Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 2 / 15 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.
Родился 18 сентября / 1 октября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря. В 1891 году по прошению выбыл из 1 класса Саратовской духовной семинарии. 5 / 18 ноября 1892 года стал псаломщиком Казанской церкви села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии, где учительствовал также в церковно-приходской школе: до 1894 года он преподавал по всем предметам, до 1895 года — был учителем пения. С 28 сентября / 11 октября 1894 года по 20 октября / 2 ноября 1903 года он — учитель пения в школе грамоты села Улыбовка. 14 / 27 февраля 1899 года он был посвящен в стихарь. В 1898 году женился на девице Александре, дочери священника села Полчаниновка Илии Аткарского, и впоследствии у них родилось четверо детей: дочь Серафима (1899-1945) и три сына: Михаил (1900 г.р.), Николай (1902-1963), Сергий (1904 г.р.). 1 / 14 января 1906 года рукоположен во диакона еп. Вольским Палладием (Добронравовым), определен к Богоявленской церкви села Терса Вольского уезда. 5 /18 ноября 1906 года утвержден законоучителем терской церковно-приходской школы, а также учителем церковно-славянского языка и пения. 1 / 14 августа 1908 года утвержден законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки. В 1911 году[486] был рукоположен в сан священника к Свято-Троицкому храму села Полчаниновка Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас в Татищевском районе Саратовской области), где ранее служил его тесть. Осенью 1919 года был арестован, обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы, обнаруженные сотрудниками ВЧК. Видимо, даже сотрудники «чрезвычайки» понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. В 1929 году храм закрыли, и о. Иоанн оставил открытое служение. По воспоминаниям внука, Владимира Сергеевича Днепровского, еще в начале 1920-х годов его дед купил на окраине Саратова, в районе Соколовой горы, небольшой деревянный дом, для того, чтобы подрастающие дети могли жить и учиться в городе. Дом был записан на дочь Серафиму Ивановну, которая жила в нем до самой смерти, последовавшей в 1945 году. По семейному преданию, именно в этом доме в голодный 1933 год скончалась супруга о. Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском (так называемом «Старом») кладбище Саратова. Безместный священник устроился наблюдателем на Нижне-Волжской испарительной метеорологической станции, где и проработал до самого ареста; проживал в городе Новоузенске. Его приютила у себя монахиня Акилина (Шилина), которой принадлежал дом по адресу ул. Калачевского, д. 24. 8 декабря 1937 отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях Советской власти» и «проведении антисоветской агитации против Советской власти» и заключен в тюрьму в городе Саратове. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. При обыске у священника был обнаружен только паспорт; ни вещей, ни ценностей у него не было. На следующий день новомученик был допрошен. — Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР. — Виновным себя в этом не признаю. — Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это? — Это я также категорически не признаю. — Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, — будете ли это отрицать? — Не признаю и это.
— Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, — признаете ли это? — Да, это я действительно говорил — что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел. — Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь? — Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее. — В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях — вы дали согласие действовать заедино? — Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, — с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было. — Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы — Япония, Германия. Признаете ли это? — Нет, этого я не признаю. — Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии. — Это я категорически отрицаю. В тот же день следствие было закончено и дело, по рассмотрении помощником оперуполномоченного Новоузенского РО НКВД, было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Саратовской области, а еще день спустя, 10 декабря, постановлением тройки священномученик был приговорен к расстрелу. Расстрелян 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. В 1961 году его сын Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. В следственном деле были обнаружены «показания» трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в далеком 37-м никаких показаний на Днепровского И. М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком. По протесту прокуратуры Саратовской области Президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства. Однако дети отца Иоанна, хотя и добились его реабилитации, так и не узнали о судьбе своего отца. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков о. Иоанна, Владимира и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что священник был расстрелян. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года священник Иоанн Днепровский был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы