Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игры горилл на воле и в неволе



 

Большинство данных об играх человекообразных обезьян получено в исследованиях на шимпанзе. Сведений об игре других видов существенно меньше, но в целом похоже, что они играют почти одинаково.

Дж. Шаллер и Д. Фосси показали, что гориллы начинают играть с трехмесячного возраста, а угасает потребность в игре к 6 годам.

Взрослые животные играют крайне редко, да и молодые тоже играют далеко не всегда. Это и не удивительно, так как гориллы более сдержанны, чем шимпанзе.

Детеныши часто играют в одиночку, главным образом в подвижные игры (раскачивание, погони, кувыркание, борьба). Но и взаимодействовать друг с другом малыши‑ гориллы впервые начинают тоже в процессе игры.

Есть у них и особые игры, которые у шимпанзе никто из исследователей не замечал. Например, детеныш занимает наиболее выгодную позицию на пне или в кустах и отбивается от нападающих, применяя любые приемы. Однако и в этой игре, и во всех других играх с участием подростков, малыши никогда не получают серьезных ран.

Как и у всех молодых животных, все стычки у горилл чисто «учебные» – подростки сдерживают свою силу. Если игра становится слишком буйной, детеныш принимает позу покорности – сжимается в комок и подставляет противнику спину. Так юные гориллы осваивают правила поведения. Дж. Шаллер считает, что эта поза очень напоминает ритуальное проявление покорности у человека – преклонение колен подданными перед монархом.

Слово «обезьянничать» люди придумали недаром. Всем человекообразным обезьянам свойственна любовь к подражанию. Ведь даже у посетителей зоопарка зачастую возникает ощущение, что это не они наблюдают за обезьянами, а обезьяны за ними.

Часто обезьяны в зоопарке стараются копировать те манипуляции с предметами, которые, как они видят, проделывают люди. Одна человекообразная обезьяна, попав по недосмотру служителей в «предбанник» клетки (небольшое помещение, которое устраивают перед клетками с крупными животными в целях безопасности), схватила метлу и принялась старательно подметать пол, в точности копируя движения человека.

А в природе обезьяны в группе постоянно, хотя и не всегда явно, присматриваются друг к другу. Вот кто‑ то нашел еду или что‑ то подходящее для игры, или придумал, как лучше добывать термитов, – и сейчас же появляются желающие использовать этот опыт. Столь же активно обезьяны приглядываются и к своим воспитателям, и к другим людям, если живут в семье человека.

А у горилл Дж. Шаллер обнаружил игру, которую можно назвать «делай, как я». Два‑ три детеныша лазают по деревьям, перелезают через упавшие стволы, спускаются по лианам, повторяя друг за другом самые неожиданные действия. Однажды, например, такая группка, бежавшая гуськом, проследовала по брюху отдыхавшей самки. Иногда обезьяны бегают просто гуськом, иногда держатся за талию бегущего впереди сородича.

А уже знакомая нам шимпанзе Вики, помимо многих других фокусов, о которых мы уже рассказывали, «собезьянничала» более 55 поз и гримас, пока разглядывала пачку предложенных ей фотографий. Причем некоторые из этих движений она никогда раньше вообще не видела.

 

Горилла с биноклем

 

Любят обезьяны и игры с «игрушками» – окружающими животное предметами. Веточки с плодами, клочки кожи или шерсти от давно убитой добычи, особо ценимые всеми обезьянами лоскутки ткани – все это ценные трофеи. После игры их можно закинуть за плечи или «спрятать в карманах», т. е. зажать между шеей и плечом или между бедром и животом и носить за собой до тех пор, пока они снова не понадобятся. Иони тоже регулярно приносил с прогулки камешки, гвоздики, кусочки стекла. Он очень дорожил ими и складывал в подаренный ему мешочек с тряпочками и всякой мелочью. Этот мешочек Иони постоянно таскал за собой, мог рыться в нем часами, рассматривать свои «богатства».

Вольные шимпанзе используют в играх не только природные материалы, но и предметы, связанные с деятельностью человека. Лагерь Дж. Гудолл в Гомбе‑ Стрим неоднократно подвергался нашествиям «соседей», которые охотились не столько за лакомствами, сколько интересовались всеми предметами походного обихода.

Молодых горилл, соседей Д. Фосси, тоже очень привлекало экспедиционное оборудование. Они забирались в палатку и переворачивали там все вверх дном, разглядывали и растаскивали вещи. Интересно, что один из детенышей особое пристрастие питал к биноклям и фотоаппаратам. Даже встречая Д. Фосси в лесу, он пытался залезть в ее рюкзак и вытащить любимую игрушку. Подражая Фосси, он прикладывал бинокль к глазам, переводил его с одного места на другое. По‑ видимому он не просто «обезьянничал», но и действительно разглядывал в бинокль окружающие предметы. Во всяком случае, он иногда вытягивал руку и шевелил пальцами прямо перед окулярами. А один из объективов он использовал как подзорную трубу и направлял его на удаленные предметы или на других обезьян. Когда Фосси увидела это впервые, она страшно испугалась за свою технику и мысленно с ней простилась. Ведь обезьяны – прежде всего разрушители, для них посмотреть – это зачастую сломать. Но ей повезло. Этот любознательный подросток обращался со своими игрушками очень бережно и не подпускал к ним конкурентов.

Опытные мамаши‑ шимпанзе умело пользуются любовью малышей к играм для того, чтобы добиться от них хорошего поведения.

Это очень похоже на то, как у людей мама заставляет ребенка забыть боль или съесть нелюбимую еду, прибегая к игре. Некоторые вольные самки‑ шимпанзе тоже используют игру как средство управления непокорным детенышем. Вовлекая его в игру, они заставляют его следовать за собой, отвлекают от попыток сосать грудь, когда подходит срок отвыкать от этой привычки. Некоторые самки с помощью игры отвлекают старшего отпрыска, когда тот не в меру ретиво интересуется новорожденным детенышем.

«Говорящие» шимпанзе тоже умеют использовать любовь своих товарищей к игре в своих целях. Например, молодой самец Бруно, пытаясь отвлечь своего товарища Буи от лакомства, жестами языка глухонемых звал его играть (щекотать друг друга).

Приемная мать Иони смогла приучить его спокойно сидеть за столом, потому что наградой за правильное поведение была возможность потом поиграть и побегать.

Приглашение к игре используется как средство отвлечь внимание не только детенышей, но и взрослых обезьян. Один из самцов в колонии шимпанзе применял такой способ для предотвращения гнева доминанта. Когда самец‑ доминант начинал злиться, к нему подходил самец, занимавший в иерархии 3‑ е место, и, поднявшись на задние ноги, начинал пятиться от него. При этом он улыбался особым образом, приглашая того к игре. И хотя доминант не всегда обращал на него внимание, эта тактика часто меняла его настроение, и спокойствие в группе сохранялось.

Так и у людей иногда шутка предотвращает ссору и успокаивает страсти.

 

Животные‑ «художники»

 

Во многих случаях животные ведут себя не просто забавно (с нашей точки зрения), не только находчиво и с пользой для себя, но так, как будто бы у них есть «художественный» вкус, как будто бы им не все равно, как выглядит их гнездо, или они сами.

Любовь шимпанзе и других человекообразных обезьян к «украшению» и «нарядам» отмечают практически все исследователи. Это тоже один из видов игры, но игры «художественной». Все шимпанзе‑ приемыши более или менее покорно носили необходимую в нашем климате одежду, но Иони очень любил навешивать на себя самые длинные и яркие кусочки ткани из своего заветного мешочка с игрушками.

Самка шимпанзе Гуа, воспитанная супругами Келлог, с одинаковым удовольствием навешивала себе на спину и одеяло, и ветки деревьев, и подолгу расхаживала в таком виде, широко улыбаясь. Такие же картины можно наблюдать и в любом зоопарке.

По наблюдениям Дж. Шаллера, детеныши вольно живущих горилл также любят украшать себя пучками мха или травой. А шимпанзе Л. А. Фирсова «наряжались», не только живя в лабораторных вольерах, но и попав в относительно вольные условия на озерный остров под Псковом.

Однажды в одном из салонов живописи были выставлены несколько абстрактных картин анонимного художника. Журналисты и ценители живописи составили об этих произведениях определенное мнение. Одним картины понравились, другим – нет. Были рецензии в прессе…

А в результате оказалось, что автором картин была обезьяна! Ей дали краски и холст и показали, как ими пользоваться. Обезьяне занятие пришлось явно по вкусу. И не только ей. Очень многие человекообразные обезьяны с удовольствием рисуют. Можно, конечно, возразить, что животное просто играло с карандашом и бумагой, с краской и холстом, что это не картина как таковая. Но такие рисунки или живописные работы надо хоть раз в жизни увидеть, чтобы понять, – это результат творчества, хотя и примитивного. А о том, что именно нарисовано, иногда можно спросить у самого автора.

Первая «говорящая» обезьяна Уошо пробовала рисовать с довольно раннего возраста. Поскольку она владела языком глухонемых, то ее можно было порасспросить, что же именно она изобразила в виде некоей загогулины. И она (знаками же) ответила – «птичку»! А в другой раз доложила, что нарисовала яблоко.

Так что рисунки обезьян – не обязательно бессмысленное манипулирование карандашами и красками. Некоторым из них оказалось доступным понятие о том, что они могут что‑ то или кого‑ то изобразить.

 

Галка с карандашом

 

Браться за карандаш могут не только обезьяны. В живом уголке кружка юных биологов города Ульяновска жила галка. Эта совершенно ручная птица свободно летала, где хотела, всем интересовалась, не пропускала никаких событий. Однажды, когда во время занятий ребята старательно все записывали, галка тоже схватила огрызок карандаша и начала им водить по бумаге. Особого успеха она, естественно, не достигла, да и у других ее сородичей попыток рисовать никогда не отмечалось.

Из всех птиц только шалашники «рисуют» сколько‑ нибудь постоянно. Мы уже писали о том, что в период ухаживания за самками они всячески украшают сооруженные ими шалаши, а иногда берут в клюв «кисть» и разрисовывают ею стены своих сооружений.

 

«Сороки‑ воровки»

 

Определенно, у галок и других врановых имеются своеобразные «художественные наклонности». Иначе почему они проявляют неизменный интерес к броским, блестящим предметам? Считается, что особенно к этому склонны сороки. Их даже так и называют – «сороки‑ воровки».

Группа зоологов, которой во время экспедиции сороки очень досаждали своим любопытством, попытались специально исследовать, что больше всего интересует сорок. На часто посещаемом сороками месте они выложили мелкие предметы разной формы, цвета, размера. Неподалеку расположился наблюдатель с блокнотом и ручкой. Оказалось, что птицы не слишком заинтересовались приготовленными для них развлечениями. А вот когда человек на несколько минут отлучился со своего поста, у него немедленно утащили блестящую ручку, и найти ее так и не удалось! Такие же повадки есть и у ворон. Есть даже предположение, что слово «ворона» возникло потому, что про эту птицу говорили «Вор – она! »

О том, что яркие, хотя и несъедобные и совершенно бесполезные предметы могут представлять для птиц какую‑ то особую и непонятную нам ценность, свидетельствует странный случай, который произошел с двумя пожилыми москвичками. На балконе своей квартиры они устроили кормушку для голубей. Эту кормушку заметили не только голуби, но и одна ворона, всегда растрепанная, похоже, что очень старая.

Вопреки привычкам своих сородичей, которые отгоняют от корма голубей и воробьев, она подходила к кормушке последней – видимо, у нее не было сил вырвать кусок. Постепенно ворона приспособилась прилетать попозже, после голубей. Она перестала бояться хозяек, но брать пищу из рук так и не решилась. А однажды, наполняя кормушку для только что подлетевшей гостьи, хозяйка обнаружила в ней кольцо, яркое, с крупными камнями, которые, правда, оказались стекляшками. Еще за час до этого его в кормушке не было, так что, кроме вороны, некому было его туда положить. Пока хозяйки разглядывали находку, ворона сидела неподалеку и наблюдала за ними. Зачем она это сделала, трудно сказать. Скорее всего, это была просто случайность, а может быть, птица решила спрятать ценную находку в надежное место – это так и останется тайной. Но когда через месяц после этого случая ворона пропала, впечатлительные женщины решили, что кольцо было ее прощальным подарком.

Иногда в гнездах врановых можно найти самые неожиданные предметы. Например, на Дальнем Востоке в одном из гнезд голубой сороки вместо обычной выстилки из травы или мха птицы использовали… войлочные тапочки!

Да и сами гнезда у этих птиц не всегда серые и незаметные, как это бывает, если они построены из обычных веток и прутьев. В последние годы все чаще и чаще попадаются гнезда, в которые вплетены разноцветные проволочки. А однажды обнаружили воронье гнездо, которое было полностью построено из проволоки.

Ученые до сих пор не могут понять, в чем причина такого поведения птиц. Может быть, им не хватает веток для строительства? Но в большинстве случаев вблизи таких «усовершенствованных» гнезд вполне достаточно привычного для птиц строительного материала. Но нет, они выискивают что‑ нибудь «поинтереснее». Одно воронье гнездо было обнаружено в тайге, в совершенно необжитой местности, недалеко от заброшенной избушки геологов, которая от времени почти развалилась. Так вот, хотя вокруг было полно веток, мха и травы, вороны использовали в гнезде все, что только можно было найти среди развалин. Особенно их привлекал поролон, которым они полностью заменили естественную выстилку гнезда.

Вот и думается, может быть, это не для прочности, не для пользы, а просто для «красоты»? Почему бы и нет? Ведь украшают же шалашники те площадки, где они ухаживают за самками.

 

Перед зеркалом

 

Человек перед зеркалом может думать о самых разных вещах, но, даже увидев в зеркале несколько лиц, не колеблясь, поправляет собственную прическу или смявшийся воротник – он понимает, что он это он, а рядом с ним причесывается его товарищ. Это нам кажется естественным. Мы осознаем, как выглядим со стороны, какими нас видят другие люди. А как обстоит дело у животных?

Шимпанзе, гориллы и орангутаны определенно могут узнавать себя в зеркале. Шимпанзе, родившиеся на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые по‑ другому увидеть невозможно.

Ученые наносили небольшие пятнышки краски на бровь и противоположное ухо нескольким шимпанзе, когда они находились под легким наркозом.

Оказалось, что, очнувшись, обезьяны прикасались к этим частям своего тела не чаще, чем к остальным, то есть они не ощущали физически последствий этой операции. Однако, увидев себя в зеркале, они начинали постоянно ощупывать окрашенные места, следовательно, эти животные понимали, что в зеркале отражаются они сами.

Правда, такая способность появляется у обезьян не сразу. Например, Иони себя в зеркале не узнавал. Увидев свое отражение, Иони заглядывал за зеркало, колотил кулаками по стеклу, впадал в гнев, а после того, как зеркало убирали, грозил ему кулаками.

А вот как вел себя вольный детеныш гориллы, прозванный Диджит, когда ему удалось стащить зеркальце. Сначала он стал обнюхивать его, не прикасаясь пальцами. Но когда он увидел свое отражение, его губы вытянулись в трубочку, а из груди вырвался глубокий вздох.

Диджит некоторое время с неподдельным удовольствием разглядывал свое отражение, а потом протянул руку и стал искать за ним тело. Ничего там не обнаружив, он молча рассматривал его еще минут пять, а потом вздохнул и отодвинулся. Обычно узнают себя в зеркале уже подросшие шимпанзе в возрасте 4, 5–8 лет.

Многие животные – собаки, попугаи – реагируют на свое изображение в зеркале так, как будто видят других особей своего вида. И тогда, в зависимости от ситуации или настроения, они или нападают на свое отражение, или, наоборот, начинают ухаживать за ним.

Именно так поступают волнистые попугайчики, которым обычно помещают в клетку зеркальце. Видимо, они считают, что там другой попугай. Выпущенный в комнату, такой попугайчик проводит массу времени около больших зеркал и исправно кормит свое отражение.

По‑ разному относятся к своему отражению в зеркале собаки. Некоторые из них равнодушно проходят мимо, вообще никак не реагируя на собственное отражение, возможно потому, что видят его постоянно. Некоторые сначала облаивают «чужую собаку», но это проходит.

Однако известен случай, который позволяет с уверенностью утверждать, что по крайней мере некоторые собаки прекрасно понимают, что видят в зеркале самих себя и могут использовать зеркало по назначению – с его помощью оценивать собственную внешность. Во всяком случае на это была способна Харли – четырех летний бладхаунд.

Однажды зимой перед поздней прогулкой хозяйке взбрело в голову надеть ей свитер. Она безропотно перенесла эту процедуру, но потом стояла как вкопанная, не отзываясь на просьбы подойти и показаться. «Похоже, она обиделась» – предположила хозяйка и возможно она была недалека от истины. Во всяком случае, собака вдруг тронулась с места, медленно прошла в прихожую, встала лапами на подзеркальник и уставилась на себя в зеркало. В первый момент все просто остолбенели, но тут же вспомнили, что в аппарате как раз остался один кадр. Только вот от неожиданности и волнения в момент фотографирования ее окликнули, так что она смотрит уже не в зеркало, а в объектив, но тем не менее, кадр подлинный, по горячим следам.

Надо сказать, что одно из облюбованных Харли кресел находилось как раз напротив этого зеркала, и волей‑ неволей она подолгу могла смотреть на себя. Возможно благодаря этому она знала, как выглядит обычно, и захотела узнать, что же с ней произошло. А другой бладхаунд – знаменитая медалистка Мэтти – обязательно заглядывала в зеркало, когда ей перед выставкой надевали на шею ее многочисленные награды. Однако в этом случае мы не знаем, сама ли она додумалась до этого, или хозяева когда‑ то спровоцировали эту реакцию.

В какой‑ то мере отношение собак к телевизионным передачам позволяет предположить, что они способны воспринимать собак на экране и иногда реагировать на них тем или иным образом. Многие остаются совершенно равнодушными, но есть собаки, для которых «Дог‑ шоу» – любимая передача. И они активно облаивают каждую показанную крупным планом собаку. Рассказывают, что была собака, которая смотрела фильм «Ко мне, Мухтар! » и выполняла команды, адресованные четвероногому герою.

К сожалению, невозможно проверить, было ли это на самом деле, но допустить такое вполне можно. Ведь, как мы видели на многих примерах, поведение животных, в особенности собак, очень индивидуально, и среди них встречаются совершенно выдающиеся «личности».

…Мы перечислили много самых разных особенностей поведения животных. И над каждой страницей как бы витал вопрос: «А может, они все‑ таки думают? »

 

 

Думают ли животные?

 

 

 

Думают ли животные?

 

Инстинкты инстинктами, но все же животным, по крайней мере некоторым, нельзя отказать в способности соображать. Вспомните уловки, к которым прибегала Вики, или изобретательность Иони. А умение «говорящих» обезьян и попугаев не только повторять заученные ими слова, жесты или другие знаки в знакомых ситуациях, но и высказываться «к месту» в совершенно новых обстоятельствах?

Сообразительность помогает животным в самых разных ситуациях, дополняя их инстинктивное поведение и навыки, приобретенные с помощью обучения. Именно в таких случаях мы и говорим, что животное «сообразило», «догадалось», например, поставить ящик на ящик и достать высоко подвешенный банан, как это сделал Султан в опытах В. Келера, или вытащить из воды тонущую обезьяну, как это сделала Уошо.

Биологи называют сообразительность животных мышлением, разумом или рассудочной деятельностью. Но при этом, как правило, они еще добавляют слово «элементарный», потому что как бы «умно» ни вели себя животные, им доступны лишь отдельные и немногие элементы мышления человека.

Одним из первых ученых, высказавших мысль о том, что у животных есть не только навыки и инстинкты, но и способность «рассуждать», был Ч. Дарвин. В. Келер своими работами с шимпанзе (особенно с Султаном) впервые доказал это экспериментально. И чем больше опытов проводилось, тем больше появлялось доказательств, что поведение Султана – это не случайность, а отражение присущей всем человекообразным обезьянам способности действовать разумно при решении новых задач.

В разных лабораториях шимпанзе, вслед за Султаном, строили пирамиды из ящиков и с помощью палок добывали приманки. Им случалось решать задачи и посложнее. Например, в опытах ленинградского ученого Э. Г. Вацуро шимпанзе Рафаэль научился даже тушить огонь – заливал водой спиртовку, которая преграждала ему доступ к приманке. Воду он наливал из специального бака, а когда ее там не оказалось, то он сообразил, как выйти из положения, – помочился в кружку.

А потом опыты перенесли на озеро. Контейнер с приманкой и спиртовка находились на одном плоту, а бак с водой, из которого Рафаэль привык брать воду, – на другом.

Плоты были расположены сравнительно далеко друг от друга и соединены только узким и шатким мостиком. И вот тут‑ то и обнаружилось, что сообразительность Рафаэля имеет свои пределы: он приложил немало усилий, чтобы принести воду с соседнего плота, но не догадался просто зачерпнуть ее из озера. Возможно, это происходило потому, что шимпанзе не слишком любят купаться.

Несмотря на эти и многие другие данные, с гипотезой о разуме животных до сих пор согласны не все ученые. Но помимо научных данных существует множество рассказов об уме и сообразительности животных, они есть почти у каждого из нас. Такие случайные наблюдения иногда бывают очень интересными, однако к ним нужно относиться с осторожностью. Ведь зачастую оказывается, что некоторые рассказы – просто плод фантазии. Например, английский ученый Д. Ромене – современник Ч. Дарвина – записал с чьих‑ то слов, будто крысы додумались совершенно особым способом воровать яйца.

Согласно этим наблюдениям, так никогда и не подтвержденным, одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а вторая тащит ее за хвост. За прошедшие с тех пор более 100 лет интенсивного изучения крыс в природе и в лаборатории никому не удалось наблюдать ничего похожего.

Скорее всего, это была просто чья‑ то выдумка, принятая на веру. А может быть, описавший этот случай человек заблуждался вполне искренне. К такому предположению мы пришли, наблюдая за поведением крыс в вольере, куда им бросили сваренное вкрутую яйцо. Оказалось, что все животные (их было примерно 5–6) сильно возбудились. Они попеременно, отталкивая друг друга, набрасывались на новый предмет, пытались «обнять» его лапами, и часто падали на бок, захватив яйцо всеми четырьмя конечностями. В такой сутолоке, когда упавшую с яйцом в лапах крысу подталкивают остальные, вполне может возникнуть впечатление, что одна из них тащит другую.

Иной вопрос – почему им так понравилось яйцо, которого они никогда в жизни не видели, ведь это были серые крысы пасюки, выращенные в лаборатории на концентратах?

Во многих других случаях наблюдатели просто «домысливают» то, чего нет на самом деле. К примеру, многие птицы, в частности городские вороны, подобрав корку хлеба, отправляются к ближайшей луже, бросают туда корку, ждут, пока она немного намокнет, достают, клюют, потом снова бросают, снова достают. Человеку, увидевшему это впервые, кажется, что он стал свидетелем уникального явления, и он делает вывод: «вороны думают». Но многие птицы делают это с самого раннего детства. Воронята, которых воспитывали в лаборатории в изоляции от взрослых птиц, начинали размачивать хлеб, как только переходили к самостоятельному питанию.

Другой пример, о котором мы уже говорили, – это использование орудий вьюрками. Как ни разумно выглядят действия этих птиц, ни одна из них ничего не придумывает, все они действуют одинаково, повинуясь инстинкту, согласно готовой программе.

И таких примеров, когда самое обычное, характерное для всего вида поведение принимают за проявление разума, можно привести немало.

Какие же формы поведения животных действительно можно считать разумными? На этот вопрос пока нет единого ответа. Ведь и у обычного человека разум имеет очень разные проявления. Это и решение новых задач, и планирование своих действий, и мысленное сопоставление своих знаний с последующим их использованием в самых разных целях. Наконец, самая главная особенность человека – способность выражать свои мысли с помощью слов.

Все это очень сложные психические функции, но, как ни странно, постепенно выясняется, что некоторые из них действительно имеются у животных, хотя и в зачаточной, элементарной форме.

Итак, мы вправе говорить, что животное поступает разумно, если:

– оно способно к обобщению получаемой им информации и использованию символов – об этом мы уже рассказали в главах о «говорящих» обезьянах;

– если оно успешно разрешает новые для него, неожиданно возникающие задачи, решению которых оно не могло научиться заранее;

– если оно действует не наугад, не методом проб и ошибок, а по заранее составленному плану, пусть самому примитивному.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь