Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мате на родине (местный рынок)
Очевидно, что продукт, выращенный и произведенный в конкретной стране, в первую очередь идет на удовлетворение потребностей местного рынка. Исключения встречаются, чему может служить примером экспорт чая из Индии, но, также бывают и совершенно противоположные ситуации, когда производство какого‑либо продукта только‑только удовлетворяет собственные нужды. Так обстоит дело со швейцарским вином, которое, в основном, полностью выпивается в пределах этой страны, не пересекая границу и не растворяясь в желудках прочих представителей человечества. Мате пьют в Аргентине, в Боливии, Чили (особенно студенты), Уругвае (где, как считается, выпивается около 400 миллионов литров в год), Бразилии, Эквадоре, Перу, и, конечно же, в Парагвае. Возможно, популярность мате в Латинской Америке вызвана не только историческими реалиями и вкусовыми пристрастиями местных жителей. Нужно понимать, что эти страны отнюдь не входят в десятку богатейших стран мира, поэтому, когда на прилавках в изобилии встречается мате – прекрасный заменитель чая и кофе, цена которого дешевле в несколько раз, выбор очевиден. Здесь не хочется говорить о том, что мате пьют из‑за его низкой цены на местном рынке. Его и вправду любят, поскольку вкус йербы не похож ни на чай, ни на кофе, и в этом, пожалуй, его главная изюминка. Если бы этого не было, то мате не употребляли бы 79 % населения этих стран (где‑то больше, где‑то меньше). Согласитесь, эта цифра впечатляет. Конечно же, большинство этих людей пьют мате, заваривая его в калабасе. Вслед за чайными компаниями, которые начиная с 1908 года с легкой руки Томаса Салливена стали паковать чай в пакетики, производители мате также стали выпускать пакетированную йербу. Успеха им это, в отличие от продавцов чая, не принесло. Лишь 5 % населения готовы отбросить в сторону калабасу с бомбильей в угоду веянию глобализации. Чтобы понять, какова любовь к мате на родине, стоит просто заглянуть в ближайший супермаркет. Вам сразу же бросится в глаза, что пачки чая и банки с кофе сиротливо притаились где‑то в углу, а доминирующее положение, практически 85 % всего пространства под «чайные» и «кофейные» напитки, занимает мате. Мате можно купить везде: на рынках и в уличных киосках. Это тот товар, который мы привыкли называть термином «первая необходимость». Причем необходимым он был всегда, и 50 и 100 лет назад. Уходили в неизвестность марки, но любовь к мате оставалась неизменной. Возможно, если бы какой‑то старик, живший десятилетия назад, решил пройти по магазинам и купить свой любимый мате, он не смог бы этого сделать. Мате Andresito ему бы ни о чем не говорил, а его любимый Salus, имевший достаточно навязчивую рекламу в 40‑е годы XX века, уже исчез. На вопрос рекламы 1942 года «Что вы знаете о Salus?», большинство современников ответят: «Ничего не знаю». Зато такие марки как Pipore и La Hoja (который, к сожалению, уже совсем не тот), кажется, вечны. Большая часть мате выпивается в Уругвае, за ним следует Аргентина, производящая самое большое количество йербы. По данным на 2005 год потребление мате на душу населения в Уругвае составило 7,8 кг в год, в то время как в Аргентине выпивается «только» 6,7 кг. Понятие «на душу населения» включает в себя также грудных младенцев, так что реальное потребление мате среднестатистическим жителем значительно выше. Аргентина, как самый крупный производитель мате, экспортирует не только йербу, которая прошла все этапы производства. Уругвай, например, часто покупает мате грубого помола, часто не выдержанный, из которого в этой стране уже выпускаются собственные марки йербы. Нередко этот «недоделанный» мате может быть экспортирован в третьи страны, поэтому покупать «вразвес» мате все‑таки не рекомендуется. В настоящий момент только на аргентинском рынке, исключая рынки Бразилии, Парагвая и Уругвая, насчитывается свыше двух сотен марок мате, однако, конечно, большая часть прилавков занята продукцией крупных производителей (их насчитывается около десяти), которые занимают 80 % рынка. Сейчас самый крупный производитель – это Las Marias, но так было не всегда. Когда‑то самой известной маркой был Cruz de Malta, и по этому поводу, хотелось бы предложить вам небольшое эссе. Сейчас 30‑е годы XX века, когда в Соединенных Штатах разразилась Великая Депрессия, а страны Латинской Америки, в частности, Аргентина, стали готовиться к военным диктатурам, плотно укутаны нитями времени, но именно тогда стали подавать мате в кофейнях, наряду с кофе и чаем. Представьте: «пыльная знойная улица, город, пусть это будет Буэнос‑Айрес, будто бы вымер. Лишь изредка на тротуарах видны спешащие куда‑то люди в деловых костюмах и фетровых шляпах, как две капли воды похожих на ту, что носит Джон Диллинджер, знаменитый грабитель банков из США, это их враг общества номер один… Иногда появляется рабочий люд в запыленных и замасленных серых рубахах с одетыми поверх фартуками, какими‑то немыслимыми картузами. Где‑то проехал грузовой автомобиль, скорее всего, это Ford Model AA, мы ведь точно не успели рассмотреть марку, так как наше внимание привлекла другая деталь: на борту яркими красным буквами, явно с рекламной целью написано: Cruz de Malta. Грузовичок останавливается у одной из кофеен, рабочие выносят несколько мешков с парагвайским чаем, неспешно возвращаясь обратно в кабину. Едут дальше – там, за поворотом слепой музыкант играет на скрипке мелодию танго, зазывая в клуб, где вечером будут в дыму сигар двигаться люди, исполняя танец свободы. Грузовик останавливается. И снова – мешок мате исчезает в утробе заведения. Сейчас на этой улице растет аллея деревьев, кофейни уже нет, зато появился Мате Бар – именно к нему интуитивно стремились горожане еще с 30‑х годов». Мате бары и правда становятся популярны, и не только в Аргентине. В Себастополе (город в США) компания Guayaki открыла такой бар, и ценности аргентинских жителей постепенно входят в жизнь простого американца (и не только американца. Мате‑бары есть и в соседних с Россией странах: в Польше и на Украине. В России таких заведений мы пока что не обнаружили). Америка – это страна, где очень высок дух предпринимательства и где сосредоточены крупнейшие компании. В этих компаниях работают умные люди, правда, им тоже иногда приходится ошибаться. В 2003 году компания Coca‑Cola, которая, думается, в представлении не нуждается, задумала производить напиток, используя для его основы экстракт мате. К несчастью для компании, люди отказались его пить, предпочитая бутылке калабасу с бомбильей. Проект был закрыт как коммерчески невыгодный. Однако сейчас компания Coca‑Cola вернулась в Аргентину, где под своим брендом выращивает мате в провинции Миссионес и, конечно же, продает. Про местный рынок и культуру будем помнить лишь одно: мате – это тот дух свободы и позитива, без чего жизнь современного аргентинца немыслима, в чем легко убедиться, просто просмотрев тысячи фотографий аргентинских парней и девушек, выложенных на Facebook. Чтобы не обидеть жителей Парагвая и Уругвая с солнечной Бразилией, скажем: ситуация там сходна. Мате популярен, и с этим продавцам чая и кофе приходится считаться.
Мате в Европе
Впервые мате попал в Европу благодаря конкистадорам, а обрел популярность, конечно же, благодаря иезуитам, о чем уже писалось выше. Судьба к мате в Европе не долго была благосклонна, уже в 17 веке в Европу проникла чайная культура, хотя и она вначале была воспринята несколько превратно. Например, невестка французского короля Лизелотта фон Пфальц писала, что чай по вкусу напоминает «сено с навозом». Возникает резонный вопрос, неужели эта аристократка действительно пробовала указанную ею смесь? Тем не менее, после начала поставок чая Британской Ост‑Индской компанией, он начинает вытеснять мате из умов европейцев. Препятствия чинят также какао и кофе, которые отвоевывают себе жизненное пространство. В действительности, приходится говорить о том, что мате был хорошо известен лишь при испанском и португальском дворах, то есть в тех странах, которые имели свои колонии в Южной Америке. Некоторые историки сходятся на том, что иезуиты не смогли достаточно заинтересовать европейцев йербой, поэтому говорить о популярности мате в Европе вовсе не приходится. Мате, пишут они, стал широко поставляться в Европу после 1700 года, когда рынок уже был поделен между какао, кофе и чаем. Так это, или нет, но есть еще более противоречащие сказанному выше данные о том, что в Европу мате был завезен лишь в 1764 году французским мореплавателем Луи де Бугенвилем, который пишет в своих заметках, посвященных американскому путешествию, что однажды он увидел, как «шла раздача листьев парагвайского чайного дерева (мате) по унции на семью…». Заинтересованный этим растением, он позже привезет его во Францию. История достаточно скупа на данные о том, что так и не завоевало популярность. Виной этому часто служат войны. Мате не повезло. Вскоре, на американском континенте начались затяжные и кровопролитные сражения. Поставки мате в Европу, по понятным причинам, прекратились. Лишь еще однажды мате засветился в Европе, правда, теперь уже в Германии, когда Франсиско Солано Лопес Карильо, лидер Парагвая, преподнес германскому кайзеру Вильгельму I подарок – 4 тонны отборного мате. Армия Парагвая считалась достаточно боеспособной, а солдаты выносливыми. Император «Второго Рейха» полагал, что причина проста – все дело в мате, этом «напитке бога Тупа». Так или иначе, скоро близилась Парагвайская война, и кто знает, не был ли этот подарок парагвайского лидера просьбой о немецкой помощи на континенте? Может быть, когда‑то мы и узнаем, что стояло за поставкой 4 тонн мате. Дружба, или военный расчет? Кстати, мате довелось попробовать и королеве Виктории, которая являлась бабушкой половины царственных особ Европы. Она, кроме всего прочего, приходилась тещей сыну Вильгельма I. Королева не отнеслась благосклонно к этому напитку, заявив: «У нас нет колоний, где произрастает этот чай. Он нам экономически не выгоден». Может быть поэтому, мате в Англии не прижился. Очередной мате‑бум на этот напиток случился лишь в 30‑х годах 20‑го века, в культурной столице Европы – Париже. Йербу стали заваривать в кофейнях и чайных, правда, уже в чайничках. Именно оттуда пошла европейская традиция, в которой отсутствовали калабаса и бомбилья. Зато утвердился френч‑пресс. Мате был привнесен и модой на аргентинский танго, а он, кроме своих страстных движений, конечно же, не мог обойтись без напитка, разжигающего страсть – мате. Увлечение мате и танго было остановлено Второй мировой войной. Все то, что известно о мате сейчас, в основном стало доступно массам после войны. Снова всплыло танго, снова появился мате, но про их интересный симбиоз, вы сможете прочитать в отдельной главе книги. Современная Европа узнала о мате во многом благодаря творчеству различных писателей, таких как Жюль Верн, и классик аргентинской литературы, Хулио Кортасар. Цитаты из книг, где упоминается мате, настолько объемны, что для этого можно было бы смело выпускать целую книгу, мы же ограничимся лишь небольшой главой. Очень интересной является газетная статья, правда, написанная в Соединенных Штатах, но вполне характеризующая царившее в англоязычных странах понимание и отношение к мате в первой половине XX века. Приводим ее часть: «…более восхитительный, нежели чай или кофе. Его можно пить как с молоком и сахаром, так и без них. Поддерживает тело, мозговую деятельность, укрепляет нервы. На ваш завтрак, обед и ужин, вы скорее всего отдадите предпочтение именно этому напитку. Мате – национальный напиток Южной Америки. Официальный анализ мате, сделанный всемирно известным Коммерческим Музеем Филадельфии гласит: «Чай Йерба Мате – это самый ценный напиток. Он особенно полезен для желудочно‑кишечного тракта и нервной системы. Мате обладает успокаивающим эффектом, который проявляется без каких‑либо побочных действий… В мате содержатся следы марганца, который обогащает кровь».
Dr. Etnst Fahrig, начальник лаборатории
«Если вы пришлете нам десять центов, вы получите иллюстрированный буклет, содержащий полный анализ свойств мате. Если же пошлете один доллар (с оплаченными почтовыми расходами) (что еще лучше), то вы получите буклет, а также йерба мате для нескольких человек».
YERBA MATE TEA COMPANY, эксклюзивные импортеры
Новейшая история мате заключается в интенсификации исследований свойств напитка, которые стали проводиться во множестве научных институтов. А также, к новейшей истории мате можно отнести интенсификацию производства и завоевание йербой новых рынков: приход в Европу, Азию, – во весь мир! В Европе мате сейчас достаточно узнаваем, а среди стран, которые находятся в непосредственной близости от границ с Россией, йерба особенно популярна в Польше и на Украине. На Украине сейчас можно встретить достаточно большой выбор марок, пока еще невиданный даже для России. Что касается Польши, то в ней продается не только уругвайский, аргентинский, или парагвайский мате от известных топовых производителей, но также и купажи собственного производства.
Мате в Азии
В азиатских странах изначально были сильны собственные предпочтения в виде употребления напитков. Будь то Китай, Япония, или Индия со Шри‑Ланкой, где мате вряд ли мог потеснить устоявшуюся там чайную культуру. Или арабские страны, где уже очень долгие годы кофе является чуть ли не основой национальной кухни. Но не стоит забывать, что 20 век принес миру гипермобильность, и свободу передвижений. Потоки мигрантов двигались с одного конца света на другой, и благодаря этим перемещениям мате внезапно «возник» в Сирии и Ливане. Эмигрантами из Сирии в основном были друзы, религия которых возникла в начале 11 века среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Эти люди, эмигрировавшие в Аргентину, позже, вернулись на свою родину. Именно они завезли на Ближний Восток привычку употреблять мате – ранее не свойственную этому региону. К слову, первая волна переселенцев из Сирии наблюдалась еще в середине 19 века, так что привычка употреблять мате укоренялась даже не одно десятилетие. Сейчас мы можем встретить в России мате, реимпортированный из стран Ближнего Востока – Ливана и Сирии. Его можно узнать по традиционным пачкам мате, на которых есть какая‑либо надпись или наклейка с арабской вязью. Это не удивительно – Сирия является крупнейшим импортером мате в Восточном полушарии. Импорт мате – порядка 16 тысяч тонн. На рынках Сирии можно встретить мате, который не встречается больше нигде – например, йерба под названием «Matino» очень сильно похожа на известный всему миру мате «Andresito»: их пачки практически не различимы. Разница только в названии йербы. Та же ситуация и с клоном мате «Pipore» – здесь можно встретить йербу под названием «Piporen». Такие факты говорят лишь о том, что мате в этих странах имеет огромную популярность, иначе на рынке не появлялись бы продукты, имитирующие известные бренды. Тем не менее, сирийский бизнес готов и к серьезным проектам: в Андресито создана компания El Grupo Kabour, и здесь уже все по честному: мате, выращенный на настоящих плантациях, прошедший необходимую обработку и расфасованный в надлежащую тару. Но такие мелкие неурядицы, как чехарда с названиями мате, не мешает друзам пить йербу, ведь даже их ливанский лидер Валид Джумблат частенько пьет её. Сейчас мате приходится по душе уже не только этой религиозной группе, но и многим простым сирийцам и ливанцам. Среди других азиатских стран число людей, употребляющих мате, постепенно растет, однако чаще можно встретить пьющих йербу в Индии, хотя, медленно, но верно, мате все же проникает во все страны, будь то, восток, или запад. Достаточно интересное открытие для себя может сделать человек, в руках которого окажется, например, мате Selecta Premium (производства Парагвая). Внизу вы сможете увидеть три иероглифа. Не надо быть великим полиглотом, чтобы разобраться, что это японские иероглифы, один из которых (самый последний) обозначает чай. Сделать скромный вывод тоже не сложно – мате пьют в Японии. И это в той стране, которая всегда ревностно охраняла свои традиции. Это еще одно доказательство того, что мир движется согласно законам глобализации – жители когда‑то чересчур патриотичной Японии теперь употребляют йербу. А что же еще одна «слишком» чайная страна? Нет, и поднебесная не осталась в стороне. В последнее десятилетие мате пришел и в Китай, который славится огромным разнообразием чаев, в том числе, собственным падубом – кудином. Поначалу китайцам был предложен мате в пакетиках, но, время идет – и у калабасы с бомбильей уже нашлись свои приверженцы.
Мате в России
Как мы уже писали, мате вполне мог быть завезен Себастьяном Каботом ко двору Иоанна Грозного еще в 16 веке. Однако все же Россия оставалась достаточно закрытой страной, и если мате и был привезен, то, не понравившись царю и его ближайшим боярам, вскоре исчез из русской истории. Вплоть до того момента, как на престол взошел стремительный Петр Великий. В его правление Россия не была той страной, которая оставалась в стороне от общемировых тенденций. Не доказано, но возможно, когда царь Петр вместе со своим «великим посольством» путешествовал по Европе, он имел возможность познакомиться с мате. Эта точка зрения связана, прежде всего, с тем, что Петр с интересом познавал все новое, и именно с его подачи в России появились такие чужеземные товары, как картофель, кофе и табак. В Испанию, однако, Петр не поехал, поэтому, вполне возможно, с мате он так и не познакомился. Мир всегда благосклонно воспринимал легенды и сказания, а, порой, даже сама история походила на сказку, в которой было сложно разобрать, где ложь, а где правда. Вполне справедливо эти слова можно отнести и к истории, связанной и именем легендарного итальянского революционера Джузеппе Гарибальди, который, если верить изложенным ниже данным, вполне мог оказаться первым, кто познакомил русского человека с мате. Джузеппе Гарибальди – всемирно известный революционер, человек, объединивший Италию в годы ее политической раздробленности. Однажды ему пришлось бежать из Европы в Южную Америку, в Рио‑де‑Жанейро. Там Гарибальди партизанит, помогая повстанцам бороться с императором за свободу от рабства. Потом – бегство в Аргентину, где он был арестован, потом освобожден. Снова он ведет повстанческую деятельность в Бразилии. Существует версия, что в этих странах, где традиция питья мате была сильна, он знакомится с этим напитком и очень сильно к нему привязывается. Всякий, кто хоть раз пробовал мате, отметит про себя, что невозможно забыть это стойкое послевкусие. В 1841 году Гарибальди поселяется в Уругвае, где он сражался против гнета властей. В сорок седьмом году он возвращается на родину, в трюмах корабля везя для себя запасы мате. Текут года, унося в песке времени события минувших лет, наконец, Гарибальди воссоединяет Италию и возвращает всем итальянцам надежду на прекрасное будущее, при жизни сам став живой легендой. В 1862 году Гарибальди был ранен, и вылечил его великий русский врач – Николай Пирогов – искусный хирург и, как тогда любили говорить, просто прекрасный человек. Гарибальди вместе с Пироговым пили напиток индейцев гуарани; Пирогов отвез его в Россию, но трава, за счет своей экзотичности не прижилась: ее никто не навязывал, как картофель, какао, табак и кофе. А чтобы культура стала массовой, необходим определенный нажим. Так мате и оставался напитком избранной кучки людей, пока запасы не кончились…. Еще один раз мате появился в России в 1905 году, когда один русский путешественник в книге о чае, изданной в революционный 1905 год, после возвращения из долгого путешествия, упоминал о Южноамериканском растении Ilex Paraguariensis, перечисляя все уже известные факты о культуре йерба мате. Им же были привезены образцы растения для Императорского Ботанического Сада. Дальнейшая судьба исследования растений неизвестна из‑за событий, происходивших в России. Не исключено, что мате, который в то время, по одним данным, продавался в одном из магазинов Москвы, мог быть достаточно низкокачественным, учитывая особую ситуацию на рынке чая в России. Чаеторговцы шли на многочисленные ухищрения: они подмешивали уже спитый чай (бывший в употреблении) к еще «свежему» чайному листу, либо же, мешали высушенный спитый чай с различными травами: брусникой, кипреем и земляникой. Не брезговали и красителями, добавляя, например, индиго. Ситуация с чаем изменилось, когда, после масштабной экспроприации и национализации, все чайное дело (и не только оно) было взято под государственный контроль. Позже, «несколько живых растений парагвайского чая в конце 1937 г. были завезены Главным управлением субтропических культур из Монтевидео (Уругвай) в совхоз «Южные культуры» (близ Адлера). В текущем году (1939) «приступлено к их размножению, а также предположена выписка новых растений и закладка опытных плантаций этого ценнейшего растения в субтропических районах Кавказа». – Об этом сообщает профессор Покалюк в статье журнала «Наука и жизнь» за август 1939 года. Полная версия статьи помещена нами в раздел, повествующий о полезных свойствах мате. Что получилось у крестьян совхоза «Южные культуры», неизвестно. Известно лишь, что попытки вырастить парагвайский падуб на советской земле не прекращались, и в 70‑е годы его уже сажали на территории Грузии, близ села Чаниети, знаменитого кроме всего прочего тем, что в 1958 году здесь проходил испытания первый советский чаеуборочный комбайн. Что касается мате, то он даже был выпущен, и ему присвоили гордое обозначение ГОСТ. Поставки непосредственно южноамериканского мате на территорию России начались после развала СССР, когда границы стали открытыми, а для частного бизнеса больше не было преград. Плохо это или нет, что мате пришел всерьез в Россию лишь после 1991 года? Наверно, лучше поздно, чем никогда.
Чем полезен йерба мате
Национальный Институт Йерба Мате был Создан законом № 25564, 21 февраля 2002 года. И с этого времени он регулирует деятельность производителей мате. Считается, что INYM является преемником «Комиссии по регулированию производства и торговли мате» (CRYM), которая была распущена в 1991 году. INYM был призван разрешить глубокий кризис, который разразился, когда экономика полностью перешла от плановой к рыночной, а малые и средние предприятия по производству мате попали под удар. Чтобы не дать умереть производству, INYM взял на себя функции поддержки и регулирования производства, начиная от выращивания, и кончая упаковкой. Интенсивное изучение свойств мате принято относить к 20 столетию, когда множество научных институтов решили внимательно изучить парагвайский падуб. Вот лишь некоторые из этих исследовательских центров, где изучались свойства парагвайского падуба (исключая исследования по раку, так как для раздела по онкологии подготовлена специальная глава). Об этих исследованиях вы сможете прочитать чуть ниже. Удобства ради, расположим их по алфавиту, упорядочив, таким образом, не сами университеты, а страны, в которых они находятся. А Аргентина Центр Фармакологических и Ботанических Исследований в Буэнос‑Айресе. Национальный университет де Ла‑Плата. Университет Буэнос‑Айреса. Национальный институт Йерба Мате. Б Бразилия Федеральный университет Пелотаса. Федеральный университет Санта‑Каролины. Федеральный университет де Санта‑Катарина. Университет Сан‑Паулу. Университет Сан‑Франциско. В Великобритания Университет Экстера. Университет Плимута. Г Германия Технический университет Дармштадта. И Испания Мадридский университет Комплутенсе.
Италия Мессинский университет. К Канада Монреальский университет. М Мексика Университет Гуанахуато. П Парагвай Национальный университет Асунсьона. Р Россия Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. С США Университет Туро – Калифорния. Медицинская школа Университета Эмори. Иллинойский университет в Урбана‑Шампейн. Университет Теннесси. У Уругвай Республиканский университет. Ф Франция Университет Луи Пастера. Лаборатория углеводов. Ч Чили Папский католический университет Вальпараисо. Ш Швейцария Институт фармакогнозии и фитохимии университета Лозанны. Ю Южная Корея Университет Йонсей. Корейский исследовательский институт биологических наук и биотехнологий. Я Япония Киотский фармацевтический университет.
Из этих источников (а именно из исследований этих университетов) можно получить исчерпывающие данные о свойствах мате, а также влиянии его на организм. Предвосхищая раздел об исследованиях, хочется заметить, что в институте Луи Пастера заключили, что мате содержит фактически все витамины, которые необходимы для полноценной жизни. Рекомендации по применению мате можно почерпнуть не только из исследований институтов, но и из таких источников, как British Herbal Phamacopoeia, German Comission E (сборник монографий по фитотерапии), или Indian Ayurvedic Phamacopoeia, так как теперь мате культивируется и в Индии тоже. К слову, членам «Общества сознания Кришны» запрещено пить чай, поскольку он является тонизирующим напитком. Что касается мате, то он тоже тонизирует, но в священных текстах про это растение ничего не сказано, следовательно, «преданным» теоретически можно употреблять йербу. В Аювердической Фармакоэпии даны рекомендации по применению мате как средства от головной боли, усталости, депрессии и ревматических болей. Последние годы употребление мате набирает популярность в Северной Америке, и в США доктор медицины Джеймс Болкх считает, что мате чистит кровь, стимулирует умственную деятельность и управляет аппетитом.
Медицинские статьи из прошлого… «Британский медицинский журнал». Начало XX века
Здесь хотелось бы привести две статьи из Британского медицинского журнала (British Medical Journal), первая из которых датирована 24 октября 1903 года, а вторая относится к 4 февраля 1904 года. Достаточно интересно узнать, что думали в европейских медицинских кругах о парагвайском чае. Первая статья принадлежит неизвестному автору, вероятнее всего, сотруднику журнала, а вторая, хотя и подготовлена хирургом из Уругвая, но, все же, учитывая, что британский журнал такого уровня удостоил его чести быть напечатанном в своем издании, значит, к мнению этого врача в то время прислушивались.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы