Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Порядок проверки письменных работ учителями. По литературе



Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц

 

 

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Виды и формы текущего контроля:

- устный (индивидуальный или фронтальный опрос, решение учебно-познавательных (логических) задач, защита рефератов, докладов, проектов, собеседование, зачет, аудирование, устная взаимопроверка, чтение наизусть и д.р.);

- письменный (домашние работы, проверочные работы, лабораторные, практические работы, контрольные работы, тестовые задания (в том числе с использованием ИКТ), сочинения, изложения, диктанты, решение учебно-познавательных (логических) задач, письмо по памяти, письменная взаимопроверка, контрольное списывание и др.)

- накопительная система оценки и др.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.

Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года).

Итоговая аттестация – это оценка степени и уровня освоения выпускниками образовательной программы по завершении основного общего и среднего общего образования для определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям образовательного стандарта.      

Педагогический аудит – независимая оценка знаний учебного предмета учащимися, полнота и прочность усвоения учебного материала на всех ступенях школьного образования (начального, основного, среднего). Аттестационный материал – контрольно-измерительные материалы для проведения аттестации учащихся 2-10 классов.

Вводный контроль учащихся - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения полученных ранее знаний, умений и навыков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

 

Название темы Контрольные работы Сочинения Тесты Самостоятельные работы Чтение наизусть
Введение          
Устное народное творчество       1  
Из древнерусской литературы          
Из литературы XVIII века     1    
Из русской литературы XIX века 1 3 7 4 7
Из литературы XX века   3 6 2 2
Из литературы народов России       1  
Из зарубежной литературы 1   3 2  
ИТОГО 2 6 17 10 9

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

       В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют основными типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

       В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать текст.

        В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

       Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

· мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

· установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

       Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· оценивать правильность выполнения действия;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

Ученик получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· строить сообщения в устной и письменной форме;

· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

       Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· задавать вопросы;

Ученик получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

       Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

       УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)

       Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

       ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)

       «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

       ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)

       Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

       ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47 ч.)

       Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как

художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.) «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против

беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений). Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

       ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 ч.)

       Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления). Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления). Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

       ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.)

       Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

       ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (21 ч.)

       Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления). Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Притча (начальные представления).



ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

П/п

Планируемые сроки проведения

Тема урока


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь