Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пирамиды майя. О чем рассказал Храм Надписей
Сергей Хромов
Просто не верится, что все это могло быть создано руками человека. Впервые попав сюда в XVI веке, европейцы решили, что открыли земной рай с садами Эдема и семью заколдованными городами. И поныне цивилизация майя остается одной из самых таинственных древних культур. Здесь все – загадка. Тщательно спланированные города, великолепные дворцы и храмы, уникальная система летоисчисления, мифы, таинственные ритуалы… Необычно и место, где зародилась эта цивилизация. Если другие великие культуры древности возникали в долинах крупных рек, то майя обосновались среди негостеприимных джунглей. Словно бросая вызов судьбе, именно здесь выстроили они свои белокаменные города. «Мексика. Паленке. Храм надписей. Гробница Пакаля». Таким мог бы быть обратный адрес телеграммы, отправленной 27 ноября 1952 года прямо из гробницы храма майя мексиканским археологом Альберто Русом. К сенсационному открытию вели три года изнурительных работ по расчистке лестницы, скрытой под плитами храма, от тонн каменного щебня. Преодолев последнюю преграду – громадную каменную «дверь», – 13 июля 1952 года исследователи вступили под своды подземной крипты. На стенах просторного помещения (9 м в длину, 4 м в ширину и 7 м в высоту) проступали барельефы девяти Владык мрака – правителей девяти подземных миров, согласно мифологии майя. В центре возвышался огромный, высеченный из камня‑монолита двадцатитонный саркофаг, закрытый массивной каменной резной плитой (3,8 м в длину и 2,2 м в ширину). Вокруг саркофага лежали богато украшенные драгоценные жертвенные предметы. Внутри покоился посыпанный яркой пурпурной краской скелет рослого человека, почти полностью скрытый за бесчисленными нефритовыми украшениями. Лицо покрывала посмертная мозаичная маска из более чем 200 кусочков нефрита. Возле ступней лежала нефритовая фигурка бога Солнца. Согласно надписям на рельефной плите, это была гробница вождя майя Пакаля (Правителя Щита), который царствовал 68 лет вплоть до смерти в 683 г. Изумительной красоты резьба на крышке саркофага изображает мир майя и путь человека в нем. Основу композиции составляют фантастическое дерево Кейба и фигура умершего правителя, падающего в преисподнюю. Мировое Древо Жизни у майя, как и у других древних народов, уходит корнями в подземный мир, ствол его находится в среднем мире, а крона – в мире небесном. Майя верили, что души умерших поднимались и опускались вдоль оси мира – ствола дерева. На вершине дерева сидит священная птица кецаль, а чуть ниже расположены два щита с изображением бога Солнца. Двухголовый змей обвивает ветви дерева – это земной уровень. Подземный мир представлен «челюстями» преисподней в виде двух скелетов драконов. Пакаль, сидящий на голове монстра, опускается вместе с ним во мрак Шибальбы. Но на голове монстра есть как символ смерти – раковина, так и символы жизни – зерно и цветок маиса, а на носу у Пакаля прикреплена маленькая косточка – символ семени. То есть Пакаль, подобно Солнцу, появится из преисподней в новом воплощении, родится вновь – как зерно, опущенное в землю. Этот сюжет воскресения сродни известным мифам других народов об умирающих и воскресающих божествах (Осирис в Египте, Дионис в Греции).
Чичен‑Ица
Паленке
Открытие Руса показало, что пирамиды майя были не просто постаментом для храмов. Существовал единый комплекс храм – пирамида – гробница, предназначенный для отправления сложных ритуалов. В ряде гробниц имелась специфическая конструктивная деталь – «канал для души» в виде узкой каменной трубы, ведущей наверх, к полу храмового здания. Пирамида связывала три мира: небесный, земной и подземный. Она позволяла соединиться как с миром божественных сущностей, так и с миром священных предков. Воплощением и тех и других на земле являлся правитель, который был для майя центром земного мира, носителем знания и традиций.
Интересные факты
Регион майя подразделяют на три области: южную – высокогорье Гватемалы и Тихоокеанское побережье; центральную – равнинные области юга Мексики и севера Гватемалы; и северную – полуостров Юкатан. Эти три области отличаются не только природно‑климатически‑ми условиями, но и историческими судьбами. Все они были заселены с древнейших времен, но между ними происходила своеобразная передача «эстафеты» культурного лидерства. Южная область, где к рубежу нашей эры уже сложились такие города‑государства, как Эль‑Мирадор и Каминалуи, дала толчок к развитию классической культуры майя в центральной области. В течение многих столетий здесь существовали многолюдные царства и города, среди которых знаменитые Тикаль, Паленке и Копан. Но в IX–X вв. период расцвета закончился внезапным упадком, города были заброшены, население резко сократилось. С X в. развитие культуры майя, правда, со значительным центрально‑мексиканским влиянием, продолжалось на севере, на полуострове Юкатан, и на юге, в горах Гватемалы. До XIII в. культурное и политическое лидерство на Юкатане принадлежало блестящей столице майя‑тольтекского царства – Чичен‑Ице.
* * *
Паленке – величайший из городов майя классического периода (200–900 гг.). Его руины находятся в северной части мексиканского штата Чьянас. Раскинувшись у края обрывистого плато, город господствовал над лежащей внизу лесной равниной, которая простирается почти на 80 км к северу до Мексиканского залива. Паленке был столичным центром довольно крупного государства (нома), в состав которого входили до двух десятков поселений. Размеры ритуально‑административного ядра города составляли свыше 30 га, а общая территория города – не менее 16 км2. Ядро города состоит из нескольких групп построек, связанных с основным архитектурным ансамблем, расположенным вокруг Главной площади. На высокой террасе воздвигнуты три главных святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Рядом с дворцом находится знаменитый своей гробницей Храм Надписей, возвышающийся, как и другие храмы майя, на ступенчатой пирамиде. Первая датированная надпись из зоны города соответствует 638 г., а последняя – 785 г.
Этрурия и Рим
Загадочные дети Этрурии |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы