Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Неожиданная встреча



 

С. 33. Биографические данные бригадного генерала Дона Морелли любезно предоставлены его вдовой, миссис Патти Морелли, и командованием армии США по военной доктрине и подготвке, а также взяты из разговоров с самим Морелли и офицерами, которые его знали.

С. 34. Третья волна. Наша теория волн перемен изложена в [380] и [381].

С. 35. Экономика умственной силы: [379], особенно главы 3–8.

 

Глава 2. Конец экстаза

 

С. 38. Число жертв: [2], с. 8; см. также «The Post Cold War and Its Implications for Military Expenditures in Developing Countries», Robert McNamara, статья от 25 января 1991 г., в особенности Appendix 1.

С. 39. Три недели мира: «The Century of Refugee, A European Century?», Hans Arnold, Aussenpolitik, No. Ill,

1991.

С. 42. Демонтаж линкоров: «Fulfilling the Treaty» by H. A. MacMillan, Scientific American, July 1992.

C. 42. Экономическая взаимозависимость: [183], [317].

С. 43. Геоэкономика: «Americas Setting Sun» New York Times, September 23, 1991 и «U. S. — Japan Treaty Can Turn Things Around» Los Angeles Times, March 23, 1992, обе работы Edward Luutwak; см. также «The Primacy of Economics» by Fred Bergsten, Foreign Policy, Summer 1992, и [376], p. 23.

C. 45. Зона мира: «The Pentagon & Pax Americana» by Sol W. Sanders, Global Affairs, Summer 1992, p. 95. Глава З. Конфликт цивилизаций

С. 45. Цивилизация: этот термин обычно применяется для обозначения образа жизни, связанного со способом создания богатств — аграрным, индустриальным, а сейчас еще одним — основанным на знаниях, или информационным. В 1993 году Сэмюэль П. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Олина в Гарварде, начал дискуссию среди американских специалистов по внешней политике, объявив в летнем выпуске Foreign Affairs и в New York Times от 6 июня спад экономических и идеологических конфликтов на земном шаре и смену их войной между цивилизациями. Этим он бросил вызов геоэкономической школе, которая видит источником будущего соперничества торговые противоречия и глобальную конкуренцию.

В своей статье он определил «семь или восемь основных крупных цивилизаций», куда включил «западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно — православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизацию». Он добавил, что «линии раздела этих цивилизаций в будущем могут стать линиями фронтов». Но главный конфликт разгорится между «Западом и остальным миром».

Мы тоже верим в будущую схватку цивилизаций. Но не на тех фронтах, о которых говорит Хантингтон. И еще больший конфликт ждет впереди — «главный конфликт», в который будет включен этот конфликт цивилизаций. Можно говорить о столкновении «суперцивилизаций».

Хотя в истории возникали и пропадали многие цивилизации и субцивилизации, только две были «суперцивилизации», в которые входили все остальные. Одна — десятитысячелет — няя аграрная цивилизация, начавшая Первую волну перемен и имевшая в свое время конфуцианский, индуистский, исламский или западный варианты. Вторая — промышленная цивилизация, с которой по Западной Европе и Северной Америке пронеслась Вторая волна перемен, и она все еще ширится в других частях света.

К концу девятнадцатого века островки индустриализма появились в Японии, конфуцианском Китае, а также в славяно — православной России. Шел двадцатый век, и тяга к индустриализации (обычно ошибочно называемой «вестернизацией») пришла в мусульманскую Турцию под властью Ататюрка и в Иран под властью шаха, в католическую Бразилию и индуистскую Индию.

Каждое такое общество могло сохранить элементы своей религии, культуры и этнической идентичности в аграрных регионах, но там, где возникали индустриальные силы, они ослабляли старые связи. Распространение индустриализма несло с собой урбанизацию, меньшую зависимость от традиционных религии и морального кодекса, а также потрясало и другие культурные устои. Короче, индустриальная суперцивилизация поглощала на своем пути местную цивилизацию.

Точно так же сегодняшняя цивилизация Третьей волны уже развилась в западном, японском и конфуцианском варианте. Вот почему мы считаем, что традиционное определение цивилизации, из которого исходит Хантингтон, неадекватно и что многие столкновения, которые он предвидит — если они произойдут, — будут происходить на гораздо более широком поле — в мире, разделенном на три разные и потенциально конфликтные суперцивилизации.

Постигнув это, мы можем упростить дальнейшую терминологию. Мы будем по — прежнему словом «цивилизация» обозначать совокупность аграрных обществ Первой волны, или индустриальных обществ Второй волны, или возникающих обществ Третьей волны, а приставка «супер» будет подразумеваться.

С. 47. О промышленной революции: см. [42], [59], [61], [82], [83], [ИЗ], [151], [152], [158], [189], [238], [277], [395], [398].

С. 52. Отделение: дальнейшее обсуждение этого вопроса можно найти в [379], глава 30.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь