Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шпионский реквизит советской разведки в виде пятирублевой монеты, изготовленной так, чтобы служить футляром для микропленки и шифровок.



Тайник открывался при помощи мелкого инструмента (или простой иголки), который вставлялся в крохотное отверстие в девятке на дате 1991, выбитой на реверсе

 

26 июня 1953 г. пятицентовик осмотрели в ФБР – снаружи он выглядел как обычный, за исключением отверстия на одной из сторон, такого крохотного, что войти туда могло лишь острие тонкой иглы, под действием которой монету можно было разнять на части. Специальный агент ФБР Роберт Лэмфер изучил монету и резонно заключил, что на территории Нью‑ Йорка советские нелегалы проводят тайную операцию. Однако в ФБР не смогли установить владельца монеты или расшифровать послание.[153]

Тайна оставалась нераскрытой вплоть до 1957 г., когда Хаяханен эмигрировал в Париж и сообщил, что Рудольф Иванович Абель получал зашифрованные инструкции из Москвы с помощью монеты. При последующем обыске в квартире Хаяханена был обнаружен еще один шпионский контейнер такой же конструкции, в виде финской монеты в 50 марок.

В нем тоже имелось полое пространство и малюсенькая дырочка, высверленная в буковке а в слове Tasavalta на реверсе. В том же 1957 г. Абель был обвинен в шпионаже и провел в заключении пять лет из 30, к которым был приговорен, а в 1962 г. его обменяли на летчика Гэри Пауэрса.[154]

При всем удобстве использования монет в качестве тайников их легко потерять. При ее малом размере монету легко уронить, по ошибке расплатиться ею в магазине или потерять среди другой мелочи. Подобный казус случился в начале 1950‑ х гг. с другим советским нелегалом Валерием Михайловичем Макаевым. Возвращаясь к месту тайной службы из отпуска в Москве, он случайно потерял швейцарскую монету, в которой помещалась микропленка с инструкциями по оперативной работе. КГБ отозвал его назад в Советский Союз, на чем карьера незадачливого шпиона и закончилась.[155] Нет никаких данных об обнаружении этой монеты, и не исключено, что она все еще находится в обращении.

Разведведомства Советского Союза и других стран Восточного блока – Польши, Чехословакии, ГДР и Венгрии – в период холодной войны широко использовали монеты в качестве микроконтейнеров. Внешняя разведка ГДР, например, производила три модификации монет‑ тайников, которые открывались разными способами. Каждая внешне ничем не выделялась среди других монет того же номинала, и для каждой имелся свой способ вскрытия.

Монета «с микроотверстием» открывалась при помощи специального инструмента или иглы. По дизайну она очень похожа на монеты с тайниками, использовавшиеся КГБ.

Монета «с завинчивающейся крышкой» представляла собой две половинки: внешняя, с насечкой по краю, была чуть большего размера, другая, поменьше, служившая лицевой стороной монеты, вставлялась в первую и плотно прилегала, образуя внутри полость. Снаружи это было незаметно, и единственно, что могло выдать шпионскую монету, – чуть меньший, чем стандартный, вес.[156] Чтобы открыть такую монету, ее следовало поместить на ладонь и открутить внутреннюю часть большим пальцем другой руки.

Монета «с кольцом», снаружи ничем не отличавшаяся от обыкновенных, открывалась только калиброванным специальным кольцом.[157]

В 1966 г. КГБ отправил на работу в Южную Африку майора Юрия Николаевича Логинова, по легенде канадского бизнесмена литовского происхождения. Он обжился, наладил собственный бизнес и начал готовиться к эмиграции в Соединенные Штаты. С собой у него имелась монетка, внутри которой была спрятана микропленка с его персональным кодом, перечнем частот для радиосвязи, позывными, расписанием приема радиограмм из Центра, инструкциями по проведению тайных встреч с другими агентами КГБ и краткое изложение его легенды.[158]

Мини‑ тайник в виде рупии был изготовлен в Москве в мастерских Оперативно‑ технического управления (ОТУ) КГБ.[159] Шпионскую монету собрали из двух обычных рупий, пригнанных так, что внешне монету было не отличить от обычных. Конструкция была во многом аналогична той, что в 1953 г. попала в руки ФБР, – она открывалась иголкой через маленькое отверстие, высверленное на лицевой стороне монеты возле кромки. Игла использовалась, чтобы разделить две половинки, но процесс открывания тайника требовал времени. Тайники такой конструкции как нельзя лучше подходили для целей русских разведчиков, хотя быстрого доступа, необходимого для исполнения фокусов на сцене, у них не было.

Разведслужбы других государств также практиковали изготовление монет с тайниками для хранения и передачи шифровок или информации о деталях агентурной связи. Монеты для тайных операций в основном были развинчивающегося типа, т. е. состояли из двух половинок, снабженных резьбой, которые свинчивались вместе, образуя тайник многократного использования – получив сведения в таком контейнере, агент мог в дальнейшем использовать его для обратной связи. Для тех редких случаев, когда монету‑ контейнер могли осмотреть более тщательно, изготовлялись «одноразовые» тайники. Внутрь помещали материалы для передачи, монету наглухо закрывали и вес монеты с заложенным внутри секретным содержимым подгоняли под вес стандартной монеты. Открыть такой тайник без специальных знаний было невозможно. Способы открывания были разные. Например, требовался небольшой нагрев монеты, скажем, в чашке с горячим чаем или кофе, чтобы растворить клей или низкоплавкий сплав, скрепляющий вместе половинки монеты.[160]

 

 

 

Образец монеты‑ контейнера, изготовленный авторами из сувенирной юбилейной монеты в честь 15‑ летия OTS.

Чтобы открыть ее, нужно вывинтить внутреннюю часть лицевой стороны монеты.

 

Для изготовления двух элементов развинчивающейся монеты требовался фрезерный станок, чтобы высверлить полости внутри частей и нанести резьбу на «мужском» и «женском» элементах. В одной монете надо было сделать полость на лицевой части, отступив от края так, что оставались дно и ободок. А у другой монеты требовалось срезать ободок и сделать полость с задней стороны, так чтобы при соединении элементов полость оказалась внутри. Казалось бы, для изготовления монеты‑ контейнера достаточно двух обычных монет, на практике же мастеру требовалось их не меньше шести – слишком сложно было подогнать обе части монеты так, чтобы они абсолютно соответствовали одна другой и плотно свинчивались. Предпочтение отдавалось монетам большей толщины и, соответственно, с более широким ободком, что позволяло сделать стык между двумя частями монеты совершенно незаметным для невооруженного глаза. А дальше в зависимости от размера внутренней полости в монете и материала, из которого она изготовлена, ее вес подгоняли под вес стандартной монеты.

Чтобы открыть развинчивающуюся монету‑ контейнер, требовалось надавить на лицевую сторону, т. е. на ввинченный диск, и, удерживая его, вращать нижнюю часть по часовой стрелке или против нее в зависимости от того, правой или левой резьбой снабжен контейнер. Точность резьбы и тщательная подгонка исключали риск непроизвольного развинчивания монеты при хранении или транспортировке секретных материалов. Части монеты прилегали одна к другой настолько плотно, что оперативникам и агентам разведки порой приходилось как следует попотеть, чтобы вскрыть тайник. Чтобы монета не проворачивалась в пальцах, использовали клейкую ленту, позволявшую ухватить лицевую часть монеты и открыть ее.

В экспозиции музея ЦРУ в штаб‑ квартире в Лэнгли (штат Вирджиния) представлен серебряный доллар с изображением президента Дуайта Эйзенхауэра. Вот как описан экспонат на веб‑ сайте музея: [161]

 

«Серебряный доллар», полая монета‑ контейнер: на первый взгляд она ничем не отличается от стандартного серебряного доллара с Эйзенхауэром, на самом деле это тайник, который использовался для хранения донесений или микропленки с секретными сведениями. На вид неотличимый от обычной мелочи, какую носят в кармане, этот контейнер почти не поддается обнаружению.[162]

 

Откуда взялся этот контейнер в виде серебряного доллара, точно не известно, однако, учитывая, насколько легко открывается этот тайник, едва ли он предназначался для агентурной работы.[163] Если посильнее сдавить монету пальцами, удерживая за край рядом с кромкой, ее половинки раскрываются – крайне ненадежный тайник для ценных секретных материалов; такой может подвести в самый неподходящий момент. К тому же он слишком отличается от других монет‑ тайников ЦРУ, для открывания которых предусматривался определенный порядок действий.[164]

Так, музейный серебряный доллар обладает одной конструктивной особенностью, более уместной для сценических фокусов, – вместительная полость, которую легко открыть во время представления. Похоже, это тот случай, когда Джон Малхолланд поделился с ЦРУ одним из секретов своего иллюзионного ремесла. Вот какой фрагмент обнаружил в архивном досье Джона Малхолланда иллюзионист и литератор Бен Робинсон:

 

Хитрая «монета‑ обманка», предложенная Малхолландом для нужд Управления в 1953 г., представляет собой серебряный доллар выпуска 1921 г. и открывается, если сжать монету большим и указательным пальцами там, где находится слово «peace». При передаче этого сверхсекретного приспособления Малхолланд выставил Управлению счет на $15 за токарные работы. Все указывает на то, что Малхолланд хорошо знаком с такого рода приспособлениями. Известно, что уже в двадцатилетнем возрасте он работал с подобным реквизитом.[165]

 

 

 

Описанный Робинсоном способ открывания монеты‑ «обманки» Малхолланда идентичен тому, каким вскрывается контейнер в виде серебряного доллара из музея ЦРУ. Если предположить, что подобные контейнеры вообще когда‑ либо использовались в шпионских операциях, то скорее всего их применяли для тайной транспортировки порошков, тем более что это одна из главных тем шпионского пособия Малхолланда.

Принципы сценической магии, почерпнутые у Малхолланда и его коллег по цеху, таких как Гарри Гудини и Джон Невил Маскелайн, вкупе с технологиями XXI в. и дальше будут вносить свою лепту в совершенствование шпионских «трюков». Сегодня представляется возможным создать и такую штуку, как «плащ‑ невидимка» – верх мечтаний как любого сценического мага, так и специалиста по разведывательным операциям. Научные эксперименты доказали возможность создания материала с отрицательным коэффициентом преломления световых лучей, что делает объект из такого материала невидимым для невооруженного глаза или похожим на что‑ то другое.[166] Сама по себе концепция невидимого глазу объекта не нова – еще в 1897 г. ее популяризовал в своем научно‑ фантастическом романе «Человек‑ невидимка»[167] английский писатель Герберт Уэллс. А сценические маги XX в. постоянно делали невидимыми предметы, людей и даже слона – о чем рассказал Джим Стейнмейер в своей книге «Как спрятать слона» (Hiding the Elephant: How Magicians Invented the Impossible and Learned to Disappear).[168] Правда, это ноу‑ хау не имело практической пользы для целей разведчиков, поскольку требовало сложной системы зеркал и прочего специального реквизита и потому дальше сцены уйти не могло.

Электронные технологии создания эффекта невидимости открывают гигантские возможности для тайных операций. Такие полезные для шпионской работы приспособления, как сенсоры, подслушивающие устройства (жучки), камерыскрытой съемки и устройства перехвата, можно будет использовать открыто и в то же время совершенно незаметно для объектов и случайных свидетелей секретных операций. Агенты и их кураторы смогли бы совершенно безнаказанно использовать тайники; по команде происходили бы электронные перевоплощения. Но какие бы небывалые возможности ни сулили передовые технологии, это всего лишь вспомогательные методы в искусстве обмана и введения в заблуждение; цели и задачи разведчиков и иллюзионистов остаются прежними.[169]

 

 

 

«Всемирно известный фокусник) Джон Малхолланд

 

Джон Малхолланд был магистром сценической магии и шоуменом.

Единственный известный экземпляр оригинальных пособий Малхолланда, случайно уцелевший во время тотального уничтожения материалов, относившихся к программе MKULTRA в 1973 г., был обнаружен авторами в 2007 г. Далее искусный иллюстратор Фил Франке, взяв за основу оригинальные фотографии Малхолланда, очень низкого качества, скрупулезно воспроизвел иллюстрации. Каждый рисунок в точности передает движения и приемы, которые рекомендовал Малхолланд, обучая «трюкачей» из ЦРУ.

Рисунки, а также текст пособий сведены вместе и впервые представлены вниманию читателя.

 

 

 

«Магия – это искусство создания иллюзии ради удовольствия зрителя».

Девиз на импровизированном гербе в книге Малхолланда по сценической магии Mulholland's Book of Magic, 1963 г.)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь