Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
1. Предположим, что жизнь твоя идет более или менее исправно, у тебя нет больших грехов и в малых приносишь покаяние. Не вздумай приписать свою исправность себе, своему старанию, вниманию, ревности — глубоко ошибешься: впереди всех наших страстей идет благодать, а без нее мы одна немощь, один гнойный нарыв. Не гордись же чужим даром, т.е. исправностью от Бога, а бойся оскорбить Бога самоценом, гордостью и получить осуждение, как фарисей. 2. Тебя, исправного, возмущают порой погрешности окружающих тебя, их неискренность, себялюбие, невнимание к тебе, особенно если они родные тебе, и ты на них огорчаешься, осуждаешь в душе, а может быть, въяве мечешь стрелы, укоры и раздражения. Но остановись, познай себя. Почему ты осуждаешь ближнего за погрешности? Быть может, ему не дано соответствующего таланта, вот он и грешит, а тебе дан, и не ты, а благодать Божия держит тебя. И для чего? Разве для того, чтобы ты занимался запретным осуждением ближнего и возвышением себя над ним? Ошибаешься — всякий дар дается на пользу и служение ближним, и укорением мы губим ближнего, увеличиваем его раны и душевные немощи. А в таком состоянии твоя исправность и занимается гублением ближнего. Ужаснись на себя и вспомни слова апостола: мы, сильные, должны немощи немощных носити и не себе угождати, но ближнему во спасение. В свое оправдание ты, может быть, скажешь: я не осуждаю ближнего, но раз вижу, что люди, хотя бы и близкие, относятся ко мне несправедливо, то я их оставлю в покое и, по возможности, стараюсь их сторониться. Но скажи, для чего тебе дан дар исправности? Разве для того, чтобы ты им самодовольно любовался и тщеславился, а ближнего презирал? Тогда у тебя нет к ближнему ни любви, ни заботы о его спасении. Ты занят самолюбованием, ты сам для себя кумир, требующий себе от других поклонения и уважения. Недаром сказано: не любящий ближнего не любит и Бога, он только любит себя и есть самоистукан, пребывает в обольщении, в сущности оставаясь вдали от Бога и любви к Нему. 3. Если ты отец или мать, может быть, ты в оправдание своей строгости и взыскательности к детям скажешь — сказано: «Почитай отца и мать, да благо ти будет». Да, но это сказано детям, а тебе другое, а именно: «Отцы, не раздражайте чад своих». А твои гордые укоры и осуждение их погрешностей разве возбудят в них любовь к тебе? Никак. Любовь зарождается только любовью, снисхождением, забвением своего «я», распятием своего самолюбия в пользу любви к ближним и заботы о них. 4. Итак, проверяй себя, служишь ли ты своим талантом Богу или закопал его в землю себялюбия и небрежения к ближним. Тогда бойся участи ленивого раба. 5. Спросишь: как мне служить? Неужели я должен потакать грешнику и мириться с болячками? Да, мирись! Ты не выше Бога, а Он мирится и благодетельствует злым, ожидая тем призвать их к покаянию. А ты кто, гордец и себялюбец? Ведь если отнять благодать, то тоже окажешься только бездной порока. Недаром Св. Церковь показывает это всякому при причащении в словах: «от них же (грешников) первый есмь аз». Итак, потребляй свой талант исправной жизни на познание болячек своих и ближнего не для осуждения их, а для лечения, как врач, и если ты этого не делаешь, то знай: ты уже осужден при всей своей исправности, как лукавый раб, употребивший дар во зло ближнему, оскорбив тем Давшего. 6. Итак, имея дар исправности, трудись неленостно во славу Божию и для этого: ни на кого не огорчайся, это голос грешного себялюбия, ненавистного Богу; не удивляйся, встречая злобу и несправедливость в отношении себя, помни: ты — врач, а окружающие тебя — больные, ты призван лечить их души и нравы участием, молитвой и т.п., а не искать ответной любви; если и будет ответная любовь, ею не утешайся, чтобы не потерять небесной любви и не забыть о своем призвании; о себе, о своем счастье даже забудь, как заповедал Господь, а ищи пользы и блага другим во имя Божие, и будешь согрет, как небесным солнцем, Божественною любовью; следи не за тем, как относятся к тебе, а за тем, насколько ты успел подвигнуть ближних к добру, уменьшить их злобу И лукавство, согреть их хладные сердца христианским учением; увидишь плод — опять не превозносись, чтобы Божие дело не приписать себе и не отуманиться тщеславием в угоду бесу. Блажен будешь, если возлюбишь Бога всей душой и ближнего — как самого себя, а самого себя отвергнешься, и тогда с радостью будешь отдавать себя на всякие труды и лишения, снедаемый святой любовью к людям как чадам Божиим по вере в то, что этим служишь Самому Богу, по Его неложному слову, и Сам Он возлюбит тебя, и придет к тебе в душу, и обитель у тебя сотворит.
Не смущайся болячками 1. Болячки и немощи бывают подчас тяжелы (например, блудная брань и блудные чувства, кровотечения и т. п.), но они допускаются Богом для нашего спасения: ведут к смирению, к сознанию греховности своей, заставляют бояться греха, думать о спасении души. Болячки, хотя бы, например, блудная брань, в грех не ставятся, если они возникают помимо нашего желания. Их надо терпеть со смирением, как крест, не роптать, а благодарить, потому что за терпение Бог даст венец и спасение. Без болячек и терпения не будет ни венца, ни спасения. 2. Не унывай, неся немощи и болячки, не раздражайся, ты через них получишь вечную прибыль. Так и терпи их с благодарностью, а досаду и нетерпение, возникающие в тебе, не считай своими, а относи к демону, который через них старается лишить тебя венца. 3. Не ищи на молитве слез и много не оглядывайся назад, на бывшие и исповеданные грехи, если это приводит тебя в уныние и колеблет надежду на милость Божию. Это тоже уловка вражия: озирание назад расстраивает человека и затрудняет путь вперед, к Богу. Недаром Господь сказал: «Взявшийся за плуг и озирающийся назад не управлен в Царствие Божие». А Лоту с женой ангел запретил озираться назад, на Содом и Гоморру. Смотри вперед, а прошлое повергай на милосердие Божие. Заботься о стяжании молитвы, смирения, терпения, памяти смертной и любви к ближним, а не ройся в прежнем грязном белье, раз оно заглажено исповедью и омыто сокрушением. 4. Не доверяй своему уму, не беседуй с демонами через помыслы, а занимайся делами или молитвой. Главное: служи ближнему ради Бога и как Самому Господу — успокаивай его, направляй на доброе, молись за него, так скорее избавишься от страстей благодатию Божиею. 5. Согрешил чем-либо — не смущайся опять и не унывай, не доставляй этим радость врагу, а укори себя, сердечно воззови к Богу с покаянием, и грех прощен (на исповеди скажи), и будь мирен в душе. Этим обрадуешь Господа. «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи»,— говорил преподобный Серафим. [1] Один грешник отошел ко Господу, явился родственнику своему и сказал, что Господь помиловал его. — За что же? — Когда я был жив, я никогда не проходил мимо изображения распятого Господа моего без такой молитвы, и Господь услышал молитву и помиловал меня. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы