Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровни социологического знания.



Билет № 2

1. Уровни социологического знания.

социологические знания имеют три основных уровня:

- фундаментальные социологические теории (создают теории, концепции, парадигмы, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы построения разнообразных социальных систем, а также теорию случайных и таких, что само организуются, само управляются, социальных процессов и явлений);

- теории среднего уровня (призванные обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных отраслей социологического знания);

- эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты)

Уровни социологического знания.

Научная картина мира– совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающая реальность, которая изучается данной наукой

Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

1.Эмперический –комплекс соц. Исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных орантов социальной жизни с использованием специальной методики

2.Теоретический – совокупность суждений, взглядов , гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов

3.Методологический – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения соц. Знаний

2. Математические, статистические методы в социологии. Контент-анализ.

Математические методы в социологии — прикладная дисциплина, которая предоставляет различные методы и приемы статистического анализа и математического моделирования, которые позволяют применить математический аппарат для исследования социальных процессов и явлений.

Статические методы. Совокупность методов и моделей прикладной статистики используемых в социологии при сборе обработке ,моделирование и сопоставления данных разных исследований

(выборка, описательная статистика, критерии)

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет)

Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.

Билет 3

1.Возникновение социологии как науки.

 

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Билет 4

1. Теория глобализации. Противоречивость процесса глобализации.

В наше время понятие «глобализация» стало необычайно популярным. Оно прочно заняло свое место в учебниках по международным экономическим отношениям.

Глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран к экономической активности за пределами своих границ. На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности фирм за пределы внутреннего рынка.

Материальной основой процесса глобализации в международной экономике является интернационализация производства и капитала. Интернационализация - это результат развития международного разделения труда, т. е. развития общественного характера производства в международном масштабе.

В последнее время все большее число исследователей подчеркивает, что глобализация − это сложный процесс, представляющий собой тождество и различие универсализма и тенденций, проявлений противоположной направленности. К их числу относятся:
− «регионализм» − усиление внутригосударственных регионов;
− «регионализация» − возникновение разделительных линий между региональными группировками государств, укрепляющих свои позиции в контексте глобализации; обособление прибыльных и неприбыльных зон, не совпадающих с географическими границами национальных государств; в результате все больше властных функций и полномочий от их правительств передается властям транс- и субнациональных регионов, которые становятся строительным материалом новой политической карты мира в интересах глобальных корпораций [1];
− «автономизация» − возрождение национальных, этнических, местнических центров притяжения внутри стран, регионов, цивилизаций;
− «традиционализм» − отрицание абстрактной концепции современности; возрождение обскурантизма и национализма; прославление архаики и забытых культурных
фетишей;
− «партикуляризм» − вытеснение интересов гражданского общества частными интересами граждан, реализуемых в искусственно стимулируемых потребительских моделях поведения; подмена гражданской позиции потребительскими формами самоидентификации; − «локализация» − консолидация этнических и цивилизационных образований, проводящих политику «культурной изоляции»; стремление к самосохранению различных культурных ареалов с их «партикуляристскими» системами ценностей (трайбализм, фундаментализм, национализм, фашизм, социализм, коммунизм, коммунитаризм, феминизм,
экологизм и т.д.); культурный плюрализм, постоянно нарушаемый притязаниями на исключительность отдельных форм социальной идентификации и т.д. [2];
− «глокализация» (термин, означающий сочетание процессов глобализации и локализации, предложен руководителем японской корпорации «Сони» Акио Морита) − сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации; происходит в результате культурной гибридизации, т.е. конструктивного сотрудничества и взаимообогащения культур в рамках культурных регионов.

2. Функции семьи. Современные модели брака.

Социологи выделяют несколько функций семьи:[39]
• Репродуктивная: рождение потомства.
• Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
• Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
• Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
• Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
• Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
• Социальная: социальный контроль

Модели брака:
1) Традиционный брак: самая привычная форма, включающая регистрацию, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.
2) Пробный брак (гражданский или незарегистрированный брак): отличается от традиционного отсутствием регистрации, а от обычных любовных отношений


















Билет 5

1.Этапы развития российской социологии.

1 этап (60-90 гг 19 века)
Распространение социологических идей,ускорение социологической мысли в российской науке.
2 этап(90г 19 века-20 г 20 века)
институциализация ( признание со стороны государства и общества ,создание кафедр,научных учреждений ,научных журналов.
3 этап (1920-1950 гг)
Социология вытеснена научным коммунизмом и марксистко-ленинской философией.
социология-буржуазная наука.
4 этап(1953-1980 гг)
Новая институциализация после "культа личности ".
В 1958 году социология находится под опекой ЦК КПСС.появлыется Советская Социалогическая Ассоциация(АСС)
5 этап(1980 -наст.время)
Социалогия выходит из под опеки КПСС -социология становится самостоятельной наукой и преподается в большинстве ВУЗов.

2. Концепции личности 3. Фрейда и Э. Фромма.

Зигмунд Фрейд
-австрийский психолог,психиатр,основатель психоанализа ,которой имел огромное влияние в 20 веке на социологию ,психологии и медицину.
Личность состоит из:
1)Ид (врожденные аспекты человека,его первичные потребности ,нечто темное и неподчиняющее внутренним законам)
2) Эго ( отвечает за принятие решений в сознании у человека,за его безопасность и самосохранение)
3)Суперэго (самоконтроль):1-Совесть {самооценка)
2-Эго-идеал{высоко оцениеваемый ,идеальность)

Эрих Фромм-немецки социолог ,психолог ,психотерапевт ,основатель неофрейдизма.
Учение:1)социальное поведение человека
2)формирование личности(биологическое,психологическое,социологическое)=все в 1 человеке,все связано.
Человек знает о себе все,и это является для него огромной проблемой.он считал ,чтобы изменить состояние общества нужно изменить характер самого человека .
Считал гуманизм лучшим проявлением общества ,и именно так себе оно должно вести .
Считал,что жизненая потребность каждого человека-это любовь
(Братская,Эротическая,Материнская)
Любовь к жизни и любовь к смерти, по его мнению,содержится в 1 человеке,и кажлый раз одно перетягивает другое.
























Билет 6

1. Функции и значение социологии.

Фунции

- Теоретико - познавательная (социологиясоциология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.

- Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов);

- Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).

- Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

- Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ

- Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений.

Значение социалогии

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.

2. Институт как элемент системы общества. Признаки институтов, их виды.

Социальный институт – это ценностно-нормативные комплексы( ценности, правила, нормы)

 - это устойчевый комплекс правил , норм, установок, регулирующие различные сферы общественной деятельности, регулирующих систему ролей и статусов.

-это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей

Функцией всех социальных институтов является удовлетворение соц. Потребностей общества и регулирование в сферах социальных отношений и социальной деятельности

Признаки:

Символы - образы, представления об институте,

Основные роли - образы поведения (отец, мать, ребенок- институт семьи; учитель, ученик-институт образования и т.п.);

Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения - способ ролей и осуществление социального контроля (семейные запреты; правила учащихся; контракты; вера; и т.п.)

Типы:

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

* институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;

* экономические (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;

*политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;

*институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

* религиозные - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

2.Институт как элемент системы общества. Признаки институтов, их виды.
Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Социальный институт представляет собой:
• ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
• совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
• формальную и неформальную организацию;
• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
• обособленный комплекс социальных действий.
Признаки института:
1) действует от имени общества как целого, поэтому выступает важнейшей формой социальной связи;
2) создают для индивидов возможности удовлетворения потребностей способами, предписанными обществом; гарантируют выполнение необходимых функций и подавление нежелательных
3) форм поведения с точки зрения общества, а также гарантируют продолжение социальной жизни через непрерывность социальных функций;
4) осуществляют интеграцию стремлений и отношений между индивидами;
5) обеспечивают внутреннюю сплочённость общества в целом.
Основные виды социальных институтов:
1) экономические, занятые производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.д.;
2) политические, связанные с исполнением власти;
3) социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
4) культурные и воспитательные, обеспечивающие преемственность культуры общества и передачу её последующим поколениям;
5) религиозные, организующие отношения людей к религии.




















Билет 7

1.Жизнь и творчество П. Сорокина.

Питиримм Алексамндрович Соромкин русско-американский социологсоциолог икультуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификациитеорий социальной стратификации и социальной мобильностисоциальной мобильности .

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 г. оказался за рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) — сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются (с определенной мерой условности, ведь оно — неразрывный процесс) два периода — российский и американский.

Образование он получил в двухклассной школе, а затем — в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покинуть родные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт на единственную тогда в стране кафедру социологии.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 19,22 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, из России за границу. Небезынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объемом почти в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Границы и предмет социологии" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Общедоступный учебник социологии" (1920), "Система социологии" (1921).

2. Социология этноса. Проблема этнических конфликтов.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, культурой, психическим складом, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Для этоноса характерно наличие общей территории, экономики, духовной жизни, языка, обычаев, искусства, обрядов.

Понятие «конфликт»— столкновение. В качестве объекта конфликта может выступать как фрагмент материальной, социально-политической или духовной реальности, так и территория, недра, социальный статус населения, распределение власти, язык и культурные ценности.

Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Типы этнических конфликтов

Выделяют два принципа классификации межэтнических конфликтов:

- по характеру действий конфликтующих сторон;

- по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит сторона, выдвигающая претензии.

1.выделили конфликты стереотипов, т.е. ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «не дружественного соседа», «нежелательной группы».

2. «конфликтом идей». Характерными чертами таких конфликтов является выдвижение тех или иных притязаний.

3. Третий тип конфликтаконфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, вплоть до открытых столкновений.

Таким образом, одним из самых негативных, опасных последствий этнических конфликтов становится отравление массового сознания ядом этнофобии, ненависти, культивирование межэтнического противостояния. Причиной его возникновения может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов выходить из-под «имперского обруча» и создавать независимые территориально-государственные образования.

 Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии – всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт.

 Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача современной науки.

Билет 8

1. Молодежь как социально - демографическая группа. Ее роль в развитии общества.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств

Это поколение людей проходящих взросление, т.е становление личности, усвоение знаний, социальных ценностей и норм , необходимых для того что бы состоятся как полноценный член общества

Билет 9

1. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер их вклад в развитие социологии.

Эмиль Дюркгейм (1858—1915)

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и как предмета преподавания.

 Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях

Социология, по мнению Э.Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание.

Э. Дюркгейм отстаивал специфический характер социальной реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и поведения человека. Исходя из этого, он открыто провозгласил религию социальным явлением

Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д.

Стремился к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.

Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

М. Вебер

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк

Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них.

Предмет социологии субъективируется, «привязывается» к человеку.

Общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Детально анализировал отношения власти, идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

Г. Спенсер

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.

2. Образование как социальный институт. Функции образования.

Билет 10

1. Концепции личности Кули, Хоманса, Мида.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Билет 11

1.взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.
Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:
* оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),
* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),
* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки, чукчи) - в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)
Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:
* оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества),
* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными).
Крым - раньше более засушливый климат. Занимались в основном рыболовством, после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические деревья, изменился климат (климат стал мягче).

2) Трансформация - это процесс приобретения обществом новых черт, которые соответствуют требованиям времени.

Происходят изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях, Трансформации подлежат все стороны общественной жизни: экономическая, политическая, культурологическая
По сфере действия трансформация может преобразовывать все общество или отдельные его подсистемы: функциональные (демографические, экологические, технологические, экономические, государственно-политические, социокультурные) или территориально-пространственные (точечные, региональные, национальные, цивилизационные, глобальные).

По глубине и длительности преобразований различают трансформации краткосрочные (в пределах года), среднесрочные (длятся несколько лет), долгосрочные (длящиеся десятилетиями) и сверхдолгосрочные (длящиеся столетиями — например, преобразование античной мировой цивилизации в средневековую). Можно говорить о революциях и реформах как видах трансформаций — радикальных или постепенных.
Прогноз трансформаций в XXI веке В наступившем веке, особенно в первой его половине, также можно ожидать обилия радикальных трансформаций в мире и в России. Уже сейчас просматриваются основные их направления (включая и возможные коррективы)
мы будем развиваться в рамках нового порядка или порядков, некой новой исторической системы или систем, поэтому, возможно, снова возродятся мир, стабильность и законность. Но будут ли этот мир, стабильность и законность лучше тех, которые мы знали раньше, или они будут хуже? Мы этого не знаем, но это зависит от нас












Билет 12

1. Общество как социокультурная система. Виды обществ.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая  система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и  потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Признаки

- имеет свою историю, культуру,воспроизводит само себя, есть наличие гос-ва, является частью более крупного общ-ва

Предпосылки девиации

Биологические

относят нервно-психические и наследственные заболевания, патологию биологических потребностей, психические и физиологические нагрузки, конфликтные ситуации. Они приводят к неадекватному поведению, отсутствию контроля и, как следствие, к различным преступлениям.

Социальные

Общественными предпосылками отклоняющегося поведения является патология социальных потребностей. Ими могут стать, например, алкоголизм или наркомания в семье, межличностные конфликты, ошибки в воспитании и неудовлетворенность потребительских запросов.

 При ликвидации девиантного поведения чаще всего применяются такие формы социального контроля, как общественные санкции и принуждение.

Борьба:

Борьба с отклоняющимся поведением нацелена, прежде всего, на осуществление социального контроля.

 Существует три основных метода ликвидации девиации – информационный (информирование о предъявленных государством и обществом нормах), медико-биологический (применение мер медицинского характера) и внедрение санкций (наказание на основании законов). В качестве контроля в больших социальных группах, а также обществе в целом используется принуждение. Используя эти средства, общество сможет если не уничтожить, то значительно подавить девиацию.

Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.

Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отстутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Социальный контроль (от французского controle – «проверка») направлен, с одной стороны, на поощрение или усиление конформного поведения членов общества, с другой – на подавление таких типов поведения, которые преступают общепринятые нормы. Под социальным контролем в социологии понимают любые виды общественной практики, которые складываются во всех типах социальных групп – и больших, и малых

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции:

а) охранительную;

б) стабилизирующую.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и социальной стабильности, включая в себя такие понятия, как социальные нормы, предписания, санкции, власть.

Формы и развитие социального контроля
Социальный контроль как элемент социального управления представляет собой управляющее воздействие на общество, осуществляемое в рамках социальных отношений.

Цель такого воздействия заключается в замене естественных (внутренних и внешних) стимулов человеческого поведения искусственными (социально обусловленными) стимулами в интересах субъекта социального контроля. Применение метода исторического анализа к исследованию проблемы социального контроля позволяет выделить две основные его формы - интенсивный и экстенсивный социальный контроль.
Экстенсивный социальный контроль
- это простейшая форма социального контроля. Его характерной особенностью является то, что он осуществляется принудительно и основывается на тотальном подчинении субъекту социального управления. Эта форма социального контроля называется экстенсивной, поскольку в основе ее развития лежит процесс отчуждения прав личности субъектом социального контроля, вплоть до его логического завершения - полного подчинения субъекту социального контроля.



Билет 13

1. Сущность социализации, ее этапы. Виды социализации.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах

Итак, сущностный смыслсмысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция,саморазвитиесаморазвитие и самореализация . Диалектическое их единство обеспечивает оптимальноеразвитиеразвитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

ЭТАПЫ:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

·

ВИДЫ социализации

десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие “частичная социализация”. Частичная социализацияозначает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие “частичная социализация”. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.

односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.

Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.

актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды – пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

2. Виды социологического исследования, структура социологического исследования.

Виды:

Аналитическое исследование

Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

 2) проведение эмпирического исследования;

 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.

Она выполняет три функции:




Методологическую

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

 методическую

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Организационную

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Билет 14

1.Типы личностей и управление коллективом.

С оциологическое видение личности — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет.
Основной показатель ценности любого человека для общества – характер его социальной активности. Поэтому различают «всесторонне и односторонне» развитые личности, прогрессивную и реакционную, моральную и безнравственную личности и т.д.
В целях обеспечения эффективного управления поведением работника (как со стороны менеджера, так и методом самоуправления) необходимо рассмотреть социально-психологическую структуру личности.
Для формирования и управления поведением личностинеобходимо учитывать и такие ее психологические характеристики, как:

• Интеллект: глубина мысли, логичность, критичность мышления и т.д.

• Волевые свойства личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и т.д.

• Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства: эмоциональное отношение к своему и поведению других, переживания в процессе умственной деятельности, чувства, возникающие при восприятии и создании человеком прекрасного;

• Черты темперамента:

Сангвиник - Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
 Холерик - Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик - Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

 Меланхолик  - склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Замкнут, повышено впечатлителен, эмоционально раним.

 

Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей:

1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению);

2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное - мотив полезности, достижений в деятельности);

3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе и т.д.);

4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам и т.п.);

5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей и т.д.);

6) религиозный человек (для этого типа человека - главное переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом).

И.П. Павло выделил три типа личностей:

а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);

б) тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);

в) тип смешанный, средний

 

- Важной основой для управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценности – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни, а также основных средств достижения этих целей. (Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и т.д. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении.)

- Для успешного управления коллективом необходима система мотивации в организации. В большинстве теорий мотивации существование связи усилия – выполнение работы считается само собой разумеющимся и зачастую даже не обсуждается. В соответствии с теорией ожидания любая попытка повысить мотивацию будет обречена на неудачу, если не учитывается взаимосвязь усилий и показателей выполнения работы. Занимаясь мотивацией, необходимо помнить, что мотивация – это связь, которая, как считают люди, существует между усилиями и выполнением работы и между выполнением работы и вознаграждением, имеющим для них ценность. Люди не будут мотивированы, если они не видят этой связи, и Вам необходимо сделать так, чтобы сотрудники знали о существовании такой связи, если она на самом деле существует.

2. Социальная мобильность, ее виды.

Социальная мобильность:
1) это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.
2) изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

 

Виды мобильности:
Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность:
Межпоколенная мобильность
— сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

 













Билет 15

1. Теория функционализма, ее содержание, представители.

Структурный функционализм - направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

В настоящей теме я рассмотрю наиболее значимые этапы формирования самой школы структурного функционализма, своеобразие функционалистских концепций и взглядов его наиболее крупных представителей.

М. Вебер о религии

 

Макс Вебер - один из основоположников социологии религии. Он рассматривал религию как социальный институт и описывал её связь с другими социальными институтами, изучал влияние религии на общество, а также его хозяйственную деятельность.

В изучении религии Вебер не ставил в качестве центрального вопрос о происхождении религии, а поэтому и не рассматривал вопрос о ее сущности. Его интересовало прежде всего изучение наличных структурных форм, состав и тип религии. В центре внимания Вебера великие мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, а, следовательно – значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной ясным логическим самосознанием

На первом этапе (период работы над "Протестантской этикой") интерес Вебера к религии, в данном случае к протестантизму, ограничивался главным образом определением той роли, какую сыграло изменение религиозной этики в становлении капитализма, то есть речь идет о связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности

По мере того, как он осмыслял роль религиозного фактора в структуре социальной жизни, его социология религии получила наряду с прежней еще одну нагрузку. Вебер в социологии религии пытается выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику социального действия, а именно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и государства (политической социологии) он анализирует типические 'формы "ориентации на другого" ("ожидание"), то в социологии религии типологизирует наиболее существенные формы смыслов, как они выступали в истории.

в "Хозяйственной этике мировых религий" Вебер занимается выяснением не только соотношения религиозных и хозяйственных форм и институтов, но и соотношения религии и форм власти, а также религии и искусства, науки, философии и т. д.

Вебер не ставил в качестве центрального вопрос о происхождении религии, а поэтому и не рассматривал вопрос о ее сущности. Его интересовало, прежде всего, изучение наличных (существующих) структурных форм, состав и тип религии.

Вебер путем эмпирического наблюдения и сравнения фиксирует, где и при каких социальных условиях, среди каких социальных слоев и групп преобладает в религии ритуально-культовый момент, а где аскетически-деятельный (имеется в виду не культовое действия, а мирская деятельность), где - мистико-созерцательный, а где - интеллектуально-догматический. Это дает Веберу возможность установить индивидуальный облик различных религий.

Так, согласно Веберу, магические элементы наиболее характерны для религии земледельческих народов и, в рамках высокоразвитых культур, для крестьянского сословия. Вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия. Религия городских сословий, в частности ремесленников, как показывает Вебер, носит рационалистический характер, поскольку они в меньшей мере, чем земледельцы, зависят от внешних, природных условий, а в большей степени - от ритмически правильного, рационально организованного трудового процесса.

Вебер пессимистично смотрел на возможности религиозного обновления. В отличие от Дюркгейма, он был гражданином страны, в которой лютеранство оставалось государственной религией, душа своим формализмом реально существующую религию. Интерес к религии, который он отмечал в кругах интеллигенции, казался ему следствием моды. Во всяком случае, рационализация устраняла в его глазах всякую надежду на религиозное обновление в расколдованном мире

 

Билет 16

1.Социальные группы. Ингруппа и аутгруппа, референтная группа.

Социальная группа — коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальная группа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции - взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Р.Мертон выделил три основных признака группы. Первый - определенный способ взаимодействия между ее членами. Второй - членство - чувство принадлежности к данной группе. Третий - групповая идентичность с точки зрения значимых других.

Два существенных условия, необходимых для того, чтобы группа считалась группой:

1) наличие взаимодействий между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Функции

Следовательно, группа играет решающую роль в социализации личности.
Группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.


Билет 17

1.Организации, их виды, функции.

«Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей».

«Организация - это целое, сложенное из взаимодействующих частей для достижения одной общей цели».

организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Социальная организация характеризуется обычно следующими основными признаками:

наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);

формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации;

иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;

наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;

Виды:

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):частные;государственные;муниципальные;смешанные.

По отношению к прибыли:

коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;

некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

По организационно-правовым формам
выделяют:товарищества (с разновидностями);кооперативы;акционерные общества (с различными степенями ответственности);дочерние и зависимые общества;фонды;ассоциации;учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.


Функции

 Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

 Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.

 Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.

 Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

Функция организации. Определение порядка и условий функционирования организации, установление взаимосвязей между всеми ее подразделениями, системная организация деятельности людей, создание схемы реализации перспективного и текущего планирования, формирование рабочей структуры организации, определение функции, ответственности и подотчетности каждого работника, объединение работы всех специалистов организации, фирмы, структурирование деятельности каждого подразделения.

2.Наблюдение как метод социологических исследований. Виды наблюдения.

Наблюдение- это один из методов социологического исследования, с помощью, которого исследователь изучает какой-либо предмет.

Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя - последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями.

 Два фундаментальных принципа социологического исследования:

дополнительности                                      

Первый исходит из того, что объект наблюдения под влиянием наблюдателя (в его присутствии) корректирует свое поведение, и это приходится учитывать при окончательном истолковании результатов исследования.

 параллельных наблюдений.

Второй требует организации нескольких одновременных наблюдений с последующим согласованием и анализом результатов.

Этапы подготовки наблюдателей

Ознакомление с содержанием программы наблюдения, с инструкцией, инструментарием, техническими средствами.

Разбор, комментирование единиц, категорий наблюдения, их критериев в соответствии с программой наблюдения, объяснение условных, кодовых обозначений.

Пробное наблюдение, репетиция наблюдения в условиях лаборатории или в полевых условиях, коррекция действий наблюдателей.

Наряд-задание. Выдача инструкций, инструментария, задания на проведение наблюдения.

Контроль выборочный за работой наблюдателей.

Характеристика выполнения задания, оценка надежности данных наблюдателя.

Виды наблюдения.

Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте.

Неконтролируемое наблюдение часто применяется в социологическом исследовании. Оно типично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:

- разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;

- наличие разработанного плана;

- анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.

Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе.

Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.) Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.

Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.

Недостатком метода систематического наблюдения является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как есть риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных.

Билет 18

1.Социальный статус, его виды. Престиж.

1)Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Понятие:
Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.
Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей;это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ.Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей.Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.
Социальный статус - это место, которое индивид занимает в социальной системе(обществе) и которое отличается от существующих одновременно с ним мест, определенным набором прав и обязанностей.

Виды статусов:
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:
1.прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
2.приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
3.предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость:
Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:
-когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
-когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру — участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников.

Социальный престиж человека:
Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.
Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.
Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

2.Социальные катастрофы, их виды.

2)Социальные катастрофы - это неустойчивое поведение социальных систем, доводящее переходные процессы до крайности. Это: революции, войны, экономические и иные кризисы, бунты, теракты,
голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсикомания.

В данном случае слово катастрофа применяется не в смысле большого негативного результата, а в смысле нелогичности поведения людей, потери управляемости ситуацией, незапланированный конфликт. Социальная катастрофа - это бедствие, которое не было спланировано и реализовано теми силами, которые могли бы его осуществить.
















Билет 19

Вопрос1


1 предложение. Стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: доход власть образование престиж.Функциональная теория стратификации исходит из:
1) принципа равных возможностей;
2) принципа выживания самых приспособленных;
3) психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества - мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д.
4) принципов трудовой этики, согласно которой успех в работе является знаком Божьей милости, неудача - результатом только недостатка хороших качеств и т.д.
Согласно функциональной теории стратификации высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть человек [7, c. 299].
Основные причины стратификации:
1. гендерное разделение;
2. биологические факторы, как различия в способностях;
3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;
4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;
5. существование системы ценностей, в соответствии с которой определяется важность видов деятельности [4, c. 31].
Термином «социальная стратификация» в социологии обозначается:
- во-первых, выделение социальных слоев и изучение социального неравенства в их положении,
- во-вторых, система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархические организованные социальные слои.
2 предложение. Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии. В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.
Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно-экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.)

 

Вопрос2
Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, является познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система. Так же Диагностическая Прогностическая Проективная Образовательная

 



















Билет 20

2 Метод анкети́рования—вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий. Виды: По числу респондентов • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент; • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов; • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры; • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны). По полноте охвата • Сплошное — опрос всех представителей выборки. • Выборочное — опрос части представителей выборки. По типу контактов с респондентом • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра; • Заочное — анкетёр отсутствует: • Рассылка анкет по почте; • Публикация анкет в прессе; • Публикация анкет в Интернете; • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. Анкета состоит из следующих частей: • вводная (тема опроса; реквизиты фирмы, которая проводит опрос, и др); • основная; • содержащая сведения об опрашиваемом лице. По содержанию вопросы делятся на затрагивающие: • факты и действия; • мнения и намерения. Форма вопросов может быть следующей: • линейная (в строчку); • в виде таблицы (удобны для опрашивающего). В зависимости от функции вопросы делятся на: • налаживающие контакт; • контрольные; • фильтрующие (делят опрашиваемых на определенные группы по тем или иным признакам); • вопросы-перечни. Вопросы по степени свободы делятся на: • открытые; • закрытые; • полуоткрытые; • вопросы-шкалы.    
    БИЛЕТ 20.1 Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опираясь на индивидуальные особенности каждого. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью. Ярким примером первичной группы служит семья. Вторичная социальная группа — это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей. Каждый знает, что в любом трудовом коллективе, на студенческом курсе складываются группы на основе личной симпатии, общности жизненных интересов, занятий спортом и т.д. Эти последние выступают как первичные группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное заключается в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба) и достижении определенных целей (получение заработка, высшего образования). Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формальных группах правила их организации, действия и поведения их членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом. Примерами могут служить производственная бригада, коллектив учителей школы и т.п

 

Билет 21

1. Теория конфликта, ее содержание, представители.

Теория конфликта - Совокупность теоретических концепций, методов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту.
Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс. Марксизм выводит социальное неравенство из существования частной собственности и неравного распределения материальных благ.
Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривал соц. конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития.
Такой же позиции придерживался немецкий социолог Макс Вебер.
Америк.социолого Луис Козер придумал концепцию «позитивно-функционального конфликта»В ней он прямо утверждал, что не существует социальных групп беа конфликтных отношений .Стабильность всего общества, по его мнению, связана с количеством существующих в нем конфликтов.

 

2. Интервью, виды, особенности проведения. Связь с другими методами опроса.

Это открытая форма беседы, представляющая собой блок "вопрос - ответ". Распространненный метод получения информации.
Виды:
1. Информационное интервью - Оперативное- Блиц - опрос - Портретное Событийно - портретное
2. Структурированное - полуструктурированное
3. Групповое - индивидуальное
4. Очное - заочное

Качественное (в центре человек)

Наративное(свободне повествование без вмешательства репортера)

Особенности проведения: форма вопросов : открытые, закрытые, полуоткрытые.
Глубинное - фокусированное

Наличие определ. обстановки, личные качества репортера и респондента.

Связь: все методы опроса исп для сбора информации.













Билет 22

1. Соц.роли
Это поведение, ожидаемое от индивида, имеющего определенный статус в системе о.о.
Соц. роль всегда оценивается со стороны общества. Одобряется или осуждается.
Роли:
а) институционализированные (брак, семья, жены, матери)
б) конвенциональные (принимаются по соглашению)
Роли:
а)представляемые роли
б)субъективные
в)игровые

 

2.Общественное мнение. понятие, структура, функции

Общ. мнение - это состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение общности к явлениям, событиям и фактам жизни, отражающее определенную коллективную позицию.
Функции:

соц. контроля (о.мнение способно следить, реагировать на принятие и выполнение правительственных решений)

экспрессивная (выражение определенной позиции )

консультативная (когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем).
Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражд.обществе.
Общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения.













Билет № 2

1. Уровни социологического знания.

социологические знания имеют три основных уровня:

- фундаментальные социологические теории (создают теории, концепции, парадигмы, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы построения разнообразных социальных систем, а также теорию случайных и таких, что само организуются, само управляются, социальных процессов и явлений);

- теории среднего уровня (призванные обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных отраслей социологического знания);

- эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты)

уровни социологического знания.

Научная картина мира– совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающая реальность, которая изучается данной наукой

Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

1.Эмперический –комплекс соц. Исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных орантов социальной жизни с использованием специальной методики

2.Теоретический – совокупность суждений, взглядов , гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов

3.Методологический – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения соц. Знаний

2. Математические, статистические методы в социологии. Контент-анализ.

Математические методы в социологии — прикладная дисциплина, которая предоставляет различные методы и приемы статистического анализа и математического моделирования, которые позволяют применить математический аппарат для исследования социальных процессов и явлений.

Статические методы. Совокупность методов и моделей прикладной статистики используемых в социологии при сборе обработке ,моделирование и сопоставления данных разных исследований

(выборка, описательная статистика, критерии)

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет)

Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.

Билет 3

1.Возникновение социологии как науки.

 

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.427 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь