Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коммуны и коммунары нашего края ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Историческая справка.Коммуны - социальные общности, противостоящие частнособственническим отношениям между людьми и стремящиеся построить жизнь своих членов на основе определенным образом понимаемой коллективной собственности. Известны следующие виды таких общностей: а) религиозные коллективистские общины. Основной их целью было совместное отправление религиозного культа, а общность имущества, совместный труд и прочие элементы коллективизма рассматривались лишь как наилучшее средство для ее достижения. Тем не менее, в некоторых из них отразились первые попытки трудящихся противопоставить эксплуататорскому строю общество, основанное на равенстве. История коммун как социальных общностей обнаруживает их противоречивость: с одной стороны, они заключают в себе идею необходимости коммунистических отношений между людьми, с другой стороны, связывают осуществление этой идеи с местными и замкнутыми социальными образованиями, когда коммунистическое общество выступает как состоящее из какого-то числа однотипных «кирпичиков». Исторически это вполне оправдано. Ведь первые коммуны возникали без коренной ломки всего старого общества и вынуждены были существовать как обособленные, в социальном отношении замкнутые и изолированные от остального мира ячейки. В действительности же тенденции социально-экономического развития состоят в интенсивном размывании всяческих перегородок между различными социальными образованиями и возрастании связей между ними. Уже на нынешней стадии развития социалистическое общество образуется не из одного, а из нескольких типов «кирпичиков» (производственные, бытовые, территориальные и другие общности), число которых обнаруживает тенденцию к возрастанию. Если учесть эти и другие объективные тенденции, то о коммуне в строгом смысле слова правомерно говорить именно как о коммунистическом обществе. В 1918 году коммуны стали создаваться и в нашем крае. На территории нынешнего поселения Гавриловский, а в те годы Патровской и Самовольно-Ивановской волостей, были организованы в посёлке Кузяево (по фамилии создателя - Кузяев)и на бывших землях писателя Толстого, названная «Земледелец». Несколько позже, в 20-е годы, коммуна организуется в посёлке Тучковский. Созданная после окончания гражданской войны, она просуществовала дольше других. Участь остальных не была завидной: постоянные набеги банд, не принявших советскую власть, способствовали их быстрому распаду. Трагическую историю коммуны «Земледелец» поведал один из её членов гавриловский крестьянин П.В. Чирьев: «Дела в коммуне шли хорошо. Коммунарам стали завидовать не только гавриловские, но и патровские мужики. Однако благополучию не суждено было долго существовать. Его подстерегла беда. Осенью 1920 года, в субботу, из посёлка Таловая Моча, что поблизости от нас, пришёл свояк председателя коммуны Афанасьев Пётр Алексеевич и сообщил неприятную новость: нынче или завтра на посёлок должна налететь банда уральских казаков и разграбить его».* В результате этого налёта погибли 4 милиционера, проезжавшие мимо коммуны. Жестоким пыткам подвергли коммунара Улинкина и двух милиционеров (двое других погибли в перестрелке). Наконец, милиционеров раздели до нижнего белья, вывели на улицу и принародно зарубили шашками… … К вечеру кровавого воскресенья бандиты собрались к отъезду, согнали народ к месту, где лежали обезображенные трупы и милиционеров и предупредили, если через два дня коммуна не будет распущена и население не покинет посёлок, то всё будет предано огню, а люди – смерти. От старого до малого. * Собирая материал для книги очерков «Чабаны», в 1940 году в Патровкежил *Чирьев П. Не поле перейти. /П. Чирьев//Степная правда. – 30 авг., 1990.
куйбышевский писатель Евгений Шаповалов. Услышав, что одного из колхозных чабанов зовут «Коммунар», он заинтересовался и поведал такую историю. - Через год – два у коммунара будет лучшая отара, - говорили про Чиликина колхозники. – Ефим Васильевич дело знает, любит и умеет хорошо организовать работу.* Коммунаром Чиликина прозвали за то, что он в первые годы революции состоял в коммуне. Весной 1921 года в посёлок нагрянула банда Серова. Чиликин находился тогда в Уральске. Серову донесли, что Чиликин - коммунист и начальник отряда по борьбе с бандитизмом. Бандиты кинулись к его избе, арестовали жену и троих детей. Детей разлучили с матерью и увели из посёлка. Захваченных коммунаров вывели на площадь, выстроили в затылок и пытались заставить молиться. Но коммунары не подчинились. Тогда к арестованным подошли два палача с обнажёнными шашками. Первой скатилась с плеч голова завхоза коммуны Тимофея Рыжкова. Коммунары умирали молча, не прося пощады. Жене Чиликина удалось вырваться из рук палачей. Ефим Васильевич вернулся в коммуну с красноармейским отрядом. Дочерей и сына он не застал в живых: после жестоких пыток бандиты зарубили их. Сколько же испытаний выпало на долю наших предков, сколько же виражей и изгибов претерпела история всего-то за четверть века: революции, мировая и гражданская войны, создание новых органов власти и… - очередной и очень страшный голод. Шаповалов Е. Чабаны. /Е. Шаповалов. – Куйбышев. Куйб. обл. изд., 1941. – 64с.: ил.
Голод 1921-1922г.г. Ещё не затихла гражданская война. Неурожай этого года подкосил и без того разорённое сельское хозяйство. Уже к осени 1921 года в губерниях, полностью поражённых засухой, голодало свыше 23 миллионов человек. Вместе же с населением районов, которых засуха коснулась частично, голодающих было 32 миллиона человек. Уже на исходе весны хлеб во многих волостях подобрали до крошки. В пищу шли солома, лебеда, колючка, жёлуди, корни, опилки, даже ветвившиеся кости. Всё это перетирали или толкли в ступе, а потом из полученной смеси, добавив для связи щепотку ржаной муки, замешивали тесто. Из него пекли «бедовую еду» - горькие лепёшки, то чёрные, как земля, то зелёные, как трава. Осень принесла массовые желудочные заболевания, случаи голодной смерти. За 4 месяца от голода и болезней в уезде умерло почти 15 тысяч человек. Фантастически подскочили цены на всё съестное. В октябре 1921 года в Самаре за пуд ржи платили 221 250 рублей, а в марте 1922 – уже более трёх миллионов. Цены на ржаную муку за это время выросли в 15 раз. Фунт ржаного хлеба весной 1922 года стоил 68 000 рублей, а за фунт пшеничного платили 132 500 рублей. За зиму в 20 раз подорожал картофель. В Патровке, как и во всём Бузулукском уезде, собрали скудный урожай, но многие семьи смогли бы «дотянуть» до нового урожая, по крайней мере, до лета. Но в стране уже с 1921 года был введён продовольственный налог, по которому государство бесплатно изымало у крестьян излишки хлеба и других продуктов, но зачастую и необходимые запасы. Не избежала этой участи и Патровка. Жители, зная, что так называемый продотряд скоро пойдёт по селу, прятали какое-то количество зерна в ямы, которые по ночам копали в сараях. Но продотряды тщательно обыскивали подворья, штыками прокалывая метр за метром двор, сарай, вскрывая погреба, подполье в доме, искали на чердаках, в банях… Если находили, могли приговорить к порке плетьми, отдать хозяина под суд, зерно же забирали в город: надо было кормить рабочих фабрик и заводов. Вот одно из воспоминаний жительницы нашего села Игумновой М.С. (1912 - 2006 г.г.), записанное с её слов в 2000 году: «Мне шёл десятый год. Мы жили с мамой, старшей сестрой и братом. У нас в работниках жил пленный австриец: таким было решение волостного правления, так как мама была вдовой. Её муж, наш отец, погиб в первую мировую войну. Мама знала, что без хлеба нам не выжить, в сарае вырыли яму и ссыпали туда пшеницу. Сверху сложили кизяки. В продотряде был кум мамы. Он её предупредил, чтобы она, как бы на неё не кричали, а то и били, стояла на своём: излишек хлеба нет. Так мы остались с небольшим запасом зерна, которого хватило на то, чтобы каждый вечер на ужин у нас была затируха. Соседи же оказались почти совсем без хлеба. Помню, как каждый вечер перед ужином к нам приходил соседский мужчина. Мама тянула с ужином, но он не уходил. Тогда она делила затируху на шестерых: нас четверо, австриец и сосед. Мужчина, поужинав, каждый раз гладил себе грудь, говоря: «Отмякло. Береги тебя Бог, соседка». Зиму мы пережили, но летом мамы не стало: голод подорвал её здоровье, и она умерла». Голоду и холоду сопутствовали страшные болезни. По воспоминаниям свидетелей тех страшных дней, каждое утро в зимние месяцы по селу проезжали на санях специально выделенные для этого люди, заходили в каждую избу и умерших за сутки людей клали в сани, чтобы отвезти их в общую яму. Везли обычно целый воз, как дрова: там рука торчит, здесь чья-то нога. Вот такие картины детства остались в памяти наших предков от этого года. Участились случаи воровства. В Патровке стали ночью уводить коров с подворья. Хозяева стали на ночь коров заводить в дом. Жила в селе семья то ли дьякона, то ли по фамилии Дьяконов, теперь точно неизвестно, о какой семье идёт речь, но фамилия такая в селе была. На ночь они завели корову и повесили на дверь колокольчик. Воры обрезали звонок и увели корову, надев ей на копыта валенки, чтобы следов не оставить. Хозяева же, проснувшись, позвали урядника и вместе с ним пошли по следам: на снегу они были видны. Корову успели зарезать и уже разделывали в бане. Увёл корову, как и предполагали, мужик, прозванный за угрюмый и жестокий нрав Бирюком. Ему помогали солдатка и её сынишка. Всех убили здесь же, не пощадили и мальчика. Окоченевший труп солдатки оставили в бане, а её свёкор, отрезая по кусочку, варил человеческое мясо и кормил семью. Страшные картины жизни голодающего народа приводит краевед Афанасьев И.П.: «Засуха 1920 года и ещё более сильная 1921 года уничтожила почти все посевы зерновых и травы. Бедняцкие семьи и большая часть середняцких уже к августу не имели в доме ни крошки хлеба, забивали истощённый скот, употребляли его в пищу, солили впрок».* Нельзя без содрогания слушать старожилов, перенёсших в то время ужасы голода. Люди ели собак, кошек – всё, что можно съесть. Много умирало голодной смертью. Семьями. В Алексеевке, например, вымерли семьи Свиридова Якова, Ильина Васияна, Ильина Ивана и др. Почти в каждом доме и каждый день появлялись мертвецы. Их некому было захоронить. Живые еле передвигали ноги. А многие скрывали умерших, не желая тотчас же лишиться мизерного пайка, какой на них выдавали. Или … поедали трупы сами. Некоторые жители села от жестокого голода потеряли человеческий облик, превратившись в зверей. Спасая свои жизни, Арсенька Перов и Андрюшка Слепчихин ели не только трупы – зарезали и съели своих детей. В январе 1922 года «Известия» ВЦИК приводили конкретные факты массового распространения людоедства: «… в Славинке гр. Голодкина разделила между оставшимися тремя детьми тело умершей 13-летней девочки. Кисти рук умершей были похищены сиротами Силаевыми… Людоедство и трупоедство приняло массовые размеры. Люди не видели спасения от голода. Началась паника. В поисках пропитания Афанасьев И.П. Л.Н. Толстой в Самарском заволжье [Текст]: очерки / И. П. Афанасьев. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. – 61с они снимались с насиженных мест и ехали туда, где по слухам, можно выменять домашние вещи, одежду на хлеб или просто его заработать. Уезжали в Ташкент и Сибирь. Пачками умирали в дороге от голода и тифа». Мировое сообщество, узнав о голоде, направило помощь голодающим. Читаем у И.П. Афанасьева: «В Америке образовалось благотворительное общество помощи русскому народу, которое развернуло большую работу по сбору продовольствия, промышленных товаров и отправке их в Россию. Для установления порядка в распределении и использовании её помощи в Алексеевскую волость приехали восемь человек во главе с членом этого общества мисс Ракстрон. В Алексеевке и других сёлах вскоре были открыты «американские столовые». В них кормили по спискам сельских Советов. В сутки отпускали по два небольших ковша супа и по 200 граммов хлеба, на месяц по 20 фунтов муки, по 4 фунта крупы и по 2 банки овощных консервов. Ракстрон была весьма гуманным человеком. Помимо продовольственной помощи находила возможность снабжать бедняков обувью, одеждой. Часто посещала школы, интересовалась постановкой обучения. Её уважали». Ракстрон шефствовала над приютом, который открыли в Алексеевке для детей-сирот из Алексеевки и других близлежащих сёл. Кроме того, она взяла под свою опеку детей ещё нескольких сёл, семьи которых особенно нуждались в помощи. Заключение Первая четверть XXвека… Сколько событий вместил в себя этот, по историческим меркам мизерный отрезок времени! Событий, сыгравших не только в истории России, но и в мировой истории заметную роль. Положительную? Не совсем: ведь смена общественного строя революционным, вооружённым, а не мирным, конституционным, путём привела к тому, что граждане одной страны, а то и члены одной семьи оказались «по разные стороны баррикад», стали врагами. Гражданская война. Какое страшное словосочетание. Русский стреляет в русского! Словно забыв об этом, несколько поколений советских людей воспитывалось на «героике Гражданской войны»! – прочитала я в статье «Взорванный ад: размышления историка о сущности Гражданской войны в России»* Источники, на которые я опираюсь в своей работе, как раз из той, «коммунистической » эпохи. Вновь обращаюсь к работе Г. Ипполитова: «Понадобилось более семидесяти лет, чтобы постепенно пришло к нам горькое понимание того, что и поручик Голицын, и Анка-пулемётчица принадлежат истории России. В той безумной войне у не столь уж далёких предков наших у каждого была своя правда. Именно ради правды своей и красные, и белые, и зелёные применяли неограниченное насилие. На заржавленных рельсах, От Лены-реки до Буга, Мальчишки в погонах, Мальчишки в будёновках Перестреляли друг друга… История не имеет сослагательного наклонения. И то, что было – было. Знать историю страны, своего края необходимо, хотя бы для того, чтобы избежать ошибок, а ещё потому, что историю делают люди… Историю первой четверти XXвека, как и последующую, делали наши предки, наши земляки. ___________________________________________________________________ *Ипполитов Г. Взорванный ад: размышления историка о сущности Гражданской войны в России/Г. Ипполитов // Самарские судьбы. - №8, 2013. – С.60-63
Приложения
Байков Севостьян Григорьевич
Саблин Михаил Трофимович (слева)
Поклонные кресты в с. Патровка, установленные в местах захоронений умерших во время голода.
Литература. 1. Афанасьев И.П. Л.Н. Толстой в Самарском заволжье[Текст]: очерки / И. П. Афанасьев. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. – 61с 2. Большая Российская энциклопедия: В 35 т [Текст]/Председатель Науч. – ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 25 П – Пертурбационная функция. –Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. – 765 с.: ил.: карт. 3. Большая Российская энциклопедия: В 35 т [Текст]/Председатель Науч. ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 28. Пустырник – Румчерод. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2015. – 767 с.: ил.: карт. 4. Большая Российская энциклопедия: В 35 т [Текст]/Председатель Науч. ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит– Григорьев. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 767 с.: ил.: карт. 5. Большой энциклопедический словарь [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: «Большая Российская энциклопедия»; Санкт- Петербург: «Норинт», 2001. – 1145с.: ил. 6. Водоватов, Ф. Революционная борьба крестьян на территории нынешнего Алексеевского района[Текст]/Ф. Водоватов// Степная правда. - №104, 1955. – С.2. 7. Водоватов, Ф. Революционная борьба крестьян на территории нынешнего Алексеевского района[Текст]/Ф. Водоватов//Степная правда. - №2, 1956. – С.2. 8. Гребенников В. Добровольцы из Корнеевки. /В. Гребенников // Степная првда., 1979 9. Ильина Г. Святая память народная./Г. Ильина // Степная правда.- 28 авг., 1976. 10. Ипполитов Г. Взорванный ад: размышления историка о сущности Гражданской войны в России./Г. Ипполитлв // Самарские судьбы.- №8, 2013. – С.60-63 11 Итоги Первой мировой войны для России [электронный ресурс].-studbooks.net 12. Кортуа С., Верт Н., Панне Ж-Л. и др. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии. – Москва: «Три века истории», 2001. – 766с. 13. Литвинов Г. Избежавший расстрела. / Г. Литвинов 14. Пономарев А. Трагедия в Никитском долу. / А. Пономарев // степная правда. – 20 июня, 1967. 15.Салазкина, В.П. Здравствуй, Патровка. [Текст]: краеведческий сборник / В.П. Салазкина.-Самара, 2012. – 324с.: ил. 16.Саморукова Н.А. Василий Иванович Чапаев Алексеевскому району не чужой. /Н.А. Саморукова // Степная правда. – 28 сент., 2009. – С.8 17.Чирьев П. Не поле перейти./ П. Чирьев // Степная правда. – 30 авг., 1990. 18.Шварц И. Полвека степного Заволжского села /И. Шварц //Степная правда. - 26 фев., 1967 19. Шаповалов Е. Чабаны. [Текст]/Е. Шаповалов. – Куйбышев. Куйб. обл. изд., 1941. – 64с.: ил. 20. Щекин Е. Он боролся за советы /Е. Щекин // Степная правда, 1956.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы