Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос№5 Л.Роботнов о парадоксальном дыхании.



Вопрос № 11 Регистры. Выравнивание регистров. Переходные ноты.Прикрытие и история его возникновения.

Под регистром певческого голоса понимается ряд однородно звучащих звуков, берущихся единым физиологическим механизмом.

Вследствие различного анатомического строения и функциональных возможностей мужской и женской гортани регистровое строение мужского и женского голосов разное. Мужской голос имеет два основные регистра (грудной и фальцетный) и один переход. Женские голоса имеют три регистра (грудной, центр и головной) и соответственно два перехода.

Если заставить петь, поднимаясь вверх по диапазону, молодого, необученного певца, то, подходя к так называемым переходным нотам, он уже чувствует сильное напряжение и невозможность далее петь, сохраняя прежнее звучание.

Выше переходных нот начинается фальцетный регистр, который звучит у необученного певца весьма слабо, имеет специфический «продутый», «флажолетный» характер, беден по тембру и весьма ограничен по своим динамическим возможностям. Само слово фальцет означает ложный голос

Необработанные голоса, не имеющие перехода, от природы владеют микстовым голосообразованйем на всем диапазоне. Однако для большинства людей нахождение смешанного, т. е. микстового, голосообразования, есть результат поиска и развития специальной координации в работе голосового, аппарата. Особенности строения голосового аппарата играют в этом вопросе решающую роль.

Переходные ноты муж. голосов:

*тенор: ми,фа,фа#,соль

*баритон: ре,ми(ь),ми

*бас: си,до,до#

Переходные ноты ж. голосов:

*сопрано: ми,фа,фа#(1и2октавы)

*меццо: до,ре(1и2октавы)

В старой итальянской школе использовались натуральные грудной и фальцетный регистры мужского голоса. Выравнивался лишь переход между ними.Но уже с 1825 года итальянские теноры оставляют манеру формирования верхних звуков диапазона фальцетным звуком и начинают использовать микстовое звучание, хотя оно еще не носит полноценного насыщенного характера. Только французский тенор Жильбер Дюпре использует все возможности мик-стового голоса и доводит яркое примешивание грудного звучания до верхнего тенорового до. Это открытие смешанного голосообразования, как мы уже отмечали, было вызвано рядом причин, связанных с характером музыки, размерами помещений, составом оркестра, плотностью оркестрового сопровождения и др.

Сглаживание регистров осуществляется на вокальных упражнениях с помощью смешения грудного и головного звучания. Смешение звука - основа вокально-технической работы певца, пользующегося классическим формированием звука.Если слияние грудного и головного тембров осуществлено в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезнет.

Смешанное прикрытое звучание голоса открыло новые возможности для мужских голосов. И до наших дней смешение является одним из необходимейших приемов с целью выравнивания всего диапазона и приобретения полноценно звучащих верхних нот.Достижение ровности голоса является предметом постоянной заботы педагога и ученика.

Прикрытие голоса.

Выравнивание звучания верхней части диапазона достигается прикрытием голоса и смешиванием его в регистре. В отношении прикрытия имеется множество приемов, различных в разных классах и руководствах. Основным принципом прикрытия является нахождение затемненного звучания в верхней части диапазона. По мере повышения звука он сначала округляется, т. е. делается более объемистым и как бы округлым, а затем это округление переходит в прикрытие, т. е. голос настолько округляется, что начинает звучать притемненно, наподобие звука у. Иногда для этой цели употребляется звуки о или у, хорошо организующие полости надставной трубки для образования притемненного звука.

Смысл прикрытия звука заключается в создании большего импеданса в надставной трубке. Этот импеданс как бы уравновешивает сильное подсвязочное давление, имеющееся при образовании звуков верхнего регистра, и тем самым дает голосовым связкам легче осуществить смешанную работу. Снимая часть нагрузки с гортани, импеданс помогает певцу найти или сохранить смешанную работу голосовых связок.

Когда М. Гарсиа стал исследовать гортань во время пения при помощи гортанного зеркала, он отметил, что гортань на открытом грудном звучании и при прикрытии звука работает по-разному. При открытом грудном звучании, когда звук имеет яркий металлический характер, надгортанник опущен, наклонен назад и вход в гортань сужен. При прикрытии надгортанник приподнимается и вход в гортань широко раскрывается. Звук при таком прикрытии теряет свой металлический характер, затуманивается, становится тусклым.

Элементы прикрытия:

1) Микстование-смешаный режим работы складок.

2) Затемнение звука- увеличение импеданса в надставной трубке.

3) Прикрытие-сочетание микста и затемнения звука.

 

Пение как рефлекторный акт.

У певцов существует взгляд, что певческий голос является особым даром природы, раз навсегда данным или, наоборот, не данным человеку; даром непостижимым, для которого нет законов.Между тем пение является одной из функций организма, одним из видов его деятельности, и поэтому оно подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т. е. для организма в целом.Управление всей жизнедеятельностью человеческого организма, всеми его функциями лежит на нервной системе.Пение, как и другие виды сознательной деятельности организма, управляются мозгом. Важнейшие механизмы в его работе— это механизм образования условнорефлекторных связей и механизм анализаторов. Весь индивидуальный опыт человека сосредоточен в коре мозга и закладывается в форме условно-рефлекторных связей. Условием выработки связи является повторность и одномоментность действия раздражителей, поэтому для запоминания и обучения надо повторять материал многократно. Условнорефлекторные связи вырабатываются на основе деятельности первой сигнальной системы(через различного рода анализаторы (органы чувств) головной мозг человека получает сигналы как о явлениях внешней среды, так и о состоянии организма. На основании сигналов этой системы он управляет деятельностью организма). Слова, живая речь составили для человека вторую систему сигналов.

Высокая певческая позиция

Умение пользоваться резонаторами, посылать звук в единственно нужную точку, где бы голос концентрировался акустически и художественно, – чрезвычайно ценно (пение «в фокусе»).Певец со звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энер­гии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты.

Высокая позиция звука – вибрационное чувство, связанное с хорошей вибрацией верхних резонаторов (полости выше нёбного свода). Она даёт возможность верно судить о качестве тембра, в котором присутствует частота, называемая верхняя певческая форманта (ВПФ), образующаяся при правильной работе гортани.

Наш слух имеет неодинаковую чувствительность к разным ча­стотам.Зона лучшей слышимости включает ту область, в которой рас­полагаются все речевые и певческие форманты. Именно здесь звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Осо­бенно чувствительно ухо к области 2500—3000 Гц, т. е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наруж­ный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти коле­бания барабанной перепонке, чем и объясняется качество полет­ности звука, его способность "лететь через оркестр", быть хорошо слышимым в больших помещениях. Когда в спектре звука много высоких частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то даже при небольшой силе подачи звука, т. е. незначительной его энер­гии, он воспринимается как звук громкий. В этом случае мы гово­рим о полетности звука. Если в его спектре мало частот, попадаю­щих в зону лучшей слышимости, то он плохо улавливается слуша­телем, даже если певец старается придать ему большую силу. Зна­чит, качество полетности зависит не от того, как звук летит, рас­пространяется (все звуки распространяются одинаково), а от того, как он улавливается ухом.

Тембрально правильно оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. Поэтому, следует не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.

Вопрос№5 Л.Роботнов о парадоксальном дыхании.

Термин «парадоксальное дыхание» принадлежит Л. Д. Работнову. В чем же смысл парадоксального дыхания?

Обычная схема работы дыхательного аппарата (схема Дондерса) говорит, что во время вдоха стенки грудной клетки расширяются, увеличивая объем грудной полости, а диафрагма опускается. Во время выдоха происходит обратное явление: стенки грудной клетки спадают, а диафрагма поднимается.

В этой схеме легочной ткани, состоящей из альвеол, бронхиол и бронхов, отводится пассивная роль: легкие наполняются воздухом и спадают, пассивно следуя за изменением объема грудной клетки, происходящим под действием межреберной мускулатуры и диафрагмы.

В результате исследования большого количества певцов Л. Д. Работнову (1932) удалось показать, что у некоторых из них, обладавших особо высокой техникой певческого голосообразования, стенки грудной клетки и живота во время фонации вообще не спадают. Это необычное явление и дало основание Работнову назвать подобный тип дыхания парадоксальным. Неподвижность грудной клетки при парадоксальном дыхании Л. Д, Работнов объясняет особо развитой функцией у этих певцов гладкой бронхиальной мускулатуры, активное сокращение которой и является, по его мнению, главной силой регулирования подсвязочного давления.

Второй важнейшей силой, поддерживающей уровень необходимого подсвязочного давления в процессе пения, является, по данным Л. Д. Работнова, грудобрюшная преграда — диафрагма. Парадоксальность движений диафрагмы, по Работнову, заключается в известной независимости ее движений от дыхательных экскурсий грудной клетки. Работнов считал, что регулирующая функция гладкой мускулатуры бронхов - и диафрагмы наилучшим образом проявляется именно при неподвижности стенок грудной клетки и живота.

Автоматизм речевых движений диафрагмы имеет рефлекторную природу. В осуществлении этих рефлексов огромную роль играют не только механорецепторы самих легких и диафрагмы, но и рецепторы артикуляторных органов. Выяснению рефлекторных зависимостей между различными участками голосообразующего аппарата в пении много места отведено в книге Л. Д. Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932). Поэтому зависимость между певческим тонусом диафрагмы и высоким положением мягкого нёба, на что впервые обратил внимание Л. Д. Работнов,назвают «рефлексом Работнова».

Работнов пришел к этому выводу на основе исследования наружных движений грудных и брюшных стенок. Методика исследования дыхания в то время еще не позволяла наблюдать деятельность гладкой мускулатуры, находящейся в легких, что в наши дни является вполне доступным экспериментом.

 

Вопрос№ 6 Придаточные полости. Полость рта,язык.

Носовая полость образуется лицевыми костями черепа, снизу ограничивается твердым небом, а сверху – нижней костной стенкой мозговой коробки; носовая полость представляет собой широкий канал, открывающийся, спереди на лице двумя ноздрями, а сзади соединяющийся с носоглоткой через описанные выше хоаны. Полость носа делится перегородкой, состоящей из хряща и костей, на две половины. Продолжение или передний выступ этой перегородки делит наружный нос на две части – ноздри, через которые воздух и поступает в носовую полость, а затем в дыхательные пути. На боковых стенках носовой полости имеется по три костных выступа, называющихся носовыми раковинами и расположенных один над другим. Между ними расположены три канала – носовые ходы. Эти каналы – носовые ходы – сообщаются через хоаны с носоглоткой.

С полостью носа сообщаются 4 пары так называемых придаточных полостей: 2 Гайморовы, лежащие в скуловых костях, 2 лобные – над глазницами и 2 основные, расположенные над сводом носоглотки. (Сюда же относится и решетчатый лабиринт, открывающийся в средний и верхний носовые ходы.)

Весь дыхательный тракт выстлан тонким покровом красного цвета, называемым слизистой оболочкой, в толще которой заложены маленькие железки, выделяющие ту слизь, которою эта оболочка покрыта по всей своей поверхности. Отсюда и название – слизистая оболочка.

Полость рта сверху ограничена твердым и мягким небом, снизу – мышцами, идущими от внутренней поверхности дуги нижней челюсти, и языком, спереди – деснами и зубами, с боков, помимо десен с зубами, еще щеками; сзади – отчасти мягким небом; сзади полость рта соединяется с глоткой.

Отверстие, соединяющее рот с глоткой, ограниченное с боков так называемыми небными дужками, а сверху – краем мягкого неба с маленьким язычком, называется зевом.

Пространство между передней поверхностью десен и губами называется преддверием рта.

Заостренный передний конец языка, свободно лежащий в полости рта, называется кончиком языка, а задняя его часть, прикасающаяся к передней поверхности надгортанника, называется его корнем. Нижняя поверхность языка связана при помощи складки слизистой оболочки, называемой уздечкой, с дном ротовой полости.

Небные дужки образуются двумя парами тонких мышц, соединяющих мягкое небо с корнем языка и с боковыми стенками глотки.

Между передними и задними небными дужками, по обе стороны зева, лежит по одной небной миндалине.

Мягкое небо, оканчивающееся маленьким язычком, состоит из мышц, дающих ему подвижность, возможность подниматься, натягиваться, расширяться, а при глотании совершенно отделять носоглотку от глотки.

Язык-мышечный орган,выполняющий при речи артикуляторную функцию. Состоит из мышечных волокон,имеющих различное направление,и потому способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения.Язык прикрепляется своим корнем к подъязычной кости,непосредственно связанной с гортанью. Таким образом,его перемещения механически передаются гортани и нижней челюсти. В пении,в связи с более округлым произношением гласных,изменением положения гортани и нахождением наилучших условий для работы голосовых складок,язык находит новые,удобные положения. Вопрос рационального положения языка в пении решается индивидуально,исходя из наибольшего для певца удобства,наилучшего качества звука голоса и чистоты произношения гласных.

Вопрос № 7 Педагогические взгляды на положение гортани. Работа голосовых связок в речи и пении.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. Три основные отдела голосового аппарата составляют: гортань, дыхательный и артикуляционный аппараты (органы). Важную роль в процессе голосообразования играют резонаторы.

Гортань по праву можно назвать главным органом в процессе голосообразования.

Гортань-орган,в котором возникает звук. Гортань представляет собой сложную систему хрящей: перстневидного, щитовидного и парных (двух) черпаловидного. Из всех этих хрящей только один, перстневидный, почти неподвижен, т.к. связан с трахеей и может повторять лишь сё движения по вертикали, остальные же соединены очень подвижно.Размеры мужской и женской гортани различны. Вход в гортань прикрыт надготранником. Внутри гортани,недалеко от входа в нее,находятся голосовые складки. Надскладочная полость играет большую роль в академическом исполнении,т.к. является местом образования высокой певческой форманты. Гортань выполняет 3 функции: дыхательную,голосообразовательную и защитную.Будучи свободно подвешенна в мышцах шеи,гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров. У профф. певцов,пользующихся академ. манерой голосообразования,ее положение в пении постоянно для всех гласных и на всем диапазоне.По ощущению во время пения гортань должна быть свободна от напряжения и опущена,как это бывает при зевании.

В гортани находятся ложные и истинные голосовые складки. Ложные находятся чуть выше истинных. Связки образуют голосовую щель, форма которой меняется в речи и пении при произнесении разных звуков и при голосообразовании на разной высоте. В ложных связках расположены железы, которые увлажняют истинные. Внутри и вокруг истинных голосовых связок находятся внутренние и внешние щито-черпаловидные мышцы. Внутренние мышцы принято называть вокальными. Голосовые связки имеют длину и толщину. Внешние мышцы могут поднимать и опускать гортань, фиксируя ее певческое и речевое положения (в пении и речи положение гортани может быть разным).

Положение гортани во время пения. В пении гортань необученного певца совершает размах больше, чем у обученного: при высоких звуках она поднимается, при более низких — опускается. С точки зрения физиологии пения считается правильным, если в процессе фонации гортань находится в состоянии относительного покоя. Уровень её расположения при пении у каждого певца свой и связан с типом голоса. Певческое положение гортани отличается от её положения при покое и речи. В результате различных положений гортани меняются размеры надставной трубки (ротоглоточного канала). Если гортань находится внизу, то увеличивается размер надставной трубки; если же гортань начинает движение вверх, то надставная трубка уменьшается. Как правило, чем ниже голос (бас), тем ниже положение гортани при пении — тем длиннее надставная трубка. Чем выше голос, тем выше положение гортани — тем короче надставная трубка. В работе над достижением свободного звукообразования надо добиваться, чтобы гортань занимала наиболее удобное положение и была устойчива.

Педагогическое воздействие, направленное на привитие той или иной установки гортани в пении только тогда может принести пользу, когда оно идет навстречу выявлению наиболее благоприятных условий работы гортани у данного певца.

Вопрос № 9 Работа артикуляционного апарата в речи и пении. Произношение гласных и согласных в пении.

Артикуляционный аппарат-система органов,благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся:голосовые складки,язык,губы,мягкое небо,верхняя челюсть(пасссивные органы).

Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого изменения, но и одновременно ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста.

Вокальность и слово — две сторрны единого процесса пения, взаимовлияющие друг в?а друга, так как производятся они единым голосовым аппаратом.

Работа артикуляционного аппарата в речи.

Речь состоит из чередующихся звуков, которые в пределах одного слова или части фразы беспрерывно сменяют друг друга.Остановка этого беспрерывного потока звуков диктуется необходимостью сделать вдох или в выразительных целях, для вычленения тех или иных слов, частей фраз и т. п. Это беспрерывное и быстрое чередование звуков идет на определенной мелодике, которая участвует в передаче смысла слов. Смысл фразы зависит не только от мысли, заключенной в словах, но и от интонации, в которую непременным элементом входит мелодика речи.

Звуки речи делятся на две основные группы — гласные и согласные, разнящиеся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам.

При образовании гласных звук, возникший в гортани, свободно проходит по ротоглоточному каналу, не встречая в нем препятствий в форме сильного сужения или полного перекрытия, как это бывает при звучных согласных.В зависимости от формы и объема глоточной и ротовой полостей, различных на разных гласных, звук приобретает характерные усиления. По этим характерным усилениям в глоточной и ротовой полостях — обертонам-формантам гласных — наше ухо отличает один гласный звук от другого.Глоточная и ротовая форманты являются основными акустическими характеристиками гласных звуков речи.

Для распознавания гласных звуков имеет значение не только формантная акустическая характеристика, но и процесс формирования каждого звука во времени. В фазе становления гласного, как и в фазах полной формы и убывания, тембр гласного меняется, как и сила его звучания. Оказывается, что эти изменения также характеризуют каждый гласный звук, — они неоди-наковы для различных гласных и поэтому также являются признаком, по которому наш слух отличает один звук от другого. Эта характеристика была названа динамической формантой гласной.Звуки речи взаимовлияют друг на друга. Произнося один звук, голосовой аппарат уже подготавливается к произношению последующего. Имеется так называемое упреждение артикуляции.Воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет условия работы голосовых связок, а следовательно влияет на ИСХОД.имеется еще один механизм, который связывает работу голосового затвора с работой артикуляционного аппарата, — это механизм импеданса.

Разные гласные звуки речи создают голосовым связкам неодинаковое противодавление сверху в силу разных объемов полостей и сужений в ротоглоточном канале.

Согласные звуки речи образуются в результате включения в работу шумового возбудителя звука. Таким шумовым возбудителем являются разнообразные сужения и затворы в ротоглоточном канале, через которые с шумом проталкивается воздушная струя.По месту своего образования согласные сильно разнятся. Одни из них образуются на губах, такие, как п, б, такие, например, как с, т, л, д — в передней части ротовой полости; третьи в средней части ротовой полости — р, ш\ четвертые — в задней части ротовой полости — к, г, х. Каждый согласный звук требует своей четкой координации в работе артикуляционного аппарата, дыхания, а если это звонкий со-гласный, — гортани

Артикуляция при переходе от речи к пению

Голосовой аппарат в пении прежде всего выполняет задачу образования правильного т. н. поставленного певческого звука, без которого нельзя быть профессиональным певцом. Образование певческого слова является столь же необходимой задачей, но решается она на базе правильного формирования певческого звука.

 

Певцу надо так строить гласные и согласные звуки слова, чтобы они не нарушали кантиленного, льющегося характера голоса, чтобы красивый певческий голос гибко и выразительно передавал мелодический рисунок произведения. Слова же, как образно говорят вокальные педагоги, должны как бы нанизываться на вокальную линию, ведущуюся голосом.Пение— результат особой координации в работе голосового аппарата, это качественно иное явление по сравнению с речью.

Объективные научные наблюдения за пением и речью выявили те отличительные черты, которые характерны для речевой и певческой функции голосового аппарата. Основным методом изучения артикуляции является ретгеновский.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь