Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая философия Н. Макиавелли.



2. Политический опыт прошлых веков

В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог

отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного

вмешательства. Мир людей для Макиавелли столь же неизменен, как и мир природы.  

В политическом учении Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика -ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу

религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и

сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для

общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства.

Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или

царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять

и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали

всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство

религиозным, а значит - добрым и единым.

Конечно, как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить,

прежде всего, успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любые

средства, ведущие к достижению поставленной цели. Основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала

достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной,

чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. Уже в 1559 году католическая церковь внесла труды

Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами,

изложенными в них продолжала пользоваться.

4. Политика и мораль

Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у

Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной

политическим соображениям. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная

область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои

законы, независимо не только от религии, но и от морали. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и

укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки,

заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение

поставленных целей. Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный

политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к

достижению цели, к политическому успеху. Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных государствах и идеальных государях. Реальная политическая действительность не оставляет

места для прекраснодушных мечтаний: Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить

власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться

этим умением смотря по надобности». Это не значит, что государь

должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в

целях укрепления государства. В сущности, Н. Макиавелли

провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель

оправдывает средства»: Однако целью этой

является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя,

государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и

единой национального государства. Республику  он считал

порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время

нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой

развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени

той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е.

человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения

поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской

форме правления.

 

Философия Ф. Бекона.

Основную цель своих сочинений и призвание всей философии, Ф. Бэкон видел в том, чтобы " восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное". Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. наука – высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. провозгласил главные принципы философии Нового времени («знание – сила» Ф. Бэкон ). Знание, наука для Ф. Бекона – мощный инструмент социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей.Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.Физика исследует материальные и действующие причины: 1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины; 2) теология занимается конечными причинами. Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.

" Не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки.

Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

" Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю -сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением - разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от " теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями). " Великим приложением к теоретической и практической естественной философии" становится математика (в свою очередь дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в частности. Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской схемы.

НОВЫЙ ОРГАНОН

Книга Ф. Бэкона " Новый органон" начинается с " Афоризмов об истолковании природы и царстве человека". Обновление науки - это ее " обновление до последних основ".Бэкон придерживается того мнения, что старый, унаследованный от средневековья и идеологически освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает глубокий кризис; это знание (и соответствующие ему способы исследования) несовершенно по всем линиям: Труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором приходится прокладывать путь познающему человеку, подобно лабиринту, дороги здесь разнообразны и обманчивы, сложны " петли и узлы природы". Познавать приходится при " неверном свете чувств". Да и те, кто ведет людей по этому пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих. Вот почему требуется внимательнейшим образом изучить принципы познания. УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ

" Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении доказательств и изобличении прирожденного человеческого разума", - пишет Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода " призраков" - помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:

1) призраки рода, имеющие основание " в самой природе человека, в племени или в самом роде людей";

2) призраки пещеры, заблуждения отдельного человека или группы людей, обусловленные " малым миром", " пещерой" индивида или группы;

3) призраки рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец,

4) призраки театра, " которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств".

Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому познанию, которому свойственно " примешивать к природе вещей свою природу", из-за чего вещи предстают " в искривленном и обезображенном виде". Бэкон выражает горячую веру и убеждение, что " они должны быть опровергнуты и отброшены твердым и торжественным решением и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них". Общий смысл учения о призраках определяется этой его социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только тщательно разработанное учение о методе. Речь идет о создании новых общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов подхода к изучению и развитию науки, об обеспечении тех социально-психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве исходных и предварительных необходимы и желательны. И в этом смысле значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь