Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как заставить кобылу принять чужого жеребенка



Это очень сложно и редко удается. И все же существует несколько старинных способов. Не сговариваясь, их использовали табунщики в разных странах и передавали из поколения в поколение веками. Мы помним, что привязанность не рождается вместе с жеребенком. Она формируется в первые часы после его рождения. Если жеребенок родился мертвым, его матери можно подсунуть вместо него чужого детеныша. Она легче примет его, если намазать его тело и ее ноздри жидкостью родов. Если это невозможно, то их обмазывают ее собственным молоком. Так она может начать вылизывать жеребенка и примет его как своего. Еще большего успеха можно ожидать, если одеть на приемыша шкурку погибшего жеребенка. Даже если собственный жеребенок кобылы достиг возраста нескольких месяцев, и ее привязанность к нему уже очень сильна, она все же может не заметить подмены.

Если кобыла поняла, что жеребенок чужой, она может быть к нему очень агрессивной. Л.М. Баскин описывает, как табунщики в Казахстане подсаживают жеребят к чужим кобылам. Они связывают кобыле три ноги и к путам короткой веревкой привязывают недоуздок, чтобы кобыла не могла поднять голову. Затем ей мажут глаза солью и ее собственным молоком, чтобы она несколько дней не могла видеть приемыша, а жеребенка каждый час обмазывают кобыльим молоком с ног до головы.

При конюшенном содержании кобылу коротко привязывают и тоже спутывают передние и задние ноги. Жеребенка подводит человек и подсовывает его мордочку к соскам кобылы. Иногда жеребенку дают пососать совсем немного, после чего уводят его, доят кобылу и поят ее молоком будущего приемыша. Ставят жеребенка поблизости, чтобы кобыла могла чувствовать его запах и видеть, но не могла ему повредить. С каждым кормлением дают жеребенку сосать все дольше и, затем, перестают кормить сдоенным молоком. Кобыла постепенно становится менее агрессивной и принимает жеребенка. Все те же методы используют, когда молодая кобыла отказывается принимать своего собственного жеребенка.

О чем думает жеребенок?

Невозможно представить материнское поведение в отсутствии детеныша. Только в книге мы могли так долго обсуждать поведение кобылы и почти не говорить о поведении ее дитяти. До сих пор мы слушали только одного из участников диалога. А теперь пора перейти к другому.

Все развитие жеребенка удобно разделить на стадии, как это сделано в книге «Поведение копытных животных» Л.М.Баскина. Первая стадия от рождения до первого сосания, когда жеребенка можно назвать настоящим новорожденным – все же лошади рождаются зрелыми, готовыми следовать за матерью, в отличие от слепых и глухих щенят. Затем в течение первых дней кобыла с жеребенком остаются одни и учатся узнавать друг к друга. Это промежуточная стадия. После образования привязанности и возвращения кобылы с жеребенком в табун, начинается стадия социализации. Ее можно разбить на две части – социализация с матерью и социализация с табуном. До трех месяцев поведение жеребенка развивается настолько быстро, что он буквально каждый день новый. К трем месяцам развитие замедляется и тогда же резко увеличивается время, которое жеребенок проводит не с матерью, а с другими лошадьми табуна – чаще всего со сверстниками. Так в три месяца начинается период социализации с табуном, который прекращается с началом полового созревания и переходом на исключительно растительную пищу.

Примерно через 15 минут после рождения жеребята уже могут начинать вставать на ножки. Кобыла, часто еще лежа, следит за ним и огорченно тихо ржет, когда он падает. Вскоре попытки встать приносят успех, и жеребенок научается стоять на своих несоразмерно длинных ножках. Шаг за шагом, неуверенно, он начинает ходить. К этому времени кобыла обычно встает и начинает облизывать его. У жеребенка есть врожденная реакция. На затемнение сверху и прикосновение к мордочке между глаз, жеребенок задирает голову и делает сосательные движения губами. Он еще не знает, где находятся соски, и подходит к кобыле с разных сторон. Прижимаясь к ней мордочкой, он задирает голову, находит нужное место и сразу получает поощрение – молоко. Через полчаса после рождения жеребенок может уже сосать мать, но чаще всего сосание начинается на исходе второго часа после рождения.

Первые сосания часты и неравномерны по продолжительности и перерывам между ними. Постепенно у жеребенка и кобылы устанавливается определенный режим. По исследованиям Джорджа Варинга частота сосаний за первую неделю после рождения уменьшается от четырех до двух-трех раз в час. К трем месяцам жеребенок уже сосет один-два раза в час. Продолжительность сосаний тоже меняется от 1,5 минут до 40 секунд к третьему месяцу. В деннике жеребята сосут дольше, чем на пастбище – в среднем на 30 секунд.

Для новорожденного жеребенка мать – это всегда центр вселенной. Например, он приходит в новое место с матерью, и та спокойно начинает пастись. Жеребенок отходит от кобылы и возвращается к ней, отходит подальше, знакомится с окружающими предметами, изучает пространство и опять возвращается к матери. Хотя вам может показаться, что он из страха все время возвращается к кобыле, это не совсем так. Для каждого возраста есть особый ритм, в котором детеныш должен поддерживать контакт с матерью, приближаться и прикасаться к ней. Этот ритм вы можете увидеть и у человеческих детей. До трех месяцев жеребята начинают искать мать каждые 3-5 минут. Словно внутренний голос, а может просто инстинкт выживания, спрашивает жеребенка: «Ну-ка, где твоя мама?». Иногда ему достаточно просто увидеть ее, а иногда хочется подойти, пройти под шеей, провести головой по ее боку. При переходах жеребята стараются идти так, чтобы все время чувствовать запах матери – если ветер сзади, то впереди кобылы, если ветер спереди – значит – чуть позади.

Если вам удастся побывать на разных конезаводах, понаблюдайте за тем, как жеребята подходят к своим матерям. В каждом табуне может быть особая традиция такого подхода. В одном табуне кобылы приучают жеребят подходить всегда с одного бока, так что через несколько родов один из ее сосков становится крупнее другого. В другом табуне с похожей традицией, жеребенок подходит с одного и того же бока, но сосет попеременно – то один, то другой сосок. В некоторых табунах, чаще чем в других, вы увидите, что жеребенок сосет мать засунув голову ей под хвост между задними ногами. Иногда жеребенку, чтобы пососать, приходится прилагать много усилий. Он обгоняет мать и проходит у нее под шеей, чтобы она остановилась. Но она опускает голову и продолжает пастись. Тогда жеребенок снова проходит вдоль ее бока, толкает носом и трется головой, снова проходит у нее под шеей – теперь, чтобы заставить мать поднять голову. Когда она соблаговолит поднять голову, расслабиться, чуть отставив одну заднюю ногу, ее детенышу, наконец, удается пососать. Все это относится к традициям табуна, которым лошади учатся в детстве. При покупке кобылы с завода на завод, эти традиции переносятся в другой табун.

Если жеребенку страшно

Когда к маленькому жеребенку приближается взрослая лошадь, человек или какой-то большой незнакомый предмет, тот выражает свой испуг особым движением рта, который называют «снэппинг» (snapping) (или иногда «маусинг» (mouthing), «щелканье зубами» (teeth-clapping), «качание челюстью» (jaw-waving). При этом жеребенок открывает рот, оттянув углы рта, но не обнажая зубы, и, не закладывая уши, он двигает нижней челюстью вверх-вниз. Никаких звуков при этом жеребенок не издает. То есть может показаться, что он просто открывает и закрывает рот, но если приглядеться повнимательнее, то станет видно: жеребенок напряжен и внимательно следит за окружающими. «Снэппинг» - это сигнал для взрослых лошадей, он означает: «я – еще очень маленький, не обижайте меня». Чем старше становится жеребенок, тем реже он демонстрирует «снэппинг», и у лошади старше двух лет вы увидите это движение лишь в очень редких случаях.

Кобылки и жеребчики одинаково часто демонстрируют «снэппинг». Однако жеребчики чаще кобылок используют эту высшую степень демонстрации подчинения по отношению к взрослым жеребцам. «Снэппинг» обычно направлен на сородичей, но жеребята-сироты, наоборот, чаще реагируют так на приближение незнакомых людей, чем лошадей.

Первый день жеребенка

Природа постаралась усилить память кобылы на момент родов, чтобы она впоследствии не потеряла и не перепутала своего жеребенка. Также Природа позаботилась и о самом малыше – он тоже должен запомнить свою мать и хорошо отличать ее от других кобыл в табуне. Врожденно он знает, что его мать – это что-то большое, за чем он должен следовать. Но он еще не знает в точности, какая она – его мама. Если кобыла позволит вам подойти, то жеребенок, в первые часы после рождения, может перепутать вас с матерью и пойти за вами. Опытная кобыла тут же встанет между ним и вами, чтобы он запоминал ее и больше никого. Если она рожает поблизости от других лошадей, то будет все время загораживать их от жеребенка. Жеребенок, не запомнивший свою мать, обречен на гибель. Только она будет кормить его и уводить от опасности.

Сразу после рождения у жеребенка чрезвычайно острая память. Он запоминает образ матери так быстро и так сильно, что трудно назвать это обычным обучением. Многие конники называют этот процесс запоминания матери импринтингом. Все большую популярность завоевывают специально разработанные методы обучения жеребенка в период импринтинга. Специалисты в этой области говорят, что лошадь, прошедшая такое обучение, спокойнее, умнее, лучше понимает человека. Она позволяет дотрагиваться до любых частей тела, с ней не возникает проблем при лечении, ковке, транспортировке. Но ведь растущая популярность может оказаться всего лишь последствием рекламы и когда-нибудь лопнуть как мыльный пузырь. И прежде, чем бросаться в омут «новейших разработок», давайте разберемся во всех «за» и «против».

Импринтинг

Если гусенок, утенок или цыпленок, вылупившись из яйца, увидят вместо своей мамы-птицы человека, то они будут считать его своей мамой. Мало того, что им не будет никакого дела до своих настоящих родителей, они будут и себя считать людьми. Когда они вырастут, то не будут обращать внимание на прекрасных представителей другого пола, а будут ухаживать за встречным человеком со «вполне серьезными намерениями».

Запечатление матери, которое характерно практически для всех птиц и млекопитающих в природе очень важно. Жеребенок или цыпленок сразу после появления на свет должны следовать за своей мамой, у них нет времени на обучение. Но у них нет и точного представления, что такое «мать». Если детеныш родился и не видит матери в природе, значит она либо погибла, либо не способна заботиться о потомстве. Если мать не способна позаботиться о потомстве, значит ее генофонд не должен сохраниться в природе – для вида, будет лучше если ее детеныш погибнет. В таком случае неважно, кого он успеет запечатлеть в образе матери до своей неминуемой смерти. Но если мать находится поблизости, то ошибки никакой не возникнет и он запомнит ее. Природа практически застраховала себя от ошибок, сделав врожденным не образ матери, а чрезвычайно сильную память в первые часы после рождения. Но поведение человека Природе было трудно предсказать, а тем более его научные интересы. Мало того, что человек начал выращивать птицу в инкубаторах, он еще и с удовольствием занялся ее воспитанием, позволил вырасти до взрослого состояния и принести собственное потомство. Так, в ходе исследований, человек обнажил те механизмы, которыми пользовалась Природа.

Первое исследование в области импринтинга (или запечатления) принадлежит Сполдингу, который в период с 1872 по 1875 год опубликовал 6 статей. В них он рассказал о своих наблюдениях над цыплятами. В возрасте двух-трех дней, они следовали за любым движущимся объектом и у них формировалась прочная привязанность к нему. В 1910 Хейнрот описал подобное поведение у уток и гусей. Выращенные в инкубаторе, они привязывались к человеку. Взрослые птицы принимали их в свою семью, не отличая от остальных птенцов, но сами птенцы считали своими родителями людей и с писком убегали за первым проходившим мимо человеком. Конрад Лоренц (1935) значительно расширил эти ранние представления об импринтинге.

Первое, что нужно сказать, это что импринтинг возможен не в любой момент, а лишь в определенные периоды развития животного. Эти периоды называют чувствительными (или критическими). У разных видов животных эти периоды могут иметь разную длительность. Второе – процесс импринтинга необратим. Если детеныш запечатлел в качестве матери животное другого вида, то общение с сородичами не сможет повлиять на его привязанность. Он всегда будет предпочитать сородичей того, на кого он был импринтирован. Третье – импринтинг оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь животного. Если в определенный период животное не будет общаться с сородичами, то нормального поведения у него не сформируется. Таких несчастных вы и сейчас можете увидеть на спортивных конюшнях. История их типична - часто ими оказываются мерины, кастрированные будучи взрослыми. Такого мерина рано отняли от матери, он был перспективен для спорта и ему не давали общаться с другими жеребчиками и кобылками, боясь, что в играх будущая звезда получит травму. В результате важный период в развитии поведения был пропущен. Когда жеребца кастрировали, его начали выпускать гулять в группе других лошадей, но он держится в стороне от них, он к ним равнодушен – он не умеет общаться.

Другое долговременное влияние импринтинга на дальнейшую жизнь животного проявляется в выборе полового партнера. Подкладывая яйца одной птицы в гнездо другой, ученые выяснили, что в дальнейшем птица выбирает сородичей своего воспитателя, не обязательно представителей своего вида. Все же импринтинг у птенца на птицу возникает легче, чем у птенца на человека. Только если птенец полностью изолирован от сородичей, но постоянно общается с человеком в чувствительный период, он начинает ухаживать не за самками своего вида, а за человеком.

У большинства животных многие черты импринтинга проявляются довольно ярко, но все же не все и обычно не полностью. Поэтому, говоря о лошадях, правильнее было бы назвать этот процесс импринтингоподобным. Методы работы с жеребятами в первые часы и дни жизни становятся все более популярны. Создатели этих методов не стремятся разобраться в терминах и научных тонкостях и называют эти методы «работой с жеребятами в период импринтинга (imprinting technique или imprint training)», «ранним хендлингом (early handling)» или «социализацией с человеком (human socialization)».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь