Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Терпимость нацистов в отношении сионизма



 

Весной 1934 г. сотрудники Гиммлера, рейхсфюрера СС, представили ему «Ситуационный доклад – еврейский вопрос»: огромное большинство евреев все еще считало себя немцами и было полно решимости остаться таковыми. Поскольку силу нельзя было использовать, так как были опасения возможных международных осложнений, то сломить их сопротивление можно было, только внушая им чувства еврейского единства среди них самих, систематически расширяя сеть еврейских школ, создавая спортивные команды,

распространяя древнееврейский язык, развивая еврейское искусство и музыку и т. д. Эти меры в условиях, когда существовали сионистские центры профессиональной переподготовки, наконец побудили бы упрямцев из числа евреев покинуть их родину. Однако всего этого было недостаточно, ибо всякий раз, когда давление на них начинало ослабевать, упрямые евреи начинали снова окапываться. Поэтому политика нацистов заключалась в том, чтобы усилить поддержку сионистам так, чтобы евреи твердо убедились, что для предотвращения ухудшения их положения надо включаться в движение. Все евреи, в том числе сионисты, по‑прежнему подвергались бы преследованиям как евреи, но внутри этих рамок всегда было возможно ослабить нажим на них. Соответственно 28 января 1935 г. гестапо Баварии разослало подразделениям регулярной полиции циркуляр о том, что отныне «с членами сионистских организаций, принимая во внимание их деятельность, направленную на эмиграцию в Палестину, не следует обращаться с той же самой строгостью, которая необходима в отношении членов иемецко‑еврейских организаций (ассимиляционистских)»24.

Нацисты создали для себя осложнения, проводя свою просионистскую линию. ВСО нуждалась в немецко‑еврейском капитале куда больше, чем желали немецкие евреи. Она также вынуждена была действовать в соответствии с иммиграционными квотами, установленными англичанами. Больше всего ее последователей было в Польше, и если бы выдавалось слишком много сертификатов немцам, то их не хватало бы для Польши, которая была ее опорной базой в других странах. Поэтому в течение 30‑х гг. сионисты выдавали 22 процента сертификатов немцам. Далее, ВОО не была заинтересована в огромном большинстве евреев из Германии, поскольку они не были сионистами, не владели древнееврейск им языком, были слишком стары и, конечно, не владели «нужными» профессиями. Поэтому эмиграцию евреев надо было направлять также и в другие страны, в противном случае Германия не избавилась бы от евреев, чего желали и она, и сионисты. Папистская дискриминация антисионистов создала проблемы для таких международных организаций, как Американский еврейский объединенный распределительный комитет, который пытался предоставить убежище для евреев в других странах. Иехуда Бауер, один из наиболее известных ученых Израиля по проблеме геноцида, писал о дискуссии между двумя ведущими руководителями этого комитета при обсуждении возникших трудностей:

 

«(Джозеф) Хаймен полагал, что немецкие евреи должны сделать заявление, что Палестина не является единственной страной въезда еврейских иммигрантов, какой, откровенно говоря, она и не была. (Бернард) Кан согласился, но пояснил, что нацисты поддерживали сионизм, так как он обещал наибольшую эмиграцию евреев из Германии; следовательно, неменко‑еврейское руководство не могло сделать никаких публичных заявлений о других странах въезда. Еще менее они могли упомянуть о решении поддерживать еврейские институты в Германии. Нацисты запретили один митинг в Германии просто потому, что оратор Сказал, что „мы должны заботиться об уезжающих людях и о тех евреях, которые вынуждены остаться в Германии”» 25.

 

На практике озабоченность нацистов тем, куда должны выехать евреи, стала беспочвенной после аншлюсса Австрии, где проживало столько евреев, что дальнейшие поиски места их будущего назначения нанесли бы вред всей программе выселения. В октябре 1938 г. нацисты узнали, что поляки собираются аннулировать гражданство тысяч своих еврейских граждан, проживающих в Германии. Поэтому они решили немедленно депортировать евреев в Польшу, чтобы не переполнять Германию тысячами евреев, не имеющих гражданства. Это был тот погром, который привел к массовым насилиям «хрустальной ночи» в ноябре 1938 г.

Много лет спустя история этого погрома была рассказана 25 апреля 19&1 г. на суде над Адольфом Эйхманом. Свидетель Зиндель Гриншпан, тогда уже старый человек, был отцом Герцеля Гриншпана, который, придя в отчаяние от депортации отца назад, в Польшу, убил германского дипломата в Париже и дал нацистам предлог для устройства ужасной «хрустальной ночи». Старший Гриншпан рассказывал иерусалимским судьям о его депортации из Ганновера в ночь на 27 октября 1938 г.:

 

«Нас посадили в полицейские грузовики, автомашины для перевозки заключенных, по 20 человек на каждый грузовик, и доставили на железнодорожную станцию. На улицах было полню народа, выкрикивавшего: „Евреи – вон! В Палестину!”» 26

 

Значение свидетельских показаний Гриншнана совершенно потерялось в сумбуре подробностей в ходе суда над Эйхманом. Но те евреи не были отправлены в Палестину, как кричала нацистская чернь; обвинитель в помещении суда в Иерусалиме так и не задал пожилому Гриншпану вопрос, который мы хотели бы задать: «О чем вы думали, о чем думали другие евреи, когда они услышали этот странный крик дикой толпы?» Зиндель Гриншпан давно умер, как умерло большинство, если еще не умерли все другие, пережившие там эту адскую ночь; на наш вопрос нет ответа. Но то, что действительно важно, – это содержание выкриков, а не то, что думали об этом посаженные в полицейскую автомашину.

Однако мы можем с достаточным основанием сказать, что, если бы ССГ оказал сопротивление подъему нацизма, если бы ВСО мобилизовала еврейство против «нового порядка», если бы Палестина была бастионом еврейского сопротивления нацизму, нацисты не посмели бы говорить евреям и толпе, что «Палестина – место для еврея». Возможно, тогда, в ту пятницу, ночью, в Ганновере толпа выкрикивала бы: «Евреи– в Польшу!», или даже прямо: «Убивайте евреев». Безрадостен тот факт, что толпа выкрикивала то, что кричали ей приспешники Гитлера: «Евреи – в Палестину!»

 

«Нацистов просили о „более сионистском поведении”»

 

То, что нацисты предпочитали сионистов всем другим евреям, бесспорно. Хотя Иоахим Принц, может быть, содрогнулся, когда в 1937 г. писал свою статью, но он, честный человек, должен был печально признать:

 

«Сионистам было очень трудно работать. С моральной точки зрения тревожило то, что, как казалось, их рассматривают в качестве привилегированных детей нацистского правительства, особенно когда оно распустило антисионистские молодежные группы и, казалось, в других отношениях предпочитало сионистов.

Нацисты просили о „более сионистском поведении”»27.

 

В 30‑х гг. сионистское движение постоянно подвергалось суровым ограничениям. В период между 1933 г. и ноябрем 1938 г. «Рундшау» запрещалась по крайней мере три раза, когда после «хрустальной ночи» режим окончательно закрыл помещения ССГ. После 1935 г. эмиссарам лейбористских сионистов был запрещен въезд в Германию, но и тогда руководителям палестинских сионистов было разрешено приезжать в особых случаях; например, Артуру Руппину было дано разрешение приехать в Германию 20 марта 1938 г., чтобы выступить на массовом митинге, проводившемся в Берлине, о последствиях восстания арабов в Палестине в 1936 г.

Конечно, у сионистов было гораздо меньше неприятностей, чем у их буржуазных ассимиляционистских соперников Центрального союза, и это было ничто в сравнении с тем, что пришлось пережить коммунистам в Дахау, в то время когда «Рундшау» свободно продавалась на улицах Берлина.

Однако тот факт, что сионисты стали «привилегированными детыми» Адольфа Гитлера, едва ли давал основания считать его сторонником еврейских националистов. Даже фон Мильденштайн, несмотря на все его грампластинки на древнееврейском языке, принял линию партии, когда она перешла к прямым убийствам. На протяжении этого периода нацисты играли с сионистами так же, как кошка играет с мышью. Если Гитлер и поощрял эмиграцию евреев в Палестину, это вовсе не означало, что он позволял им уезжать, куда захочется. Случись евреям уехать в далекую Америку, они стали бы недосягаемы для него и навсегда остались бы врагами Германской империи в Европе. Ну, а если вместо Америки они уезжали в Палестину? «Там, – как один агент гестапо сказал одному еврейскому деятелю, – мы схватим вас»28.

Сионисты не могли утверждать, что они были обмануты Гитлером; они сами обманули себя. Теории Гитлера по вопросу о сионизме, включая его точку зрения о мнимой неспособности евреев создать государство, распространялись в

Германии на доступном немецком языке с 1926 г. Сионисты игнорировали тот факт, что Гитлер ненавидел всех евреев и что он клеймил их собственную идеологию. Сионисты были просто реакционерами, которые наивно подчеркивали черты сходства между ними и Гитлером. Они убедили себя, что коль скоро тоже были расистами, выступали против смешанных браков и против левых, коль скоро чувствовали себя иностранцами в Германии, то этого было достаточно, чтобы заставить Адольфа Гитлера считать их единственными «честными партнерами» для дипломатической разрядки29.

 

Примечания

 

Adolf Hitler. Mein Kampf, p. 56.

2Tbidem.

3Francis Nicosia. Zionism in Nationalist Socialist Jewish Policy in

Germany. 1933–1939. – “Journal of Modern History”, p. D1257–1259

4Hitler. Mein Kampf, p. 324–325.

5Ibid., p. 320.

6F. L. Carsten. Fascist Movements in Austria, p. 96.

7Hitler. Mein Kampf, p. 679.

8Donald Niewyk. Socialist, Antisemite and Jew, p. 149.

9Elizabeth Poretsky. Our own People, p. 134.

10 “No Violence Urged”. – “Israels Messenger”, Shanghai, 10 April

1933, p. 19.

11Norman Baynes (ed.). Hitlers Speeches. 1922–1939, vol. I, p. 729.

12Nicosia. Zionism in Nationalist Socialist Jewish Policy, p. D12263.

31"Hamburg‑Haifa Direct Shipping Line”. – “Zionist Record”, 20 Oc‑

tober 1933, p. 15.

14“Members of Pro‑Palestine Committee in Germany put on Antisemitic Blaculist”. – “Jewish Weekly News,” Melbourne, 30 March 1934, p. 6.

15The Weiner Library. Its History and Activities 1934–1945. –

“Jewish Central Information Office”.

16Jacob Boas. The Jews of Germany: Self‑Perception in the Nazi Era as Reflected in the German‑Jewish Press 1933–1938. University of California, Riverside, 1977, p. 110.

17Heinz Hohne. The Order of the Deaths Head, p. 333.

18Leopold von Mildenstein (pseudonym von Lim). Ein Nazi Fahrt nach Palestina. – “Der Angriff”, 9 October 1934, p. 4.

19Jacob Boas. A Nazi Travels to Palestine. – “History Today”, Lon‑

don, January 1980, p. 38.

20Hohne. Order of the Deaths Head, p. 333; Karl Schleunes. The

Twisted Road to Auschwitz, p. 193–194.

21Margaret Edelheim‑Muehsam. Reactions of the Jewish Press to the

Nazi Challenge. – “Leo Baeck Institute Year Book”, 1960, vol. V, p. 324.

22“Baal is not God”.– “Congress Bulletin”, 24 January 1936, p. 2.

23Abraham Duker. Diaspora. – “Jewish Frontier”, January 1937, p. 28.

24Kurt. Grossmann. Zionists and Nonzionists under Nazi Rule in the 1930s– “Herzl Yearbook”, vol. VI, p. 340.

25Yehuda Bauer. My Brothers Keeper, p. 136.

2S Hannah Arendt. Eichmann in Jerusalem, p. 228.

27Joachim. Prinz. Zionism under the Nazi Government. – “Young

Zionist”, London, November 1937, p. 18.

28Lucy Dawidowicz. The War Against the Jews, p. 115.

29Boas. The Jews of Germany, p. 111.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь