Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Спасибо вам, президент Буш
(Этот текст был опубликован одним английским электронным изданием 8 марта 2003 года, то есть две недели спустя после вторжения в Ирак; его перепечатали многие другие издания, в результате общий тираж статьи — около пятисот миллионов экземпляров — стал самым большим за тот месяц тиражом публикаций о войне.) Спасибо вам, великий лидер Джордж Буш. Спасибо зато, что раскрыли миру угрозу, исходящую от Саддама Хуссейна. А то ведь многие из нас начали забывать, как он применял химическое оружие против собственного народа, против курдов, против иранцев. Хуссейн — кровавый диктатор и, безусловно, олицетворение зла в сегодняшнем мире. Но не только за это я вам благодарен. За два первых месяца 2003 года вы умудрились показать миру еще много важного — и за это вам спасибо. Как в одном стишке, который я учил давным-давно, я хочу сказать вам: благодарствую. Спасибо за то, что благодаря вам мы узнали, что турецкий народ и его парламент не продаются даже за двадцать шесть миллиардов долларов. Спасибо, что открыли миру гигантскую пропасть, существующую между решениями политиков и чаяниями народов. Теперь ясно, что ни Хосе Мария Азнар, ни Тони Блэр не придают ни малейшего значения тем людям, которые за них голосовали, и не питают к ним ни малейшего уважения. Азнар способен проигнорировать антивоенные настроения девяноста процентов испанцев, а Блэр — не заметить самой массовой за последние тридцать лет манифестации в Англии. Спасибо зато, что ваша настойчивость вынудила Тони Блэра обнародовать в британском парламенте досье, написанное неким студентом десять лет назад, в качестве «неопровержимых доказательств, собранных секретными службами страны». Спасибо за то, что отправили Коллина Пауэла в Совет Безопасности ООН с доказательствами и фотографиями, которые спустя неделю были публично опровергнуты Гансом Бликсом, инспектором ООН по вопросам разоружения Ирака. Спасибо за то, что ваша позиция заставила министра иностранных дел Франции г-на Доминика де Вильпена выступить в ООН с антивоенным заявлением и удостоиться за это аплодисментов — чести, за всю историю этой организации оказанной только одному человеку — Нельсону Манделе. Спасибо за то, что своими агрессивными действиями вы впервые объединили арабские народы: всегда разобщенные, они единодушно осудили вторжение во время встречи в Каире в конце февраля. Спасибо зато, что своей риторикой относительно того, что «у ООН есть только один шанс доказать свое значение», насторожили даже самые неуступчивые страны, побудив их проголосовать против войны в Ираке. Спасибо за то, что проводимая вами внешняя политика вызвала на откровенность министра иностранных дел Великобритании Джека Стро, заявившего (в двадцать первом-то веке!), что «война может иметь моральные оправдания», и утратившего после этого всякое доверие людей к нему. Спасибо за то, что попытались вызвать раскол в Европе, борющейся за свое единство, — это будет для нее хорошим уроком на будущее. Спасибо за то, что объединили миллионы людей на разных континентах одной идеей (хотя она и прямо противоположна вашей). Такое мало кому удавалось в последнее время. Спасибо зато, что снова дали нам почувствовать, как важно для будущего сплочения не молчать, даже если сейчас нас не слышат. Спасибо, что проигнорировали нас, что отвергли тех, кто выступил против вашей политики, ведь будущее принадлежит отверженным. Спасибо за то, что благодаря вам мы узнали о своей способности сплотиться в нужный момент. И пусть сегодня мы ничего не добились — нет никакого сомнения, что мы придем к сплоченности. Сейчас, когда кажется, что уже не заглушить грома барабанов войны, я не могу не напомнить слова, много веков назад сказанные одним европейским монархом агрессору: «Пусть это утро будет для тебя прекрасно, пусть солнце сияет на доспехах твоих солдат — ибо до захода солнца я их сокрушу». Спасибо за то, что помогли нам, безымянной армии, вышедшей на улицы в порыве желания остановить войну, ощутить собственное бессилие, научиться справляться с ним и преодолевать его. Поэтому продолжайте в том же духе, чтобы приумножилась ваша слава. Спасибо за то, что не услышали нас и не стали считаться с нами. Но знайте, что мы-то вас услышали и никогда не забудем этого. Спасибо, великий лидер Джордж Буш. Большое спасибо.
Благоразумный рабочий Это случилось много лет назад на одной военно-воздушной базе в Африке. Писатель Сент-Экзюпери предложил своим друзьям устроить складчину в пользу одного марокканского рабочего, отбывавшего домой после окончания работы на базе. Далось собрать тысячу франков. Пилот, с которым рабочий летел в Касабланку, потом рассказывал: — Как только мы сели в аэропорту, он отправился в лучший ресторан города. Поужинав, щедро одарил официантов чаевыми, всех угостил спиртным, накупил игрушек для детей всей деревни. Он понятия не имеет, что надо экономить деньги. — Наоборот, — ответил Сент-Экзюпери. — Он знает, что лучше всего вкладывать их в людей. Потратив деньги таким образом, он завоевал уважение своих земляков, а это поможет ему легко найти работу. А вообще-то только удачливый человек может быть таким щедрым.
Третье увлечение За последние пятнадцать лет я пережил всего три всепоглощающих увлечения — таких, когда хватаешься читать все подряд о предмете страсти, все время порываешься поделиться с другими тем, что узнал, повсюду ищешь родственные души, ложишься и просыпаешься с одной и той же мыслью. Первым было увлечение компьютером. Он открыл для меня новую степень свободы, позволив навсегда расстаться с пишущей машинкой (я живу сейчас в небольшом французском городке и пишу этот текст с помощью удивительной штуковины, которая весит полтора килограмма, хранит в памяти все, что я сочинил за десять лет, и позволяет находить нужную мне информацию в течение пяти секунд). Потом я увлекся Интернетом — даже тогда в нем было сосредоточено информации больше, чем в самой большой библиотеке мира. Третье увлечение не имеет ничего общего с техническим прогрессом. Это... лук со стрелой. Еще в юности я прочитал замечательную книгу Э. Херриджела «Рыцарское искусство дзен-буддиста» (издательство «Пенсаменто»), в которой автор изложил свой опыт духовного совершенствования с использованием этого спортивного оружия. Впечатления, отложившиеся тогда в моем подсознании, ожили, когда однажды в Пиренеях я познакомился с лучником. Мы разговорились, и кончилось тем, что он дал мне попользоваться своим оружием. С тех пор я не провожу ни дня, не поупражнявшись в стрельбе из лука. В Бразилии стенд для стрельбы я установил прямо в своей квартире (его устройство настолько простое, что, когда ко мне приходят гости, я разбираю его за пять минут). Во Франции я каждый день хожу тренироваться в горы, что не всегда безопасно для здоровья. Однажды, проведя два часа при температуре воздуха минус шесть градусов, я простудился и слег в постель. А в этом году растянул руку, получил воспаление мышц и только благодаря сильнейшим анальгетикам смог принять участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. Что увлекательного в этом занятии? Какая практическая польза от стрельбы из лука — древнего оружия, использовавшегося за тридцать тысяч лет до Рождества Христова? На эти вопросы хорошо ответил Херриджел, пробудивший во мне интерес к стрельбе из лука. Приведу несколько отрывков из книги «Рыцарское искусство дзен-буддиста» (советы Херриджела применимы и ко многим другим случаям в нашей жизни). «В момент, когда надо напрячься, сосредотачивай силу только в тех точках, где она необходима. Экономь энергию, усвой (при помощи лука), что добиться нужного результата можно без чрезмерных усилий, благодаря точной фокусировке цели... Мой учитель дал мне очень жесткий лук. Я спросил, почему он с самого начала предлагает мне оружие, которое больше подходит опытному лучнику. Учитель ответил: тот, кто начинает с простого, не научится преодолевать настоящие трудности. Лучше сразу узнать, что тебя ждет... Долгое время я не мог научиться правильно отпускать лук при стрельбе, пока однажды учитель не показал мне упражнение на дыхание, благодаря которому все сразу стало получаться. Я спросил, почему он раньше этого не сделал, и его ответ был таков: «Если бы я показал тебе дыхательные упражнения в самом начале, ты счел бы их бесполезными. А теперь ты будешь верить всему, что я тебе говорю, и во время тренировок станешь относиться ко всему серьезно. Опытный наставник всегда так поступает...» Сам спуск стрелы происходит машинально, но до этого ты должен почувствовать лук, стрелу и цель. Для успешного преодоления жизненных трудностей также требуется интуиция. Однако о технике мы можем не думать только после того, как овладеем ею в совершенстве... После четырех лет учебы, когда я уже прилично владел луком, учитель похвалил меня. Мне была приятна его похвала, и я сказал: «Половина пути уже пройдена». «Нет, — ответил учитель. — Чтобы не попасть впросак, лучше думать, что ты преодолел половину лишь после того, как осталось пройти десятую его часть». * * * Внимание! Использование лука со стрелами представ-ляет опасность для жизни. В некоторых странах (например, во Франции) лук считается оружием, владеть которым имеет право лишь тот, у кого есть специальное разрешение. При этом пользоваться луком со стрелами можно только в специально отведенных для этих целей местах.
Католик и мусульманин Я сидел за одним столом с католическим священником и молодым мусульманином. Когда официант подошел с подносом, все взяли себе что-нибудь, кроме мусульманина, у которого как раз был пост, предписанный Кораном. Когда обед закончился и все стали расходиться, один из приглашенных не преминул съязвить: — До чего ж эти мусульмане фанатичны! Как хорошо, что у вас, католиков, нет с ними ничего общего! — Еще сколько! - возразил ему падре. — Он пытается угодить Богу так же, как и я, только делаем мы это по-разному. — И добавил: — Жаль, что люди предпочитают видеть только то, что их разделяет. Если бы у них было больше любви, то в первую очередь замечали бы то, что их объединяет. И сразу избавились бы от половины всех неприятностей.
Закон Янте — Что вы можете сказать о принцессе Марте Луизе? Норвежский журналист брал у меня интервью на берегу Женевского озера. Обычно я не отвечаю на вопросы, не имеющие отношения к моему творчеству, но в этом случае его любопытство было небеспочвенным: готовя платье к своему тридцатилетнему юбилею, принцесса распорядилась вышить на нем имена тех людей, которые сыграли важную роль в ее жизни, и в их числе оказалось мое имя. (Кстати, моей жене идея так понравилась, что она задумала сделать то же к своему пятидесятилетию, вышив где-то сбоку, что идея принадлежит норвежской принцессе.) — Я считаю ее чутким, тонким и умным человеком, — ответил я. — Я имел возможность познакомиться с ней в Осло, когда меня представляли ее мужу, тоже писателю. Я сделал небольшую паузу, а потом продолжил: — Есть только одно, чего я не в силах понять: почему норвежская пресса накинулась на литературные труды ее мужа, после того как они поженились? Ведь до этого критики были благосклонны к его творчеству. В этом вопросе было больше желания уколоть, чем получить ответ. Его-то я и сам знал: отношение изменилось, потому что люди завистливы. Зависть же — самое горькое из человеческих чувств. Ответ журналиста был, однако, более замысловатым: — Потому что он нарушил закон Янте. Я, разумеется, никогда не слышал о таком законе, и журналист объяснил мне его суть. Впоследствии, путешествуя по Скандинавии, я обнаружил, что трудно найти скандинава, не знакомого с этим законом. Хотя он существует с тех пор, как появился человек, лишь в 1933 году его сформулировал писатель Аксель Саннемусе в романе «Беглец пересекает свои следы». Приходится с грустью признать, что действие закона Янте не ограничивается пределами Скандинавии, а распространяется на все страны. Скажем, бразильцы считают: «такое возможно только у нас». А французы вздыхают: «к сожалению, в нашей стране такое бывает». Поскольку читатель уже наверняка начинает злиться: прочитав полрассказа, он так толком и не понял, о каком законе идет речь, — я попытаюсь вкратце резюмировать его своими словами: «Ты — ноль, твои мысли никому не интересны, быть безымянной посредственностью — лучший для тебя выбор. Будь посредственностью — и ты избежишь серьезных проблем». Закон Янте фокусируется на чувствах ревности и зависти, которые доставляют массу неприятностей таким людям, как Ари Бен, супруг принцессы Марты Луизы. Это только одна из отрицательных сторон закона Янте, но есть еще нечто более опасное. Этот закон открывает возможность для всяческих манипуляций людям, которым безразлично мнение других и которые, невзирая ни на что, творят задуманное ими зло. На наших глазах развязана бессмысленная война в Ираке, загубившая множество жизней. Мы знаем о существовании огромной пропасти между богатыми и бедными странами, о всеобщей социальной несправедливости, необузданном насилии, о людях, вынужденных отказаться от своей мечты из-за незаслуженных злых нападок. Гитлер, может быть, и не начал бы Второй мировой войны, если бы не убедился перед тем, что в силу действия закона Янте никто не решится обуздать его. Быть посредственностью удобно, но только до тех пор, пока беда не постучится в твои двери. Когда же это случится, ты начинаешь разводить руками и спрашивать: «Почему все молчали, когда ясно же было, к чему идет дело?» Ответ прост: все молчали по той же причине, что и ты. Поэтому я считаю, что настал момент сформулировать — во избежание новых бед — антизакон Янте: «Ты значишь больше, чем ты думаешь. Твой труд и твое присутствие на Земле — важны, даже если ты сам в это не веришь. Думая так, ты, конечно, можешь нажить себе массу неприятностей из-за отступления от закона Янте, но не теряй присутствия духа, живи без страха, и в конце концов ты победишь».
Старуха с Копакабаны Она стояла на тротуаре авениды Атлантика со скрипкой в руке и написанной от руки табличкой: «Давайте петь вместе». Когда она заиграла на скрипке, к ней подошел один пьяный, потом другая старуха и стали ей подпевать. Через какое-то время одна группка людей пела, а другая слушала их пение, аплодируя в конце каждого номера. — Зачем ты это делаешь? — спросил я старуху в перерыве между песнями. — Чтобы избавиться от одиночества, — сказала она. _ я, как и большинство стариков, очень одинока. Если бы каждый из нас научился решать свои проблемы так, как эта старуха!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы