Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивидуальная психология А. Адлера (основные положения, расхождения с Фрейдом,



достижения, критика).

Индивидуальная психология рассматривает человека как целостную и целенаправленную личность, которая проявляется в рано возникающем жизненном стиле.

Жизненный стиль не врожден, а формируется на основе: а) ранних эмоциональных взаимосвязей, из которых вырастает затем чувство общности; б) рано возникающего в отношениях с другими чувства самозначимости.

В положительном варианте развития эти чувства проявляются как 1) уверенность в себе, в своих силах; 2) доверие к человеку, сочувствие и соучастие. Эти чувства являются условием начала любой продуктивной деятельности.

Чувства самозначимости и общности диалектически взаимосвязаны. Так, нарушение чувства доверия ведет к изоляции, снижает чувство самозначимости, что, в свою очередь, ведет к отношениям борьбы, порождает иллюзию превосходства.

Чувство неполноценности, связанное с естественной слабостью человека как организма, не всегда является достаточно осознанным, часто оно проявляется лишь в стремлении к отсрочке, к уклонению от выполнения предстоящих задач. Главными задачами жизни у Адлера считаются три: 1) отношение к людям, 2) отношение к труду, 3) любовь.

Неразвитое или разрушенное чувство общности ведет к психической или социальной деградации личности. В этом случае компенсация неполноценности приобретает социально негативный характер. В связи с этим только развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.

Можно выделить как минимум три группы принципиальных различий между теориями Фрейда и Адлера.

1. Признавая ведущее значение сферы бессознательного, Адлер в то же время указывает на относительность границы между со знанием и бессознательным. Более того, он отмечает, что между этими сферами существуют постоянные взаимопереходы, зависящие от характера стоящих перед человеком задач и этапа их разрешения.

2. В отличие от Фрейда Адлер не считает исходные влечения генотипическим инстинктом, а предполагает лишь их потенциальную заданность.

3. Адлер категорически отказался от сексуального влечения как исходной мотивационной тенденции, конституирующей основы личности.

Трактовка концепции Адлера как фрейдистской обедняет содержание индивидуальной психологии, в лучшем случае придавая ей эклектический характер. Задача данной работы предполагает как раз выход за рамки такого ее традиционного толкования и демонстрацию того, что отход Адлера от учения Фрейда является не частным, а принципиальным, конституирующим моментом становления индивидуальной психологии. В то же время решение этой задачи неизбежно требует развернутого изложения понятийного и методического аппарата А. Адлера, основных вех развития его творчества.

Как известно, создатель индивидуальной психологии А. Адлер (1870—1937) некоторое время работал совместно с 3. Фрейдом (наиболее интенсивно в период 1902—1908 гг.). В 1911 г. Адлер прочитал на заседании психоаналитической ассоциации три доклада, в которых отметил пункты согласия с Фрейдом и более многочисленные пункты различия позиций. Как оказалось позднее, расхождения эти образовали непреодолимую пропасть. Произошел разрыв2.

Изложение Адлером собственного позитивизма 1911 г. и стало началом индивидуальной психологии. К Адлеру примкнули многие видные медики, психологи, педагоги. Индивидуальная психология наряду с психоанализом получила значительное развитие. С 1922 г. стал выходить специальный журнал, начали проводиться международные конгрессы, издавалась многочисленная литература.

31. Психология неофрейдизма (" женская психология" К. Хорни, гуманистический психоанализ Э. Фромма).

Неофрейдизм - обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., истоком которого были идеи З.Фрейда. Его крупными представителями являются К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен.

Его появлению способствовал новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфически невротические симптомы. Это были прежде всего представители деловых кругов, практиков, специалистов профессионалов, служащих. Они в первую очередь испытали влияние депрессии 30-х годов, последовавшей за экономическим кризисом 1929 года. Эти трудности отразились в судьбе каждого человека. Поэтому для анализа причин заболевания было недостаточно погрузиться в личные семейные драмы, ограничиться миром «Я» и семьи. В результате учета действия этих новых факторов и возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа. Неофрейдизм представлен следующими основными направлениями:

• Э.Фромм: Гуманистический Психоанализ

• Карен Хорни: тревожность и концепция Я

• Гарри Стэк Салливен: межличностная психиатрия

• Жак Лакан: структурный психоанализ

Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа».. По Фромму, характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность. Здесь главная роль принадлежит семье, но после окончания периода детства общество продолжает активно влиять. В связи с пониманием решающей роли общества и в соответствии с центральной установкой, по которой человек должен находиться в центре общества и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая и политическая деятельность. Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. Он пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления.

Как считает Хорни, человек обладает неким реальным " я", требующим благоприятных условий для его реализации. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего реального " я". Хорни различала защитные стратегии двух видов: межличностные, которые мы используем в общении с людьми, и интрапсихические, которыми мы оперируем для самих себя. Хорни описала межличностные стратегии в работе " Наши внутренние конфликты" и интрапсихические - в " Неврозе и человеческом развитии".

" Реальное " я" - это то, на что мы ссылаемся, когда говорим, что хотим найти себя... Это возможное " я" - в противоположность идеальному " я", недостижимому в принципе" (Horney, 1950, р. 158).

Реальное " я"

Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального " я" в результате подавляющего воздействия окружения. Цель терапии - " восстановить личность для самой себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом" (1939, р. 11). Реальное " я" (the real self) - не фиксированная сущность, а ряд врожденных возможностей. К ним относятся темперамент, таланты, способности и склонности. Они являются частью нашей наследственности, и для их развития необходимы благоприятные условия. Они не вырабатываются в процессе обучения, так как нельзя научиться быть собой, но открыты для внешних влияний, так как реализуются через взаимодействие с внешним миром, обеспечивающим множество путей развития.

Человек может реализоваться в различных условиях по-разному, однако в детстве существует ряд условий, необходимых для будущей самореализации. Они включают " атмосферу тепла", которая дает возможность ребенку выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных людей, способных удовлетворять различные нужды ребенка. Ребенок также должен обладать " здоровым антагонизмом желаниям и воле" тех, кто находится рядом с ним. Когда неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы " воспринимать его как самостоятельную личность", у него возникает базовая тревога, мешающая ему " относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств", вынуждающая его развивать защитные стратегии.

Основные понятия, задачи и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь