Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нет другого мира, кроме этого. Но есть два взгляда на него.



 

КОРОЛЬ И АШТАВАКРА

 

В Древней Индии жил-был король. Звали его Джанака. Он был мудрецом. Однажды Джанака вздремнул на своей украшенной цветами постели; слуги обмахивали его веерами, а солдаты несли охрану снаружи. Ему приснился сон, будто соседний король победил его в войне, взял в плен и предал пыткам. Как только начались пытки, Джанака испуганно проснулся и увидел, что лежит на кровати, украшенной цветами, слуги обмахивают его веерами, а солдаты несут охрану снаружи.

Некоторое время спустя он вновь заснул и увидел тот же сон. И опять он проснулся и увидел, что находится в целости и безопасности в своем уютном дворце.

Джанаку стала тревожить одна мысль: во сне мир его грез казался очень реальным. Сейчас, когда он бодрствовал, реальным ему казался мир ощущений. Он хотел знать, какой же из этих миров является реальным.

Никто не мог ему дать ответ на этот вопрос: ни философы, ни ученые, ни пророки. Многие годы тщетно он искал ответ, когда однажды человек по имени Аштавакра не постучал в дверь дворца. «Аштавакра» означает «полностью деформированный», «сгорбленный». Он получил это имя именно потому, что таким и был с детства.

Вначале король не хотел воспринимать этого человека всерьез.

Как можешь ты, урод, быть носителем мудрости, отказавшей моим пророкам и ученым? – спросил король.

С самого детства все дороги для меня были закрыты, поэтому я жадно искал истину, – ответил Аштавакра.

– Ну ладно, говори, – сказал король. Аштавакра рассказал следующее:

О король, ни состояние бодрствования, ни состояние сна не являются реальными. Когда ты бодрствуешь, мир снов не существует, а когда ты спишь, не существует мира чувств. Следовательно, ни то, ни другое не является реальным.

Если и то, и другое нереально, то тогда что же реально? – спросил король.

Есть еще одно состояние помимо этих двух. Найди его, ибо только оно и является реальным.

Непросветленный человек считает себя пробужденным, поэтому неразумно называет одних людей хорошими, а других плохими; некоторые события веселыми, а некоторые – печальными.

Просветленный же человек более не находится в милости у жизни и смерти, развития и распада, успеха и провала, нищеты и богатства, чести и позора. Ему даже голод, жажда, жара и холод, которые он считает мимолетными в реке жизни, не причиняют никаких неудобств. Такой человек осознал, что нет никакой необходимости менять то, что он видит: нужно менять лишь то, как он видит.

Поэтому он обретает качество воды, такой мягкой и податливой, но непобедимой в своей силе; она пассивна, но приносит пользу всем. Благодаря его бескорыстным поступкам другие люди проходят через трансформацию; благодаря отсутствию у него привязанностей весь мир начинает процветать; благодаря отсутствию у него желаний другие остаются неиспорченными.

Для орошения полей воду берут у реки. Воде все равно, где ей быть, в реке или на полях. Вот почему просветленные люди действуют и живут гармонично и энергично, как предназначено их судьбами.

Такие люди становятся главными врагами общества, ненавидящего свободу, стремящегося к муштре, порядку, рутине, консерватизму, подчинению.

 

ТЯЖЕЛАЯ УЧЕБА ДЗЭН

 

Мамия в конце концов стал хорошо известным мастером дзэн. Но обучение дзэн давалось ему нелегко. Когда он был учеником, учитель попросил его изобразить звук хлопка одной ладони.

Мамия очень старался, он постился и почти не спал, чтобы только найти правильный ответ. Но мастер никогда не был доволен. Однажды он даже сказал:

– Ты недостаточно трудишься. Ты слишком любишь комфорт, слишком привязан ко всему хорошему в жизни, ты даже слишком привязан к тому, чтобы найти ответ как можно скорее. Лучше бы ты умер.

В следующий раз Мамия совершил перед мастером драматический поступок. Когда его попросили изобразить звук хлопка одной ладони, он упал на пол и притворился мертвым.

– Ну хорошо, – сказал мастер, – ты умер. Но как насчет хлопка одной ладони?

Открыв глаза, Мамия ответил:

– Я не смог найти ответ на этот вопрос. Услышав это, мастер заорал от гнева:

– Идиот! Мертвые не разговаривают. Убирайся от сюда!

Ты можешь быть непросветленным, но будь хотя бы последовательным!

 

ПРОБУЖДЕНИЕ АНАНДА

 

Ананд был самым преданным учеником Будды. По прошествии нескольких лет после смерти Будды было решено созвать Великий Съезд Просветленных людей. Один из учеников рассказал об этом Ананду.

В то время Ананд еще не был просветленным, хотя на протяжении многих лет усердно стремился к этому. Потому его не пригласили на съезд.

Накануне созыва съезда Ананд все еще оставался непросветленным и принял решение энергично практиковать всю ночь и не останавливаться до тех пор, пока не добьется поставленной цели. Но он добился лишь одного – полностью выбился из сил. Несмотря на все усилия, он не продвинулся вперед ни на йоту.

Ближе к рассвету Ананд решил сдаться и отдохнуть немного. В этом состоянии, когда он полностью потерял всякое желание, даже желание просветления, он положил голову на подушку. И неожиданно стал просветленным!

Однажды река сказала искателю истины: Неужели действительно нужно мучить себя стремлением к просветлению? Не важно, куда я поверну, я всегда возвращаюсь домой.

 

X x x

 

Если некоторые люди считают, что достичь просветления можно, лишь будучи очень серьезным, аскетичным и скучным, – они глубоко заблуждаются. Монах-иезуит Энтони де Мелло, собравший в своих книгах (и, очевидно, многое сочинивший сам) притчи и анекдоты многих стран, времен и народов, с легкостью докажет вам это.

Книга предназначена для людей любого возраста и уровня развития. Просто одни увидят здесь сборник восхитительных анекдотов, а другие – что-то вроде лесенки, ведущей… Куда? Прочтите – узнаете сами.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь