Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Екатерина Александровна Константинова



Фэн‑шуй

 

Введение

 

В древней китайской легенде говорится, что абсолютно все на Земле, в том числе и человеческая судьба, контролируется таинственными высшими силами. Никому не известно, каким образом они возникли и что собой представляют, но само их существование в Китае ни у кого не вызывало сомнений. Эти силы давали о себе знать, посылая на землю дождь, снег или зной, в результате чего крестьян ждал либо обильный урожай, либо голод. Кому‑то данными силами была уготована великая удача, а кого‑то ждала несчастная судьба.

Примерно в 120 г. до н. э. была написана книга «Хуай Нань‑цзы», где в числе прочего речь шла о двух космических силах, носивших название «Великое начало» и породивших Небо и Землю, а затем и все живое на Земле: «Смешанные сущности неба и земли обратились в инь и ян, их концентрированные сущности превратились в четыре времени года, а рассеянные сущности времен года стали мириадами существ этого мира. По прошествии многих сотен лет горячие силы накопленного ян породили огонь, сущность которого превратилась в солнце; холодные силы накопленного инь стали водой, сущность которой породила луну. Суть избыточной силы солнца и луны стала основой для создания звезд и планет. Небо приобрело солнце, луну и звезды, а земля – сушу и воду».

Эти космические силы получили имена «фэн» и «шуй», что в переводе с китайского означает «ветер» и «вода». Древние китайцы придерживались того мнения, что влияние этих сил распространяется на каждую точку окружающего человека пространства. Воздействие их было тем сильней, чем в большем контакте находились эти силы с душами покойных. В связи с этим вначале руководствовались фэн‑шуй для определения лучшего места для захоронения.

При выборе места для могилы древние китайцы принимали во внимание такие факторы, как наличие или отсутствие поблизости водоема, форма расположенных рядом холмов, растут ли вокруг деревья или кустарники и какой они высоты. В том случае, если умершего хоронили с учетом всех требований фэн‑шуй, оставшихся в этом мире его родственников ждало благополучие.

Позже подобные требования стали предъявляться и к тому месту, где предполагалось строить жилище. Естественно, учение, возникшее в результате изучения и обобщения опыта предков и рассматривающее человека и его окружение как единое, гармоничное целое, получило название «фэн‑шуй».

Определяющими влияние фэн‑шуй считались и считаются по сей день контуры и линия небесного свода. Его было принято делить на четыре области в зависимости от сторон света, которые назывались именами мифических животных: северная – Черная Черепаха (рис. 1), южная – Красная Птица Феникс, восточная – Зеленый Дракон, западная – Белый Тигр. По этой причине при подборе участка и планировке дома по требованиям фэн‑шуй стремились к тому, чтобы контуры как приусадебного участка, так и самого дома напоминали очертания одного из вышеперечисленных животных.

Рис. 1. Черепаха

 

В современном Китае можно повсюду увидеть практическое использование теории фэн‑шуй: колокольчики «музыки ветра», висящие над входом в дом, прикрепленные с внешней стороны стены зеркала багуа, входные двери, передвинутые согласно советам дизайнера фэн‑шуй, аквариумы с рыбками на подоконниках и пр.

Подобные же проявления китайских традиций становятся все более привычными и в российских квартирах, домах, офисах. Однако часто приходится сталкиваться с неверным применением атрибутов фэн‑шуй, которое имеет место из‑за незнания российскими обывателями теории этого древнего китайского учения.

Очень часто тот или иной элемент фэн‑шуй появляется в доме случайно, например, кто‑то дарит молодой семье на новоселье красивую подвеску с колокольчиками или вышивку с непонятным иероглифом, просто послушав совета продавца, что это модно и якобы должно приносить счастье. Новоселы вешают подарок наугад, не следуя никаким правилам, но полагая, что оформляют свой дом согласно учению.

Каковы же причины того, что в последнее время усилилось желание людей обезопасить свой дом, но не в физическом, а в духовном смысле? Дело, возможно, в общей нестабильной ситуации в сегодняшнем обществе, достаточно новом для российского человека положении, когда он осознал, что может в этом негармоничном мире рассчитывать только на свои собственные силы. Во многих подобное положение вещей порождает неуверенность в себе, беспокойство за близких.

В результате человек становится суеверным и невольно тянется к тем местам, вещам, воспоминаниям, которые дали бы ему ощущение комфорта и безопасности, и подсознательно избегает тех из них, где он чувствует себя неуютно и тревожно. Подобные переживания порождают различные суеверия, человек начинает верить в приметы, подсознательно ищет объяснения своим неудачам, способы защититься от несчастий.

Однако приобретенные по случаю на уличном рынке якобы обереги или талисманы, продавцы которых не могли даже вразумительно объяснить способы их применения, вряд ли будут эффективны, если не вредны. Даже настоящий, по правилам изготовленный оберег при неправильном использовании может оказать негативное воздействие.

По этой причине, в решении обустроить и обезопасить свое жилище в соответствии с правилами того или иного учения или верования, не рекомендуется следовать порой противоречивым советам знакомых. Наилучшим вариантом будет обратиться за консультацией к специалистам и соответствующей литературе.

Что же касается весьма поучительных советов специалистов по фэн‑шуй, они основываются на веками накопленном опыте, наблюдениях за жизнью природы и человечества. Это древнекитайское учение выработало определенные способы оказания противодействия негативному влиянию сил Вселенной. Считается, что тот, кто следует правилам фэн‑шуй, становится со временем полноправным творцом своей собственной судьбы.

На Западе, где фэн‑шуй также пользуется большой популярностью, практикуют аналог этого учения – геомантию, что означает «земная магия». С помощью геомантии можно предсказывать будущее, основываясь на геологических явлениях. Различие между геомантией и фэн‑шуй заключается в том, что, обеспечивая душевное спокойствие и физическое здоровье человека и учитывая действие глобальных природных процессов, геомантия, тем не менее, не в состоянии охватить такую широкую область знаний, как фэн‑шуй, позволяющий человеку влиять на развитие событий своей жизни и жить в гармонии с окружающим миром и космосом.

Таким образом, фэн‑шуй – учение о целостном и четком понимании жизненных законов и их использовании для влияния на течение событий. Фэн‑шуй наставляет Личность, Индивидуальность на поиски общности, сопричастности с дао – неизбежным жизненным путем развития, по которому движется все живое на Земле. Тот, кто следует его законам, сможет в будущем достичь трех великих благ: здоровья, счастья и материального благополучия. Удача способствует только тому, кто живет в согласии с природой.

Понятиям и символам фэн‑шуй уже более 4 тыс. лет, но традиции этого учения живы до сих пор и очень популярны, они используются при оформлении и планировке жилища.

Для жителей Китая фэн‑шуй на протяжении многих веков традиционно служил образом жизни, получившим применение в строительстве городов, сел и мест захоронения.

Фэн‑шуй продолжает служить и сегодня: согласно этому учению оформляются не только жилые дома и приусадебные участки, но и офисы, общественные места, городские парки и пр. Накопленные веками знания и практический опыт специалистов фэн‑шуй все более направляются на то, чтобы активная человеческая деятельность была по возможности как можно более полно приведена в соответствие с законами жизни Вселенной, управляющими ею.

На первый взгляд рекомендации фэн‑шуй воспринимаются как приведенный в систему своеобразный сборник примет, поскольку он придает особое значение ежедневным практическим делам. Но если уделить изучению фэн‑шуй более пристальное внимание, то можно увидеть его философскую систему убеждений и принципов, с помощью которых человек получает возможность активно влиять на свою судьбу, а не только смиренно сносить ее удары.

В Китае традиционно мастеров фэн‑шуй называют сяньшенами. Это звание считается очень почетным, и мастера, носящие его, пользуются большим уважением. Свидетельством этого особого почтения к данной профессии можно назвать распространенный обычай: приглашая в дом мастера, присылать за ним паланкин – специальные носилки в виде кресла под балдахином, закрепленные на двух горизонтальных жердях, которые на плечах несут носильщики. В нем же сяньшена отправляли домой по окончании работы.

Мастера можно было как пригласить единожды, так и нанять на постоянную работу. Согласно существовавшей в те времена традиции, оплатой за работу сяньшена служили не деньги, а гостеприимство и подарки. Мастера фэн‑шуй считались не только высокообразованными людьми, но и ясновидящими, способными понимать и расшифровывать таинственные сигналы природы, непонятные обычному человеку.

Сяньшены активно выступали и выступают против того, чтобы фэн‑шуй называли религией, они считали себя учеными, и по этой причине сведения об этом учении в Императорской энциклопедии помещены в разделе, посвященном искусствам и предсказаниям, хотя можно привести примеры, когда сяньшеня приглашали на похороны, где он выполнял определенную обрядовую миссию. В его обязанности входила подготовка условий для совершения священником обрядовых действий, в которых последний выступал в роли посредника между мирами живых и мертвых. Мастер фэн‑шуй участвовал в обряде погребения лишь в роли советника, помогавшего в процессе выполнения ритуала, но к его советам прислушивались с особым трепетом.

Известны случаи, когда мастера фэн‑шуй вносили раздор в семейную жизнь, поскольку их распоряжения по вопросам размещения места для захоронения могли вызвать распри и тяжбы внутри семейного клана. Иногда в советах сяньшена могли усмотреть угрозу в адрес государственного устройства: например, императоры династии Цинь подвергали преследованиям те семьи, которым мастера фэн‑шуй пророчили образование новых династий. Известна весьма поучительная история о том, как много опасностей таит в себе попытка не послушаться советов мастера.

Где‑то в Китае на берегу реки был расположен удивительный холм, по очертаниям схожий с панцирем черепахи. Небольшая скала, выступавшая из воды, была похожа на черепашью голову. Один богатый китаец, собираясь начинать какое‑то строительство, обратился к мастеру фэн‑шуй за консультацией, узнал от него, что каждые 10 лет черепаха «открывает рот», и это знаменательное событие должно произойти как раз в этом году.

Мастер порекомендовал клиенту перезахоронить в голове черепахи останки одного из его предков, и тот дал свое согласие. Перезахоронение происходило достаточно необычно. Мастер распорядился, чтобы гробницу с телом усопшего вырыли и в сопровождении сяньшена и родственника покойного доставили в лодке к голове черепахи. У самого подножия этой скалы бурлил водоворот, и в момент, когда его рев усилился до предела, мастер приказал столкнуть гробницу в бурлящую воронку.

Таким образом, все указания мастера были выполнены, но в момент завершения необычного обряда перезахоронения богача охватили тяжелые сомнения. Дело в том, что китайцы испокон веков свято чтут обычай соблюдения своего сыновнего долга, который заключается в том, чтобы найти место захоронения, которое будет достойным гробницы и костей его предков.

Богач подал в местный суд заявление, в котором обвинил мастера в обмане и мошенничестве. Суд вынес постановление: мастер обязан возвратить гроб с телом усопшего его потомку. Сяньшен не стал сопротивляться решению суда, и, попросив у судьи меч, отправился к скале.

Взобравшись на каменную «черепаху», он мечом отсек ей голову, и в то же мгновение гробница поднялась на поверхность воды, после чего ее доставили на берег. Когда истец с нетерпением открыл крышку гроба, его сожалению не было предела, он глубоко раскаялся в своем недоверии к сяньшену: тело его умершего родственника покрывал слой золотой чешуи.

И тем не менее учение фэн‑шуй не является ни магией, ни простым описанием примет. Содержание данного понятия весьма далеко от мистицизма. Согласно представлениям древних китайцев об изначальных силах ветра и воды (фэн и шуй), именно они являются мужским и женским началами, как формирующими ландшафт, так и скрыто влияющими на судьбы людей. Проявляя себя, они в разных формах оказывают воздействие на каждую точку пространства.

Мастеру фэн‑шуй известно, что силы Земли и Вселенной имеют способность не только гармонично сочетаться в одной точке пространства, но и хаотично противоборствовать друг с другом в другой. Если ориентация здания не была согласована с ландшафтом местности, руслом реки или местоположением дороги, если то, где находится парадная дверь или поставлен шкаф, препятствует потоку жизнетворной энергии ци, это может навлечь беды и болезни на людей, проживающих в этом доме.

Фэн‑шуй учит людей предугадывать действия сил небес и Земли, жить в согласии с ними, беря на себя часть ответственности за поддержание Вселенской гармонии.

Основные принципы, применяемые в фэн‑шуй для осмысления законов Вселенной, сходны с теми, что применяются в астрологии, физиогномике и акупунктуре, но наряду с этим фэн‑шуй создает свою собственную картину мироздания.

Известны случаи, когда с помощью особых знаний и методик мастерам фэн‑шуй приходилось исправлять ошибки, допущенные при строительстве дома и спровоцировавшие большие несчастья. Так, одна счастливая супружеская пара прожила более полувека на собственной ферме. У них выросли три сына и две дочери. Дочери вышли замуж и покинули родительский дом, а старшие сыновья, женившись, привели жен в свой дом, и вскоре, с появлением внуков, дом стал тесен.

Когда решил жениться и младший сын, старик‑отец, стремясь удержать всю семью под одной крышей, принял решение пристроить с правой стороны дома еще одно крыло.

Через несколько месяцев пристройка была закончена, и молодожены сразу же после свадьбы поселились в ней. А через три месяца младший сын, ремонтируя старый вентилятор, получил удар током, который оказался смертельным. Спустя три месяца погиб в автокатастрофе средний сын. Мать, не снеся таких ударов судьбы, тяжело заболела. Родные не успели довезти ее до больницы… Таким образом, в течение года семейство потеряло трех человек, которые до недавнего времени были совершенно здоровы.

По совету соседей убитый горем глава семьи пригласил мастера фэн‑шуй, чтобы тот обследовал жилище. Прибывший сяньшен долго искал источник беды, но, поскольку дом строился по предварительной экспертизе фэн‑шуй, все его параметры были безупречны по отношению к местному ландшафту. Так, расположенный за домом холм был призван защищать семью как от ветров и дождей, так и от несчастий.

Так же, в соответствии с правилами фэн‑шуй, в доме было спланировано расположение комнат и мебели в них. Но когда очередь дошла до пристройки, мастеру стала ясна причина разыгравшейся трагедии: правая часть дома была зоной Духа Белого Тигра, а левая – Духа Зеленого Дракона, а из‑за новой пристройки влияние Тигра усилилось настолько, что Зеленый Дракон потерял возможность контролировать его, поэтому у Тигра появилась возможность беспрепятственно передвигаться внутри жилища, пожирая его обитателей. Дело в том, что подобное структурное нарушение всегда приводит к неблагоприятным последствиям для обитателей дома. В рассматриваемом случае семью могли бы защитить мощные колокольчики, закрепленные перед началом возведения пристройки в том месте, где ее предполагалось строить. Но еще более подходящим вариантом было бы ее размещение с левой стороны, в зоне Зеленого Дракона. В результате было принято решение снести неверно расположенную пристройку, принесшую семье столько горе.

К счастью, не все структурные ошибки имеют такие тяжелые последствия, и обычно их можно исправить путем простой перестановки мебели, изменив оформление интерьера или произведя небольшую структурную корректировку. Таким образом капитальной перепланировки и перестройки дома можно будет избежать.

В качестве примера можно привести случай, описанный в китайской книге по искусству фэн‑шуй. К очень популярному в Китае сяньшену пришел один богатый фабрикант и пожаловался на то, что его мучают тяжелые предчувствия финансового краха и разорения. Они начали посещать его после переезда на новую квартиру.

Мастер приступил к изучению места жительства и работы клиента. Фабрика была расположена в замечательнейшем месте, которое выбирал эксперт фэн‑шуй, бизнес в течение нескольких лет развивался более чем удачно, но после того, как владелец фабрики переехал на новую квартиру, удача отвернулась от него.

Обследовав новый дом своего клиента, сяньшен сразу же обнаружил причину финансовых проблем, для этого ему даже не понадобился компас: дверь, ведущая из гостиной в столовую, располагалась в области, называемой «точка бегства». Удача, которой следовало аккумулироваться в этом месте, сквозь дверной проем проникала в столовую, где рассеивалась по нескольким направлениям. Следуя совету мастера, фабрикант распорядился перенести дверь немного в сторону, и по истечении трех месяцев его финансовые дела пошли в гору.

Фэн‑шуй отличается от схожих с ним наук тем, что рекомендации специалистов этого учения всегда имеют практическую направленность. Многие из них являются общеизвестными истинами, они просты и доступны пониманию. К примеру, фундамент дома, построенного в низменности, в период обильных дождей, вполне вероятно, может быть затоплен. Также угрозу для фундамента могут представлять и корни дерева, растущего непосредственно рядом с домом… Но простота этих рекомендаций обманчива: за ней стоит богатейший опыт, тщательные наблюдения мастеров фэн‑шуй за жизнью человечества, а также животного и растительного мира.

Изучение этого искусства представляет колоссальный интерес, так как оно содержит особые знания, которые человек не имеет возможности добыть лишь с помощью своего здравого смысла.

Современная система учения фэн‑шуй – результат многовековых наблюдений, изучения и медитаций. Первоначально сяньшены в своей работе основывались лишь на исследовании особенностей ландшафта. В результате было положено начало развитию такого направления фэн‑шуй, как школа форм.

После изобретения компаса, примерно 2300 лет назад, появилось новое фундаментальное направление, получившее название «школа компаса». Этот прибор дал мастерам фэн‑шуй возможность соотносить особенности ландшафта со сторонами света и временем рождения человека.

На данный момент существует множество школ и направлений фэн‑шуй, но тем не менее каждое из них можно отнести к одной из двух главных – школе форм или школе компаса.

Из разных источников современному человеку сегодня достаточно известно о влиянии, которое способно оказывать на людей окружающее пространство. Возможно, одним из этих источников станет фэн‑шуй, который поможет ему создать в собственном доме мир гармонии, благополучия и успеха, что принесет немалую пользу и хозяину дома, и всей его семье.

Разумеется, далеко не каждый имеет возможность выбирать место под строительство или уже готовое здание, в котором ему предстоит жить или работать, особенно если речь идет об огромном мегаполисе. Но не стоит огорчаться: следуя советам фэн‑шуй, приведенным в этой книге, можно так переоборудовать жилье, что пребывание дома станет для хозяина более радостным и приятным, сама атмосфера дома станет более здоровой, а жизнь – полноценнее, удачливее и радостнее.

Эта книга учит не просто мирно сосуществовать с окружающим пространством, но и грамотно преобразовывать его и даже управлять им, создавая внутри него благоприятную для членов семьи среду как в доме, так и на садовом участке.

Книга содержит полезную информацию о восьми корректирующих средствах фэн‑шуй. Они позволяют с минимальными затратами обеспечить главный вход дома достаточным притоком благодатной жизненной энергии ци. С их помощью человек получит возможность безошибочно найти лучшее место для расположения в кабинете рабочего стола и деловых бумаг, правильно определит место для столовой и библиотеки, туалета и ванной комнаты, а также комнаты отдыха или гостиной.

Данное издание научит не только находить оптимальное во всех отношениях место для строительства загородного дома или дачи, но и выбирать и давать названия и имена, которые будут оказывать содействие в росте благосостояния и успешном развитии как личных, так и деловых отношений.

Применив на практике знания, изложенные в этой книге, читатель сможет убедиться в несомненной пользе полученной информации.

 

Глава 1. Теория и основные положения фэн‑шуй

 

Для понимания того, почему так важно жить, соблюдая законы фэн‑шуй, то есть существовать, не нарушая гармонии с природой, окружающим миром и вселенной, необходимо подробнее рассмотреть особенности восточного типа сознания. Такой тип сознания называют космическим или монадологическим.

Слово «космический» употребляется в данном случае в значении «глобальный», «всеобъемлющий», т. к. данный тип сознания позволяет найти решения, которые охватывали бы все жизненные проявления, и подсказывает решение как конкретных, так и абстрактных задач. Такое сознание представляет собой нечто совершенное, законченное, каждая его часть проникнута сознанием всеобщего. Таким образом, это целое есть не что иное, как вечно живой, совершенный организм.

Термин «монадологический» был выбран по символу космического мышления, монады. Слово «монада» имеет греческое происхождение и в переводе означает «единый».

В Китае данный символ называется тай‑цзи – «великий предел». Графическое его изображение имеет вид, в который вписаны два поля, похожие на большие капли черного и белого цвета. Черный цвет символизирует инь, белый – ян. В центре белой капли помещена черная точка, а в черной – белая (рис. 2).

Рис. 2. Схема монады

 

Знак монады символизирует единство и постоянное взаимодействие всего живого в этом мире, это символ Вселенной как единой жизни, общей для всех. Это изображение показывает, что все в природе произошло от двух начал – инь и ян, которые не могут существовать друг без друга и присутствуют в каждом существе и явлении. Так испокон веков сосуществуют в гармонии такие на первый взгляд прямые противоположности, как жара и холод, плюс и минус, свет и тьма, молодость и старость, и т. д.

Достаточно сложно дать конкретные и однозначные определения таким понятиям, как инь и ян, а также понять, что они собой представляют и чем отличаются друг от друга. Древние китайские философы не предпринимали попыток дать определения этим понятиям, хотя они являются одной из основ философии Древнего Востока. Они ограничивались только составлением длинных списков противоположностей.

По природе своей инь и ян не являются абсолютными понятиями, они относительны: во‑первых, при определенных условиях инь способно превращаться в ян и наоборот. Данное явление называется трансформацией. Во‑вторых, любое явление можно до бесконечности делить на инь и ян. Подобное принято называть явлением внутренней взаимосвязи.

Монадологическая теория инь и ян гласит, что невозможно разделение человека и окружающего его мира, поскольку одно существует в другом. Данное явление есть явление существования части в целом, а целого в части.

Человек Востока свято верит в то, что теория инь и ян является непреложной истиной, и старается не совершать ничего, что могло бы нарушить существующую вселенскую гармонию.

Детям в семьях, живущих по законам фэн‑шуй, с раннего возраста внушают, что вырубка лесов, засорение водоемов приводят к нарушению устоявшегося веками порядка вещей, разрушению окружающего мира, а совершающий это человек наносит непоправимый вред самому себе.

В Китае любят цитировать знаменитую «Западную надпись», которая, по неподтвержденным данным, принадлежит Чжан‑Цзы. Она гласит: «Небо – мой отец. Земля – моя мать… То, что заполняет Небо и Землю – мое существо. То, что властвует в Небе и на Земле – моя природа. Люди – мои братья. Вещи – мои сотоварищи».

Говоря о фэн‑шуй, нельзя не вспомнить еще одно известное китайское имя. Это имя мифического прародителя китайской цивилизации Фу Си. Оно тесно связано с древней китайской традицией, которая также легла в основу учения фэн‑шуй – строить храмы и города на участке земли квадратной формы, который, в свою очередь, делился на девять одинаковых частей.

Подобную планировку связывали с магическим квадратом ло шу. Легенда гласит, что Фу Си получил в дар от неких божеств панцирь черепахи с изображением магического квадрата и секрет расшифровки его символов в качестве выражения признательности за профессионально организованные технические работы на реке Ло.

Фу Си не был рожден императорским наследником, он зарабатывал на жизнь тем, что инспектировал в Китае рвы, плотины и каналы. Его очень ценили и уважали за мудрость, технические знания и профессионализм. Если случалось, что какая‑нибудь река выходила из берегов или меняла русло, что являлось причиной многочисленных разрушений и неурожаев, на помощь приходил Фу Си. Не было такого случая, чтобы ему не удалось разрешить какую‑либо проблему.

Река Ло, протекавшая по территории провинции Шаньси, изменив русло в результате подвижек земной коры (что не редкость в горной местности), направила свои воды в русло, находившееся в опасной близости от высокой горы. Образовавшиеся в результате водовороты и бурное течение грозили затопить земельные угодья и уничтожить урожай. Губернатор провинции принял решение об укрощении грозной реки и обратился за помощью к Фу Си. Смотритель рек и каналов определил, что необходимо прорубить в горе тоннель, сквозь который будут протекать воды Ло.

Тщательно изучив характер местности, инспектор наконец определил ту часть горы, где следует прорубать тоннель. Сотни работников трудились день и ночь, пытаясь прорубить отверстие, многим из них это стоило жизни – они либо погибли под обвалами, либо утонули в водоворотах Ло. Фу Си трудился наравне с обычными рабочими, при этом руководя ходом работ и корректируя их при необходимости. Строительство тоннеля было закончено только спустя полгода, но река была укрощена и направлена по новому руслу.

Вскоре после окончания работ на Ло Фу Си, обходя поздним вечером местность, где проходило строительство, заметил вход в пещеру, которого не было на его картах. Он вошел в пещеру и зажег масляный светильник. В неверном свете лампы Фу Си увидел тропинку, которая вела вглубь горы. Фу Си пошел по ней и встретил таинственное животное с желто‑коричневой кожей, во рту зверь держал огромную жемчужину. Рядом с таинственным существом шли свирепая собака, напугавшая инспектора своим лаем, и желтый поросенок.

Вдруг поросенок и собака начали превращаться в людей, одетых в черные одежды. А вслед за этим третья таинственная фигура сбросила покрывавшую ее черную накидку, и оказалось, что у нее тело человека и голова змеи. Фу Си понял, что предстал перед божеством – Великим Императором. Император вручил Фу Си пергаментный свиток, на котором было изображено восемь групп черных линий, часть из которых были сплошными, а часть прерывистыми. Затем Фу Си получил табличку из нефрита. Она была разделена на двенадцать частей, обозначающих периоды дня и года. Последним из даров был панцирь черепахи с изображением магического квадрата ло шу.

Фу Си поблагодарил Императора за его щедрые дары, а Император ответил: «Ты подтвердил умение укрощать реки, мудро мыслить, а твое последнее достижение явилось доказательством того, что ты сможешь управлять страной. Гексаграммы свитка будут помогать тебе определять благоприятные для китайского народа годы, предсказывать те или иные события, нефритовая табличка даст силы управлять народом мудро, надписи на панцире черепахи помогут обрести способность правильно планировать».

Фу Си вышел из пещеры, бережно неся у сердца божественные дары. Через некоторое время он действительно стал императором Китая, его правление длилось целых сорок лет, и ни разу за этот период страна не страдала от засухи или наводнения, а народ не знал голода.

Магический квадрат, преподнесенный Фу Си Великим Императором, показан на рисунке 3.

Рис. 3. Магический квадрат ло шу

 

Во внешних углах квадрата располагаются четные (женские) инь‑числа, а в углах внутреннего квадрата – нечетные (мужские) ян‑числа. Сумма чисел в любом ряду, как по вертикали, так и по горизонтали или диагонали, должна равняться пятнадцати.

Как утверждают востоковеды, ранее эту фигуру принято было изображать с расположенным в центре пятым квадратом (рис. 4). Не один древний город Китая, Египта, Индии был спланирован с опорой на этот принцип. Четыре четверти являлись символами четырех времен года, в них располагались городские кварталы, как правило, их было 4, а пятый квадрат по центру занимал дворец правителя или храм.

Позже квадрат ло шу стал делиться на 9 частей, но по‑прежнему обозначал схему смены времен года. Помещенные рядом цифры отображают соотношение инь и ян в годичном цикле. Например, зимой ян располагается в самой нижней точке квадрата (1), т. к. в это время года большим влиянием обладает инь (8); летом ян (9) имеет преимущество над инь (2). Помимо этого, квадрат упорядочивает триграммы Позднего Неба, распределяя влияние стихий в соответствии с расположением сторон света.

Рис. 4. Древнее изображение квадрата ло шу

 

Магический квадрат многократно и разносторонне исследовался не одним поколением сяньшенов. Плодом этих кропотливых трудов стала великая китайская Книга перемен, содержащая основные принципы китайской философии, астрологии, нумерологии. И только по истечении нескольких сотен лет в результате развития этих наук родилась идеология, которая привела к появлению собственно учения фэн‑шуй, которое стало частью единой философской системы. На ее основе и строится сегодня образ жизни миллионов людей как в Китае, так и во всем мире.

 

Понятия дао, ци и ша, инь и ян в фэн‑шуй

 

Легенда о дарах Великого императора является также и объяснением того, по какой причине понятия дао, инь и ян, ци и ша нашли применение в самых разных учениях и искусствах Востока и стали неотъемлемой частью мировоззрения китайского народа. Поэтому, приступая к изучению принципов фэн‑шуй, то есть способов создания гармонии, нужно подробнее ознакомиться с его основными понятиями.

 

Дао

 

Дао (рис. 5) переводится с китайского как «путь», но при этом подразумевается не направление движения, а жизненный путь, судьба, место человека в этом мире, его взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром, взаимодействие со вселенной.

Согласно теории фэн‑шуй, судьба, т. е. дао, каждого человека предопределяется в момент зачатия, и изменить его он не в силах, как бы ни старался. Таким образом, цель жизни каждого человека – найти свое дао и не отступать от этого пути, осознавая свое истинное место в жизни. Только в этом случае человеку будет по силам достичь гармонии с окружающей средой и найти свое счастье. Свое собственное дао имеют не только люди, но и представители флоры и фауны, и даже элементы ландшафта.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: как угадать свое предназначение и не ошибиться в трактовке собственного дао? Лучший способ узнать это – постоянно наблюдать и изучать окружающий мир, черпая из этих наблюдений как можно больше новых сведений.

Чем большими знаниями владеет человек, тем больше открывается ему взаимосвязей между отдельно взятыми явлениями и предметами, тем яснее видит он картину мира и свое собственное место среди огромного множества вещей и явлений.

Отсюда следует вывод, что человеческая жизнь представляет собой бесконечное познание мира и себя в нем как его части.

Фэн‑шуй наставляет личность, индивидуальность на поиски ее сопричастности с дао – неизбежным путем развития Вселенной. Только тот, кто следует законам дао, достигает трех великих благ: здоровья, счастья и преуспевания. Только в согласии со Вселенной будет сопутствовать удача.

Рис. 5. Иероглиф «Дао»

 

Ци и ша

 

Ци – наиболее значимый фактор в фэн‑шуй – это сила положительной энергии, которая направлена на создание благоприятной атмосферы везде, где присутствует. Эта сила есть во всем живом и совершенном, она постоянно воссоздается или рассеивается. При ее обилии земля благоухает и в жизни людей исполняются все благие пожелания.

Ци является очень важной для фэн‑шуй, а также ряда китайских систем оздоровления человеческого тела, боевых искусств. В фэн‑шуй ци является источником гармонии и средством ее достижения.

Китайский философ Чжу Си (1130‑1200) в одном из своих трактатов подробно описал роль энергии ци в возникновении мира, материи, а значит и человека. Все сущее вокруг (небо и землю) принизывают ци и дао, которое люди и вещи получают в момент своего зарождения, так как именно дао определяет их природу, порядок появления, а ци помогает им приобрести форму, вдыхает в них жизнь.

Природа представляется китайцам неким живым, дышащим организмом. Ци – это дыхание самой природы, жизненная энергия, источник силы для любой живой и неживой материи. Ци отождествляется с инь и ян, жизнью и смертью, сменой времен года, разнообразными климатическими явлениями, формами ландшафта.

Ци возникает всегда и везде, где в жизни достигается совершенство, будь то прекрасный ландшафт, созданный самой природой, или сад, взращенный терпеливой заботливой рукой садовника, или снимок сада, сделанный фотографом, или пейзаж, запечатленный художником, или чисто выметенный двор дома, или вкусный обед, мастерски приготовленный поваром.

В природе ци в большом количестве накапливается вблизи спокойно текущей воды или водопадов, но она легко рассеивается сильным ветром. Именно поэтому около дома предпочтительнее всего извилистые ручьи и легкий ветерок.

Недостаток ци или ее застой повергает мир в хаос, приводит к прекращению всякого движения, развития. Вот почему для фэн‑шуй так важно привлечь ци в жилище человека, создать в том или ином пространстве благоприятные условия для продвижения ци, ее укрепления и расцвета.

Эксперт фэн‑шуй владеет знанием о природе ци, путях ее продвижения в пространстве, способах привлечения и накопления. Изучив рельеф местности, он может указать на те участки земной поверхности, где ци течет, скапливается, где возможен ее застой.

Застоявшаяся вода создает негативную ци, известную у китайцев как ци со свойствами ша. Быстро текущая вода тоже не способствует накоплению ци – она быстро рассеивается. Тех, кто впервые приезжает в Гонконг, поражает обилие фонтанов в городе. Они есть в каждом парке, некоторые из них совсем крошечные, словно игрушечные. Фонтаны также создают благотворную ци, спасая уставших людей от суеты и шума большого города, то есть от ша.

Иначе говоря, ша – это не что иное, как негативная энергия, зловещее дыхание, которое угрожает жизни, вызывает несчастья, болезни, становится причиной конфликтов, финансовых неудач и т. п.

Ша зарождается в пустотах (на поверхности земли или в воздушных потоках, продувающих землю, разрушающих горы, лишающих местность защиты), может появиться в любом месте, где для этого сложились благоприятные условия. Ша способна двигаться только по прямым линиям, ее порождают и направляют острые углы, выступы, любые прямые линии, направленные под углом в 90 или 45°.

Итак, правильно выбранное место для строительства дома, устройства сада дает его хозяину ряд практических преимуществ. Совершенная местность выглядит миролюбиво, она защищена от отравленных стрел ша, ее освещают солнечные лучи и продувает теплый, ласковый ветерок, приносящий и продвигающий поток ци.

 

Инь и ян

 

В описаниях древних китайцев ци представляется состоящей из двух противоположных начал, известных как инь и ян. Считается, что при первом своем движении ци создало ян – активное мужское начало, а когда оно успокоилось, возникло инь – женское пассивное начало. Инь и ян вместе составляют целостность Вселенной и не существуют отдельно друг от друга.

Скорее всего, понятия «инь» и «ян» вызвали к жизни наблюдения древних за особенностями ландшафта: они заметили, что северный склон холма всегда находится в тени, а южный освещен солнцем. Так и повелось с тех времен все темные северные склоны холмов называть инь, а светлые южные – ян. Черный цвет символизирует инь, а белый – ян.

Древние использовали инь и ян для более наглядного выражения идеи целостности Вселенной, символом которого является графическое изображение монады, о котором говорилось выше. Все во Вселенной образовано энергиями инь и ян, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Инь и ян стремятся преодолеть и вытеснить друг друга. Соответственно, в любой жизненной ситуации при возрастании инь убывает ян, и наоборот. Однако наступает момент, когда преобладающее начало достигает своего предела, за которым следует спад, и тогда начинает возрастать и усиливаться противоположный элемент. Пример такой динамики дает смена времен года. Весна – время возрождения, обновления и возрастания энергии ян. Это продолжается на протяжении всего лета, пока ян не исчерпает все свои возможности. Инь начинает возрастать с приходом осени и достигает своего зенита зимой. Но в конце зимы инь снова идет на убыль, а ян вновь растет. Такова динамика жизни в природе, напоминающая фазы вдоха и выдоха в жизни каждого живого существа.

В окружающем человека пространстве инь и ян должны быть сбалансированы. В глубокой древности энергию ян символизировали холмы. Древние китайцы изобрели пагоды (мемориальные сооружения, имеющие вид павильонов или многоярусных башенок), чтобы внести элемент ян в плоский ландшафт (инь). Это были первые попытки человека сотрудничать с природой.

Сегодня роль пагод выполняют другие строения, и их соседство с жилым домом должно быть обязательно учтено, так как оно отражает взаимодействие энергий инь и ян вокруг дома.

Достичь гармонии в этом взаимодействии можно различными способами. Например, на низменном плоском равнинном участке с избытком инь рекомендуется посадить дерево или кустарник; благоприятное воздействие на такой ландшафт окажет строительство декоративной стены или изгороди.

Ту же роль играют сады из камней, так называемые дзэн, где камни создают энергию ян на плоской поверхности инь. Подобные композиции выполняются человеческими руками в помощь природе, а значит, и самим людям. На крутом склоне холма внесут гармонию в ландшафт горизонтальная терраса, открытая веранда или балкон, с которых откроется прекрасный вид на склон.

В самом доме также ощутимо выделяются зоны инь‑ян. Передняя часть дома, предназначенная для встречи гостей, направлена вовне – соединяет дом с миром и имеет свойства ян. Она уподобляется рту, через который ци, подобно пище, поступает в дом.

Ци может проникать и через другие двери и окна, но основной ее путь – парадная дверь. По мере удаления от нее помещения становятся более личными, «иньскими». Именно поэтому спальни лучше располагать в глубине дома, чтобы легче было сберечь благотворную ци.

Испокон веков люди самых разных национальностей ощущали особую значимость ворот и главного входа в любую постройку. Римляне возводили в честь одержанных ими побед и завоеваний городов триумфальные арки, которые навечно останутся молчаливыми свидетелями былого могущества их создателей. Вход во многие китайские храмы и церкви обрамляют пышные порталы.

Японцы сооружали ворота сложной формы с балками и опорами. В индуистских храмах вход выделяли из общей композиции гопурамы с рядами скульптур животных, разнообразных фигурок и символов. Можно продолжить список исторических примеров, подтверждающих, что рекомендации фэн‑шуй носят универсальный характер.

Таким образом, инь – это темнота, тишина, покой, неподвижность, плавные линии, холод, вода, порядок и постоянство. В каждом доме есть элементы, относящиеся к инь, например мягкая мебель, подушки, ковры, стенные шкафы, а также затхлый воздух и неприятный запах.

Ян – это музыка, громкие звуки (но не неприятный шум), движение, прямые линии, тепло и сухость, приятные запахи. К ян относится высокая мебель, которую легко передвигать (например, стол), вертикальный рисунок обоев или портьер, яркое освещение.

В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие, педантизм) или ян (общительность, активность, веселье). Чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно, безопасно в том или ином помещении, например в собственной квартире, необходимо поддерживать в нем баланс инь и ян. Небольшое смещение в ту или иную сторону допускается, но присутствие каждой из них должно быть в достаточной мере ощутимым. Любое несоответствие, нарушение гармонии нуждается в корректировке, исправлении. Для этого не обязательно предпринимать такие кардинальные меры, как перестройка или перепланировка жилища: фэн‑шуй имеет множество рецептов, которые помогут переоборудовать дом или квартиру при минимальных материальных и физических затратах.

Инь и ян оказывают также влияние на организм человека, его внутренние органы, поэтому нехватка какого‑либо элемента в питании или окружающей среде обязательно приведет к физическому недомоганию, развитию заболеваний. Вот почему с особой тщательностью необходимо следить за равновесием инь и ян в тех местах, где человек пребывает длительное время (например, в кабинете, спальне), а также там, где хранится и готовится еда, происходит прием пищи (в кухне и столовой).

В древнекитайской литературе символическое изображение инь и ян нередко встречается не в форме монады, а в виде борющихся или совокупляющихся Белого Тигра и Зеленого Дракона. Тигр (рис. 6) является символом инь, запада, женского начала, а дракон (рис. 7) – ян, востока, мужского начала.

Рис. 6. Зеленый Дракон – символ ян, мужского начала

 

Рис. 7. Белый Тигр – символ инь, женского начала

 

Конечно, самих этих мифических животных человек увидеть не может, но его взору доступно их материальное воплощение в очертаниях близлежащего ландшафта, форме окружающих предметов и пр.

В связи с этим сяньшены испокон веков рекомендовали строить дом в том месте, где произошло соединение этих животных, т. к. в результате этого происходит рождение живительной энергии ци.

 

 

Пять основных элементов, или стихий, по фэн‑шуй

 

По наблюдениям древних китайцев, ци проявляется в жизни пятью различными способами или воплощается в виде пяти различных сил – основных первоэлементов, составляющих основу китайской астрологии: огня, земли, металла, воды, дерева. Согласно представлениям древних, именно из этих пяти первоэлементов состоит все многообразие Вселенной.

Логичен вопрос о том, почему китайская астрология не предполагает присутствия в картине мироздания первоэлемента воздуха аналогично стихии воздуха у древних греков. Но при более детальном анализе китайских первоисточников становится очевидным то, что китайцы учли и эту стихию: вода, испаряясь, превращается в облака, а облака у китайцев считаются частью элемента воды. Кроме того, такое основополагающее качество воздуха в условиях земной атмосферы, как вездесущесть, у китайцев является принадлежностью ци. Воплощением и носителем этого качества, скорее всего, следует считать именно воздушную стихию.

Пять первоэлементов составляют основу китайской астрологии, в которой по году рождения человека определяют, какой из пяти первоэлементов оказывает наиболее сильное влияние на личность человека и его судьбу.

Между названными выше первоэлементами существуют различные взаимосвязи. Все их разнообразие систематизируется в два цикла: цикл порождения и цикл разрушения.

В первом цикле дерево питает огонь: сгорая, он оставляет после себя землю; в земле находится металл. Раскаляясь, он превращается в жидкость, подобную воде, которая питает дерево.

Во втором цикле (разрушения) огонь плавит металл; металл рубит дерево; дерево вытягивает соки из земли; земля преграждает путь воде; вода гасит огонь. Схема этих циклов наглядно представлена на рисунке 8.

 

а)

 

 

б)

 

Рис. 8. Циклы взаимосвязей первоэлементов: а – порождение стихий; б – разрушение стихий

 

Цикл порождения позитивен, в нем каждый элемент помогает обоим соседним элементам. Цикл разрушения негативен, в нем каждый элемент вредит двум соседним. Поэтому, если личный элемент человека по году рождения, например, огонь, то в его доме или саду не должно быть слишком много вещей или растений элемента воды, ведь вода гасит огонь. В этом случае дом или сад будет оказывать на обладателя негативное воздействие, т. е. ша. Если домочадцы, родственники, коллеги по работе, соседи принадлежат к элементам, соседствующим в цикле разрушения, необходимо выяснить, какой элемент находится между ними в цикле порождения, и сделать в доме, саду или на рабочем месте акцент именно на нем.

Предметов этого элемента должно быть как можно больше вокруг группы людей, много времени проводящих вместе. Например, если элемент супруга – металл, а супруги – дерево, им обоим поможет жить в гармонии наличие в доме разнообразных предметов, символизирующих элемент воды, так как вода в цикле порождения стоит между металлом и деревом.

Совершенно естественно, что в любом саду будет преобладать элемент дерева, т. к. к нему принадлежат все растения. Однако в саду вполне возможно разместить какие‑либо предметы, относящиеся к личному элементу хозяина сада и к элементу, предшествующему ему в цикле порождения. Например, если таковой элемент – металл, рекомендуется расположить в саду предметы, символизирующие металл и землю, которая предшествует металлу в цикле порождения.

Таким образом, пять элементов или стихий – это типы энергии, которые присутствуют в материи любого вида и принимают участие во всех ее трансформациях. Введение китайской философией данного понятия – это попытка определить главные типы процессов, происходящих в природе, объяснить характер и специфику окружающего мира.

Чтобы определить, влияние какой стихии является для того или иного человека определяющим, следует принять во внимание дату его рождения. Каждый читатель, руководствуясь данными таблицы 1, сможет установить свою принадлежность к одной из пяти стихий.

Время суток, в которое человек появился на свет, также важно для установления преобладающей стихии (см. приложение табл. 2)

Каждый из пяти элементов имеет свое символическое направление, цвет и способ выражения, так как данные стихии являются не только эталоном для астрологических наблюдений и подсчетов, составления индивидуальных гороскопов. С их помощью на пятеричной основе классифицируется все сущее во вселенной.

В свете планировки жилища данная классификация будет выглядеть приблизительно следующим образом. Приводимый перечень предметов поможет обеспечить присутствие личного элемента человека в окружающей его среде, будь то городская квартира или загородный дом с участком.

 

Дерево

 

Людям этой стихии, где преобладает ян, рекомендуется содержать в доме или выращивать на приусадебном участке как можно больше растений. Из плодоносящих растений и кустарников подойдут те, которые имеют кислые плоды.

Детали для оформления интерьера лучше будет подобрать в зеленых и синих тонах. Деревянная мебель и изгородь, кухонная утварь, изготовленная из дерева, также окажут свое благотворное влияние, как и гармонично вписывающиеся в интерьер дома предметы вытянутой формы – столбы, колонны, стойки для комнатных растений и т. п.

Символами стихии дерева являются дракон и рыба. Поэтому в качестве декоративных деталей при оформлении помещения в данном случае можно использовать изображение или статуэтку мифического Зеленого Дракона, а также аквариум с рыбками.

Геометрическая фигура, обозначающая дерево – прямоугольник, параллелограмм или ромб. Считается, что ствол и крона дерева вписываются именно в эти фигуры, размер и очертания их меняются со временем, в процессе роста дерева.

 

Огонь

 

Данная стихия всегда означает энергию, как положительную, так и отрицательную. Огню природой предназначено гореть, устремляясь вверх. Огонь способен как обжечь, так и согреть.

Элементами декора помещения для человека, принадлежащего к данному типу, будут предметы красного цвета, треугольной и пирамидальной формы, свечи, светильники, благовония и подставки для них, камины, кухонные плиты, костры, угли, печи, строения со скошенной крышей.

Символом стихии огня является, естественно, способный воскресать из пепла феникс, изображением которого целесообразно украсить одну из зон комнаты или квартиры.

В том случае, если речь идет о частном доме, можно порекомендовать уделить особое внимание установке наружных осветительных приборов. Также для усиления влияния огня на приусадебном участке сяньшены советуют устанавливать статуи. Кроме того, благотворное влияние на направление огненного элемента в положительное русло оказывает присутствие в квартире домашнего питомца.

 

Земля

 

Эта стихия является основой человеческой жизни, средоточием здравого смысла, источником стабильности, веры и честности. Функция Земли заключается во взращивании семян и плодоношении.

В Китае символом Земли считался император, как наиболее мудрый и щедрый из людей, даже цвет его одежд – золотой, солнечный – свидетельствовал о принадлежности к данной стихии.

Усилить этот элемент в обстановке дома или ландшафте могут помочь предметы квадратной и прямоугольной формы желтого и коричневого цвета, а также изделия из глины, мрамора, фарфора и фаянса, камни, кирпич, кристаллы, песок, галька.

Примерами использования перечисленных материалов могут служить керамическая, фаянсовая и фарфоровая посуда, статуэтки из глины и мрамора, «музыка ветра», бра с подвесками кристаллической формы, выложенные камнем дорожки на участке, аквариум или искусственный пруд с песчано‑галечным дном. Дома Земли строят в форме квадрата в соотношении высоты и ширины, с плоской крышей.

 

Металл

 

Данный элемент, согласно фэн‑шуй, покровительствует бизнесу и финансовым делам, дарит ясность и строгость мышления. Этому веществу свойственно подчиняться и изменяться. С другой стороны, из металла изготавливают мечи, ножи, т. е. предметы, являющиеся символом насилия.

Если этот элемент преобладает в характере человека, то это может говорить о склонности последнего к насилию, указывать на способность к ярким всплескам эмоций, экспрессивности или быть причиной природной невнимательности и рассеянности.

Влияние Металла можно усилить путем использования металлических предметов обихода и интерьера: мебели, решеток, лестниц. Можно декорировать обстановку с помощью медных, серебряных, золотых, чугунных, оловянных изделий, предметов белого и металлического цветов и круглой формы.

Для дизайна приусадебного участка наилучшим решением будет строительство пагод и беседок с круглыми крышами, желательно, чтобы эту же форму приобретали бьющие на участке фонтаны. Лучше, чтобы в конструкции дома присутствовали элементы круглой, овальной или арочной формы.

 

Вода

 

Природа этого элемента состоит в том, чтобы течь и пропитывать землю, наполнять озера и реки, даруя жизнь. Вода также несет в себе мудрость, знания, способность к взаимодействию и склонность к путешествиям.

Но наряду с этим вода с присущей ей настойчивостью может устранить любую преграду на своем пути, разрушить даже камень.

Символами Воды считаются зеркало, стекло, предметы, содержащие воду (например, аквариум, фонтан), черного или синего цвета, волнистой или изогнутой формы. По этой причине желающим усилить влияние воды в своем жилище или на участке около дома рекомендуется при строительстве учитывать, что именно такие формы следует придать большинству элементов интерьера.

Своеобразной эмблемой стихии воды является мудрая черная черепаха, поэтому присутствие этого животного или его изображения в доме также будет способствовать усилению влияния инь и принесет в дом мудрость и покой. Естественно, такое же воздействие оказывает и расположенный в нужной зоне аквариум с рыбами.

Подобно всему во вселенной, циклы разрушения и порождения являются прямыми противоположностями. Но в то же время они не могут существовать друг без друга, как и невозможно без них вечное движение, гармония инь и ян, т. е. сама жизнь.

Существует соответствие между стихиями и типами человеческого темперамента, состояния нервной системы. На основе этого, применив знания о циклах порождения и разрушения стихий, каждый человек может не только подбирать соответствующую планировку и обстановку своего жилья, но и строить свои отношениями с окружающими людьми.

Так, человек, родившийся под знаком Огня, должен поддерживать отношения с людьми типов Дерева и Земли, но остерегаться людей Воды, стараясь по возможности ограничивать общение с ними. В его доме должны обязательно присутствовать живые растения в керамических, глиняных емкостях. И растения, и глина являются символами Земли, которая порождает огонь и поддерживает в нем жизнь.

В доме человека типа Огня не следует устанавливать фонтаны, аквариумы, полированную мебель и предметы, окрашенные в черный и синий цвет, т. к. в цикле разрушения Вода гасит, уничтожает Огонь.

Конечно, нередки такие ситуации, когда спутники жизни, родственники, коллеги по работе, соседи принадлежат к элементам, располагающимся рядом в цикле разрушения. Говорить о сведении общения до минимума в данной ситуации было бы нелогично и неразумно. И на этот случай фэн‑шуй предлагает такой способ, как уравновешивание влияния стихий.

Для создания и поддержания гармонии инь и ян в помещении, на участке местности влияние стихий необходимо уравновесить, однако для этого вовсе не обязательно непосредственно вводить их в среду обитания. Фэн‑шуй в этом случае предлагает заменить ту или иную стихию ее символом, так как его значение и действие идентично оригиналу. Например, для усиления элемента Огня в комнате можно создать яркое освещение, добавить предметы красного цвета.

Многие предметы сочетают в себе свойства нескольких элементов: круглый деревянный полированный стол, накрытый красной ажурной скатертью, дает комбинацию из металла, дерева, воды и огня. Целью фэн‑шуй всегда и во всем должно быть достижение равновесия и гармонии, и теория этого учения о взаимодействии пяти первоэлементов ощутимо содействует в этом стремлении. Фэн‑шуй помогает учитывать энергию взаимодействия первоэлементов в различных сторонах жизни людей.

 

 

Методы фэн‑шуй

 

Умение планировать, по фэн‑шуй, – искусство в достаточной степени сложное. От сяньшена требуется обладать богатым багажом знаний в различных областях науки, а также навыками в применении на практике специального оборудования – компаса луобань.

 

Компас луобань

 

Внешне данный прибор выглядит как круглая пластина, разделенная на концентрические окружности – шкалы. Информация, приведенная на шкалах, дает возможность определить положительное и отрицательное направление ци, классифицировать некоторые другие данные, например тип воды, пять первоэлементов, и сопоставить их с особенностями личного гороскопа для того, чтобы толкование было более точным.

Центр компаса символизирует собой центр вселенной и называется тай‑цзи, или Небесный Пруд. Именно здесь сходятся и взаимодействуют инь и ян, сосуществуют покой и движение. На поверхности циферблата луобань укреплена стрелка, при исследовании местности ее ориентируют в нужном направлении. Число шкал на компасе и их содержание варьируется. На рисунке 9 изображены компасы с девятью и тридцатью шестью шкалами.

На второй кольцевой шкале компаса луобань изображены символы девяти звезд. Они соответствуют девяти направлениям более сложного компаса луобань, предназначенного для проведения индивидуальных расчетов и прогнозирования совместимости объектов или успешности их размещения в условиях конкретной местности (т. е. географической широты и долготы в соответствии с направлениями сторон света).

 

Рис. 9. Компасы луобань с девятью и тридцатью шестью шкалами

 

Девять звезд – это семь видимых звезд Большой Медведицы и две невидимые, орбиты которых были известны древним китайцам благодаря математическим расчетам, подтверждающим факт существования этих невидимых космических тел: цзо фу (левый помощник) и ю би (правый помощник). Согласно древнекитайской философии, они символизировали дурные и благие предзнаменования соответственно.

Полярная звезда служила центром китайской астрономической системы и китайского астрологического календаря, своеобразным центром жизни, по отношению к которому рассматривались все соседние небесные тела. Прежде всего, это были два созвездия – Большая и Малая Медведицы, которые у китайцев описываются как Северная и Южная Мера, символизирующие две сущности человеческой жизни: на Южной Мере обитает бог рождения, на северной – бог смерти.

Система шкал компаса луобань позволяет определить личную триграмму человека, оказывающую особое влияние на его жизнь с момента рождения. С помощью этой триграммы можно подобрать оптимальную планировку дома или квартиры в соответствии с личным кодом владельца.

Каждая из восьми сторон восьмигранника багуа, о котором речь пойдет позже, изначально соотносится с одной из восьми триграмм, с одной из пяти стихий, с одной из сторон света. Эту тройную взаимосвязь можно наглядно наблюдать на шкале компаса луобань: каждому из восьми секторов компаса соответствует одна грань восьмигранника багуа с определенной триграммой, одна стихия и одна из сторон света.

Вместе с тем каждый сектор на шкале компаса не просто показывает одно из направлений сторон света, а указывает его числовое обозначение с помощью магических чисел ло шу (от одного до девяти включительно).

Восемь направлений шкалы компаса луобань расположены на его окружности. Девятое направление показывает центр компаса – это колодец Небесного Пруда.

 

Линейка геоманта

 

Чтобы новая квартира принесла удачу и благополучие ее хозяевам, необходимо точно определить габариты и расположение ее отдельных комнат, пропорции предметов меблировки. С этой целью экспертами фэн‑шуй используется особая линейка – линейка геоманта. С ее помощью не только производятся замеры, но и определяется, насколько они благоприятны для конкретного помещения.

На линейке геоманта расположены шкалы для измерений в сантиметрах и дюймах, а также шкалы с иероглифами, дающими комментарии к соответствующим делениям шкал. Знаки над сантиметровой шкалой предназначены для использования внутри помещения, знаки над дюймовой шкалой – для измерений снаружи. Кроме этого, на линейке между делениями шкал размещены символы, указывающие на благоприятные результаты измерений.

На уровне четвертого деления с изображениями символов для наружных и внутренних замеров расположен символ категории удачи – своеобразная точка отсчета успехов и неприятностей. Первые четыре деления шкалы по левую сторону от символа удачи для наружных замеров – благоприятные, а последующие четыре деления по правую сторону являются предупреждением о различных неудачах.

Центр каждой группы, включающей четыре деления, отмечен еще одним знаком, указывающим на неудачу либо успех для всей группы. Тридцать два символа внешней шкалы и сорок символов внутренней могут повторяться несколько раз, в зависимости от длины линейки. Более подробная схема линейки геоманта приведена в таблице 3.

Одной из школ классического учения фэн‑шуй является школа форм. Отличительной чертой ее является то, что она принимает во внимание значение различных форм, цветов при строительстве зданий и создании интерьера. Для того чтобы создать для обитателей дома или квартиры максимально комфортную обстановку, их должны окружать предметы, которые бы гармонировали с их восприятием среды, то есть сочетающиеся с темпераментом, полом людей, самочувствием и настроением в конкретный момент.

Школа форм принимает во внимание и успешно использует то, что настроение человека и его самочувствие могут измениться в ту или иную сторону по причине того, смотрит ли он на идеальную по форме, фактуре и цвету, приятную для зрительного восприятия вещь или на прямую ей противоположность, т. е. предмет, совершенно непривлекательный ни по форме, ни по цвету.

Школа фэн‑шуй, которая использует луобань, называется школой компаса – это древнейшее направление искусства планирования. Эта школа применяет множество способов и методов анализа пространства, его правильного деления на зоны и т. п. Самыми популярными из них являются метод триграмм и метод влияния багуа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.245 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь