Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Буддизм о человеколюбии и милосердии



 

Наряду с христианством и исламом к числу мировых религий относят и буддизм. Он имеет многовековую историю, свои традиции, особые организационные структуры и обрядовые системы богослужения.

Буддизм как философско-религиозное учение зародился в середине I тыс. до н.э. в Индии. Эта религия сыграла и продолжает играть важную роль в духовном развитии многих народов Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В I в. н. э. буддизм из Бенгалии и Шри-Ланки распространился в страны Индокитая и острова Индонезии. Через Кашмир и Восточный Иран он попал в Центральную Азию и Китай. В IV в. н.э. буддизм из Китая проник в Корею, а в VI в. — в Японию. В VII—VIII вв. буддизм утвердился в Тибете. С XIII по XVI в. он распространился в Монголию, а в XVII—XVIII в. — в Бурятию и Туву, входящие в современную Россию.

В буддистских трактатах получили освещение идеи человеколюбия, милосердия, благотворительности. Их понимание и толкование, в отличие от других религий, довольно своеобразно. Так, бедным и обездоленным буддизм предлагает осознать смысл жизни не в материальном благополучии, а в соблюдении этических норм поведения и накапливании духовных заслуг. Все это позволит им возродиться в будущей жизни и существовать в лучших условиях.

Буддистские социально-этические нормы во многом перекликаются с библейскими заповедями. Главными в буддизме являются пять моральных правил: не убивай живых существ, не лги, не воруй, не прелюбодействуй, не употребляй спиртных напитков.

В буддистских проповедях особое внимание уделяется проблеме добра. Добродетели делятся на три основные категории: тела, речи и сознания. Важнейшими добродетелями тела являются нравственная чистота и милосердное отношение к бедным, нищим, страждущим. Универсальной формой этой добродетели служит раздача милостыни. Следует отметить, что и сам Будда, проповедуя свое учение, пользовался милостыней. Такой пример приводится в одном из главных произведений буддийского канона махаянистского варианта «Алмазной сутре». Там отмечается: «Когда приблизился час утренней трапезы, Господь Будда и его последователи надели уличные одеяния и, взяв свои чаши для сбора подаяния, отправились в столицу Шравасти и, проходя от дверей к дверям, молча протягивали чаши. После возвращения в рощу Джетавана они сняли уличное одеяние, омыли ноги свои, совершали утреннюю трапезу и, оставив чаши свои до следующего дня, расположились вокруг Благословенного»[15].

По буддистскому вероучению, добродетелями речи являются правдивость и вежливость. Сюда же относится умение человека с помощью нужных слов остановить вражду, помирить людей и народы. Проявлениями добродетели сознания являются умеренность во всем, понимание важности сострадательного отношения, вера в истину религиозного знания.

В древних буддистских трактатах содержится и понятие благотворительности. Оно рассматривается как особый вид добродетели, сочетающей в себе категорию добродетели тела и категорию добродетели сознания. В соответствии с буддистской религиозной традицией благотворитель должен не просто предоставлять нуждающимся конкретные дары, но и сострадать. «Осуществляя благотворительность, — подчеркивается в «Алмазной сутре», — он (т. е. последователь буддистского учения) должен одаривать не только реальными дарами, но и самоотреченными дарами благожелательности и сострадания»[16].

Будда провозглашал равенство людей в страдании и спасении. Он полагал, что перед ним все верующие равны, независимо от социального положения. Успеху буддизма во многом способствовали критические выступления проповедников этой религии против кастового деления общества. Однако, справедливости ради, следует отметить, что учение Будды активно поддерживали и состоятельные люди, правящая часть общества. Они не осуждались религией за свои богатства и власть. Их особое положение объяснялось соответствующими заслугами и усилиями в прошлой жизни.

 



Заключение

 

Бесспорно, что страны Древнего Востока внесли значительный вклад в мировую историю. Народы этих государств научились обрабатывать железо, получать стекло, изобрели бумагу, компас, порох. В странах Востока впервые было создано социально ориентированное законодательство, появились зачатки филантропии, распространение получила практика раздачи милостыни как выполнение нравственного и религиозного долга. Эти и другие достижения древневосточных государств оказали положительное влияние не только на дальнейший ход их истории, но и на Древнюю Грецию, Рим, являвшихся колыбелью европейской цивилизации.

 



Список литературы

 

1. Алмазная сутра. Из священного писания буддистского// Наука и религия. - 1991. - №8. - С. 47.

2. Виппер Р. Ю. История древнего мира.- М., 1993.

3. История древнего Востока: Учебник для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина.- М., 2003.

4. Васильев Л. С. История религии Востока.- М.: Просвещение, 1988.

5. Переломов Л. С. Конфуций. - М.: Наука, 1998.

6. Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т. 1. - Минск, 1994.

7. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1980.

8. Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006.


[1] Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. С. 54 – 55.

[2] Переломов Л. С. Конфуций. - М., 1998. С. 308.

[3] Там же. С. 317.

[4] Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. С. 55 – 57.

[5] Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1980. С. 168.

[6] Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1980. С. 168.

[7] Там же.

[8] Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. С. 58 – 60.

[9] Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т. 1. - Минск, 1994. С. 193—194.

[10] Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. С. 62.

[11] Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1980. С. 37.

[12] Там же. С. 31.

[13] Циткилов П. Я. История социальной работы.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. С. 60 – 61.

[14] Там же. С. 57.

[15] Алмазная сутра. Из священного писания буддистского// Наука и религия. - 1991. - №8. - С. 47.

[16] Там же. С. 49.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь