и живым европейским языкам), особенно славянским - их " серединному" -положению в общности, - " соединения". Тоже относясь к культурной традиции восприятия слова как Истины, на периферии остается часть европейцев, усматривающих в учениях йоги взаимоисключающие противоречия (например, у древнего мудреца Рамануджи, у которого йога - как " паломничество по святым местам" ).

Выделяют 3 основных направления в йоге: уже рассматривавшаяся Джнана-йога, Бхати-йога - йога эмоционального развития, чувства и Карма-йога. К Джнана-йоге близка система мыслительных упражнений, " форма последовательного умозрения", " раджа-йога", в отличие от психофизической системы упражнений " хатха-йоги". В системе очищения ума, разработанной в йоге: " ямы" - обуздание, - " нияма" - уже " обуздание" в целом (не отдельного чувства, страсти), нравственная цельность, " асана" - выработка устойчивого равновесного положения, " пранаяма" - регулирование дыхания, " пратьяхара" - изоляция чувств, " дха-рана" - внимание, " дхьяна" - размышление и " самадхи" - сосредоточенность.

" Последовательность применения этих средств ведет к постижению обоих видов йоги: Сампраджнята-йога (своего рода экстаз созерцания, когда ум полностью входит в объект, принимая его форму и позволяя осознать объект размышлений во всей его полноте и ясности) и Асампраджнята-йога - так называемого нулевого экстаза (прекращения всех модификаций ума и психических процессов, когда ничего не познается и не мыслится)", пишет В. Н. Топоров.

Аватара - " первоначальная", берет йогу в ее первозданности, доступности для каждого существа. Это йога для величайших мудрецов и простых людей. Она не требует каких-то особых задатков и подходов в этой доступности, проверенной многовековым опытом, и, наконец, передает этот опыт современному человеку, женщине и мужчине, объединяя их в достижении красоты и избавлении от болезней.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь