Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ходе изготовления экспериментальных установок



Изделия 11Ф93

ЦКБЭМ и Заводом Экспериментального Машиностроения проводится большая работа по созданию изделия 11Ф93. Комплексами КБ успешно решаются сложные технические задачи. Значительно расширился фронт и взаимовлияние работ, для общей координации которых создана специальная служба. Регулярно составляются графики работ и контролируется их выполнение. Все подразделения предприятия, как правило, успешно отчитываются в выполнении месячных заданий.

Тем не менее, создание изделий ведётся крайне медленно, со значительным отставанием от первоначально намеченных сроков. Ряд экспериментальных установок в среднем по 10–12 месяцев находится в сборочном цехе.

Такое положение объясняется как отсутствием поставок комплектующих элементов, так и систематическими срывами работ, истинные причины и виновники которых зачастую остаются невыясненными.

Последствиями таких срывов являются:

– приостановка работ в производстве и на испытаниях;

– срочное изменение большого количества выпущенной документации;

– доработки изготовленной материальной части;

– повторение ряда экспериментальных работ.

Это ведет к возврату изделия на начальные этапы изготовления, а при невозможности проведения необходимых доработок, влечет за собой неповторимость характеристик штатных и экспериментальных изделий, искажение результатов экспериментов и требует новых подтверждений надежности изделия в целом.

На ликвидацию последствий несвоевременного решения вопросов, затрачивается много усилий и времени. Внимание руководства предприятия, комплексов и отделов обращается, в основном, на решение «горящих вопросов».

Анализ наиболее характерных срывов приводит к следующим выводам:

1. Большинство срывов, значительно снижающих эффективность работы предприятия в целом, связано с выявлением на стадии изготовления изделия несовместимости его узлов и систем, являющейся следствием либо неполноты решения технических и организационных вопросов на ранних стадиях разработки, либо плохой реализации принятых решений. Профилактика выявления «нерешенных вопросов» на начальных стадиях разработки ведется неудовлетворительно.

2. Выявление, анализ и реализация замечаний по изделию в процессе изготовления и испытаний ведется стихийно и препятствует планомерной работе по созданию изделия и обеспечению его надежности.

3. Планирование и координация работ в КБ по конкретным изделиям ведется неоперативно и без учета реальных возможностей подразделений. Монтажная координация практически отсутствует.

4. Существующий порядок подготовки, оформления и реализации технических решений не обеспечивает нужной оперативности и полноты решения вопросов.

Причины перечисленных недостатков и предлагаемые меры по их ликвидации приводятся в приложениях.

 

Приложение № 1

 

ПРИКАЗ

НАЧАЛЬНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ хода работ по изготовлению экспериментальных изделий 11Ф93 показал, что одной из основных причин задержки их изготовления, помимо отсутствия комплектующих изделий от смежных организаций и срывов работ по вине завода, является большой поток изменений технической документации (извещений за 1969 г.).

Причина этих изменений – выявление при изготовлении изделия несовместимости его узлов и систем, являющейся следствием неполноты решения технических и организационных вопросов на ранних этапах разработки. Это объясняется недостаточным техническим контролем всех выполняемых работ на полноту решения вопросов, под которой понимается:

– наличие нерешенных вопросов и необходимость дальнейшего контроля за их решением;

– согласованность с другими работами, с требованиями на изделие и с исходной документацией;

– оценка объема изменений, вытекающих из результатов данной работы и сложности их последующей реализации;

– необходимость проведения новых работ, не предусмотренных ранее.

Такой контроль должны осуществлять как руководители отделов и комплексов, так и ведущие конструкторы по изделиям.

Для создании службы координации, ведущему конструктору представляется на рассмотрение большой объем выпускаемой технической документации. В настоящее время, подразделения КБ отчитываются за выполнение работ перед отделами 005 и 006, которые по своему положению не решают задач глубокого технического контроля работ по конкретным изделиям, а лишь проверяют сроки их выполнения.

Необходимость подписания документов у ведущего конструктора не определена официально, поэтому большинство из них сдается в архив без подписи ведущего конструктора. Так, например, из_______работ, выполняемых подразделениями КБ по изд. 11Ф93 в только_______подписаны ведущим конструктором.

Проводимая проверка отдельных документов после закрытия планов подразделений показала, что они нуждаются в корректировках и уточнении, а выполнение плана, в связи с этим, могло быть не засчитано. Например, инструкция на проверку герметичности изд. 11Ф93, Ии101 подготовленная отд. 822 (см. Петров В. И.) утверждается после всех согласований руководителем комплекса № 8, содержала много грубых ошибок (несоответствие обозначений кранов в системе и на схемах, возможность подачи воздуха высокого давления в магистраль низкого давления и т. п.) и была практически полностью переработана.

Такая практика отчетности подразделений в выполнении работ создает обстановку бесконтрольности, и предпосылки для возникновения нерешенных вопросов и лишает ведущих конструкторов возможности следить за ходом работ, способствовать наилучшему его регулированию и оказывать подразделениям КБ и завода действенную помощь в предупреждении возможных срывов.

 

февраля________70

 

 

В целях упорядочения организационно‑технического руководства разработкой конкретных изделий

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. «Положение о ведущем конструкторе по изделию» – утвердить.

2. Действие «Положения» распространить на ведущих конструкторов по изделию:

11А52 – КАШО А. С.

ГБМ 11А52 – ПЕТРОВА В. И.

11Ф93 – БУГРОВА В. Е.

11Ф94 – ВЯТКИНА Е. П.

11С824 – ИВАНОВА В. И.

ДОС – СЕМЕНОВА Ю. П.

Р5В – ПЕТРЯХИНА А. М.

8К98 – ТИТОВА Ф. А.

3. Руководителям всех подразделений предприятия проработать настоящее положение с личным составом своих подразделений и принять его к исполнению.

4. Руководителям всех подразделений предприятия с момента выхода настоящего приказа не представлять на утверждение мне и моим заместителям документов, перечисленных в разделе III настоящего «Положения» без подписи или визы ведущего конструктора.

5. Начальникам отделов 001, 006, 124 и канцелярии предприятия тт. БАЙБАКОВУ А. Ф., ОТРЕШКО А. П., ТИХОНОВУ Д. Д. и ЛАРЬКОВОЙ В. В. не принимать для хранения, оформления и рассылки документы, указанные в разделе III «Положения». Выпущенные ранее документы (вошедшие в раздел III «Положения»), в отдельных случаях, по представлению мне ведущим конструктором, подлежат корректировке или переизданию.

6. Ведущим конструкторам по изделиям представить мне на рассмотрение предложения о структуре и составе своих групп.

7. Начальнику отдела 001 тов. БАЙКОВУ А. Ф. по заявкам ведущих конструкторов организовать дела по «Изделиям» для централизованного хранения документации по изделию.

8. Начальнику БОСНУ‑3 тов. ГРИЦАЕНКО П. Д. совместно с ведущими конструкторами разработать и внедрить единую форму документов, перечисленных в разделе III «Положения».

9. По техническим и организационный вопросам корреспонденцию внутри предприятия по конкретным изделиям адресовать соответствующий ведущим конструкторам.

 

 

С целью упорядочения планирования и координации работ по изделиям 11Ф93 и 11Ф94

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Исключить из числа задач и обязанностей отд. 005 (т. Иванников А. Н.) и передать другим подразделениям нижеследующие работы:

– составление месячных планов подразделений на основании планов‑графиков отделу 006;

– рассмотрение и подписание месячных планов подразделений и оперативная корректировка ведущим конструкторам;

– контроль выполнения месячных планов подразделений по качеству (рассмотрение и подписание выпускаемых документов и отчетов о выполнении планов работ) ведущим конструкторам по изделиям;

– рассмотрение и подписание бланков‑заказов на изготовление материальной части на производстве ведущим конструкторам;

– согласование и регистрацию технических решений по изделиям ведущим конструкторам;

– рассмотрение и подписание документов о поощрении сотрудников предприятия за качественное выполнение работ по изделиям ведущим конструкторам;

– рассмотрение и подписание денежных договоров со смежными организациями ведущим конструкторам и отделу 006;

– рассмотрение и подписание денежных заводских актов о завершении этапных работ по сборке штатных и экспериментальных изделий ведущим конструкторам и отделу 006;

– подготовку оперативных докладов и справок о фактическом состоянии работ по изделию для руководства предприятия и вышестоящих организаций.

2. Начальнику отдела 005 (т. Иванников А. Н.) обеспечить разработку и практическое внедрение методики определения располагаемых мощностей подразделений и потребных трудозатрат на выполнение типовых работ.

3. Ведущим конструкторам по изделиям 11Ф93, 11Ф94 (т. Бугрову В. Е., Вяткину Е. П.) обеспечить подготовку полного комплекта планов‑графиков работ по изделиям в порядке, установленном «Положением о планировании работ по изделиям».

4. Отделу 005 (т. Иванников А. Н.) производить согласование планов‑графиков работ по конкретным изделиям, обеспечивая при этом соответствие располагаемых и потребных мощностей подразделений.

5. Руководителям комплексов взять под личный контроль документы, определяющие объем и взаимосвязь работ по изделиям по курируемым отделами комплекса системам и экспериментальным установкам.

6. «Положение о порядке планирования работ по изделию» ввести в действие с 1 апреля 1970 г. для изделий 11Ф93 и 11Ф94.

 

/МИШИН/

 

 

Приложение № 4

Проект.

 

 

ПРИКАЗ

НАЧАЛЬНИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

№___

Усложнение состава и идеологии разрабатываемых ЦКБЭМ изделий, возникновение новых технических задач за последний период привело к значительному увеличению количества принимаемых технических и организационных решений.

Порядок подготовки и реализации технических решений не однотипен и не регламентирован, что значительно снижает их эффективность.

Анализ существующего порядка подготовки и принятия решений обнаруживает следующие недостатки.

При подготовке технических решений подразделения зачастую не решают полностью всего круга вопросов и не выявляют достоверно:

– перечня документов подлежащих выпуску и корректировке;

– перечня новых работ;

– возможных сроков реализации решения;

– исполнителей новых работ;

В таких случаях, хотя вопрос считается решенным, после принятия решения следует длительный этап его уточнения.

Реализация решений по аналогичным техническим и организационным вопросам различными подразделениями осуществляется по разному: приказами, решениями Г. К., решениями заместителей Г. К., протоколами совещаний, планами‑графиками, извещениями. Нет единого порядка оформления и реализации решений. Это приводит к тому, что технические решения, протоколы совещаний, определяющие изменение материальной части изделий не всегда попадают к исполнителям, зачастую остаются в делах отделов и отдельные вопросы, вытекающие из данных решений, долгое время остаются вне контроля и практически не решаются.

С момента принятия решения до воплощения его в производство проходит слишком длительный срок. В ряде случаев это объясняется тем, что соответствующая корректировка ряда документов ведется последовательно подразделениями‑держателями подлинников, после официального получения исходного документа, хотя техническое существо вопроса позволяет провести корректировку одновременно. При этом, принятое во внимание в момент утверждения решения состояние производства за время реализации существенно меняется, что приводит к новым доработкам.

Перечисленные недостатки во многом объясняются следующими причинами:

1. Отсутствует утвержденный состав документов для однотипных изделий, систем и узлов, определяющий процесс их создания.

2. Однотипные по существу документы не унифицированы по форме.

3. Не определена единая логическая последовательность выпуска документов.

4. Отсутствует полный перечень всех работ по изделию для всех этапов и реальная модель процесса создания изделия.

5. Отсутствует документ, позволяющий быстро и достоверно оценить перечень документации подлежащей корректировке в связи с принимаемым решением.

 

Для устранения указанных причин необходимо комплексное решение ряда вопросов, касающихся ведения организационно‑технических документов по изделию.

С целью проверки возможности внедрения и удобства практического использования на предприятии единой системы, повышаемой эффективность организационно‑технического руководства работами по созданию изделий

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Для изделий 11Ф93, в качестве эксперимента, параллельно с существующей системой документации ввести в действие «Этапную программу разработки изделия» (ЭПРИ).

2. Работы проводить в соответствии с «Временным положением об ЭПРИ» и утвержденным планом‑графиком.

3. Руководство работами и контроль за выполнением настоящего приказа возложить на ведущего конструктора и БУГРОВА В. Е.

 

НАЧАЛЬНИК ПРЕДПРИЯТИЯ /МИШИН/

 

 

Приложение 4

 

 

История марсианского проекта в зеркале стенной печати ОКБ‑1

В нашем 9‑м проектном отделе Тихонравова родилась традиция – выпускать к Новому году стенгазету, в которой не было ни заметок, ни подписей, а все основные события истекшего года представлялись в виде карикатур, причем главные персонажи были легко узнаваемыми. Тематика газет не ограничивалась интересами отдела, скорее это был взгляд на события в ОКБ глазами проектантов.

Основной состав редколлегии в 9 и 93 отделах – умеющие рисовать: Г. Алгунова, В. Бугров, Г. Балашова, Л. Горшков, В. Любинский, А. Максименко, А. Саркисьян, Г. Сизенцев, В. Шауров, Б. Шиманский. Участвовали и сотрудники, не отличавшиеся художественными талантами, но хорошо улавливавшие суть происходящего: Б. Адамович, В. Бобков, В. Иванов, Б. Сотников, В. Тимченко, К. Шустин и другие.

Эти газеты выпускались с 1962 по 1974 год, и со временем многие члены редколлегии «расползлись» по всему КБ. В том числе и ваш покорный слуга: был в отряде, потом, став ведущим по Л3, пропадал на Байконуре. Газеты уже не были изданиями проектного отдела, а стали «интернациональными». В коллектив вливались новые люди, но основной костяк редакции в целом сохранялся.

Чтобы очередная газета появилась, я должен был за две недели до Нового года составить общую композицию, подготовить комнату и планшет и «согнать» всех вместе для создания «критической массы». «Согнать» было не просто – не потому, что не хотели, а просто люди были заняты бесконечной текучкой, некоторые стали уже начальниками отделов. Но традиция неизменно сохранялась.

Коллективное творчество всем нравилось. Проводилось своеобразное подведение итогов достаточно осведомленными участниками прошедших за год событий. Честно говоря, в некоторых газетах усматривается склонность к представлению тех событий, ближе к которым оказывался я, но не потому, что они навязывались мной, а из‑за того, что маловато добавляли остальные в силу своей занятости.

Собравшись вместе, мы обсуждали общий замысел, добавляли фрагменты, устанавливали масштаб для каждого, распределяли их между нами и отправлялись по своим рабочим местам, где каждый творил по своему усмотрению. Единого стиля не было – у каждого был свой. Моих персонажей, например, можно отличить по обуви – такие ботинки были на карикатурах Бориса Ефимова. Портретного сходства добивались сообща. На куске пергамина кто‑то рисовал кружок. Другой, наложив сверху еще пергамин (рисунок не исправляли), добавлял характерный нос. Следующий на своем пергамине – другую деталь и через 2–3 минуты среди десятка рисунков портрет очередного героя становился узнаваемым всеми. Готовые фрагменты после обсуждения передавливались на планшет, обводились тушью и раскрашивались.

За день‑два до Нового года очередная газета размером 2 × 1 м висела в коридоре, и огромная толпа переменного состава часами (увы, в рабочее время) сдержанно гоготала, постепенно вникая в содержание. То, что газеты обходились без слов, представлялось удобным, но иногда в рисунках можно было увидеть второй смысл и услышать неожиданный комментарий. Тут вступали в полемику специально подготовленные нами «толмачи», которые достойно разъясняли, что на самом деле нарисовано и как это нужно «правильно» понимать.

Мы в полной мере пользовались свободой слова, недоступной тогда для обычной прессы (конечно, в рамках, установленных режимом секретности). Напомню, что в те времена громко произнесенное в коридоре слово «ракета» уже могло считаться нарушением режима. Это накладывало определенные условия. За многие годы у нас не было никаких противоречий с руководством. Лишь однажды по моему недосмотру мы слегка «съехали за грань», но вопрос был тут же исчерпан. Об этом эпизоде можно прочитать в Примечании , ознакомившись сначала с газетой за 1965 год.

Наши руководители, хотя и становились персонажами многих карикатур, относилось к газетам благосклонно. В них не было злобы, а был здоровый юмор. К. Д. Бушуев, обычно, подходя к газете и разглядывая ее через головы зрителей, спрашивал: «Так, ну, где здесь я?» Однажды, ближе к обеду, к нему в кабинет зашел другой заместитель Королева С. О. Охапкин, которому пришлось в коридоре протискиваться через толпу. Он возмутился: «Константин Давыдович, что у Вас за безобразие – толпы людей стоят в коридоре в рабочее время разглядывают газету, смеются…» Бушуев, взглянув на часы, с улыбкой ответил: «Сергей Осипович, мои с утра уже посмотрели, а это твои смотрят».

Газеты хранились у меня в специально сваренном алюминиевом тубусе. В результате моего длительного пребывания на Байконуре и неоднократных реорганизаций с переездами они исчезли, и я не мог их отыскать долгое время. В середине 80‑х их обнаружил Павел Владимирович Цыбин и передал мне. Но двух первых газет не было. Поэтому придется рассказать об их содержании устно.

Первая газета была выпущена в конце 1962 года. Главным его событием, я напомню, было утверждение эскизного проекта по ракете Н1 и в его составе проекта межпланетного комплекса для экспедиции на Марс на ЖРД. В газете был изображен красивый старинный парусник, который символизировал межпланетный корабль, отправлявшийся от Земли или от ОКБ‑1 в просторы вселенной. Саша Максименко, рисовавший этот парусник акварелью, теперь на компьютере воспроизвел его условную схему (только Новый год должен быть 1963). На палубе разворачивались события с участием сотрудников нашего отдела. Корабль уверенно шел вперед под парусами против ветра. На парусе по‑латыни было написано: «Через тернии к звездам». Этот девиз долгие годы кочевал из газеты в газету вместе с обрывками паруса.

Как‑то выйдя в коридор из комнаты, где рисовали газету, я столкнулся с Юрием Гагариным, приехавшим поздравить с Новым годом Михаила Клавдиевича. Пригласив его к нам в комнату, я показал ему газету и попросил пожелать что‑нибудь отделу к предстоящему празднику. Прямо во весь парус он написал длинное послание со словами благодарности отделу за корабль «Восток» и пожеланием новому кораблю дальнего счастливого плавания. Видимо, это красивое искреннее обращение к коллективу первого космонавта и стало причиной того, что наша первая, а вместе с ней и вторая газеты находятся по сей день в одной из частных коллекций.

Помню, по соображениям режима, я даже Гагарину не сказал, что это корабль для экспедиции на Марс. Никаких марсианских признаков не было заметно, и зрители воспринимали его как символический корабль. Более того, Максименко, рисовавший парусник 45 лет назад, теперь искренне убеждал меня, что он рисовал тогда «Восток» (он не работал в группе по ТМК) и что было это в 1961 году. Но общий замысел рисовал я, знал о нем и Адамович, бывший тогда редактором ежемесячных стенгазет. Максименко согласился со мной, не найдя объяснений тому, почему обломки этого корабля кочуют из газеты в газету, почему рядом с ними изображены Лавров, Алгунов (занимавшийся ТМК) и НЭК, не имеющий к «Востоку» отношения, и, наконец, что за отчет П‑583 торчит из земли около останков корабля в газете 1967 года. Я показал, как сложно было рисовать «совсекретные» события и как легко можно было принять миф за истину, а истину за миф.

Вторая газета за 1963 год отражала противоречия, выявившиеся в отношении военных к мирным замыслам Королева. Их, естественно, больше интересовало развитие боевых ракетных комплексов, а в возможность превратить Н1 в грозное оружие они верили слабо, кстати, как и мы сами. На газете была нарисована передняя часть прошлогоднего парусника, а вместо кормы к ней была добавлена передняя часть броненосца, символизируя единство основы для достижения разных целей и стремление к компромиссам.

Последняя газета вышла к 1974‑му году. В 1972 году газета не выпускалась (я так и не смог выбраться перед Новым годом с Байконура). Выпускать газету за 1974 год у меня не поднимались руки. После того как сменивший Мишина Глушко запретил дальнейшие работы по Н1 и по всем проектам, построенным на ее основе, не нужно было иметь большого воображения, чтобы представить, что мы могли нарисовать про чужого человека, пришедшего на фирму, чтобы разрушить все, что мы огромным трудом создавали целых 15 лет. Независимо от наличия у Глушко чувства юмора, рисковать и ставить под удар нашу команду не хотелось. Ни я, ни кто другой не проявили инициативы, и газеты больше не выпускались.

 

 

Примечание

В первый рабочий день нового 1966 года меня пригласил зайти Константин Давыдович Бушуев. В его кабинете были С. С. Крюков, И. С. Прудников, К. П. Феоктистов и секретарь партбюро. Перед ними у стены на стуле стояла наша новогодняя газета. Исключительно вежливо Бушуев сказал: «Владимир Евграфович, вот мы тут рассматриваем вашу газету, и некоторые фрагменты вызывают у нас вопросы. Вы можете нам пояснить?» Первым начал Крюков: «Вот вы елку (Н1) изобразили лежа, Сергей Павлович увидит – решит, что у нас все развалилось, а мы уточненные данные на доработку уже подготовили…» Бушуев посетовал по поводу эпизода свадьбы корабля с «Протоном», сказав, что приезжали «челомеевцы» и обиделись на то, что неверно отражены отношения между нашими фирмами. Феоктистов по поводу его битвы со Змеем Горынычем, на туловище которого я в последний момент увидел и попросил убрать номер почтового ящика фирмы Н. А. Пилюгина, вопросов задавать не стал – этот сюжет рисовали его подчиненные. На мой взгляд, он был самым ехидным. А вот третий вопрос просто отправил меня в «нокдаун». Дело в том, что в газете показано внедрение сетевых методов управления, которые начало насаждать министерство. Нарисовали фигуру Королева, как он затягивает все предприятие в сеть. Не получалось похожим лицо. Мне пришлось пройти к Королеву со «срочным» производственным вопросом. Во время визита он 30 секунд говорил по телефону, удачно повернувшись ко мне в профиль. Вернувшись, я быстро нарисовал профиль, который сочли похожим на СП. Стали прилаживать фигуру в сюжет и сообразили, что этими делами больше занимается Мишин. Нескладно нарисовали его фигуру без лица. Кто‑то предложил поместить и Королева – раз уж сделали – жалко выбрасывать. А куда поместить? Ну, вот как будто он ходит и всеми руководит. Где ходит и кем руководит? Словом, всем захотелось поместить в газете дружеский шарж на главного конструктора. Я понимал, что делаем что‑то не то, был бы сюжет с его участием – другое дело. Но согласился – всем хотелось. Когда газета уже висела, я увидел несуразный замкнутый кружок следов от его ног (так творчески воплотили идею – «ходит и руководит»). Сказал, чтобы стерли, но, видимо, не успели. Похоже, что именно этот бездумный и бессмысленный сюжет и возбудил наших руководителей: «А что СП подумает, когда увидит». Вопросы были очень простые: «А что означают эти следы перед фигурой Сергея Павловича – Главный топчется на месте или круг замкнулся?» Я не стал объясняться – что тут скажешь. Вместо отрезанного куска с подозрительными фрагментами, нарисовали красивую елку.

Иногда мы делали в газете некий прогноз развития событий. Через 10 дней 12 января 1966 года ребята остановили меня, когда я порывался изорвать отрезанный кусок газеты. Уж больно зловещим оказался прогноз: круг действительно замкнулся. А провиси газета с этим сюжетом до 12‑го – ее бы всю изорвали.

 

Пролистав газеты, я вдруг обнаружил, что они удивительным образом действительно рассказывают о судьбе марсианского проекта. Не могла же вся редколлегия 40 лет назад, создавая эти газеты, предполагать, что события сегодняшнего дня потребуют доказательств существования проекта Королева экспедиции человека на Марс?! Может быть, теперь, вместе с тетрадями и газетами любители мифов поймут, что их жалкие выдумки не вычеркнут из нашего прошлого эти славные и дорогие нам страницы.

 

Приложение 5

 

 

Комментарий к портрету

На обложке книги использована репродукция с картины автора, имеющей свою любопытную историю.

Летом 1968 года, я прилетел на Байконур в качестве ведущего конструктора по лунному экспедиционному комплексу Л3. Работа была очень напряженная, и в небольшое свободное время хотелось чем‑то отвлечься. Я привез масляные краски, холст 50 × 35 и начал у себя в номере рисовать портрет Сергея Павловича Королева. Когда он был готов в карандаше, ко мне в номер зашел Юрий Иванович Лыгин – руководитель служб нашего завода, находящихся на Байконуре, мой близкий друг с первых дней нашего знакомства. Надо сказать, что он был в любимчиках у Сергея Павловича и, естественно, питал к нему особые чувства. Придя ко мне, он долго молча смотрел на карандашный рисунок. Когда я сказал, что собираюсь писать маслом, он со словами: «Дай сюда, не надо маслом – ты испортишь», – забрал портрет к себе в номер.

Я взял другой холст. Второй портрет уже был выполнен в масле в красных напряженных тонах и почти подсох, когда на Байконур прилетел главный конструктор Василий Павлович Мишин. Прямо с аэродрома он приехал к нам в МИККО, и мы доложили ему обстановку. Мы – это Юрий Лыгин, я, непосредственно подчиненный Мишину, и Борис Филин – руководитель электрических испытаний. Выслушав наши доклады, уходя, он многозначительно бросил мне: «Я там в гостинице тебе подарок привез». Вернувшись вечером в гостиницу, мы обнаружили, что Василий Павлович привез из Евпатории мою жену. Тут я вспомнил, что сегодня 18 января – день моего рождения, и что мы родились в один день с нашим главным. Поняли, что допустили ошибку еще в МИКе, не поздравив его. Ведь мы руководили всеми работами по Л3 от ЦКБЭМ. Надо было срочно исправлять ошибку. Время уже позднее, магазины на «двойке» закрыты, на «десятку» за 80 км ехать бесполезно – не успеть. Идти поздравлять главного с пустыми руками – неудобно, а с бутылкой спирта, оставшегося от технологических операций на изделии, – аморально. Положение казалось безвыходным. Коллеги, не сговариваясь, посмотрели на портрет Королева и, не спрашивая меня, сели сочинять поздравительную надпись на его обороте.

Оставив затею с холстами, я увидел красивый значок, сделанный ребятами из ЦКБ «Геофизика». Переговорив с ними, я нарисовал силуэт Королева, в «Геофизике» изготовили 20 красивых разноцветных значков. Я показал их главному, они ему понравились, и он велел заказать партию. Руководитель организации, которому я показал эскиз, сказал: «хороший портрет, только лучше, чтобы Ваш руководитель утвердил, что это действительно Королев». Я ввел на эскизе подпись Мишина, но, явившись утром к нему, а это было 22 мая 1974 года, узнал, что его освободили от должности. Обращаться к нему с пустяками в такой обстановке я не смог. Но партия значков все же впоследствии была изготовлена по указанию нашего генерального директора Вахтанга Дмитриевича Вачнадзе.

Спустя несколько лет я взялся за третий холст. На этот раз портрет был написан на фоне казахстанской степи. И ситуация магическим образом повторилась. Поздно вечером я узнал, что у Вахтанга Дмитриевича назавтра круглая дата, а мы с ним учились в МАИ на одном факультете и вместе участвовали в самодеятельности: он в танцколлективе, а я в драматическом. Оставить событие без внимания было неправильно. Но время позднее, а рано утром мне в цех. Вариант оставался один – подарить портрет.

Осенью 1982 года я, как ведущий конструктор по комплексу «Энергия‑Буран», был снова командирован на Байконур и на этот раз у меня был четкий замысел картины и ее эскизы. Специально поселившись в гостинице на 113 площадке в номере с окнами на запад, я старался к 9 часам вечера закруглить производственные дела и бежал в гостиницу, чтобы успеть сделать эскиз казахстанского заката в тех цветах, которые мне были нужны, и который длился всего 5–7 минут. Потом, когда я смотрел на картину, у меня самого порой возникала мысль – нет, так не бывает, но, тем не менее, закаты в степи под Байконуром именно таких невероятных цветов, какие запечатлены на картине, и я больше не видел нигде ничего подобного. Картину размером 1 × 0,5 м – уже четвертый портрет – я писал в Москве. Она даже стала лауреатом конкурса, посвященного 80‑тилетию Королева.

В октябре 1987 года в кинотеатре «Россия» собралась общественность по поводу 30‑летия запуска первого искусственного спутника Земли. Был запланирован сеанс прямой связи с экипажем орбитальной станции, на которой находились Александр Александров и Юрий Романенко. Я уже не помню, как возникла эта идея, но мы с Виктором Благовым – руководителем полета – придумали отправить картину на борт орбитальной станции. Лишиться четвертой картины было жалко, но грела мысль, что на станции будет висеть портрет Сергея Павловича, и что этот портрет нарисован мной. Связь с бортом была установлена, и Алексей Леонов, который находился с нами на сцене (вместе с картиной), торжественно сообщил экипажу, что их ждет сюрприз. Во исполнение творческого замысла, я сделал легкий каркас из тонких алюминиевых трубок. Все было упаковано в компактный сверток. Объяснили задачу ведущему конструктору по грузовику Евгению Вяткину, который сказал, что можно без проблем отправить ближайшим грузовиком. Но я, как бывалый ведущий конструктор решил, что нужно все сделать, как положено: оформить техническое решение, предъявить заказчику – словом, соблюсти необходимые формальности. Пошли оформлять решение. Когда Вяткин явился за подписью главного конструктора станций Юрия Павловича Семенова, тот, прочитав, спросил: «Это кто придумал?» Вяткин ответил, что Благов с Бугровым. «Ну, вот пусть Благов с Бугровым и идут к Глушко объяснять, что они хотят на станцию отправить портрет Королева». Предполагаемая реакция Валентина Петровича была предсказуемой – вопрос на этом был закрыт.

Сергей Павлович так и не слетал в космос. Картина с его портретом висит в гостиной моего дома в тверской деревне. Глядя на нее, я вспоминаю эту историю и думаю, что еще ждет ее в связи с приближающимся 100‑летним юбилеем самого Королева.

 

Приложение 6

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь