Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые проблемы доступа граждан Республики Казахстан к международно-правовой защите прав и свобод.



Декларация провозглашает право человека на неприкосновенность. В этой связи положения ст.4 этого исторического документа гласят, что каждый человек пользуется неприкосновенностью и имеет право на защиту своей репутации и доброго имени в течение жизни и после смерти; государство и общество должны проявлять заботу о его теле после смерти и месте его захоронения.

Особое место в Декларации отведено институту семьи и брака (статьи 5, 6, 7). Согласно положениям ст.5 Декларации, семья - основа построения общества, а брак - основа формирования семьи. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак; использованию ими этого права не могут мешать препятствия, проистекающие из принадлежности к определенной расе, цвета кожи или национальности. В этой связи общество и государство обязаны исключать препятствия, стоящие на пути брака, создавать благоприятные условия для него, защищать семью и заботиться о ней.

В связи с тем, что проблемы прав женщин в исламе вызывают острые споры в мусульманском мире, особый интерес имеют нормы ст.6 Декларации, провозглашающие, что женщина обладает равенством с мужчиной в человеческом достоинстве. Она несет права в той же мере, в какой несет обязанности; она пользуется гражданской правоспособностью, обладает самостоятельным имущественным статусом и имеет право на сохранение своего имени и происхождения по рождению.

В этой же статье Декларации подчеркивается, что мужчина несет обязанности по содержанию семьи и отвечает за заботу о ней.

В ст.7 Декларации закреплено, что каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на получение от родителей, общества и государства ухода за ним в младенчестве, воспитания и заботы об удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, а также потребностей в знании; утробный плод и мать должны пользоваться защитой и особой заботой.

При этом родители или выполняющие их обязанности лица вправе по своему желанию выбирать направление воспитания для своих детей при условии соблюдения интересов последних и их будущего в свете нравственных ценностей и шариатских норм.

Родители имеют права по отношению к своим детям, а родственники - по отношению друг к другу согласно нормам шариата.

Ст.8 Декларации провозглашает право каждого человека пользоваться своей правоспособностью как в отношении обязывания других лиц, так и в отношении принятия обязательств на себя; интересы лица, полностью или частично утратившего свою дееспособность, представляет его опекун.

Ст.9 Декларации провозглашает, чтоприобретение знаний - непреложная обязанность; общество и государство несут обязанности по предоставлению образования, обеспечению доступа к нему, гарантированию разных форм его получения и его многообразия таким образом, чтобы были удовлетворены интересы общества, а человеку была предоставлена возможность познакомиться с религией ислама и реальностями мира для их использования на благо человечества.

Каждый человек вправе требовать от любых воспитательных и образовательных институтов, включая семью, школу, высшие учебные заведения, средства массовой информации и другие структуры, чтобы они функционировали в интересах его комплексного и сбалансированного религиозного и мирского образования, нацеленного на развитие его личности, укрепление его веры в Бога, а также уважение его прав и обязанностей и их защиту.

Поскольку каждый должен следовать исламу, который является религией, выражающей природу человека, не допускается ни применение в какой-либо форме принуждения к человеку, ни использование его бедственного положения или незнания для того, чтобы заставить его изменить свою религию путем принятия другой религии или атеизма.

Исходя из принципов свободы и равенства людей, ст.11 Декларации закрепляет, что человек рождается свободным; никто не вправе порабощать, унижать, подчинять или эксплуатировать его; человек подчиняется и поклоняется только Всевышнему Богу. В этой связи Декларацией провозглашается, что наихудшим видом порабощения является колониализм в любой форме и в силу этого категорически запрещается. Страдающие от колониализма народы имеют полное право на освобождение от него и на самоуправление. Все государства и нации обязаны помогать таким народам в их борьбе за ликвидацию всех форм колониализма и оккупации. Все народы имеют право на сохранение своей независимой индивидуальности и на полное распоряжение своими природными богатствами и ресурсами.

Ст.12 Декларации провозглашается право каждого человека с учетом исламского шариата свободно передвигаться и избирать место своего проживания в своей стране или вне ее. В случае притеснения он вправе искать убежище в другой стране, а страна, к которой он обратился за убежищем, обязана оказывать ему содействие и покровительство, пока ему не будет гарантирована безопасность, кроме случаев, когда причиной обращения за предоставлением убежища стало совершение деяния, являющегося преступлением в соответствии с законом.

Среди социальных прав Декларация особо выделяет право человека на труд. «Труд является правом, которое государство и общество должны гарантировать каждому трудоспособному, - отмечается в ст.13 Декларации; - человек вправе свободно выбирать приемлемое для себя занятие, удовлетворяющее его собственные потребности и интересы общества». В этой связи Декларация провозглашает, что человек имеет право на безопасные и здоровые условия труда, а также на все иные социальные гарантии, запрещая поручать работнику выполнение такой работы, которая превышает его возможности, а также принуждать его к труду, чрезмерно эксплуатировать его или причинять ему вред. Вне зависимости от пола работник имеет право на безотлагательное получение справедливой оплаты за свой труд, а также на отпуска, надбавки и продвижение по службе, которые он заслуживает. В свою очередь, работник должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои трудовые обязанности. В случае разногласий между работниками и работодателями государство должно активно и беспристрастно участвовать в разрешении конфликта, предупреждать злоупотребления, утверждать право и следить за тем, чтобы стороны в конфликте следовали справедливости.

Социальная направленность Декларации подтверждается и ст.14 этого исторического документа, провозглашающей: «Человек имеет право на всё, приобретенное им правовым путем, не допуская при этом установления монопольного права, обмана или причинения вреда себе или другим людям; ростовщичество категорически запрещено». Исходя из этого, в ст.15 Декларации отмечается, что каждый человек имеет право на приобретение в собственность имущества на правовых основаниях, а также на пользование своими имущественными правами таким образом, чтобы при этом не причинялся вред ни ему самому, ни другим людям или обществу; изъятие собственности допускается только при необходимости в интересах всеобщей пользы и при условии немедленного предоставления справедливой компенсации. Конфискация имущества и наложение ареста на него допускается только при наличии законного основания.

Отражая происходящие в мире изменения в информационной сфере, ст.16 Исламской Декларации провозглашает: «Каждый человек вправе пользоваться результатами своего научного, литературного, художественного или технического творчества; он имеет право на охрану своих интеллектуальных и материальных интересов, вытекающих из этого творчества, при условии, что оно не противоречит нормам исламского шариата».

Как в перечень общечеловеческих ценностей, так и в общую исламскую систему ценностей и принципов ислама вписываются и нормы ст.17 Декларации, провозглашающей:

а) каждый человек имеет право на то, чтобы жить в среде, свободной от моральной порчи и разложения, позволяющей ему формировать свою личность в нравственном отношении, а общество и государство должны обеспечить ему такое право.

б) Каждый человек имеет право на охрану здоровья и социальную защиту, что является обязанностью общества и государства, которые должны обеспечить такое право путем создания соответствующих публичных служб в рамках имеющихся у них возможностей.

в) Государство обеспечивает каждому человеку право на достойную жизнь, которая позволяет удовлетворять в достаточном объеме потребности самого человека и находящихся на его иждивении лиц; эти потребности включают питание, одежду, жилье, образование, медицинское обслуживание и иные основные нужды.

Вышеуказанным положениям Декларации коррелируют и нормы ст.18 этого документа:

а) человек имеет право существовать, не опасаясь за свою жизнь, религию, семью, честь и достоинство, собственность.

б) Человек имеет право на полную самостоятельность в своей частной жизни во всем, что касается его жилья, семьи, имущества и связей; запрещается следить за ним или контролировать его поведение, а также причинять вред его репутации; человеку должна гарантироваться защита от любого насильственного вмешательства в его частную жизнь.

в) Жилище пользуется неприкосновенностью в любом случае; запрещается входить в него без разрешения хозяина и без законного основания; запрещаются разрушение жилища, его конфискация или принудительное выселение из него проживающих в нем лиц.

Статья 19 Исламской Декларации провозглашает равенство людей перед законом:

а) люди равны перед законом, будь они властителями или подвластными;

б) право обращения в суд гарантировано всем;

в) правовая ответственность в своей основе носит личный характер;

г) нет ни преступления, ни наказания за исключением тех, которые определяются положениями исламского шариата;

д) обвиняемый является невиновным, пока его вина не доказана в ходе справедливого судебного разбирательства, в котором ему обеспечиваются все необходимые гарантии защиты своих прав.

В полной мере соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека и положения ст.20 Декларации, провозглашающей, что человек не может подвергаться аресту, ограничению его свободы, высылке или наказанию без законного основания; он не может быть подвергнут физическим или психическим пыткам, а также какому-либо жестокому, унижающему или отрицающему человеческое достоинство обращению; никто не может подвергаться медицинским или научным экспериментам, иначе, как с собственного согласия, и при условии, что его жизнь и здоровье не подвергаются опасности; не допускается принятие чрезвычайного законодательства, предоставляющего такие полномочия исполнительным органам.

С учетом вышеуказанного, ст.21 Декларации запрещает захват людей в качестве заложников, в какой бы форме и в каких бы целях он ни осуществлялся.

Согласно положениям ст.22 Декларации, каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения в форме, не противоречащей шариатским принципам:

81 Правовые проблемы Женщин.
В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. За годы независимости Казахстан также достиг прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Законом от 29 июня 1998 года № 248 Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины».

В 2003 году принята Концепция гендерной политики, разработана Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан и т.п. Государством принимаются все меры по защите прав женщин, совершенствованию и улучшению их правового положения с учетом современных реалий и имеющихся проблем.

В настоящее время Республикой Казахстан сделано многое в вопросе обеспечения и защиты прав женщин. Основные положения о правах женщин нашли отражение в Конституции, Республика Казахстан подписала основные международные пакты и договора, касающиеся прав женщин.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года №89 утвержден предлагаемый доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Пятый периодический доклад Республики Казахстан о ходе выполнения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее - Конвенция) представляется в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с руководящими принципами в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека, опубликованными в 2008 году.

Проект доклада подготовлен рабочей группой при Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан (далее - Национальная комиссия), утвержденной Государственным секретарем Республики Казахстан. В ее состав вошли депутаты Мажилиса Парламента, члены Национальной комиссии, представители министерств, ведомств, неправительственных организаций

Проведена общественная экспертиза данного документа через организацию встреч и круглых столов с широким участием представителей институтов гражданского общества, не вошедших в рабочую группу. Кроме того, проект доклада рассмотрен на заседании Национальной комиссии 24 ноября 2017 года, а также совместно с Программой развития ООН в Казахстане проведена публичная презентация проекта доклада с общественным обсуждением при участии международных организаций на диалоговой площадке по человеческому измерению КСО при МИДе («ДПЧИ», 30 ноября 2017 года), а также на заседании Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента (12 декабря 2017 года).

В основу доклада вошел аналитический материал, представленный всеми министерствами и ведомствами, комиссиями по делам женщин и семейно-демографической политике при акимах гг. Астаны, Алматы и областей, с учетом заключительных замечаний по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Казахстана Комитета по СИДО.

Настоящий пятый периодический доклад содержит информацию об основных изменениях и прогрессе, достигнутых Казахстаном в сфере обеспечения экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав женщин на равноправной основе с мужчинами за отчетный период 2011 - 2017 годы в целях реализации Конвенции. Доклад состоит из двух основных частей: часть І доклада содержит общую информацию о Республике Казахстан, населении, политической структуре и законах, защищающих права человека, а также описание мер по повышению сознания общества и властных структур в области прав человека, содержащихся в различных правозащитных инструментах; часть II содержит специальную информацию в соответствии с положениями Конвенции, о действующих конституционных, законодательных, административных и других мерах, достигнутом прогрессе, существующих препятствиях и намечаемых шагах по ее дальнейшей реализации.

Кроме Конвенции, Казахстан также привержен ряду международных обязательств, в том числе Пекинской декларации и платформе действий, целям в области устойчивого развития. Реализация политики равноправия по признаку пола основана на принципах комплексного гендерного подхода, предполагающего всеобъемлющее определение равенства, оценивающее многообразие и существование различий. По результатам RIA MAPS Mission 2016 года (быстрая комплексная оценка) - 61 % задач Целей устойчивого развития ООН включены в национальные и отраслевые планы и стратегии в Казахстане.

По итогам 2017 года в индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума Казахстан находится на 52 месте среди 144 стран. По показателю «экономическое участие и возможности женщин» - 30 место, по «уровню образования» - 48 место, «индексу здоровья» - 36 место, «политическое продвижение» - 93 место

 

82. Презумпция - это положение, устанавливающее наличие фактов или событий без полного доказательства их существования. Слово (praesumptio) имеет латинское происхождение и буквально переводится как «предположение», «предварение». В связи с этим думается, что справедливым было бы следующее определение вышеуказанного правового положения: презумпция представляет собой предположение о существующих или существовавших отношениях между событиями или явлениями, которые признаются (презюмируются) истинными, пока не найдены или открыты другие виды отношений.

Представляется, что данные положения необходимы там, где при известных обстоятельствах нет возможности достигнуть полного и абсолютного доказательства явлений и обстоятельств, и в связи с этим приходится довольствоваться лишь вероятностными заключениями и выводами.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо указать причины введения и применения правовых презумпций в праве.

Во-первых, они способны ускорить разбирательство по делу, освобождая сторону от представления доказательств по делу.

Во-вторых, презумпции необходимы, чтобы преодолеть процессуальные пробелы и тупики.

В-третьих, некоторые презумпции основаны на преобладании вероятности чего-либо. Так, в определенных случаях предполагается, что одна сторона осуществляет обычное поведение, а от другой стороны требуется привести достаточные доказательства обратного.

В-четвертых, в некоторых категориях дел (гражданские дела о признании отцовства, уголовные дела об изнасиловании, административные дела о мелком хулиганстве) существуют сложности в обеспечении законных компетентных доказательств.

В-пятых, иногда одна сторона обладает специфическими средствами доступа к доказательствам или специфическими знаниями о фактах (например, инспекции МНС РФ по делам о налоговых правонарушениях).

В-шестых, некоторые презумпции желательны для общества, поскольку они выступают своеобразными социально-правовыми регуляторами [33, с. 7], и как особые приемы правового регулирования они оказывают существенную помощь при возникновении сложных по своей правовой природе ситуаций.

В-седьмых, многие, если не все, презумпции поддерживаются двумя или более предшествующими [39, р. 24].

Прежде чем рассматривать вопросы содержания и места принципа презумпции невиновности среди принципов права, приведем несколько вариантов выражения презумпции невиновности, появившихся в разные периоды и представленных преимущественно благодаря представителям отраслевых исследований: «Обвиняемый предполагается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное» [20, с. 182], «Всякий обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке» [27, с. 183], «Всякое лицо предполагается невиновным до тех пор, пока не доказана его виновность» [38, с. 114], «Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную

силу приговором» [17, с. 44], «Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [24, с. 10] (аналогичное этому определение дает и И.А. Ли-бус [14, с. 56]), «Всякое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, рассматривается государством - субъектом уголовно-правового наказания - как невиновное до тех пор, пока его виновность не будет доказана и подтверждена приговором суда, вступившим в законную силу»1, «Обвиняемый не считается виновным, пока его виновность не доказана в установленном законом порядке» [3, с. 94], «Закон считает обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [4, с. 73], «Лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [9, с. 24].

Также приведем несколько вариантов выражения понятий презумпции невиновности, появившихся в теоретических исследованиях современных российских ученых. Так, профессор И.Н. Синякин указывает, презумпция невиновности гражданина - это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (см.: [31, с. 604]).

По-разному формулируют презумпцию невиновности не только различные ученые ([19, с. 18], аналогично презумпция невиновности определяется Ч.С. Касумовым в его работе [8]), но и многие авторы словарей.

Обратимся к «Энциклопедическому словарю» под редакцией Б.А. Введенского, где презумпция невиновности определена как термин, означающий, что гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, считается невиновным до вынесенения судом обвинительного приговора. В «Энциклопедическом словаре правовых знаний» презумпция невиновности определена как положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным до

тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. 7Примерно такой же вариант определения дается в «Советском энциклопедическом словаре». В «Большой советской энциклопедии» указано, что обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до вынесения судом обвинительного приговора или до вступления его в законную силу.

Понятие презумпции невиновности формулируется во многих признаваемых Россией международно-правовых документах. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. она сформулирована следующим образом: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» [15, с. 25

 

84.  Политико-правовые проблемы прав и свобод личности в условиях цифровой трансформации современного общества.

85. Как показал исторический опыт мало провозгласить определенные права и свободы - главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. Сегодня с одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность естественных прав и свобод человека, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Существование этой проблемы признает и Президент РФ. В своем ежегодном послании федеральному собранию РФ В.В. Путин особенно подчеркивает: «Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. К слову, из почти 500 тыс. обращений во время телевизионного интервью почти три четверти - это жалобы граждан на разные формы административного произвола».1 И далее Президент еще не однократно останавливался на данной проблеме: «Да, отечественная правовая система находится в стадии формирования. И сегодня нам приходится принимать много законов - для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Между тем, даже это не может оправдать, что принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются.

1 Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// «Российская газета» 19 апреля. 2002 г.

Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу».1

Анализ тенденций развития прав и свобод человека показывает сложный и противоречивый путь их реализации. Каждый новый этап развития человечества порождает новые трудности; человечество не только не должно ослаблять борьбу за права и свободы человека, но объединять свои усилия для преодоления новых возникающих антигуманных ситуаций, ибо без осуществления прав человека невозможно устойчивое развитие современной России. Эта проблема разрешима только политико-правовыми средствами.

Вместе с тем новизна основ конституционного строя, принципиальные перемены в законотворческой и правоприменительной практике последних лет потребовали переосмысления ряда ключевых теоретических положений о правовом статусе личности, новых научных обобщений и выводов, касающихся сферы реализации прав и свобод граждан.

Все это предопределило выбор темы диссертационного исследования, структуру и содержание раскрываемых в нем.


86.

 

Известно, что защита прав и свобод граждан - не единственная функция государства: помимо всего прочего оно заинтересовано в своей целостности, неприкосновенности, суверенитете, в экономическом процветании и политической стабильности[2, с.52]. Обусловленная асимметричной структурой общества роль государства как социально-политического арбитра заключается в предоставлении определенных гарантий одним и установлении ограничений для других[2, с.52]. Поэтому и судебная власть всей своей деятельностью, в том числе применением к виновным наказания, осуществляет защиту основ конституционного строя и безопасности государства от преступных посягательств, что не дает оснований для противопоставления судебной защиты прав и свобод личности защите основ государственного строя и безопасности государства! Л, с.28-40].

В такой ситуации возрастает потребность в развитии общественных институтов, в той или иной мере реализующих правозащитную функцию.

Ярким примером решения данного вопроса является деятельность неправительственных организаций (НПО). На современном этапе развития правовых отношений НПО являются неотъемлемой частью непосредственной и представительной демократии развитых и развивающихся стран.

Термин «неправительственнаяорганизация» воспринят из зарубежной правовой практики и соответствует принятому в международной жизни неправительственному движению поддержки социальных программ населения[3, с. 11].

Существует подтвержденный практикой демократического строительства тезис, что в условиях, когда демократическая система государства еще не получила своего развития, гражданское

87. Правовое государство и некоторые особенности его формирования

Правовое государство является одной из центральных и актуальных тем юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. В прошлом отношение к государству и праву было иное, был классовый подход к этим категориям. Правовое государство было государством «антисоциалистическим», «буржуазным». И только в 80-е годы ХХ века вновь приобретает популярность теория правового государства. Но это социалистическое правовое государство, где оно выступает в качестве формы и внутренняя структура новых экономических отношений социализма, в центре которых – социалистический производитель, он же – социалистический потребитель. В условиях перестройки идея социалистического государства означала освобождение гражданского общества от тоталитарного огосударствления, становление его как свободной от государственной опеки, самоуправляющейся ассоциации свободных производителей.

В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка.

88.
В соответствии с Конституцией Казахстан позиционирует себя как социальное государство, гарантирующее социально-экономические и культурные права граждан и строящее свою политику с учетом интересов всех социальных слоев и групп.

Конституция РК декларирует нормы и принципы социального государства, провозглашает социальные права как неотъемлемый атрибут свободного развития личности, тем самым обусловливая значительную ответственность государства в решении социальных проблем [1].

Появление в Конституции норм социального государства обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, сегодня подобные положения прямо или косвенно зафиксированы в Конституции многих стран и подобная форма записи является данью требований времени со стороны Казахстана; во-вторых, социальная трансформация и, прежде всего, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикальных изменений, принципов социальной политики, а также подходов к их реализации; в-третьих, казахстанцам, пережившим шок радикальных реформ, наиболее привлекательна идея такого общества, в котором была бы раскрепощена личная инициатива, позволяющая достигать высокого материального и социального статуса, и при этом гарантировалось бы качественное социальное обеспечение и высокая степень социальной защищенности.

Несмотря на то, что нынешняя экономическая ситуация не позволяет говорить о том, что в Казахстане уже сформировано социальное государство, сам факт провозглашения республики социальным государством говорит о том, что интересы, потребности граждан, народа в целом являются главным приоритетом в преобразовании общественной жизни.

Можно сказать, что деятельность социального государства, прежде всего, связывается с удовлетворением материальных, социальных, духовных потребностей и интересов личности. В свою очередь, удовлетворение последних предполагает реализацию всех прав и свобод человека. Только такой подход в решении социальных вопросов может характеризовать Республику Казахстан как социальное государство [2].

В Конституции РК нет приоритета осуществления прав и свобод граждан в какой-то определенной сфере жизни, будь то политические или социальные. Как это и принято в цивилизованном обществе, все права и свободы, закрепленные государством, должны обеспечиваться в полном объеме. Становление социального государства в Казахстане — это провозглашение и реализация «второго поколения» (нового поколения) прав человека — социально-экономических и культурных.

Исходным критерием социального государства стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Государство берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Становление и развитие такого социально-политического и правового феномена, как социальное государство, является закономерным этапом в развитии человеческой цивилизации, знаменующим собой не просто расширение социальных функций государства, но и принятие современным государством на себя ответственности за благополучие своих граждан.

Рассматривая эволюцию и перспективы развития социального государства, необходимо обратить внимание на те положительные и отрицательные эффекты деятельности государства в решении социальных проблем, что в дальнейшем позволяет определить критерии, формирующие оптимальный уровень социальной ответственности.

Сторонники и идеологи различных моделей социального государства отмечают, что рыночный механизм, не обеспечивая относительное равенство шансов и возможностей в стремлении к высокой экономической эффективности, провоцирует социальную напряженность в имущественной, трудовой, экологической сферах, что впоследствии угрожает перспективе развития страны, в том числе создает угрозу смены политического курса и политической элиты. Государство вынуждено брать на себя «бразды правления» — и в этом положительный эффект государственного вмешательства в экономику.

Но есть и противоположный взгляд на социальное государство, то есть в целом негативное отношение к нему. Так, российский исследователь А.А. Алексеев, критикуя социальное государство с либерально-демократических позиций, квалифицирует его как аналог социалистического государства. Другой российский исследователь Ю. Кузнецов отмечает, что социальному государству свойственна тенденция к увеличению численности получения пособий и росту суммарных выплат, то есть к отвлечению всевозрастающего количества людей и ресурсов от производительной деятельности к непроизводительному потреблению [3].

Социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ в. Немцы не желают менять работу и

место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14, 2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2, 6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образования вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и прочие ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет [4]. Таким образом, в социальном государстве актуальным становится вопрос о том, является ли в современных условиях оно благом.

Для Казахстана наиболее приемлемо следующее понимание:

Социальное государство — государство, обязанностью которого является создание достойных человека условий жизнедеятельности, реализация закрепленных в Конституции и других законодательных актах Республики Казахстан прав и свобод, воплощающих интересы и потребности граждан и руководствующихся принципами гуманизма и взаимной ответственности [5].

Сегодня, по всей вероятности, сложно говорить о казахстанской модели социального государства, но вместе с тем можно отметить некоторые особенности ее становления:

во-первых, казахстанская модель модернизации по принципу «сначала — экономика, а затем — политика» способствовала «смягчению» шоковой терапии рынка на разных этапах его появления и функционирования. Формирование рыночной экономики в Казахстане и процесс трансформации прежней социальной политики были синхронны;

во-вторых, несмотря на то, что в ходе шоковых реформ проявились разрушительные экономические и социальные тенденции, оптимизм вызывает то обстоятельство, что реформирование казахстанского общества заложило определенный фундамент модернизации социальной политики. Сегодня в Казахстане принят целый пакет законов, содержащих в себе гарантии осуществления прав и свобод граждан. Наличие законодательных актов — это еще не показатель благополучия, однако их содержание и начатая в стране реализация позволяют говорить, что работа по формированию социального государства уже начата;

в-третьих, одним из принципиальных просчетов проводимой в 1990-е гг. социальной политики является то, что человек труда практически выпал из поля ее зрения. Возможность полноценного экономического роста ограничена, если не будет осуществляться активная социальная политика,

направленная на качественное развитие человеческого капитала. Это означает необходимость признания государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого фактора (в первую очередь путем установления справедливых условий и гарантий оплаты труда). Пока не будут созданы условия для высокоэффективного и производительного труда, невозможно решение проблем семейной политики, пенсионного обеспечения, выплат различного рода пособий, реформирования образования, здравоохранения и др.;

в-четвертых, уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня значительно превышает его реальные возможности. В связи с этим власть должна постоянно разъяснять гражданам изменившуюся роль государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров ее ответственности, разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой, демонстрируя при этом политическую и финансовую открытость.

Сегодня социальная политика, как правило, сводится к распределению и перераспределению государственных бюджетных средств, оказанию разного рода социальных услуг, установлению нормативов, стандартов и т.д. Как подчеркивает Президент РК Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050», государство должно нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества, в том числе и за те риски и негативные последствия, которые являются неизбежными спутниками реализации любых социальных программ, так как мощные и дорогостоящие социальные программы поддержки малоимущих, безработных, других социально ущемленных групп плодят настроения иждивенчества, нежелания включаться в систему общественно полезной деятельности [6].

В моделях экономического поведения отдельных индивидов и социальных групп населения Казахстана можно выделить три основных типа стратегии: выживание, адаптация и преуспевание. Очевидно, что большая часть населения балансирует между двумя первыми стратегиями экономического поведения, и лишь незначительный слой строит свои жизненные планы на экономических стратегиях преуспевания [7].

Сегодня социальная политика не сложилась еще как важнейший социальный институт казахстанского общества, обеспечивающий целостность, устойчивое функционирование и развитие общественного организма, а также личностную самореализацию каждого индивида. Она, по существу, не интегрирована в экономическую, политико-идеологическую и ценностные структуры нашего общества, что, в свою очередь, порождает отсутствие эффективных механизмов принятия и исполнения управленческих решений.

Социальное государство ориентировано на развитие рыночного хозяйства частной собственности конкуренции предприимчивости. Не уравнительное распределение благ, а обеспечение каждому достойных

условий жизни, в первую очередь за счет развития производства, его эффективности, индивидуальной ответственности и активности.

Перед социальным государством и социальной политикой, в рамках которой осуществляются его принципы, не стоит задача создания абсолютной социальной справедливости. Они призваны обеспечить социальную компенсацию в такой степени, чтобы вследствие неравномерного распределения ресурсов не возникали социальные конфликты, не происходила правовая, социальная и культурная изоляция определенных социальных групп.

Глава государства отмечает, что в Казахстане заложено социально-ориентированное общество. Как показывает мировой опыт, идеальной и универсальной модели социальной политики нет, так же как и нет ни одного общества, где все граждане были бы удовлетворены существующей социальной системой [8].

Становление и развитие социального государства для каждой страны индивидуально, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Необходима социальная помощь, поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи). Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. Должно быть так, что при любой зарплате работать существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.

Глава государства в программе «План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» указывает на оптимизацию социальной помощи через усиление ее адресного характера. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации [9].

Таким образом, социальное государство является залогом обеспечения гражданам достойных условий жизни, но может и негативно влиять на социальное благополучие, поэтому важно, чтобы социальное государство шло в ногу со временем, отвечая требованиям условий функционирования современных стран [10].

89. 89. Проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Проблем нет

90. Права человека и политика. Приоритет прав человека по отношению к политике.

Надо разграничить понятия

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь