Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проверка схемы по сценарию



При проверке пользовательских сценариев по полной схеме системы было установлено, что внутренняя логика системы работает, тупиковых ситуаций не выявлено, все поставленный задачи пользователь сможет решить. Проект интерфейса программы готов к конструированию и реализации.

Контрольные вопросы

 

  1. Из каких этапов состоит проектирование интерфейса?
  2. Какие существуют способы определения необходимой функциональности приложения?
  3. Что такое пользовательский сценарий?
  4. В чем заключается проектирование общей структуры системы?
  5. Какие существуют виды связей между блоками?
  6. В чем заключается суть метода оценки интерфейса GOMS?
  7. Как создается глоссарий?
  8. Что проверяется на заключительном этапе проектирования системы?

 



Практическая работа №2

Тема: Создание первой версии прототипа пользовательского интерфейса.

Цель: Научиться конструировать первую версию прототипа интерфейса будущего приложения.

Ход работы.

Теоретическая часть

Необходимо нарисовать на бумаге все экраны и диалоговые окна будущего приложения. При этом нужно убедиться, что все интерфейсные элементы выглядят единообразно и похожи на реальные. На первом прототипе можно тестировать восприятие системы пользователем и её основную логику. После обнаружения каждой ошибки схема и прототип исправляются, а тестирование продолжается уже на новом прототипе. Так что на этом этапе прототип может пережить множество исправлений и, соответственно, много версий.

Практическая часть

Основываясь на результатах работы в практической работе №1, сконструируйте первый прототип интерфейса вашего будущего приложения. Для конструирования можно использовать любой известный графический редактор или программу- конструктор.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существуют версии прототипа?

2. Что подразумевает постановка задачи при тестировании прототипа?

3. В чем заключается процесс тестирования прототипа путем наблюдения за пользователем?

4. В чем заключается метод наблюдения «мыслим вслух»?

5. Какие Вы знаете способы проверки качества восприятия?

6. Какие особенности оформления командной кнопки Вы знаете? (графическое оформление, надписи, использование кнопок в интернет-приложениях)

7. Оформление чекбоксов и радиокнопок (расположение кнопок и подписей к ним, группировка, текст подписей)

8. Оформление списков, полей ввода и комбобоксов.

9. Назначение и применение счетчиков и трекбаров.

10. Оформление и типы меню, выбор типа меню. Глубина меню, группировка и разделение элементов.

11. Типы окон, оформление элементов окна (строка заголовка, панель инструментов, кнопки, полосы прокрутки, вкладки). Переходы между окнами.



Практическая работа №3

Тема: Выполнение количественного анализа интерфейса разработанного приложения.

Цель: Научиться анализировать разработанный интерфейс приложения.

Ход работы.

Теоретическая часть

 

Критерии качества интерфейса пользователя

Существует четыре основных критерия качества любого интерфейса, а именно:

- скорость работы пользователей,

- количество человеческих ошибок,

- скорость обучения,

- субъективное удовлетворение пользователей (подразумевается, что соответствие интерфейса задачам пользователя является неотъемлемым свойством интерфейса).

 

Скорость выполнения работы

Длительность выполнения работы пользователем состоит из следующих составных частей:

- длительности восприятия исходной информации;

- длительности интеллектуальной работы (в смысле – пользователь думает, что он должен сделать);

- длительности физических действий пользователя;  

- длительности реакции системы.

Количественный анализ интерфейса

Количественные методы помогают свести спорные вопросы в оценке качества интерфейса к простым вычислениям.

Одним из лучших подходов к количественному анализу моделей интерфейсов является классическая модель GOMS ( the model of goals, objects, methods and selection rules) - модель целей, объектов, методов и выбор правил.

Время, требуемое для выполнения какой-то задачи системой пользователь-компьютер, является суммой всех временных интервалов, которые потребовались системе на выполнение элементарных жестов, составляющих данную задачу.

Лабораторным путем установлены стандартные средние интервалы для некоторых жестов, выполняемых различными пользователями:

- Нажатие на клавишу клавиатуры (К): 0, 3 сек

- Нажатие на кнопку мыши (М): 0, 1 сек

- Перемещение курсора мыши (П): 1, 1 сек

- Взятие или бросание мыши (В): 0, 4 сек

- Перемещение руки с клавиатуры на мышь или наоборот (Н): 0, 4 сек

- Продолжительность выбора действия (Д): 1, 2 сек

 

Пример расчета

 

Рассчитать время решения для задачи перевода температуры из шкалы по Цельсию в шкалу по Фаренгейту для интерфейса, отображенного на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Окно приложения для перевода температуры из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта

 

Для перевода температуры в данном приложении необходимо выполнить следующие операции:

- Взять мышь (В);

- Выбрать действие (Д)

- Перемещение курсора к необходимому переключателю в группе (П);

- Нажатие на необходимый переключатель с помощью кнопки мыши (М);

- Перемещение рук снова к клавиатуре (Н);

- Ввод 2-х символов (КК);

- Нажатие клавиши < Enter> (K).

Теперь сложим операторы и вычислим сумму времен:

В+Д+П+М+Н+К+К+К=0.4+1.2+1.1+0.1+0.4+0.3+0.3+0.3=4.1 (сек)

 

Роль человеческих ошибок

 

Важным критерием эффективности интерфейса является количество человеческих ошибок.

Под словосочетанием «человеческая ошибка» нужно понимать «действие пользователя, не совпадающее с целью действий этого пользователя».

Наибольшее количество человеческих ошибок при пользовании ПО раскладывается на четыре типа (сильно упрощенно, разумеется):

Ошибки, вызванные недостаточным знанием предметной области.

Опечатки

Ошибки, вызванные не считыванием показаний системы,

Моторные ошибки,

При борьбе с ошибками нужно направлять усилия на:

- плавное обучение пользователей в процессе работы

- снижение требований к бдительности

- повышение разборчивости и заметности индикаторов.

- снижение чувствительности системы к ошибкам.

Для этого есть три основных способа, а именно:

- блокировка потенциально опасных действий пользователя до получения подтверждения правильности действия

- проверка системой всех действий пользователя перед их принятием

- самостоятельный выбор системой необходимых команд или параметров, при этом от пользователя требуется только проверка.

 

Роль обучения пользователя

В традиционной науке о человеко-машинном взаимодействии роль обучения операторов чрезвычайно велика. Мало того, что в дополнении к самой системе разрабатывается методология обучения её будущих пользователей, так еще и разрабатываются нормативы на пользователей, и если человек будет сочтен неподходящим, к системе его просто не допустят. Напротив, с ПО и сайтами ситуация принципиально иная: как цель ставится возможность работы с системой для любого человека, независимо от его свойств и навыков, при этом целенаправленное обучение пользователей, как правило, не производится. Всё это делает проблему обучения пользователей работе с компьютерной системой чрезвычайно важной.

Обычно считается, что в случае ПО есть два способа повысить эффективность обучения, а именно бумажная документация и «оперативная справка». Но существуют более эффективные способы. Рассмотрим некоторые их них.

Метафора. Научить пользователя работать с системой можно применением метафоры, которая позволяет пользователю не создавать новую модель, а воспользоваться готовой моделью, которую он ранее построил по другому поводу (например, для графической программы слои можно представлять как положенные друг на друга листы стекла).

Аффорданс. В современном значении этого термина аффордансом называется ситуация, при котором объект показывает субъекту способ своего использования своими неотъемлемыми свойствами.

 

 

Рисунок 2 - Аффорданс в дизайне кухонной плиты (слева – без аффорданса, в центре и справа варианты с аффордансом)

 

Практическая часть

 

Рассчитать время решения задачи по варианту (на основе практических работ №1, 2).

 

Контрольные вопросы.

 

1. Перечислить критерии качества интерфейса.

2. Из чего состоит длительность выполнения работы пользователем?

3. Что понимают под термином «человеческая ошибка»?

4. Перечислить типы ошибок.

5. Как минимизировать число ошибок?

6. На каких пользователей расчитывается разрабатываемое ПО?

7. Перечислить средства обучения?

8. Что такое аффорданс?

9. Что такое метафора?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь