Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Богиня: женское священное начало
Снова обратимся к гностическим евангелиям, проливающим свет на то, что скрыто католической церковью. В одном из фрагментов рукописей Наг‑Хаммади, известном под названием «Гром. Совершенный ум», говорится о богине и о власти, которой она обладает:
«…я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь… Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве… Ибо я знание и незнание… Я твердость и я боязливость… Я неразумна и я мудра… Я, я безбожна, и я, чьих богов множество».
В Тайной Книге говорится, что Мать, называемая также Барбело, являет собой женское начало Отца, она ему противопоставлена и дополняет его. В Евангелии от Филиппа и в Евангелии от Фомы появляется образ божественной Матери, имя которой София, Мудрость, сотворившая мир, от которой пошли все существа. В Ипостаси Архонтов Бог встречает женское божество, очень могущественное, и между ними происходит следующий диалог:
«…и стал он высокомерен, сказав: "Это Я есмь бог, и нет другого кроме меня". Когда он сказал это, он погрешил против Целостности. И глас сошел свыше (царства) власти, говорящий, "Ты ошибся, Самаэль" – то есть, "бог слепых". И сказал он: "Если существовало что‑либо до меня, да откроется мне!" И немедленно София протянула перст свой, и внесла она Свет в материю; и она направила его вниз, в области хаоса… И сказал он потомству своему: "Это Я есмь бог целостности". И Зоя, дочь Пистис Софии, возопила и сказала ему: "Ты ошибся, Сакла!"»
Согласно письму гностика Толомея, София – посредник между душой мира (демиургом) и идеями (плеромой); она была частью человека перворожденного и покинула его, поэтому спастись можно, лишь отыскав ее снова. Что означает это женское божественное начало, появляющееся в гностических текстах? В раннем христианстве существовало понятие женского начала, впоследствии замененное концепцией Церкви. Как сказано в «Коде да Винчи», никто не сделал для искоренения культа богини больше, чем католическая церковь. Что же такое культ богини? Во всех древнейших культурах (и во многих последующих) центральную космогоническую фигуру, творящую силу, олицетворяла женщина, и признаки ее могущества всегда очень заметно выделялись – ягодицы, груди, беременный живот и половые органы. Эта богиня, от которой все рождается и к которой все возвращается, которая все возрождает и которая возобновляет цикл природы, так называемая Великая Богиня или Великая Мать, господствовала в религиозном сознании человечества примерно за 30 000 лет до н. э. В древних обществах царил матриархат, и земля почиталась как мать, а смерть и захоронение считались возвращением в лоно матери. Культуры доземледельческие и примитивного земледелия исповедовали особую космическую религию, связанную с вечно возрождающейся жизнью. Объектом культа являлась Мать‑Богиня. Согласно этим верованиям, земля почиталась матерью, а растения, животные и люди считались ее детьми и подчинялись ее законам. Огромное значение Матери‑Богини отражено в скульптуре эпохи палеолита, в том числе и в знаменитой Венере Вил‑лендорфской – вырезанной из известкового камня примерно за 26 000 лет до н. э. Оно также подтверждается и другими археологическими находками, менее известными, но относящимися к еще более ранним эпохам, как, например, серия женских фигурок, датируемых 30 000 лет до н. э. Они имеют небольшие размеры – от 3 до 22 см, вырезаны из камня, кости и слоновой кости и изображают женщин, главным образом матерей. Для всех характерно, что признаки женского пола – груди, половые органы, ягодицы и животы – древними резчиками нарочито выделены и проработаны лучше, чем головы и конечности. Для этих верований свойственны такие основополагающие особенности, как таинство женской сексуальности, загадка зачатия и родов, связь женских циклов с лунными и представление земли как женского лона. Перворожденная Богиня была одна и заключала в себе все силы жизни: рождение, жизнь, смерть и возрождение. Все женщины являлись ее жрицами, а потому – исполнительницами ее воли и земными воплощениями ее власти. Но эта Великая Богиня играла важную роль не только в доисторическую эпоху В разное время и в разных обличьях она появляется во многих культурах. У египтян богиня Исида обладала и божественными и человеческими качествами, она научила людей земледелию. В Месопотамии богиня Нинли была послана научить людей возделывать землю. В Шумере считалось, что богиня Нидаба придумала глиняные таблички и письменность. В индийской мифологии женское божество Сарасвати почитается как создательница алфавита. В святилищах богинь в Греции и в Чатал‑Хююке приносились жертвы из зерен. Среди женских божеств той эпохи также известны Иштар (Вавилон), Фрейя (Скандинавия), Анат (Ханаан) и Астарта (Финикия). Но по‑настоящему важна не сама идея священного женского начала, а обусловленная этой идеей концепция мира и человека. Например, Мать‑Богиня дает жизнь, защищает, любит своих детей – всех вместе и каждого из них. С течением времени и при различных обстоятельствах матриархат уступил место патриархату и главенствующее место после долгих трансформаций заняло мужское божественное начало. Произошедшие трансформации отобрали у женщины ее изначальные силы и отдали их в руки мужчин. Процесс творения перестал связываться с физиологическими особенностями женщины и стал описываться как результат действий мужчины. При переходе от женского божества к мужскому опять же приобретает важность обусловленная исходной идеей картина мира. С главенством всемогущего (и подчас авторитарного) мужского божества любящая своих детей мать уступает ведущую роль отцу, который может быть и ужасным и обладает властью наказывать и нередко предпочитает одних детей другим. Поэтому с возникновением и утверждением мужского всемогущего божества появилась иерархия священников в виде пирамидальной структуры, возникли классовое общество и монархия, а власть богини ослабела (как и власть обычных, земных женщин). Однако существует другая сторона жизни, связанная с богиней, и она также затрагивается в «Коде да Винчи»: священный брак и священный секс.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы